Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детей С интеллектуальными нарушениями
Создано на основе Адаптированного «Комплексного психолого-педагогического Обследования ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина Разработали: Карякина М.В. Санталова О.В. Гавриловец А.В. Благовещенск 2018 Пояснительная записка Важнейшим условием успешности проведения коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности является выявление и раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка на основе всестороннего и глубокого их изучения. Оно обеспечивается проведением комплексного психолого-педагогичесчкого обследования, которое является обязательным элементом педагогического процесса и вменяется в обязанности всех специалистов, работающих в группе коррекционной направленности. Проведение трех контрольных срезов в течение учебного года дает возможность отслеживать динамику в развитии каждого ребенка и вносить коррективы в содержание реализуемых программ и образовательных маршрутов. Роль психолого-педагогического обследования возрастает в контексте создания на основе ФГОС ДО и реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования детей с ОВЗ. Направления обследования должны носить комплексный характер. В результате обследования должна быть получена целостная картина физического и психического развития ребенка: его двигательной, когнитивной и эмоционально-волевой сфер, осведомленности (знаний о себе и окружающей действительности и др.), умений и навыков в тех видах деятельности, в которые он включается, особенностей поведения и общения, условий воспитания в семье. Эти направления в совокупности соотносятся с основным направлениями развития дошкольника и содержанием его образования (образовательными областями): социально-коммуникативное развитие, познавательное и речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Содержание обследования необходимо прямо связать с содержанием разрабатываемых и реализуемых в дошкольном учреждении коррекционно-образовательных программ. В связи с этим полученные в процессе обследования результаты, как можно полнее отражая имеющиеся у детей знания и умения, опыт деятельности, должны отражать не только ближайшую, но и более отдаленную перспективу реализации содержания по всем образовательным областям.
Обследование организуется таким образом, чтобы получить максимально полные, точные и объективные данные как об имеющихся на момент его проведения особенностях, так и о возможностях развития каждого воспитанника. Поскольку личность ребенка не только развивается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование необходимо строить на основе широкого использования диагностических возможностей не только игры как ведущего для дошкольника вида деятельности, но и других видов детской деятельности, которые в дошкольном возрасте очень тесно связаны с игрой. Оценка результатов обследования обеспечивает возможность выявить и зафиксировать даже незначительные изменения в развитии каждого ребенка по всем изучаемым параметрам, которые отражают динамику овладения содержанием образовательной программы, а также увидеть не только его актуальный уровень развития, но и «зону ближайшего развития». При этом важно, чтобы адекватную оценку развитию ребенка смог дать как опытный, так и начинающий педагог. В соответствии с этим в оценке должна быть отражена и количественная, и качественная характеристика происходящих изменений. Фиксирование результатов обследования должно быть удобным, относительно простым, не требовать от педагога большого количества сил и времени, которое с большей пользой может быть использовано для взаимодействия с детьми. Форма отражения результатов должна четко и наглядно представлять информацию о динамике развития каждого ребенка. Кроме того, форма фиксирования результатов должна обеспечивать их конфиденциальность. Наиболее полно данным критериям подходит «Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина. Специалисты нашего дошкольного учреждения адаптировали данное пособие под возможности и уровни развития детей компенсирующих групп, в соответствии с их основными диагнозами и возможностями здоровья. Из данного комплекса были удалены и заменены несколько неактуальных для наших воспитанников направлений обследования, в связи с тяжестью диагнозов и особенностями развития. В соответствии с этим были адаптированы и критерии оценивания, которым также дана бальная оценка и качественные характеристики.
Формой фиксирования результатов является адаптированная «Индивидуальная карта развития ребенка», созданная на основе «Карты развития ребенка с проблемами в развитии» А. Зарина, которая удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям.
Глубокое, всестороннее изучение ребенка с проблемами в развитии — необходимое условие оказания ему индивидуализированной коррекционно-развивающей помощи в образовательном учреждении. В связи с этим проведение комплексного психолого-педагогического обследования детей является одним из важных направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка в дошкольном учреждении. Целью психолого-педагогического обследования является всестороннее изучение каждого ребенка, поступившего в детский сад, выявление уровня его актуального развития и определение «зоны ближайшего развития» (Л. С. Выготский), на расширение которой ориентирован весь педагогический процесс. Знание особенностей развития каждого ребенка позволяет создать наиболее благоприятные условия для его воспитания и образования, разработать оптимальную программу коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую раскрытие и реализацию его потенциальных возможностей. В соответствии с целью определяются задачи психолого-педагогического обследования, включающие выявление: —особенностей физического развития ребенка (антропометрические показатели, двигательное развитие); —особенностей психического развития ребенка (познавательной и эмоционально-волевой сферы); —особенностей владения ребенком доступными ему видами деятельности (игра, конструирование, рисование, лепка, аппликация, элементарный труд, музыкальная деятельность); —осведомленности ребенка, в том числе сформированность знаний о себе и об окружающем мире, элементарных математических представлений; —особенностей социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Современные подходы к проведению психолого-педагогического обследования детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении опираются на важнейшие достижения российских и зарубежных ученых в области общей и специальной психологии и педагогики. Методологическую основу предлагаемого подхода составляют: — положение о социальной детерминированности изменений в психике ребенка; —положение об общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка; —учение Л. С. Выготского о двух уровнях психического развития ребенка; —деятельностный подход к формированию новообразований определенного возрастного периода (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); —комплексный и системный подход в процессе формирования личности ребенка с проблемами в развитии (Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина, А. Н. Граборов, А. Зарин, А. А. Катаева, Н. Г. Морозова, Ю. В. Нефедова, В. Г. Петрова, Н. Д. Соколова, Е. А. Стребелева, М. Г. Яковлева и др.);
—концепция дошкольного детства как первоначального этапа в становлении сущностных характеристик личности и теория целостного развития ребенка в онтогенезе (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Столь фундаментальная теоретическая база психолого-педагогического обследования позволяет обосновать и раскрыть его характер, а также выбрать стратегию его проведения. Характерными чертами психолого-педагогического обследования являются: — комплексность, которая требует изучения основных компонентов психического и физического развития ребенка; —системность, предполагающая установление взаимосвязей между всеми параметрами изучения и сторонами личности ребенка; —динамичность, предусматривающая фиксирование изменений, происходящих в состоянии изучаемых параметров в условиях проводимой коррекционно-развивающей работы с ребенком, что достигается построением процесса обследования. Проведение психолого-педагогического обследования воспитанников дошкольного учреждения строится на применении известной в со временной психологии экспериментально-генетической или формирующей стратегии (Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др. 1997: 22-24 и др.). Она предусматривает исследование всех изучаемых параметров развития ребенка в процессе активного их формирования в условиях специально организованной коррекционно-воспитательной работы в образовательном учреждении. В связи с этим в течение каждого учебного года проводятся три среза (в его начале, в середине и в конце), результаты которых фиксируются в «Карте развития ребенка». Между их проведением осуществляется интенсивная коррекционно-развивающая работа, в ходе которой реализуется индивидуальная коррекционно-образовательная программа, ориентированная на оптимизацию процесса развития каждого воспитанника. Накопление данных на протяжении всех лет пребывания ребенка в дошкольном учреждении дает возможность анализировать ход его развития за период от одного года до четырех лет. Это позволяет делать заключения не только об индивидуальных особенностях психического и физического развития каждого ребенка, но и о типологических особенностях детей определенной возрастной группы. Принципы психолого-педагогического обследования
Названные выше положения реализуются в психолого-педагогическом обследовании детей с проблемами в развитии в дошкольном учреждении через систему принципов, которые раскрываются в работах специалистов в области психологической диагностики и специальной психологии (А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард 1972; С. Д. Забрамная 1995; С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко 2003; Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько 1997; В. И. Лубовский 1989; Д. Б. Эльконин 1981 и др.). Принцип комплексного подхода. Комплексный характер коррекционно-воспитательной работы в ДОУ, единство психолого-педагогических и медицинских воздействий на ребенка с проблемами в развитии требуют особого подхода к проведению его обследования. Необходимым условием осуществления медицинских и психолого-педагогических мероприятий является тщательное изучение состояния здоровья каждого воспитанника, его физического и психического развития, владения им знаниями, умениями и навыками в разных видах деятельности, способами взаимодействиями со взрослыми и сверстниками, личностных проявлений и поведения. Получить такую информацию о ребенке можно только при участии всех специалистов, оказывающих ему помощь в дошкольном учреждении (учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре, врача, инструктора лечебной физкультуры и др.). Отражение результатов обследования каждого воспитанника в единой «Карте развития ребенка» позволяет раскрыть полную картину особенностей его индивидуального развития, а на ее основе создать и реализовать оптимальную программу коррекционно-развивающей работы. Таким образом, реализация комплексного подхода к проведению обследования воспитанников дошкольных учреждений предполагает: —создание и реализацию комплексной программы изучения физического и психического развития ребенка, его деятельности и поведения, социально-педагогических условий развития; —взаимодействие всех специалистов в процессе проведения обследования (учителя-дефектолога и воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, инструктора по лечебной физкультуре, врача и др.). Принцип системного подхода. Личность ребенка представляет собой сложное многоуровневое образование, являющееся результатом процесса его социального развития. Личность как динамическая система взаимодействующих свойств постоянно изменяется. В связи с этим в процессе обследования необходимо выявить полную картину развития ребенка не только по отдельно взятым параметрам изучения, включенным в программу, но и попытаться установить связи между изучаемыми личностными компонентами. Онтогенетический принцип. Онтогенез в психологии рассматривается как индивидуальное развитие человека на протяжении всей его жизни. Онтогенез представляет собой динамический процесс, характеризующийся количественными и качественными изменениями в двигательной и психической сфере и в их отдельных компонентах. Изменения имеют прогрессивный характер и обеспечивают достижение более высоких форм регуляции отношений личности с окружающей действительностью. Развитие протекает непрерывно и закономерно в условиях взаимодействия социальных и биологических факторов. При этом основные закономерности (обусловленность развития психики ребенка действием социальных факторов, смена видов ведущей деятельности и сохранение последовательности стадий в психическом раз-! витии ребенка, присутствие сензитивных периодов в развитии отдельных психических процессов и функций ребенка) проявляются как при нормальном онтогенезе, так и при разных видах дизонтогенеза. Все это, находит отражение в процессе психолого-педагогического обследования ребенка, определяя систему требований к его содержанию и организации.
Принцип деятелъностного подхода. В современной психологии убедительное экспериментальное подтверждение нашло сформулированное Л. С. Рубинштейном положение о единстве сознания и деятельности, которое позволяет рассматривать деятельность в качестве ведущего фактора психического развития человека как личности. Сознание и личность в деятельности не только формируются, но и проявляются. Внешние признаки психического развития отражают индивидуальный ход развития каждого ребенка и позволяют адекватно судить о его особенностях и возможностях. В связи с этим непременным условием комплексного изучения и получения полной картины развития ребенка является организация его разнообразной деятельности, в которой и проявляются специфические черты психики и моторики. При этом на каждой возрастной стадии психического развития обязательно должна учитываться ведущая деятельность, являющаяся наиболее доступной и привлекательной для ребенка, а наряду с этим и репрезентативной — наиболее объективно отражающей уровень его развития как личности в целом, так и отдельных ее сторон. Принцип динамического подхода. Развитие, как уже отмечалось, представляет собой процесс постоянных количественных и качественных изменений личности ребенка. Соответственно его изучение необходимо строить на основе динамического подхода, учитывающего появление важнейших новообразований в психической и физической сфере детей на отдельных этапах онтогенеза. Принцип единства диагностики и коррекции — один из ведущих принципов психолого-педагогического изучения ребенка в дошкольном образовательном учреждении, что обусловлено его ориентированностью на организацию коррекционно-развивающей работы и создание образовательных программ. Результаты обследования полностью или частично могут быть использованы в исследовательских целях, однако их главное назначение сугубо прикладное — служить основой создания индивидуальных коррекционно-образовательных программ, обеспечивающих оптимальные условия развития каждого воспитанника и в соответствии с ФГОС ДО индивидуализацию образования. Принцип качественного и количественного подхода к оценке результатов обследования. Реализации этого принципа в русле предлагаемого подхода к проведению психолого-педагогического обследования уделяется особое внимание, учитывая определяющее значение его результатов для организации коррекционно-воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении. В связи с этим оценка результатов обследования осуществляется на основе единства ее качественного и количественного компонентов, что заключается в следующем: —оценка каждого изучаемого параметра содержит подробное качественное описание «мелких шагов», отражающих последовательное развитие ребенка. При качественной характеристике каждого «шага» в изменении того или иного параметра, в частности, принимались во внимание: понимание и принятие ребенком ситуации взаимодействия со взрослым, степень самостоятельности ребенка и использование оказываемой помощи, применяемые способы выполнения действий; —каждому «шагу» присваивается числовое значение от 0 до 4, что позволяет: во-первых, определить место каждого «шага» на пути развития знания, умения, свойства и др.; во-вторых, четко, просто и удобно оформить в протоколе результаты всех срезов обследования; в-третьих, наглядно представить даже незначительные изменения, предыдущий этап онтогенеза и дальнейшие перспективы коррекционно-развивающей работы; Анализ результатов психолого-педагогического обследования в рамках исследовательской работы осуществляется в три этапа: 1) количественный анализ формализованных данных; 2) качественный анализ; 3) выделение признаков динамики и основных тенденций психического развития детей. Наиболее сложным является последний этап, ибо он требует обобщения результатов первых двух этапов анализа, установления взаимосвязей и взаимозависимостей между изучаемыми параметрами, в том числе с помощью параметрических и непараметрических методов математической статистики и др.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.027 с.) |