Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 7Стр 1 из 9Следующая ⇒
Оглавление
Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 7 Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Процесс принятия стратегических финансовых решений. 10 Место финансовой политики в управлении финансами организации. 15 Тема 2. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика 15 Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики. 15 ^ 2. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики. 16 Способы долгосрочного финансирования. 17 Тема 3. Финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование 18 ^ 1.Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи. 19 Доходный раздел 25 Расходный раздел 25 Всего расходов 25 Сводный бюджет доходов и расходов 25 ^ 5. Организация бюджетирования на предприятии 25 Тема 4. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия 26 Классификация затрат для целей финансового менеджмента 27 TC=FC VC 32 ATC 33 MC 33 AVC 33 AFC 33 ^ 6. Ценовая политика предприятия: определение цели, выбор модели ценовой политики. 38 Структура рынка и ее влияние на ценовую политику предприятия. 39 Тема 5. Финансовая политика в сфере текущей деятельности предприятия 43 А. Управление оборотными активами 43 4.Управление запасами 49 Б. Финансирование текущей деятельности предприятия 59
Тема 2. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика
2. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики. 3. Способы долгосрочного финансирования деятельности предприятий. ^ Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.
Долгосрочная финансовая политики охватывает весь жизненный цикл предприятий или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому (календарному году). Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия; основными элементами долгосрочной финансовой политики предприятия являются:
Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, размер собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия. ^ Доходный раздел
2. Выручка нетто от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 3. Выручка от прочей реализации 4. Операционные доходы (за вычетом расходов) 5. Внереализационные доходы (за вычетом расходов) 6. Чрезвычайные доходы (за вычетом расходов) 7. Кредиты и займы 8. Бюджетные средства в форме 8.1. Бюджетных ассигнований 8.2. Бюджетных кредитов 9. Средства поступившие из внебюджетных фондов 10. Прочие доходы Всего доходов
Расходный раздел
^ Всего расходов
Профицит бюджета (если доходы больше расходов)
^ ATC
MC
Б
AVC
A
AFC
Рис.3. Семейство кривых издержек фирмы в краткосрочном периоде С — издержки; Q —объем выпуска; AFC — средние постоянные издержки; AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки; МС — предельные издержки Построение графика при анализе издержек всегда следует начинать с вычерчивания кривой предельных издержек. Затем следует убедиться, что она пересекает кривые средних переменных и валовых издержек в точках их минимума. Эти точки могут не совпадать в точности с данными, приводимыми в таблице, так как таблица дает сведения лишь для целых единиц продукции, а кривые издержек могут отражать производство продукции в долях единицы.
К числу важнейших факторов, которые учитываются в процессе планирования текущих расходов, относятся:
Таким образом, главной целью управления затратами на предприятии является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности и получение достаточной прибыли, необходимой для выплаты дивидендов, финансирования капиталовложений, пополнения оборотных средств и выполнения обязательств перед бюджетом по налоговым платежам.
5. Определение критической точки производства. Ее значение для принятия управленческих решений. Определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Операционный рычаг и расчет силы его воздействия на прибыль. Объем реализации продукции, или выручка N, связан с себестоимостью S и прибылью от реализации P следующим соотношением: N=S P. Если предприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно – P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия. Для критической точки справедливо: S – полная себестоимость продукции (затраты на производство), Sпост – постоянные расходы, Sпер – переменные расходы. w x q= S пост s пер ед x q, q – количество проданных единиц, S пост – постоянные затраты на весь объем производства, s пер ед - переменные затраты в расчете на единицу изделия (s пер ед = S пер / q) Мед – маржинальный доход на единицу изделия, руб.
Для определения критического объема реализации в стоимостном выражении следует величину постоянных затрат разделить на величину маржинального дохода в одном рубле продукции. То есть под единицей продукции можно понимать как натуральный, так и стоимостной показатель. Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж, и выражает величину, по достижении которой может начаться снижение объема выручки и предприятие понесет убытки. Он определяется как доля в процентах от ожидаемого объема продаж:
Создание и последующую деятельность любой организации упрощенно можно представить как процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.
Метод " мертвой точки " (или критического объема продаж) применительно к оценке и прогнозированию эффекта рычага заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность. S пер – переменные затраты, S пост – постоянные затраты, P – прибыль до выплаты процентов и налогов. Преобразуя формулу с учетом прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем: k – отношение маржинальной прибыли к общей выручке (k = M / N). Выразив эту формулу в натуральных единицах, получим:
где Nнаткр - критический объем продаж в натуральном выражении, w – цена единицы продукции, s перед - переменные затраты в расчете на единицу изделия, Мед – удельный маржинальный доход. Таким образом, параметр критической точки характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которых равен величине условно-постоянных расходов. Nнат – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
ОА -КО где СК — собственный капитал (итог III раздела пассива баланса); ДО — долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса); ВОА — внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса); ОА — оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса); КО — краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса). Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.
- определение оптимального размера и структуры оборотных средств, - нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия. Формирование оборотных средств происходит в рамках дилеммы «риск – доходность». Каждой стратегии соответствуют способы формирования/финансирования оборотных средств. Решение этого вопроса определяется выбором стратегии финансирования оборотных средств, то есть определения принципов финансирования постоянной и переменной части оборотных средств. В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы.
Важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью управления оборотным капиталом. Идеальная модель – слишком теоретическая. Действительно трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной, и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия, необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами. Замечу, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующихся активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции её финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании. Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда объективных причин: - масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия более инертны, но у них более весомый собственный капитал; - этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще; - отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика; - отраслевые особенности кругооборота капитала, скорость его оборота, равномерность поступления выручки, длительность производственно-финансового цикла: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала (например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности);
Выбор модели управления оборотным капиталом, т.е. степени участия кредитных источников в финансировании текущей деятельности фирмы, зависит от объективных факторов – величины финансового и операционного рычага.
Эффект операционного рычага заключается в следующем. Заемщик несет риск потери платежеспособности в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры, когда объем реализации продукции резко сокращается и уменьшает приток денежных средств. Причем степень такого риска напрямую зависит от отраслевых особенностей структуры издержек (себестоимости) продукции заемщика – доли в ней постоянных и переменных затрат. Если переменные затраты (затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, энергозатраты в производстве и др.) изменяются прямо пропорционально объему производства, то постоянные затраты не зависят от объема производства (например амортизация, налоги на имущество, расходы по текущему ремонту, страховые взносы, арендная плата и др.). Проценты, уплачиваемые за банковский и любой другой кредит, увеличивают постоянные затраты и тем самым увеличивают риск потери платежеспособности предприятия.
Предприятия, имеющие высокую долю постоянных затрат в себестоимости, характеризуются сильным операционным рычагом – они быстрее теряют прибыль при снижении объема реализации продукции, чем предприятия, имеющие низкую долю постоянных затрат. Включение в постоянные затраты процентов за кредит усугубляет последствия непредвиденного падения объем выручки от реализации. В тоже время использование заемных средств позволяет фирме увеличить объем производства, получить дополнительные доходы. Начинает действовать финансовый рычаг, который характеризует увеличение доходности собственного капитала за счет привлечения заемных средств, т.е. фирма заставляет работать заемные средства на свой финансовый результат. Финансовый рычаг характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, характеризуется высоким уровнем финансового рычага, если она использует только собственные средства, она финансово независима. В сущности, контроль финансового рычага позволяет осторожно использовать долговые обязательства с фиксированными выплатами для финансирования инвестиций (активов), которые обещают доход больше, чем процентные выплаты по этим обязательствам. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность капитала за счёт привлечения заемных средств. Величина эффекта финансового рычага, т.е. процента дополнительной прибыли, приносимой использованием в обороте заемных средств, может быть увеличены или за счёт суммы привлеченных ресурсов, или за счёт снижения затрат на кредит. При разработке финансовой стратегии использования заемных средств необходимо учитывать оба рычага. Например, предприятие со слабым финансовым рычагом может позволить себя взять больший финансовый риск, иметь большее отношение обязательств к собственному капиталу. Фирма с сильным операционным рычагом, наоборот, должна ограничить привлечение заемных средств для ограничения риска. Управление запасами
Для большинства предприятий запасы ТМЦ представляют собой важнейшие активы. Запасы представляют собой или товары, приобретенные для последующей реализации, или запасы ТМЦ, используемые для производства новой продукции или других товаров. Структура запасов ТМЦ: - производственные (сырье и материалы на складе, незавершенное производство), - запасы готовой продукции. - обеспечение общего размера необходимых ТМЦ, - обеспечение оптимальной структуры запасов, - минимизация затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за запасами. 1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде. 2. Определение целей формирования запасов. 3. Оптимизация общей суммы запасов и отдельных их групп. 4. Построение эффективной системы контроля за движением запасов. ^ На втором этапе все запасы необходимо сгруппировать соответствующим образом с целью:
- запасы текущего хранения – постоянно обновляющаяся часть запасов, - равномерно потребляемые в процессе производства или реализации продукции. - за маленькие партии товаров приходится платить высокие цены, - существует риск остановки в производственном процессе в случае нарушения сроков поставок сырья и материалов в соответствии с заключенными договорами. - Затраты на закупку ТМЦ, исходя из годовой производственной потребности предприятия (производственной программы). Необходимы сведения по количеству ТМЦ и их цене. - Размещение или оформление заказов (связаны с организацией поступления ТМЦ на предприятие: договоры, поддержание штата, доставка, контроль поставки). - Расходы по хранению запасов (приемка, складирование, списание испорченных, похищенных ТМЦ, страхование).
где Гп – годовая потребность в ТМЦ, исходя из производственной программы, ТЗ1 – затраты по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на 1 поставленную партию, ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению 1 партии запасов. - ежедневный расход ТМЦ, исчисляемый на основе потребностей производства - время между размещением заказа и временем его выполнения, то есть получения запасов на склад предприятия, - уровень безопасности запасов – страховой запас. На четвертом этапе ставится задача построения эффективной системы контроля за движением запасов – своевременное выявление излишков ТМЦ или запасов. Широкое распространение получила «система ABC»: разделение всей совокупности запасов ТМЦ на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия. Группа «А»: ограниченное количество наиболее ценных видов запасов, которые требуют постоянного и тщательного учета и контроля, возможно ежедневного. Для них обязателен расчет оптимального размера заказа. Сюда могут быть включены 3-4 вида товаров, на стоимость которых падает до 60% от стоимости ТМЦ. Группа «В»: составляется из тех видов ТМЦ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для нее рекомендуется применять расчет оптимального размера заказа. Сюда относят до 6 наименований, составляющих 30% от общей суммы потребляемых ТМЦ. Группа «С»: широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЦ, закупаемых обычно в большом количестве. На них приходится 10% от общей стоимости, число наименований не ограничено. ^ 5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие. - задолженность покупателей перед организацией за поставленную, но не оплаченную продукцию, - задолженность по претензиям или спорным долгам при нарушении договорных обязательств и возникновении судебного дела; - задолженность подотчетных лиц при получении средств под отчет на командировки и другие цели; - задолженность налоговых органов предприятию при переплате в бюджет налогов и платежей и другие виды. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита. С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: 1) предоплата; 2) оплата за наличный расчет; 3) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, платежное требование, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов. - определение моделей и принципов кредитной политики; - контроль за оборачиваемостью средств в расчетах; - анализ и контроль уровня дебиторской задолженности; - анализ и контроль структуры дебиторской задолженности; - оценку дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по ключевым вопросам: - срок предоставления кредита; Чаще всего у организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции. - стандарты кредитоспособности; Под стандартами кредитоспособности понимаются такие критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты. - система создания резервов по сомнительным долгам; При этом предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам. Исходя из принципа осторожности и осмотрительности, при осуществлении финансовой политики необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя. - система сбора платежей и взыскания долгов; В этом разделе определяются процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения сроков или условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и другие методы предотвращения и преодоления последствий неисполнения обязательств покупателями. - система предоставляемых скидок.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.151 с.) |