Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи



Под педагогическими условиями принято понимать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса [15].

Понятие «педагогические условия» включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения, воспитания и развития: цели, содержание, принципы, методы, формы, средства. В.И. Андреев в педагогике творческого саморазвития отмечает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [5].

Иными словами, если рассмотреть проблему развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) на занятиях по живописи в детской художественной школе, необходимо рассмотреть в этом контексте проблему создания благоприятных педагогических условий, которые наиболее благотворно влияют на процесс развития композиционного мышления учащихся.

 Для данного исследования необходимо обозначить педагогические условия, способствующие формированию композиционного мышления у учащихся (7-10 лет) детской художественной школы.

Детская художественная школа является учреждением дополнительного образования и направлена на эстетическое развитие обучающихся, а также несёт обучающие, развивающие и воспитательные функции. Художественное образование и эстетическое воспитание граждан, подготовка квалифицированных творческих и педагогических работников в области изобразительного искусства осуществляются посредством реализации образовательных программ в области изобразительного искусства. Реализация образовательных программ в области изобразительного искусства основана на принципах непрерывности и преемственности и направлена на выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, профессиональное становление, развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также последовательное прохождение взаимосвязанных этапов профессионального становления личности [14].

Таким образом, для развития композиционного мышления учащихся (7-10лет) детской художественной школы на занятиях по живописи можно считать наиболее целесообразными следующие педагогические условия:

1. Организация художественно-творческой среды для комфортного развития творческой деятельности. Социологические теории творчества полагают, что ведущими в развитии творческого потенциала являются внешние условия. И. Тен говорит об интеграции трех сил – раса, среда, исторический момент. Среда имеет такое же значение для художника, как и почва для растения, раса влияет на искусство изнутри. Совмещение этих сил, их общим вектором, является переживаемый народом «исторически момент», который и является главным стимулом к художественному творчеству [7].

Такая среда способствует активному формированию художественного роста учащихся. На занятиях по живописи у младших школьников необходимо создание творческой и дружеской атмосферы в группе; внедрение познавательных и творческих задач; формирование мотивации к образному мышлению и развитие потребности в художественно -творческой деятельности; организация и проведение выставочной деятельности.

2. Целостная методическая система обучения, формирующая композиционное мышление в процессе изобразительной деятельности учащихся. Целостная система заключается в единстве и тесной взаимосвязи обучения, воспитания и развития при компетентностно ориентированном образовании, которые имеют единую методологическую основу, направленную на развитие композиционного мышления учащихся системы дополнительного образования. Постепенное усложнение содержания заданий и упражнений так же немаловажное условие, которое обеспечивает перспективы развития композиционного мышления. Начинать следует с внешних приемов, побуждающих его сосредоточиться и далее постепенно обучить активности управления своей изобразительной деятельностью. При усложнении учебного материала на каждом этапе следует учитывать возрастные особенности для развития композиционного мышления, что обеспечивает эффективность освоения учениками композиционной грамоты. Освоение композиционной грамоты должно происходить поэтапно: от овладения умением анализировать натуру, через процесс формирования замысла, к постепенному переходу к формированию умений реализовывать их в практической работе по созданию образа в изображении.

3. Системный подход в развитии композиционного мышления у учащихся, реализующегося в изобразительной деятельности. Системный подход построен на принципах поэтапного, последовательного обучения в рамках реалистического метода. Занятия планируются с учетом постепенного усложнения практических заданий. Очень важно, чтобы практическая работа учащихся являлась главным условием этих способностей.

4. Поисковая работа на занятиях по композиции, направленная на достижение развития образного мышления, воображения учащихся и художественно-образной выразительности композиций на занятиях по живописи. Активная мыслительная деятельность происходит в процессе постановки и решения поставленной задачи. Проблемная ситуация, как необходимое условие в развитии образного мышления, творческих способностей учащихся, приемлема на определённом уровне приобретенных ими знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. При использовании проблемно-поисковых ситуаций в процессе учебной деятельности, преподаватель предлагает экспериментальные задания, где учащиеся ищут возможные пути решения творческих задач. Коллективное обсуждение работ во время просмотра, помогает выявить ошибки и найти пути их решения. Учащиеся анализируют свои и работы других учащихся, помогая друг другу решить поставленные задачи, выявить ошибки и исправить их.  

5. Квалифицированный педагог, его личные и профессиональные качества. Для учеников огромное значение имеют личностные качества педагога и мотивация. Условия, для возникновения мотивации как раз и создаются учителем. Педагог выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося. Мотивация у учащихся возникает благодаря интересу. У каждого педагога должна быть выработана своя методика работы, индивидуальная система, построенная в соответствии с общими задачами художественной школы, целями и направлениями современного развития изобразительного искусства. Во-многом, успех в обучении учащихся зависит от творческого подхода педагога к учебному процессу, однако, важно не отходить в своей практике от дидактических принципов: принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности и посильности обучения, а также принцип активности и сознательности обучения. 

6. Материально-техническое оснащение. К материально - учебной базе, обеспечивающей процесс обучения композиции, как правило относят художественные материалы, натурный фонд, наглядные пособия и учебную литературу.

Таким образом, педагогические условия в процессе обучения композиции, такие как, организация художественно-творческой среды для комфортного развития творческой деятельности, квалифицированный педагог и целостная методическая система обучения способствуют активизации художественно-образного и развитию композиционного мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.006 с.)