Условия проведения психолого-педагогического обследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия проведения психолого-педагогического обследования



В контексте рассмотрения вопросов проведения психолого-педагогического обследования под условиями понимаются требования, и: которых необходимо исходить при его организации, и обстановка в которой оно осуществляется.

Основными условиями, которые определяют успешность проведения обследования детей дошкольного возраста с проблемами в развитии, являются:

1) наличие программы проведения психолого-педагогического обследования,

2) готовность специалистов к проведению обследования,

3) оснащение процесса обследования методическим и диагностическим материалом.

Наличие программы проведения обследования

Наличие четкой программы изучения ребенка является обязательным и необходимым условием получения полной картины его развития, которая ложится в основу построения коррекционно-воспитательной работы.

Программа психолого-педагогического обследования тщательно продумывается, предварительно составляется и включает следующие разделы:

Физическое развитие:
1. Антропометрические показатели.
2. Двигательное развитие:

Общая моторика.

Ручная моторика.

3. Психическое развитие:

Внимание.

Когнитивное развитие:

Сенсорное развитие.

Память.

Мышление.

 Речь.

Осведомленность:

Знания о себе и об окружающем мире.

Элементарные математические представления.

Эмоционально-волевая сфера.

4. Развитие деятельности:

Игровая деятельность.

Элементарная трудовая деятельность.

Конструктивная деятельность.

Изобразительная деятельность:

Рисование.

Лепка.

Аппликация.

Музыкальная деятельность

5. Поведение.

6.  Взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В каждом разделе выделяется ряд параметров, по которым изучают­ся разные стороны развития ребенка. В качестве таких параметров вы­ступают конкретные знания, умения, психические процессы, моторные функции и др. Количество параметров в каждом разделе определяется по принципу их достаточности для оценки состояния ребенка дошколь­ного возраста. Все параметры оцениваются по пятибальной шкале: от 0 до 4х.

В материально-техническое оснащение процесса обследования помимо методической литературы, входит также предметно-развивающая среда, организованная в кабинете или  групповой комнате.

Необходимый набор материалов и оборудования для проведение обследования учителем-дефектологом:

—наборы кубиков разного цвета и размера;

—шарики разного размера и цвета;

—матрешки, бочки-вкладыши разных размеров, пирамидки осно^ ных цветов, мисочки-вкладыши;

—вкладыши по типу досок Сегена;

—коробки и ящики с отверстиями геометрических форм и соответствующими вкладышами;

—строительный набор, состоящий из кубиков, брусков и т. п.;

—сборно-разборные игрушки: куклы, животные и пр.;

—разрезные предметные и сюжетные картинки с разным количеством разрезов (по горизонтали, по вертикали, по диагонали, смешанные варианты);

—сюжетные картинки с разным количеством (3-8) вырезанных частей (в форме квадрата, круга, треугольника, многоугольника);

—деревянные и/или пластмассовые палочки;

—игрушки-двигатели (различные грузовые и легковые машины разного размера;

—разнообразный счетный материал (елочки, грибочки и другие мелкие предметы);

—наборы предметных картинок (одежда, обувь, мебель, посуд, животные, овощи, фрукты и др.);

—наборы сюжетных картинок и серий картинок с содержанием различным по степени сложности;

оборудование для рисования и др.

Процесс проведения обследования в компенсирующих группах - сложное по структуре и длительное по времени явление. Задания могут даваться детям как в индивидуальной, так и в подгруппой формах, что зависит от параметра обследования.

При проведении обследования используются следующие методы:

1. изучение анамнестических данных;

2. наблюдение;

3. индивидуальный естественный психолого-педагогический эксперимент;

4. изучение продуктов деятельности;

5. беседа;

6. анкетирование и опрос.

Результаты обследования фиксируются в «Индивидуальной карте развития ребенка», по окончании обследования высчитывается общий результат в баллах, который условно приравнен к определенному уровню развития ребенка. Это позволяет дать итоговую оценку освоения ребенком адаптированной программы ДОУ, а так же в целом общему уровню развития ребенка. После таблицы каждого диагностического блока педагоги заполняют таблицы, где отмечаются качественные характеристики проводимого обследования, а так же пишут личные заключения.

Представление результатов в данной карте и в данной форме дает возможность получить наиболее обширную и полную картину о состоянии сформированности знаний и навыков ребенка, выявить наличие определенных тенденций, делать на их основе обобщения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.005 с.)