Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 7



Оглавление


Тема 1. Основы финансовой политики предприятия 1

Методы разработки финансовой стратегии. Стратегический финансовый анализ и методы его осуществления. 7

Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Процесс принятия стратегических финансовых решений. 10

Место финансовой политики в управлении финансами организации. 15

Тема 2. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика 15

Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики. 15

^ 2. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики. 16

Способы долгосрочного финансирования. 17

Тема 3. Финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование 18

^ 1.Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи. 19

Доходный раздел 25

Расходный раздел 25

Всего расходов 25

Сводный бюджет доходов и расходов 25

^ 5. Организация бюджетирования на предприятии 25

Тема 4. Управление текущими издержками и ценовая политика предприятия 26

Классификация затрат для целей финансового менеджмента 27

TC=FC VC 32

ATC 33

MC 33

AVC 33

AFC 33

^ 6. Ценовая политика предприятия: определение цели, выбор модели ценовой политики. 38

Структура рынка и ее влияние на ценовую политику предприятия. 39

Тема 5. Финансовая политика в сфере текущей деятельности предприятия 43

А. Управление оборотными активами 43

4.Управление запасами 49

Б. Финансирование текущей деятельности предприятия 59

 


^

Тема 2. Долгосрочная и краткосрочная финансовая политика


1. Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.

2. Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики.

3. Способы долгосрочного финансирования деятельности предприятий.

^

Характеристика составных элементов долгосрочной финансовой политики.

 

Долгосрочная финансовая политики охватывает весь жизненный цикл предприятий или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому (календарному году).

Конкретные формы и методы реализации задач управления финансами определяются финансовой политикой предприятия; основными элементами долгосрочной финансовой политики предприятия являются:

 


  • политика управления капиталом;

  • политика привлечения заемных средств;

  • финансовая стратегия оздоровления предприятия;

  • финансовое прогнозирование, планирование бюджетирование.

 

Свою учетную политику предприятие должно строить в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. При определении кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами, в частности, размер собственных оборотных средств и потребности в заемных средствах (коммерческих, краткосрочных, банковских кредитах). В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучают структуру капитала и финансовую устойчивость предприятия.

^

Доходный раздел


1.Остаток денежных средств на балансовых счетах на начало планируемого периода

2. Выручка нетто от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

3. Выручка от прочей реализации

4. Операционные доходы (за вычетом расходов)

5. Внереализационные доходы (за вычетом расходов)

6. Чрезвычайные доходы (за вычетом расходов)

7. Кредиты и займы

8. Бюджетные средства в форме

8.1. Бюджетных ассигнований

8.2. Бюджетных кредитов

9. Средства поступившие из внебюджетных фондов

10. Прочие доходы

Всего доходов


^

Расходный раздел


  1. Налоговые платежи в бюджетную систему

  2. Взносы с социальные государственные и внебюджетные фонды

  3. Закупки материальных ресурсов

  4. Оплата электроэнергии

  5. Расходы на оплату труда

  6. Коммерческие расходы

  7. Управленческие расходы

  8. Расходы на финансирование капиталовложений

  9. Выплата процентов и дивидендов по эмиссионным ценным бумагам

  10. Прочие расходы и отчисления денежных средств

^

Всего расходов


Дефицит бюджета (если расходы больше доходов)

Профицит бюджета (если доходы больше расходов)




а практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачета встречных платежей. В такой ситуации фактическую доходную часть консолидированного бюджета понижают. Поэтому для ликвидации дефицита следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и расходные статьи. Корректировка бюджета находится в компетенции руководства предприятия.

^

ATC

 



MC

 

Б

 

AVC

 

A

 

AFC

 


Q

 

Рис.3. Семейство кривых издержек фирмы в краткосрочном периоде

С — издержки; Q —объем выпуска; AFC — средние постоянные издержки;

AVC — средние переменные издержки; АТС — средние валовые издержки;

МС — предельные издержки
С момента пересечения кривой предельных издержек и кривой средних переменных издержек (точка А) средние переменные издержки начинают возрастать. Такая же закономерность существует для кривых предельных и средних валовых издержек: кривая предельных издержек пересекает кривую средних валовых издержек в точке с их минимальным значением (точка Б).

Построение графика при анализе издержек всегда следует начинать с вычерчивания кривой предельных издержек. Затем следует убедиться, что она пересекает кривые средних переменных и валовых издержек в точках их минимума. Эти точки могут не совпадать в точности с данными, приводимыми в таблице, так как таблица дает сведения лишь для целых единиц продукции, а кривые издержек могут отражать производство продукции в долях единицы.
Концепция предельных издержек имеет стратегическое значение, поскольку она позволяет определить те издержки, величину которых фирма может контролировать наиболее непосредственно. Точнее говоря, предельные издержки показывают издержки, которые фирме придется понести в случае производства последней единицы продукции, и одновременно – издержки, которые могут быть "сэкономлены" в случае сокращения объема производства на эту последнюю единицу.
^ 4. Цели, задачи и принципы операционного анализа в управлении текущими издержками
Основными исходными материалами для планирования текущих затрат являются:

 


  • план выпуска продукции в разрезе отдельных видов в натуральном и стоимостном выражении (бюджет производства);

  • плановый объем продаж (реализации) продукции в физическом и денежном выражении;

  • план закупок материальных ресурсов;

  • нормы расхода и запаса материальных ресурсов, разработанные производственными и экономическими службами предприятия;

  • нормы затрат труда на единицу продукции и иная нормативная база.

 

К числу важнейших факторов, которые учитываются в процессе планирования текущих расходов, относятся:

 


  • изменение объема производства и продажи продукции;

  • колебания ее номенклатуры и ассортимента;

  • ценовые и иные факторы.

 

Таким образом, главной целью управления затратами на предприятии является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности и получение достаточной прибыли, необходимой для выплаты дивидендов, финансирования капиталовложений, пополнения оборотных средств и выполнения обязательств перед бюджетом по налоговым платежам.
В задачи анализа себестоимости входят:

 


  • оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;

  • установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;

  • определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причин отклонений фактических затрат от плановых;

  • анализ себестоимости отдельных видов продукции;

  • выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

 

5. Определение критической точки производства. Ее значение для принятия управленческих решений. Определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности предприятия. Операционный рычаг и расчет силы его воздействия на прибыль.
Аналитические особенности системы директ-костинг наиболее полно раскрываются при исследовании связи себестоимости с объемом реализации продукции и прибылью.

Объем реализации продукции, или выручка N, связан с себестоимостью S и прибылью от реализации P следующим соотношением: N=S P.

Если предприятие работает прибыльно, то P>0, если убыточно – P<0. Если Р=0, то нет ни прибыли, ни убытка и выручка от реализации равна затратам. Точка перехода из одного состояния в другое (при Р=0) называется критической точкой. Она примечательна тем, что позволяет получить оценки объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей, обеспечивающих улучшение финансового состояния предприятия. Для критической точки справедливо:
N=S или N=S пост S пер,
где N – объем производства продукции в стоимостном выражении,

S – полная себестоимость продукции (затраты на производство),

Sпост – постоянные расходы,

Sпер – переменные расходы.
Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия и количества проданных единиц, а переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим базовое уравнение:

w x q= S пост s пер ед x q,
где w – цена продажи единицы изделия,

q – количество проданных единиц,

S пост – постоянные затраты на весь объем производства,

s пер ед - переменные затраты в расчете на единицу изделия (s пер ед = S пер / q)
Расчет критического объема производства:
q кр = S пот /(w- s пер ед)= S постед,
где qкр – критический объем производства продукции (количество единиц изделий),

Мед – маржинальный доход на единицу изделия, руб.


^ Расчет критического объема выручки (реализации).

Для определения критического объема реализации в стоимостном выражении следует величину постоянных затрат разделить на величину маржинального дохода в одном рубле продукции. То есть под единицей продукции можно понимать как натуральный, так и стоимостной показатель.
^ Расчет запаса финансовой прочности.

Запас финансовой прочности представляет собой разность между фактическим уровнем продаж и критическим объемом продаж, и выражает величину, по достижении которой может начаться снижение объема выручки и предприятие понесет убытки. Он определяется как доля в процентах от ожидаемого объема продаж:



ЗПФ=

Ожид_объем_продаж - Крит_объем_продаж


х100%

Ожид_объем_продаж

 

Создание и последующую деятельность любой организации упрощенно можно представить как процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется понятием рычага (левериджа), представляющего собой фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.
Основными элементами себестоимости продукции являются переменные и постоянные расходы, причем соотношение их может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной в организации. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией операционного (производственного) рычага.

 

 


 


Рис.4. Нахождение точки критического объема производства
Операционный рычаг – потенциальная возможность влиять на прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Анализ этой взаимосвязи, т.е. количественная оценка уровня зависимости прибыли от операционного рычага, выполняется с помощью метода "мертвой точки".

Метод " мертвой точки " (или критического объема продаж) применительно к оценке и прогнозированию эффекта рычага заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.
Аналитическое представление рассматриваемой модели базируется на формуле:
N=S пер S пост P,
где N – реализация в стоимостном выражении,

S пер – переменные затраты,

S пост – постоянные затраты,

P – прибыль до выплаты процентов и налогов.

Преобразуя формулу с учетом прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:
N к р=Sпост/(1-k)
где Nкр – критический объем продаж в стоимостном выражении,

k – отношение маржинальной прибыли к общей выручке (k = M / N).

Выразив эту формулу в натуральных единицах, получим:

 


Nнаткр =

Sпост


=

Sпост
w- s перед Мед

 

где Nнаткр - критический объем продаж в натуральном выражении,

w – цена единицы продукции,

s перед - переменные затраты в расчете на единицу изделия,

Мед – удельный маржинальный доход.

Таким образом, параметр критической точки характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход от реализации которых равен величине условно-постоянных расходов.
Эффект операционного рычага (Эор) принято измерять следующим образом:
Э ор = Р' / N нат,
где Р' – темп изменения валовой прибыли (до выплаты процентов и налогов), %,

Nнат – темп изменения объема реализации в натуральных единицах, %.
Экономический смысл операционного рычага заключается в том, что он показывает степень чувствительности валового дохода организации к изменению объема производства.


^

ОА -КО

где СК — собственный капитал (итог III раздела пассива баланса);

ДО — долгосрочные обязательства (итог IV раздела пассива баланса);

ВОА — внеоборотные активы (итог I раздела актива баланса);

ОА — оборотные активы (текущие активы, итог II раздела актива баланса);

КО — краткосрочные обязательства (текущие обязательства, итог V раздела пассива баланса).

Потребность предприятия в чистом оборотном капитале является объектом планирования и отражается в его финансовом плане.


^ 3. Модели управления оборотным капиталом.
Управление оборотными средствами сводится к решению 2-х проблем:

- определение оптимального размера и структуры оборотных средств,

- нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия.
Данная установка имеет стратегический характер. В повседневной деятельности решается задача обеспечения ликвидности предприятия, то есть способности вовремя выполнить свои платежные обязательства, своевременно гасить краткосрочную кредиторскую задолженность. Практика решения данных вопросов определяется стратегией предприятия в вопросах формирования и финансирования оборотных средств.

Формирование оборотных средств происходит в рамках дилеммы «риск – доходность». Каждой стратегии соответствуют способы формирования/финансирования оборотных средств. Решение этого вопроса определяется выбором стратегии финансирования оборотных средств, то есть определения принципов финансирования постоянной и переменной части оборотных средств.

В теории финансового менеджмента известны четыре модели финансирования текущих активов, которые различаются между собой с точки зрения роли кредита и других краткосрочных обязательств в текущем финансировании фирмы.


^ Модели управления оборотным капиталом

Модель Роль краткосрочного кредита и кредиторской задолженности Риск с позиции ликвидности
Идеальная За счет краткосрочных обязательств финансируются полностью все текущие активы, т.е. и их переменная часть тоже Наибольший риск, особенно если есть вероятность, что нужно одновременно погасить все обязательства перед кредиторами
Агрессивная За счет краткосрочных обязательств покрывается полностью варьирующаяся часть оборотных активов Весьма рискованна, т.к. в реальной жизни ограничиться лишь минимумом текущих активов невозможно
Компромиссная Варьирующаяся часть оборотных активов покрывается на 50% за счет краткосрочных обязательств Наименьший риск, однако, возможно наличие излишних текущих активов и за счет этого снижение прибыли
Консервативная Варьирующая часть покрывается за счет долгосрочных пассивов Отсутствует риск потери ликвидности, т.к. нет краткосрочной кредиторской задолженнотси

 

Важная роль в управлении оборотным капиталом предприятия принадлежит краткосрочным заимствованиям, использование которых определяется выбранной моделью управления оборотным капиталом. Идеальная модель – слишком теоретическая. Действительно трудно представить ситуацию, когда все оборотные средства сформированы за счет краткосрочных долгов, в реальной жизни она практически не встречается. В последних трех моделях (агрессивной, консервативной, и компромиссной) главная идея состоит в том, что для обеспечения ликвидности предприятия, необходимо, чтобы внеоборотные активы в совокупности с системной частью оборотных активов покрывались долгосрочными пассивами.

Замечу, что роль краткосрочных обязательств и их доля в составе источников финансирования текущей деятельности фирмы возрастает в направлении «консервативная – компромиссная – агрессивная – идеальная модель», риск нарушения ликвидности фирмы при этом изменяется в том же направлении. При этом даже консервативная модель управления оборотным капиталом предполагает обязательное использование кредита для покрытия части варьирующихся активов. Таким образом, кредит органично встроен в процесс управления оборотным капиталом фирмы, именно он обеспечивает маневренность поведения и адекватность реакции её финансового обеспечения на изменение конъюнктуры рынка или рыночной стратегии компании.

Выбор модели управления оборотным капиталом является ключевым моментом финансового менеджмента, определяющим характер взаимодействия предприятия с кредиторами и дебиторами, объемы и сроки кредитных сделок. Общая линия поведения фирмы в отношении привлечения заемного капитала зависит от ряда объективных причин:

- масштабы деятельности: кредиторы по-разному относятся к крупным и мелким заемщикам, мелкий бизнес менее устойчив, крупные предприятия более инертны, но у них более весомый собственный капитал;

- этап жизненного цикла фирмы: как правило, на этапе становления трудно найти кредиторов, при налаженном стабильном бизнесе – проще;

- отраслевые особенности структуры издержек, определяющие силу операционного рычага и риск заемщика;

- отраслевые особенности кругооборота капитала, скорость его оборота, равномерность поступления выручки, длительность производственно-финансового цикла: наиболее привлекательны для кредиторов предприятия с быстрым оборотом капитала (например, торговое предприятие может позволить себе большие суммы краткосрочной задолженности, не нарушая своей ликвидности);

 


  • сезонность, одномоментность расходов или постоянно осуществляемые.


Политика заимствований должна быть относительно стабильной, т.к. большинство из перечисленных факторов практически неизменны в краткосрочном периоде или могут меняться незначительно. Изменение масштаба деятельности, переход предприятия на очередную стадию жизненного цикла потребуют изменения политики в области привлечения кредитных источников. Определение степени участия заемного капитала в финансировании текущей деятельности фирмы должно производится на основе прогнозирования рисков заемщика, учета интересов собственников. Фирма должна определить, насколько широко она будет привлекать заемные источники финансирования, не выходя за границы допустимого риска.

Выбор модели управления оборотным капиталом, т.е. степени участия кредитных источников в финансировании текущей деятельности фирмы, зависит от объективных факторов – величины финансового и операционного рычага.
^ Факторы, влияющие на выбор модели управления оборотным капиталом

Финансовый рычаг Операционный рычаг
^ Увеличение массы применяемого оборотного капитала за счет использования заемных средств Увеличение постоянных издержек на величину уплачиваемых процентов
- возможность увеличить масштабы деятельности или избежать её сокращения вследствие недостатка оборотных средств; - снижение риска за счет смещения точки безубыточности (порога рентабельности) вправо; - повышение рентабельности собственного капитала - снижение рентабельности; - повышение риска за счет смещения точки безубыточности (порога рентабельности) влево

 

Эффект операционного рычага заключается в следующем. Заемщик несет риск потери платежеспособности в связи с непредвиденными неблагоприятными изменениями рыночной конъюнктуры, когда объем реализации продукции резко сокращается и уменьшает приток денежных средств.

Причем степень такого риска напрямую зависит от отраслевых особенностей структуры издержек (себестоимости) продукции заемщика – доли в ней постоянных и переменных затрат. Если переменные затраты (затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты, энергозатраты в производстве и др.) изменяются прямо пропорционально объему производства, то постоянные затраты не зависят от объема производства (например амортизация, налоги на имущество, расходы по текущему ремонту, страховые взносы, арендная плата и др.). Проценты, уплачиваемые за банковский и любой другой кредит, увеличивают постоянные затраты и тем самым увеличивают риск потери платежеспособности предприятия.

 

Предприятия, имеющие высокую долю постоянных затрат в себестоимости, характеризуются сильным операционным рычагом – они быстрее теряют прибыль при снижении объема реализации продукции, чем предприятия, имеющие низкую долю постоянных затрат. Включение в постоянные затраты процентов за кредит усугубляет последствия непредвиденного падения объем выручки от реализации.

В тоже время использование заемных средств позволяет фирме увеличить объем производства, получить дополнительные доходы. Начинает действовать финансовый рычаг, который характеризует увеличение доходности собственного капитала за счет привлечения заемных средств, т.е. фирма заставляет работать заемные средства на свой финансовый результат.

Финансовый рычаг характеризует соотношение между собственным и заемным капиталом. Компания, имеющая значительную долю заемного капитала, характеризуется высоким уровнем финансового рычага, если она использует только собственные средства, она финансово независима. В сущности, контроль финансового рычага позволяет осторожно использовать долговые обязательства с фиксированными выплатами для финансирования инвестиций (активов), которые обещают доход больше, чем процентные выплаты по этим обязательствам. Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность капитала за счёт привлечения заемных средств. Величина эффекта финансового рычага, т.е. процента дополнительной прибыли, приносимой использованием в обороте заемных средств, может быть увеличены или за счёт суммы привлеченных ресурсов, или за счёт снижения затрат на кредит.

При разработке финансовой стратегии использования заемных средств необходимо учитывать оба рычага. Например, предприятие со слабым финансовым рычагом может позволить себя взять больший финансовый риск, иметь большее отношение обязательств к собственному капиталу. Фирма с сильным операционным рычагом, наоборот, должна ограничить привлечение заемных средств для ограничения риска.
^

Управление запасами

 

Для большинства предприятий запасы ТМЦ представляют собой важнейшие активы. Запасы представляют собой или товары, приобретенные для последующей реализации, или запасы ТМЦ, используемые для производства новой продукции или других товаров. Структура запасов ТМЦ:

- производственные (сырье и материалы на складе, незавершенное производство),

- запасы готовой продукции.
^ Управление запасами подразумевает:

- обеспечение общего размера необходимых ТМЦ,

- обеспечение оптимальной структуры запасов,

- минимизация затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за запасами.
Процесс управления запасами состоит из следующих этапов:

1. Анализ запасов ТМЦ в предшествующем периоде.

2. Определение целей формирования запасов.

3. Оптимизация общей суммы запасов и отдельных их групп.

4. Построение эффективной системы контроля за движением запасов.
Первый этап подразумевает анализ оборачиваемости запасов и их достаточности (недостаточности) для обеспечения непрерывности производственного процесса.

^ На втором этапе все запасы необходимо сгруппировать соответствующим образом с целью:

 


  • обеспечения производственной деятельности,

  • обеспечения непрерывного процесса реализации готовой продукции или запасов для перепродажи,

  • накопления сезонных запасов.


В разрезе каждого вида выделяются группы:

- запасы текущего хранения – постоянно обновляющаяся часть запасов,

- равномерно потребляемые в процессе производства или реализации продукции.
^ Третий этап, управление запасами текущего хранения – это минимизация затрат, связанных с текущими запасами. Создание запасов обуславливается двумя обстоятельствами:

- за маленькие партии товаров приходится платить высокие цены,

- существует риск остановки в производственном процессе в случае нарушения сроков поставок сырья и материалов в соответствии с заключенными договорами.
Очень часто размер производственных запасов больше, чем потребность на каждый текущий день. Следовательно, необходимо найти оптимальный размер запаса с точки зрения риска и доходности предприятия. Для этого необходимо идентифицировать все затраты для поддержания запасов. Затраты на поддержание запасов состоят из следующих видов:

- Затраты на закупку ТМЦ, исходя из годовой производственной потребности предприятия (производственной программы). Необходимы сведения по количеству ТМЦ и их цене.

- Размещение или оформление заказов (связаны с организацией поступления ТМЦ на предприятие: договоры, поддержание штата, доставка, контроль поставки).

- Расходы по хранению запасов (приемка, складирование, списание испорченных, похищенных ТМЦ, страхование).
Для минимизации затрат на поддержание текущих запасов на должном уровне используется подход, основанный на понятии оптимальной партии заказа (поставки). Чем больше заказов размещает предприятие, тем больше оно тратит средств на оформление заказов. Но, чем меньше заказов предприятие оформляет, тем крупнее заказ, что приводит к увеличению текущих затрат по хранению запасов. И все это при одном и том же уровне производства и потребления производственных запасов. Следовательно, можно найти оптимальную величину заказов, издержки на поддержание которых равны минимальной сумме этих двух видов издержек. Расчет оптимальной партии заказов осуществляется по модели Уилсона:

 


Опп=√

2 х Гп х ТЗ1
ТЗ2

 

где Гп – годовая потребность в ТМЦ, исходя из производственной программы,

ТЗ1 – затраты по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на 1 поставленную партию,

ТЗ2 – размер текущих затрат по хранению 1 партии запасов.
Важный вопрос в любой системе управления запасами – когда заказать новую партию, чтобы запасов хватило для работы предприятия. Ответ дает точка обновления заказов. Если заказ на новую поставку отправляется не ниже точки обновления, то считается, что предприятию всегда будет запасов для основной деятельности. Для расчета этой точки необходима следующая информация:

- ежедневный расход ТМЦ, исчисляемый на основе потребностей производства
(ОР = Количество единиц / 360), где ОР – однодневный расход

- время между размещением заказа и временем его выполнения, то есть получения запасов на склад предприятия,

- уровень безопасности запасов – страховой запас.

На четвертом этапе ставится задача построения эффективной системы контроля за движением запасов – своевременное выявление излишков ТМЦ или запасов. Широкое распространение получила «система ABC»: разделение всей совокупности запасов ТМЦ на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия.

Группа «А»: ограниченное количество наиболее ценных видов запасов, которые требуют постоянного и тщательного учета и контроля, возможно ежедневного. Для них обязателен расчет оптимального размера заказа. Сюда могут быть включены 3-4 вида товаров, на стоимость которых падает до 60% от стоимости ТМЦ.

Группа «В»: составляется из тех видов ТМЦ, которые в меньшей степени важны для предприятия и которые оцениваются и проверяются при ежемесячной инвентаризации. Для нее рекомендуется применять расчет оптимального размера заказа. Сюда относят до 6 наименований, составляющих 30% от общей суммы потребляемых ТМЦ.

Группа «С»: широкий ассортимент оставшихся малоценных видов ТМЦ, закупаемых обычно в большом количестве. На них приходится 10% от общей стоимости, число наименований не ограничено.
Таким образом, наиболее важны с точки зрения контроля группы «А» и «В», и им должно уделяться особое внимание. Оптимальной считается пропорция АВС: 75% - 20% - 5%.

^ 5. Дебиторская задолженность: содержание и формы управления. Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие.
Дебиторская задолженность включает:

- задолженность покупателей перед организацией за поставленную, но не оплаченную продукцию,

- задолженность по претензиям или спорным долгам при нарушении договорных обязательств и возникновении судебного дела;

- задолженность подотчетных лиц при получении средств под отчет на командировки и другие цели;

- задолженность налоговых органов предприятию при переплате в бюджет налогов и платежей и другие виды.
Для целей управления финансами под дебиторской задолженностью понимается, как правило, только задолженность покупателей перед организацией.
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции (кредитной политики).

Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита.
Дебиторская задолженность может быть допустимой, то есть обусловленной действующей формой расчетов, и недопустимой, свидетельствующей о недостатках в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и нарушении платежной дисциплины.

С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: 1) предоплата; 2) оплата за наличный расчет; 3) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, платежное требование, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент общепринятой системы расчетов.
^ Управление дебиторской задолженностью предполагает:

- определение моделей и принципов кредитной политики;

- контроль за оборачиваемостью средств в расчетах;

- анализ и контроль уровня дебиторской задолженности;

- анализ и контроль структуры дебиторской задолженности;

- оценку дебиторской задолженности с позиций платежной дисциплины.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по ключевым вопросам:

- срок предоставления кредита;

Чаще всего у организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции.

- стандарты кредитоспособности;

Под стандартами кредитоспособности понимаются такие критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты.

- система создания резервов по сомнительным долгам;

При этом предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам. Исходя из принципа осторожности и осмотрительности, при осуществлении финансовой политики необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя.

- система сбора платежей и взыскания долгов;

В этом разделе определяются процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения сроков или условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и другие методы предотвращения и преодоления последствий неисполнения обязательств покупателями.

- система предоставляемых скидок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.151 с.)