Возрастные психологические особенности развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные психологические особенности развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы



Целью данного параграфа является изучение возрастных и психологических особенностей развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи.

Чтобы понять особенности развития композиционного мышления у детей младшего школьного возраста, необходимо раскрыть суть понятия и проанализировать научные материалы о развитии навыков и умений учащихся, посредством тематического рисования на занятиях по композиции.

Предметом исследования является развитие композиционного мышления, которое направлено в первую очередь, на изучение композиции и применение её закономерностей на практике.

Слово «композиция» в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае – сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое [2].

Автор книги «Основы композиции» Е. В Шорохов дает понятие «…композиция – это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны – своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Иными словами, композиция есть сосредоточение идейно-творческого начала, позволяющего автору произведения искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве» [18].

Для развития композиционного мышления необходимо постоянное стремление творческой личности к активной деятельности, которая создает основу для развития генетически заложенных качеств, их совершенствования, формирования и развития новых. Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства [11].

Для того, чтобы лучше понимать возможности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста - педагог должен быть знаком с психологическими особенностями данного возраста.

Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольного к младшему школьному возрасту [9]. 

Младший школьный возраст (с 7 - 10 лет) является переходным периодом, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Развитие психики у детей младшего школьного возраста происходит главным образом на основе, ведущей для них учебной деятельности. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье.

Важнейшей обязанностью у ребенка отныне становится учёба, что требует от ребенка постоянной активности и приводит к быстрому развитию умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности.

Характерной особенностью младшего школьного возраста является ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети очень восприимчивы к чувствам, свойствам предметов. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, которые вызывают у них эмоциональное переживание удовольствия или неудовольствия от восприятия изображения. Эмоции ребёнка еще неотделимы от его познавательных процессов - восприятие, память, мышление.

У детей младшего школьного возраста мышление преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Особенно у детей данного возраста развито воображение. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов.

Одной из задач формирования композиционного мышления у младших школьников является всемерное развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности как качеств личности, опора на них в учебном процессе. Композиционное мышление следует рассматривать как личностное образование, лежащее у основания изобразительного творчества, способствующее активизации его учебно-познавательной деятельности.

Композиционное мышление младшего школьника начинается в момент появления замысла, продолжается при отборе элементов, объединенных общим смыслом, размещении их в пространстве листа и далее следует показ работы другим детям или взрослому. Продуктом композиционного мышления является изображение на плоскости, соответствующее воплощаемому замыслу.

В процессе композиционной деятельности ребенок должен сочинить художественное произведение, составить его части во взаимосвязи друг с другом. Учащемуся важно понять, что от места, которое займет изображаемая фигура на полотне, пространства вокруг нее, пропорций и характера расположения частей зависит эмоциональная выразительность и доходчивость работы.

Известно, что творческая деятельность, помимо мышления, подразумевает мобилизацию и других психических познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания и т.д. Чтобы художественное развитие ребенка проходило успешно, все эти качества должны развиваться во взаимной связи. Первостепенное значение следует уделять навыкам восприятия окружающего мира, т.к. в этом процессе заложены основные предпосылки для создания композиции [4].

При обучении ребенка композиции важно приучить его выстраивать последовательность ведения работы, которая позволит гораздо легче подойти к выразительному композиционному решению. В психологии, мышление определяют, как опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации [3].

Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности, что является неотъемлемой частью здорового ориентированного образования. И мышление – это форма человеческого познания. В психологии принято классифицировать мышление. По содержанию: конкретно-действенное мышление (практическая деятельность); наглядно-образное мышление (с опорой на образы восприятия или образы представления), логическое мышление. А также мышление можно рассматривать и с 3-х сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания, и, в-третьих, как форму умственной деятельности человека. В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура комплекса мыслительных операций – более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без них невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями[13].

Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях, это высшая форма отражения действительности. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком-либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Традиционный путь усвоения понятий – от частного к общему, а учёные Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов доказали, что уже первоклассники способны овладеть новыми понятиями, идя от общего к частному. И именно первоклассники обладают гораздо большими возможностями для развития мышления, чем это казалось при традиционных способах обучения.

Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия. Суждение – это утверждение или отрицание каких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами. Каждое суждение представляет собой констатацию фактов. Большое значение в проверке правильности суждений имеют умозаключения.

Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов. Благодаря этим мыслительным процессам происходит анализ любой работы, закрепление любого объясняемого материала на занятиях по изобразительному искусству. При развитии у детей композиционного мышления важно учитывать виды умозаключений, т.к. они направляют мыслительные процессы в ту или иную область размышлений, и ученики решают ту или иную цель занятия, главной из которых является развитие композиционного мышления, что и является целью обучения [1].

Однако мышление индивидуально, т.к. существуют различия в мыслительной деятельности человека. Это есть следствие особенностей развития его ума в процессе обучения и воспитания. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения. Учителю необходимо помнить эти процессы при планировании того или иного занятия, а также различные качества ума, которые на занятиях композиции можно развивать, поставив ту или иную педагогическую цель или задачу.

Композиционное мышление проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении задач, и в постановке целей (целеполаганием), и в рефлексивной регуляции (анализ закономерностей самой деятельности). И теперь мы можем сказать, что достичь высокого развития композиционного мышления (мыслительных операций) возможно специальными упражнениями, тренировками в ходе целенаправленного школьного обучения, где детям предлагаются задания-загадки, задания-ребусы и т.д. [8].

Таким образом, в процессе композиционного мышления на занятиях по живописи учащиеся детских художественных школ совершают мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классификации информации с целью создания целостного художественного образа композиции, а также формирования своих собственных представлений, понятий, суждений, умозаключений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.)