Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возрастные психологические особенности развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы
Целью данного параграфа является изучение возрастных и психологических особенностей развития композиционного мышления учащихся (7-10 лет) детской художественной школы на занятиях по станковой живописи. Чтобы понять особенности развития композиционного мышления у детей младшего школьного возраста, необходимо раскрыть суть понятия и проанализировать научные материалы о развитии навыков и умений учащихся, посредством тематического рисования на занятиях по композиции. Предметом исследования является развитие композиционного мышления, которое направлено в первую очередь, на изучение композиции и применение её закономерностей на практике. Слово «композиция» в переводе на русский язык означает сочетание или соединение отдельных частей в единое целое, а в данном случае – сочетание отдельных частей картины в единое художественное целое [2]. Автор книги «Основы композиции» Е. В Шорохов дает понятие «…композиция – это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны – своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла. Иными словами, композиция есть сосредоточение идейно-творческого начала, позволяющего автору произведения искусства целенаправленно организовать главное и второстепенное и добиться максимальной выразительности содержания и формы в их образном единстве» [18]. Для развития композиционного мышления необходимо постоянное стремление творческой личности к активной деятельности, которая создает основу для развития генетически заложенных качеств, их совершенствования, формирования и развития новых. Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства [11]. Для того, чтобы лучше понимать возможности изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста - педагог должен быть знаком с психологическими особенностями данного возраста. Младшим школьным возрастом считается возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальных классах общеобразовательной школы. Возраст 6 лет в настоящее время является переходным от дошкольного к младшему школьному возрасту [9].
Младший школьный возраст (с 7 - 10 лет) является переходным периодом, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Развитие психики у детей младшего школьного возраста происходит главным образом на основе, ведущей для них учебной деятельности. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Важнейшей обязанностью у ребенка отныне становится учёба, что требует от ребенка постоянной активности и приводит к быстрому развитию умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Характерной особенностью младшего школьного возраста является ярко выраженная эмоциональность восприятия. Дети очень восприимчивы к чувствам, свойствам предметов. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, которые вызывают у них эмоциональное переживание удовольствия или неудовольствия от восприятия изображения. Эмоции ребёнка еще неотделимы от его познавательных процессов - восприятие, память, мышление. У детей младшего школьного возраста мышление преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. Особенно у детей данного возраста развито воображение. Как правило, понимание общих положений достигается лишь тогда, когда они конкретизируются посредством частных примеров. Содержание понятий и обобщений определяется в основном наглядно воспринимаемыми признаками предметов. Одной из задач формирования композиционного мышления у младших школьников является всемерное развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности как качеств личности, опора на них в учебном процессе. Композиционное мышление следует рассматривать как личностное образование, лежащее у основания изобразительного творчества, способствующее активизации его учебно-познавательной деятельности.
Композиционное мышление младшего школьника начинается в момент появления замысла, продолжается при отборе элементов, объединенных общим смыслом, размещении их в пространстве листа и далее следует показ работы другим детям или взрослому. Продуктом композиционного мышления является изображение на плоскости, соответствующее воплощаемому замыслу. В процессе композиционной деятельности ребенок должен сочинить художественное произведение, составить его части во взаимосвязи друг с другом. Учащемуся важно понять, что от места, которое займет изображаемая фигура на полотне, пространства вокруг нее, пропорций и характера расположения частей зависит эмоциональная выразительность и доходчивость работы. Известно, что творческая деятельность, помимо мышления, подразумевает мобилизацию и других психических познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, внимания и т.д. Чтобы художественное развитие ребенка проходило успешно, все эти качества должны развиваться во взаимной связи. Первостепенное значение следует уделять навыкам восприятия окружающего мира, т.к. в этом процессе заложены основные предпосылки для создания композиции [4]. При обучении ребенка композиции важно приучить его выстраивать последовательность ведения работы, которая позволит гораздо легче подойти к выразительному композиционному решению. В психологии, мышление определяют, как опосредствованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации [3]. Мышление есть результат развития человека, развития его мыслительной деятельности, что является неотъемлемой частью здорового ориентированного образования. И мышление – это форма человеческого познания. В психологии принято классифицировать мышление. По содержанию: конкретно-действенное мышление (практическая деятельность); наглядно-образное мышление (с опорой на образы восприятия или образы представления), логическое мышление. А также мышление можно рассматривать и с 3-х сторон: во-первых, как ступень познания, во-вторых, как процесс познания, и, в-третьих, как форму умственной деятельности человека. В зависимости от сложности решаемых задач складывается определенная структура комплекса мыслительных операций – более сложная или менее сложная. Мыслительные операции служат фундаментом формирования понятий. Без них невозможен процесс мышления как процесс оперирования понятиями[13]. Понятие – это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях, это высшая форма отражения действительности. Формирование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком-либо явлении, предмете, о взаимосвязи между предметами и явлениями. Традиционный путь усвоения понятий – от частного к общему, а учёные Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов доказали, что уже первоклассники способны овладеть новыми понятиями, идя от общего к частному. И именно первоклассники обладают гораздо большими возможностями для развития мышления, чем это казалось при традиционных способах обучения.
Мыслительные процессы осуществляются в форме суждений. В суждениях раскрывается сущность понятия. Суждение – это утверждение или отрицание каких-либо связей, взаимоотношений между предметами и явлениями, между их свойствами и качествами. Каждое суждение представляет собой констатацию фактов. Большое значение в проверке правильности суждений имеют умозаключения. Умозаключение – это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов. Благодаря этим мыслительным процессам происходит анализ любой работы, закрепление любого объясняемого материала на занятиях по изобразительному искусству. При развитии у детей композиционного мышления важно учитывать виды умозаключений, т.к. они направляют мыслительные процессы в ту или иную область размышлений, и ученики решают ту или иную цель занятия, главной из которых является развитие композиционного мышления, что и является целью обучения [1]. Однако мышление индивидуально, т.к. существуют различия в мыслительной деятельности человека. Это есть следствие особенностей развития его ума в процессе обучения и воспитания. На особенности человеческого ума оказывают влияние и динамика нервных процессов возбуждения и торможения. Учителю необходимо помнить эти процессы при планировании того или иного занятия, а также различные качества ума, которые на занятиях композиции можно развивать, поставив ту или иную педагогическую цель или задачу. Композиционное мышление проявляется в учебной деятельности и в понимании учебного материала, и в решении задач, и в постановке целей (целеполаганием), и в рефлексивной регуляции (анализ закономерностей самой деятельности). И теперь мы можем сказать, что достичь высокого развития композиционного мышления (мыслительных операций) возможно специальными упражнениями, тренировками в ходе целенаправленного школьного обучения, где детям предлагаются задания-загадки, задания-ребусы и т.д. [8]. Таким образом, в процессе композиционного мышления на занятиях по живописи учащиеся детских художественных школ совершают мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и классификации информации с целью создания целостного художественного образа композиции, а также формирования своих собственных представлений, понятий, суждений, умозаключений.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.006 с.) |