Организация занятий по композиции в детской художественной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация занятий по композиции в детской художественной школе



К каждому занятию в детской художественной школе разрабатывается план-конспект в соответствии с учебным тематическим планом, содержащий информацию о целях, задачах занятия:

План-конспект № 1. Занятие по дисциплине «Композиция»:

Класс: подготовительная группа 

Возраст учащихся: 7-9 лет

Количество академических часов: 2

Тема: «Мишки на северном полюсе»

Цель занятия: выполнить композицию «Мишки на северном полюсе»

Задачи:

Обучающие: учить подбирать и смешивать цвета между собой для получения дополнительных оттенков;

Развивающие: развивать чувство композиционного равновесия;

Воспитывающие: воспитывать у детей добрые чувства к живой природе

Оборудование: Для учителя: детские книги с иллюстрациями Е. и Н. Чарушиных; образцы «холодные цвета и оттенки», бумага, краски.

Для учеников: художественные материалы.

Тип занятия: комбинированный.

План занятия (90 минут):

1.Организационный момент (5-10мин)

2.Объяснение темы и задания на занятии (15-20 мин)

3.Практическая работа учащихся (40-50мин)

4.Итоговый анализ детских работ (15-20мин)

5.Уборка рабочего места (5-10мин)

Ход занятия:

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места и наглядных материалов: учащиеся рассаживаются за парты, на которых заранее приготовлены: бумага формата А4, А3 простой карандаш, ластик, акварель, палитра, кисти белка № 2,4,5, вода, белая гуашь, синий маркер, пастель.

2. Объяснение темы и задания на занятии.

Знакомство с книгами-картинками с рисунками художников Е. и Н. Чарушиных.

Рассматривая с детьми иллюстрации художников-анималистов, обращаем внимание детей на то, как художники организуют пространство на бумаге, а также как выразительно переданы особенности внешнего вида, повадки, характер зверей.

3. Практическая работа учащихся

- Сегодня мы с вами будем рисовать белых медведей, которые живут в Арктике на Северном полюсе.

Мы побудем художниками-анималистами.

Рисуем на бумаге еле заметные контуры карандашом, линии должны быть тонкими, т.к. слой акварельной краски достаточно прозрачный и жирные линии могут через него просвечивать. На этом этапе стараемся не пользоваться ластиком, т.к. при нанесении (втирании) краски могут образоваться комочки.

Когда обозначено композиционное размещение мишек на листе, условно намечен фон и уловлены общие пропорции, начинаем рисовать красками.

Для фона нам понадобятся акварельные краски. Набираем нужный цвет на кисть, макаем в воду и плавным движением кисти по листу кроем фон. Одной из главных задач является замена цвета в процессе работы над фоном для получения многообразных оттенков. Для изображения льдинок – на невысохшую акварель – накладываем целлофановый пакет. В этом случае, при высыхании акварели – краска будет неравномерно и грубо засыхать, тем самым, возникнет эффект грубых неравномерных многоугольников, что нам и требуется.

После того, как работа над фоном будет закончена берём гуашевую краску и лёгкими аккуратными движениями делаем фактурную шерстку у мишек. Как только гуашь высыхает - берем в руки маркер и выделяем главных действующих персонажей.

Используем пастель ярких зеленых, фиолетовых и красных оттенков для изображения сияния – берем пастельный мелок ребром и закрашиваем, едва касаясь листа – задний план. Затем растиркой смешиваем цвета между собой.

Заключительным этапом является создание снега путем набрызга на лист белой гуашью. Для этого, берем кисть, набираем на неё белую гуашь такой консистенции, чтобы краска была похожа на сметану. И одновременно лёгким и резким постукиванием ударяем по кисти, чтобы краска брызгами задерживалась на нашем рисунке. 

4. Итоговый анализ детских работ. Критерии оценки:

- передача ритмических построений в композиции

- представления: композиционное равновесие, выбор композиционного центра, целостность композиционного решения

- передача воздушной перспективы и пространства

- работа инструментами разного размера, разными фактурами

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

5. Уборка рабочего места.

                                                                                          

План – конспект №2. Занятие по дисциплине «Композиция»

Класс: подготовительная группа 

Возраст учащихся: 7-9 лет

Количество академических часов: 2

Тема: «Сказочная птица»

Цель занятия: Упражнение на развитие образного и композиционного мышления. Создать из отпечатка ладошки – сказочную птицу и доработать композицию.

Задачи:

Обучающие: дать знания о строении и об изображении птиц;

Развивающие: развивать чувство композиционного равновесия;

Воспитывающие: воспитывать у детей добрые чувства к живой природе

Оборудование: Для учителя: детские книги с иллюстрациями Е. и Н. Чарушиных и других художников; бумага, краски.

Для учеников: художественные материалы

Тип занятия: Комбинированный

План:

1. Организационный момент (5-10 мин)

2. Объяснение темы и задания на занятии (15-20 мин)

3.  Практическая работа учащихся (40-50 мин)

4. Итоговый анализ детских работ (15-20 мин)

5. Уборка рабочего места (5-10 мин)

Ход урока:

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места и наглядных материалов: учащиеся рассаживаются за парты, на которых заранее приготовлены: бумага формата А4, А3 простой карандаш, ластик, акварель, палитра, кисти белка № 2,4,5, вода, белая гуашь, синий маркер, пастель.

2. Объяснение темы и задания на занятии.

-Ребята, сегодня мы с вами будем создавать волшебную, сказочную чудо-птицу прямо из отпечатка вашей ладошки! Волшебные птицы часто встречаются нам в сказках, мультфильмах и фильмах. Также изображения таких птиц можно встретить в иллюстрациях к книгам и на картинах известных художников. Иногда это бывают совершенно невероятные существа, которые похожи на существующих птиц. Ребята, вспомните, где вы встречали птиц, которые выглядят так необычно? Преподаватель показывает иллюстрации с изображением сказочных птиц из сказок.

В творческой работе придерживайтесь принципа цветовой гармони и основных законом композиции и ваши рисунки получатся действительно красивыми.

3. Практическая работа учащихся.

Дети по контуру обводят свои ладошки, и преподаватель предлагает учащимся создать сказочную птицу из «ладошки».

Учащиеся должны изобразить свою сказочную птицу на изображении ладошки. Работа выполняется в цвете. Важно создать цветовую гармонию в работе, красивые силуэты, подойти к работе творчески.

Преподаватель индивидуально подсказывает младшему школьнику наилучшие варианты композиции. Обращаем внимание учащихся на правильное построение композиции.

Учащиеся отвечают. Если они затрудняются, учитель напоминает им о сказке про Жар-птицу, Дымковских игрушках в виде птиц, изображение птиц в Городецкой росписи, Гжели, других известных детям стилях. Учитель указывает на характерные особенности, например, наличие геометрического или цветочного рисунка на птице, необычная форма крыльев, головы.  Учащиеся дорабатывают композицию.

4. Итоговый анализ детских работ. Критерии оценки:

Восприятие:

- творческий подход;

- наличие художественного образа;

- создание колористического образа

Представления:

 композиционное равновесия, выбор композиционного центра, целостность цветового решения;

- передача воздушной перспективы и пространства

Техническое исполнение:

- работа инструментами разного размера, разными фактурами.

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

5. Уборка рабочего места

 

План-конспект № 3. Занятие по дисциплине «Композиция»

Класс: подготовительная группа

Возраст учащихся: 7-9 лет

Количество академических часов: 2

Тема: «Сказочный зверь»

Цель занятия: Выполнить композицию с ярко выраженным композиционным центром

Обучающие: обучать цветом и тоном передавать плановость в композиции;

Развивающие: развивать чувство композиции;

Воспитывающие: воспитывать у детей добрые чувства к живой природе воспитать

Тип занятия: комбинированный

Оборудование: Для учителя: детские книги с иллюстрациями Е. и Н. Чарушиных и других художников; бумага, краски.

Для учеников: художественные материалы

План занятия (90 минут):

1. Организационный момент (5-10 минут).

2. Объяснение темы и задания на занятии (15 - 20 минут).

3. Практическая работа учащихся (40 – 50 минут).

4. Итоговый анализ детских работ (15-20 минут).

5. Уборка рабочего места (5-10 минут).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Подготовка рабочего места и наглядных материалов: ученики рассаживаются за парты, на них приготовлены: бумага формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисти белка №2,4, 5, вода.

2. Объяснение темы и задания занятия.

Преподаватель знакомит учащихся с новой темой.

Сегодня мы с вами приступим к выполнению созданию сказочного зверя. Давайте вспомним зверей и насекомых, которые живут в лесу (учащиеся рассказывают каких зверей и насекомых они знают).

Преподаватель напоминает о тоне, насыщенности цвета, которые способны передать в картине мир таким, каким мы его видим. То есть чем дальше от нас, зрителей, тем цвет становиться более светлым, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются.

3. Практическая работа учеников.

Преподаватель демонстрирует, поэтапное создание композиции и наглядно показывает особенности масштаба в изображении деревьев в работе на разных планах. Здесь возможна игровая ситуация, когда учитель заведомо изображает в своей композиции не правильный цвет, размер главного персонажа работы или место положения элементов композиции. Каждый ученик по желанию может исправить ошибку учителя. Что делает занятие лёгким в восприятии детей. Дети наглядно убеждаются в том, какое значение имеет правильное изображение деревьев и других элементов композиции в рисунке. По ходу демонстрации ученики самостоятельно планируют ход выполнения своей работы.

После выполнения поисковых фор эскизов учащиеся выполняют композицию на формате. Преподаватель индивидуально работает с каждым учащимся и поясняет, как можно исправить недочеты.

4. Итоговый анализ выполненной работы. Критерии оценки:

Восприятие:

- передача эмоционального состояния природы

- создание колористического образа природы

Представления: композиционное равновесия, выбор композиционного центра, целостность цветового решения.

- Передача воздушной перспективы и пространства

Техническое исполнение:

- работа инструментами разного размера, разными фактурами.

По результатам выполненной работы выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 («отлично») – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается самостоятельностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 («хорошо») – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 («удовлетворительно») – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки. Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

После завершения детьми композиции в конце занятия проводится просмотр творческих работ ученики, оценивая свои результаты, уважительно высказываясь о работах товарищах, подводят итоги: кто правильно работал на занятии и достиг поставленной цели.

5. Уборка рабочего места.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]
В данной курсовой работе были проанализированы возрастные психологические особенности развития творческих способностей и особенности композиционного мышления учащихся детской художественной школы 7-10 лет на занятиях по композиции. В результате изученного и проанализированного материала можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте начинают формироваться навыки усвоения необходимой информации. Можно выделить основные показатели для развития у младших школьников творческих способностей на занятиях по композиции: оригинальность композиции, развитие воображения, зрительной памяти и мышления у младшего школьного возраста является очень важной задачей, так как продуктивная работа этих качеств имеет первоначальное значение на всех этапах создания художественного произведения.

Такой вид творческой работы, как тематическая композиция, максимально обусловливают приобретение опыта, развитие воображения и творческой мыслительной деятельности, развитие способностей к художественно-исполнительной деятельности.

Рассмотрены и выявлены эффективные педагогические условия развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по композиции. На основе чего, можно сделать вывод о том успешное развитие композиционного мышления учащихся базируется на личном потенциале субъекта в системе детской художественной школе.

Реализация творческих способностей младших школьников невозможна без серьезного освоения художественных навыков, средств, способов и приемов, используемых в практической деятельности для решения поставленных задач. В процессе обучения композиции требуется проведение целенаправленной психолого-педагогической работы, ориентированной на становление способности к творческим способностям с учетом факторов, оказывающих позитивное влияние на их проявление.

Разработаны критерии оценки, которые позволяют определить уровень развития композиционного мышления учащихся детской художественной школы.

Также, в ходе выполнения курсовой работы были проанализированы типичные композиционные ошибки детей младшего школьного возраста, и на базе этого, были выявлены методические рекомендации по развитию композиционного мышления учащихся детской художественной школы на занятиях по композиции.

В первую очередь при обучении должна присутствовать вариативность, следовательно, задания при изучении темы должны быть как краткосрочными, так и длительными. Каждое упражнение или задание должно быть направлено на развитие композиционного мышления у младших школьников и быть последовательным. Большое количество заданий на создание художественного образа поднимает мотивацию обучающихся к художественной деятельности и обеспечивает их профессиональную компетенцию.  

В данной курсовой работе разработаны планы – конспекты занятий, отвечающие современным методикам преподавания и способствующие развитию композиционного мышления младших школьников.

Полученные знания в процессе выполнения курсовой работы пригодятся в написании теоретической части выпускной квалификационной работы, а также могут быть полезны для педагога детской художественной школы на занятиях по композиции.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Авсиян, О.А. Композиция. На пути к творчеству / О.А. Авсиян. – М.: Линор, 2004.

2. Аксенов Ю.Г., Закин Р. М., Зонненштраль Е. М., Кригер Ф.М., Тарасевич Г.Е. Рисунок и живопись. Том II / - Москва: Государственное издательство «Искусство», 1961. – 364 с.

3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимании развития человека / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 528 с.

4. Бадян, В.Е., Денисенко В.И. Основы композиции: Учебное пособие для вузов / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. – М.: Академический проект, 2011. – 175 с.

5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Изд-во «Искусство», 1977. - 524с.

6. Голубева, О. Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – Москва: Издательство «Изобразительное искусство», 2004,2008.- 144 с.

7. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.

8. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе 2002. № 2. С. 84.

9. Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336 с.

10. Мочалова С. А. Развитие творческих способностей детей 5-10 лет на занятиях по изобразительному искусству // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №94.

11. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. -граф. пед. ин-тов. – 3-е изд., доп. и перераб. /Репринтное воспроизведение издания 2000 г. – М.:Альянс, 2014. – 256 с.

12. Руднев И. Ю. Тематическая композиция на занятиях изобразительным искусством с младшими школьниками // Наука и школа. 2016. №1.

13. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительном искусстве. – СПб., 2003.

14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации№ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств [Электронный ресурс] Консультант Плюс 1997 - 2018

15. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.

16. Широкова В. В. Условия обучения младших школьников композиции как общему способу создания художественной формы // Magister Dixit. 2012. №2.

17. Шорохов В. Е. Основы композиции /В.Е.Шорохов. – Москва: Просвещение, 1979. –304 с.

18. Шорохов Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. – 303с., ил.

19. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе / Е.В. Шорохов. - Москва: Просвещение, 1977. - 112 с.

20. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Учебно-методический план по дисциплине «Композиция» для учащихся в ДХШ, подготовительная группа (7-10 лет)

Наименование тем

Содержание занятий Материалы и инструменты Количество часов

Е полугодие

1.

Введение в дисциплину

 

1.Знакомство, рассказ о работах, планируемых к созданию, диалог о цвете, инструментах и способах создания творческих работ.  2.Список нужных материалов и инструментов. 3. Что такое «композиция?». Знакомство с композицией на примере произведений художников   1
2.

«Цветочная клумба»

Создание композиции на основе плоскостных геометрических форм. Учащимся предлагается множество разнообразных по величине, форме и цвету – условно стилизованных силуэтов цветов. Необходимо организовать композиционно грамотную композицию, заключенную в очерченном прямоугольнике формата листа А4.  Формат А4, силуэты стилизованных силуэтов цветов, клей  гуашевые краски, кисти, ножницы, линейка, карандаш 2
3

«Подводный мир в одну нитку»

 

Перед тем, как учащиеся приступят к выполнению упражнения - преподавателю необходимо объяснить принцип рисования нескольких объектов, не отрывая карандаша от листа (рыба, водоросли, пузыри, песочный замок). Методом, показанным преподавателем создание объектов на листе – начиная с главных объектов – учащиеся создают композицию. После того, как работа композиционно грамотно составлена – учащиеся выполняют её в цвете – гуашевой краской. Формат А3,  гуашь, кисти, карандаш 2
4.

Тематическая композиция

«Мишки на севере»

 1-2х фигурная композиция Предварительно учащиеся делают фор-эскизы на формате А4; Итоговая композиция создается на А3 формате листа; Передача пространства с помощью цвета: насыщенный, сближенный, контрастный Передача настроения и образа в композиции Цветовые отношения в зависимости от замысла композиции Сбор подготовительных материалов для создания композиции; Поиск композиции: выполнение фор эскизов, поиск композиции в цвете; Работа над окончательным вариантом. Выполнение итоговой композиции Формат А3, А4 материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на выбор. (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) гуашь кисти   3
6.

 Итоговой Просмотр

 

  2
 

.

Е полугодие

   
7.

«Подводный мир»

Упражнение на поиск равновесия в композиции. Для выполнения упражнения, учащиеся на отдельном листе рисуют изображения представителей водоемов. Из них ученики должны составить уравновешенную композицию в прямоугольниках 7х10 см. Сначала чертятся прямоугольники, затем ученики раскладывают в них вырезанные изображения рыбок, и составляют композиции, не приклеивая их, до тех пор, пока не будут удовлетворены результатом.

Формат А3, гуашь, кисти, клей-карандаш 3
8.

«Букет из листьев»

Создание композиции из заранее заготовленных силуэтов листьев разных цветов, размеров и формы. Учащимся необходимо композиционно грамотно разместить силуэты листьев на листе – выделить сюжетно-композиционный центр, передать ритм, статику или динамику в работе.

Формат А3, клей-карандаш 1
9.

«Волшебный лес»

Необходимо выполнить несколько эскизов в карандаше на тему «Волшебный лес» на небольшом формате и выбрать из них лучший вариант. Затем сделать два цветовых решения выбранной композиции на небольшом формате. Последним этапом необходимо выполнить изображение на большем формате, с выбранным цветовым решением и детальной проработкой. Главная задача упражнения – применение законов композиции.

 

 

Формат А3, А4 Материалы по выбору, разрешается оригинальное использование материалов на выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) Гуашь, кисти кисти 3
9

«История одного дня»

 

 

Учащиеся выполняют фор - эскизы будущей композиции. Задача упражнения на этапе выполнения фор эскиза - создать в работе ярко выраженный композиционный центр. Изображение одобренного преподавателем фор – эскиза учащиеся выполняют в четырёх прямоугольниках, расчерченных на формате листа А3. Важно, чтобы каждое отдельное изображение было выполнено цветовым отношением больших пятен. Изобразить композицию необходимо в разное время суток (утро, день, вечер, ночь).

С помощью цвета, учащиеся создают настроение в работе, используя гармонию сближенных цветов, стилизованное решение. Упражнение выполняется гуашевой краской, с применением разных кистей и приёмов работы с ними.

Формат А4 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка, (акварель, белила) гуашь, кисти 2

 

«Домик мечты»

Упражнение на симметрию и асимметрию, на запоминание последовательности ведения работы над композицией

Необходимо выполнить два изображения, симметричного и асимметричного домика

Сначала ученики выполняют эскизы будущих домиков в карандаше на маленьком формате

Лучшие варианты домиков переносятся на большой формат

Выполняется в цвете

Композицию насыщают деталями

Формат А4, А3 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка) (акварель, белила) гуашь, кисти 3

 

«Сказочный зверь»

Выполнить итоговую композицию с ярко выраженным композиционным центром - сказочным зверем

В итоговой композиции учащиеся должны показать все свои знания композиционной грамоты, в том числе и умение подчинять второстепенное главному

 

Формат А3 Материалы по выбору Разрешается оригинальное использование материалов на Выбор (акварель, тушь, гелиевая ручка) (акварель, белила) гуашь, кисти 3

 

Итоговый Просмотр

 

  2
               

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Типичные композиционные ошибки в работах учащихся (7-10 лет) ДХШ в процессе обучения изобразительному искусству (на примере тематической композиции)

                                                                   Рисунок 1

Неоригинальная, статичная композиция, использование открытого цвета, отсутствие умения техники «от пятна»

 

Рисунок 2

Нет акцентирования на главном. Работа одной кистью

ПРОДОЛЖЕНИЕ Б

 

 

Рисунок 3

Отсутствие главного и второстепенного в композиции. Несоблюдение плановости

 

Рисунок 4

Дробность в композиции. Несоблюдение плановости

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Работы учащихся (7-10 лет) ДХШ по дисциплине «Композиция»

Рисунок 1. Тематическая композиция «За игрой»

 

Рисунок 2. Тематическая композиция «Мир под водой»

 

 

Рисунок 3. Тематическая композиция «Любовь»

 

 

Рисунок 4. Тематическая композиция «Игра в прятки»

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.108 с.)