Несовпадение Ментальностей есть препятствие при передаче Информации между фрагментами Материи, находящимися на одинаковых ступенях развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несовпадение Ментальностей есть препятствие при передаче Информации между фрагментами Материи, находящимися на одинаковых ступенях развития.



Преодоление этого препятствия необходимое условие при переобучении. Особое значение это имеет для развития личности, когда Ментальность содержит фрагменты, делающие это развитие невозможным, а часто и деструктивным. Имеются в виду накопления Ментальности, способные формировать, относительно общей, отрицательную Духовность: алкоголизм, токсикомания, воровство, бандитизм и другие проявления патологического развития, как личности, так и общества.

Вопросы передачи информации не исчерпываются только преобладанием ментальности, и часто упираются в возможность ее «приема». Так, эта же информация представляющая разность ментальностей, и особенно в случае значительного преобладания ментальности может быть абсолютно не воспринята, или искаженна настолько, что приведет к эффекту противоположному от ожидаемого. В этом случае можно констатировать именно факт разности развития участков ментальных планов. При детальном рассмотрении пункт (27) можно представить рядом более конкретных этапов:

Передача информации возможна, если она принимается.

Передача информации состоялась, если реализуется.

Передача информации отрицательна, если ведет к утратам Ментальности.

Передача информации положительна, если увеличивает Ментальность.

Иными словами, дать нечто положительное, способное привести к развитию, а не деградации, и ментальность в том числе, возможно лишь тогда, когда берут. А вот отрицательная информация и ментальность может быть передана всегда, для этого процесса не требуется испрашивать разрешения или возможности. Или, всегда можно применить зло, а вот добро при передаче требует согласия и передающей и принимающей стороны. К месту вспомнить пословицы: «Насильно мил не будешь», и «Пуля - дура...», - достаточно полно отражающие это знание на уровне бытового понимания происходящего.

Таким образом, полное представление об обучении, именно как о процессе повышения Ментальности обучаемого, необходимо проводить, опираясь на эти четыре пункта, последовательно, шаг за шагом делать обучение целесообразным (положительным).

Обучая, преподаватель преодолевает не просто разность Ментальностей. Преподаватель может поднимать обучаемого на более высокую ступень развития шаг за шагом, только последовательно, убеждаясь в реализации каждого из четырех этапов, добивается целесообразности обучения, преобразует абстрактное знание в убеждения обучаемого.


ГЛАВА II. ПРОГРАММЫ

 

Эта глава хотя и имеет ряд собственных философских положений, хотя и опирается на первую главу, но все-таки более связана с реальными проблемами, которые необходимо решать, помогая людям избавиться от дурных привычек. Эта глава во многом раскрывает происхождение ментальной патологии, объясняет возможность ее существования. Поэтому материал главы проиллюстрирован и выстроен на базе дневников (подробно о которых будет рассказано в четвертой главе) используемых на первичных курсах по избавлению людей от алкогольной и табачной зависимости. Впервые понятие «программа» было введено в обиход Г.А.Шичко, причем в виде наиболее удобном для практической работы с людьми. Научный подход Г.А.Шичко основан на понимании программирования и его ведущей роли при патологизации и при депатологизации мышления.

Все социальные институты (религии, школы, секты, культы и так далее) занимаются только одним - созданием и распространением программ социального поведения, приемлемых с их точки зрения или просто обеспечивающих им существование и развитие. Во многих случаях, эти институты распространяют заведомо ложные знания и убеждения, приводящие к патологическим последствиям, как для личности, так и для общества в целом. Поэтому, очень важно понимать какие компоненты программ, как создаются и за счет чего существуют.

Как пример одной из разновидностей патологической запрограммированности сознания, здесь целесообразно привести определение алкоголепийцы, данное Г.А.Шичко:

Алкоголепийца - человек, имеющий такую деформацию сознания, ложными алкогольными убеждениями и настроенностью, благодаря которым без всякого принуждения извне употребляет отравляющее[5] и наркотическое[6] вещество - этанол.

Стоит обратить внимание на универсальность этого определения, сообразно которому возможно определить и другие патологии сознания, например воровство, это воровская запрограммированность, бандитизм - бандитская..., и другим, как определенной деформации сознания (психически полноценного человека) приводящей к патологическим действиям относительно себя или других людей.

Тем не менее, программа поведения каждого человека глубоко индивидуальна. Даже в культах, где проповедуют жестко следовать учению, в критических ситуациях каждый поступает в соответствии своим личным оценкам тех ценностей, что проповедуются в культах, сообразно своей морали и этике. Причем, наиболее глубинные, естественные компоненты программ не может уничтожить ни одна секта. Или, нет такого способа программирования, способного разрушить основы функционирования человека настолько, чтобы изменить естественные программы, не нанося вреда самому человеку. Часто, использование в деструктивных культах, таких способов подавления личности, как «промывание мозгов» не только информационно, но и на физическом уровне, путем принуждения, или при наркотическом воздействии, способно непосредственно разрушить личность и тело. Однако, такие культы, благодаря собственной одиозности, менее распространены и погибают сами собой убивая собственных последователей, настолько быстро, что не находят новых сторонников. К таким культам можно отнести наркоманию, дающую срок жизни своим членам в среднем около 30-40 лет. Деградация наркоманов настолько быстра и заметна, что является отталкивающим фактором. С другой стороны, менее заметны последствия распространения такого культа как табачного или алкогольного, для которых характерно длительное время внешней, видимой безнаказанности, за которое приобретается огромное количество сторонников, и как следствие - поражение современного общества алкоголизмом или курением табака, что придает этим культам черты национальных катастроф. На этих примерах легко видеть, что информационное ненасильственное патологическое воздействие более опасно, чем прямое принуждение, так как именно такое воздействие может легко и длительное время распространяться, поражать значительные массы людей, создавая прочные патологические стереотипы поведения.

Наиболее полно вопросы развития и функционирования программ рассмотрены в работах Д.В.Колесова /15/ (как потребностные циклы) и Г.А.Шичко /48/, им и введено понятие программы:

 

 программа = убежденность + настроенность

 

УБЕЖДЕННОСТЬ - это система оценок, взглядов и убеждений, приводящая к уверенности в целесообразности того или иного социального поведения индивидуума, в его адаптации к окружению. Это система оценки поступков друзей, родственников и коллег, позволяющие человеку следовать их опыту или приобретать собственный опыт, выбирать для себя наиболее удобную или выгодную стратегию поведения.

Источником убеждений являются знания, которые сами по себе не определяют поведения индивидуума. Так, знание правил дорожного движения, и даже отличное, никого не обязывает переходить проезжую часть только по зеленому светофору. В этом смысле, знания выступают лишь в роли базы формирования убеждений. Например, в результате личного неудачного опыта перехода улицы в присутствии постового, эти знания лишь сформируют убеждения учитывать и этот неприятный факт, но только как необходимость избегать наказания в будущем, и не более. Эти убеждения, как и всякие другие, будут требовать осмысления и анализа ситуации. Накопление отрицательного опыта, увиденного со стороны или прочувствованного лично, в комбинации с успешным опытом перехода улиц, многократно повторенные, могут сформировать убежденность соответствующую, в этой части, знаниям дорожного движения. Сформированная убежденность уже не будет нуждаться в осмыслении, как уже осмысленная ранее, проверенная многократно, часть убеждений.

Как правило, большинство убеждений создаются на базе знаний получаемых с раннего детства и сохраняются на всю жизнь, однако некоторые из них могут претерпевать значительные модификации, обусловленные изменением социальных условий существования индивидуума, его обучения, осмысления собственного опыта, опыта знакомых и так далее...

Таким образом, убежденность есть некоторая уже не осознаваемая, идеалистическая часть ментальности человека сформированная на основе убеждений. И следование убежденности всегда наиболее комфортно для индивидуума, так как не требует дополнительных усилий, на обдумывание и анализ. В этом смысле слова, убежденность будет обеспечивать наиболее легкую мотивацию поведения.

Однажды выработанная убежденность (или комплекс мотивации поведения созданный в результате убеждения, как процесса) представляет собой часть личности человека и поэтому является стойким и целостным информационным образованием, которое каждая личность защищает, как и всякую часть себя самой. Убежденность дееспособна даже в случаях угрозы разрушения тела, или смерти, ибо для человека обладающего высокоразвитым мозгом, утрата личности важнее телесного разрушения, воспринимаемого чаще как нечто вторичное относительно сознания и духа. Приводимые ниже фрагменты дневников слушателей ярко демонстрируют примеры убеждений:

 

Фрагмент 1.

[10. Закрыть все забегаловки, и продавать только в магазинах качественную водку.

11. -

12. На сегодняшний день настроен не употреблять спиртное.

13. Хочу вести трезвый образ жизни.

14. Я убежден, что алкоголь поднимает настроение, но вреден для здоровья.]

 

Фрагмент 2.

[10. О курении давно не думаю, что касается алкоголя, думаю, это одна из сторон моей жизни. Что отказавшись от него мир вокруг обязательно изменится. Все-таки в основе потребления алкоголя - социальное поведение. Думаю, что не пить возможно, нужно лишь убедить себя что краски мира при этом не погаснут. Хотя сделать это очень сложно. Думаю, что это природная реакция на стрессы - желание чувствовать себя свободнее. Не даром у животных существует подобный механизм (для кошек - валерианка;...). Думаю, что определенным людям можно пить, другим нельзя. Люди из сферы искусства очень редко бывают трезвенниками.]

 

Фрагмент 3.

[13. Приложу усилия отказаться от табака и спиртного. Трудно будет в Новый год - это все таки единственный праздник души.]

 

Фрагмент 4.

[14) Я думаю, что бокал вина во время обеда ничего плохого не будет, почему по статистики французы в среднем живут дольше всех в мире? К курению отношусь отрицательно я думаю что курение пользы для здоровья не приносит. Трезвенников я думаю что очень мало а может и вообще нет, потому что на праздники я думаю, что все хоть немного одну рюмку но выпьют.]

 

Как видно из приведенных фрагментов дневников убеждения весьма разнообразны, а по духу и весьма изменчивы, так как практически все фрагменты относятся к различным дням первичного курса. Твердость убеждений не есть признак высокого развития, и в результате обучения, анализа собственного опыта или ошибок других людей, индивидуум способен самостоятельно изменять собственные убеждения. Однако что важно, если он делает это самостоятельно, то переобучение для него практически незаметно и безболезненно. Напротив, всякое давление извне, будет закономерно восприниматься, как покушение на личность, и будет всегда требовать усилий на подавление собственного отторжения от обучающего человека.

Особенно при развитии патологических программ, опыт самого человека может быть достаточным для изменения убеждений и, следовательно, убежденности. Как правило, в этом случае, происходит плавная модификация убеждений, практически неосознаваемая личностью, и часто это приводит к постепенному разрушению начальных убеждений.

Безусловно, важнейшим моментом, побуждающим функционирование патологических программ, следует считать именно патологические убеждения. Здесь и далее под патологическими убеждениями будем понимать такие убеждения, которые сами или в комбинации с другими убеждениями при покушении со стороны других людей или просто для поддержания их целостности нуждаются в совершении патологических действий. Важно понимать, что необязательно сами убеждения могут или должны касаться патологии поведения, например наркотического, но и защита убеждений, в сущности, не касающихся непосредственно патологии превращает эти убеждения тоже в патологические благодаря способу их защиты. Например, плохие отношения между супругами порождают скандалы или сильные стрессовые ситуации. Многие люди осознанно прибегают к наркотическим веществам, полагаясь на их антидепресантные свойства. При этом сами по себе испортившиеся личностные отношения непосредственно алкоголя или табака не касаются, но объективно будут приводить к патологическому поведению.

НАСТРОЕННОСТЬ - способность игнорировать отрицательные эффекты или способность инвертировать их, расценивать как заведомо положительные, за счет создания необходимого для индивидуума эффекта на психофизиологическом уровне, способность реализовывать все представления об ожидаемом эффекте и его целесообразности в соответствии с убежденностью.

Иными словами можно отдельно рассматривать высшую форму настроенности - психическую, пограничную со второй сигнальной системой человека, и физиологическую непосредственно граничащую с рефлекторным уровнем. Настроенность принадлежит целиком первой сигнальной системе, или подсознанию, как принято говорить.

Настроенность выступает в роли основы мотивации возможного действия, так как подготавливает организм человека к его совершению и сформированная ранее, например как форма защитной реакции организма, и практически не зависит ни от знаний, ни от убеждений:

 

Фрагмент 5.

 [6. Вечером заехали семьей в гости там был коньяк. Желания выпить не было. Но когда разлили хозяева себе по рюмочке, от запаха возник во рту специфический вкус коньяка. Через несколько минут все прошло]

 

Самое интересное, что большого разнообразия физиологических настроенностей не существует, так как это в большей части защитные реакции организма от перегрузок физического или химического характера. Поэтому приведен только один пример. По существу разнообразные по глубине и силе убеждения у разных людей формируют только один тип настроенности. Поэтому и в данном примере это приспособление организма человека к противостоянию возможному отравлению.

Настроенность, так же как убеждения и убежденность, изменяется в процессе выполнения программы. У людей настроенность, как правило, возникает вследствие некоторого начального комплекса знаний, убеждений и убежденности.

Главная последовательность формирования запрограммированности в случае такого представления выглядит так: ЗНАНИЯ, УБЕЖДЕНИЯ, УБЕЖДЕННОСТЬ - соответствующие второй сигнальной системе, ПСИХИЧЕСКАЯ и ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЕННОСТИ - ограничивающие первую сигнальную систему. При такой последовательности и время отклика, или получения ответной реакции на информационное раздражение, уменьшается от инерционной второй сигнальной системы до максимально быстрой первой. Примером реализации данной последовательности превращения убеждений в настроенность может служить таблица умножения;

- на первом этапе передачи ЗНАНИЙ добиваются понимания сути умножения, как арифметического действия,

- затем, накопленные знания порождают УБЕЖДЕНИЕ в том, что законы умножения справедливы всегда,

- далее оказывается, что каждый раз заниматься последовательным сложением неэффективно, и все больше и больше повторяющихся операций откладывается в памяти, и уже не требует убеждения в том, что эти действия справедливы, появляется УБЕЖДЕННОСТЬ,

- после этого остается только выучить таблицу умножения, в результате на вопрос: «Сколько будет...?», уже не требуется ни знаний, ни убеждений, ни даже убежденности - мы сразу говорим сколько..! Или становимся обладателями НАСТРОЕННОСТИ, в данном случае как способа практически мгновенной реакции на поступающую информацию, и чем дольше мы будем упражняться в таблице умножения тем эта реакция будет ближе к рефлекторной.

В целом же, способность настраиваться на получение необходимого психофизического эффекта, возможна только за счет эффекта преодоления, и тем выше, чем более развит мозг, чем более он способен обучаться и искажать для себя реальный мир. Поэтому настроенность можно рассматривать как способность индивидуума реализовывать ожидаемый психофизический эффект соответствующий убеждениям, поэтому настроенность всегда вторична к убежденности и относится более к первой сигнальной системе. Реализация настроенности в действии дает новое знание, как правило, близкое или соответствующее начальному знанию, если конечно, оно порождено убеждениями. Так, если это соответствие более-менее полное, получается замкнутый цикл функционирования личности, все компоненты которого в процессе жизнедеятельности только совершенствуются в сторону полного совпадения начального и конечного знания. Накопленная настроенность в арифметике будет полностью соответствовать начальным убеждениям, так как все ее компоненты правдивы. Напротив, если в основе формирования настроенности будет ложь, например, в виде знаний о пользе алкоголя, то и получаемая настроенность будет лишь частично совпадать со сформировавшими ее «знаниями».

Таким образом, получается неразрывное кольцо или цикл (ЗНАНИЯ - УБЕЖДЕНИЯ - УБЕЖДЕННОСТЬ - НАСТРОЕННОСТЬ - ДЕЙСТВИЕ - ЗНАНИЕ) нарушение которого, исключение одного из компонентов или очередности, приводит или к выработке необходимой последовательности, или к формированию утраченной части, или к несостоятельности совершения действия. С другой стороны (в обратном порядке), отсутствие реализации настроенности, отсутствие действия вызывает подавление настроенности, как несостоятельной, что далее способно разрушить убежденность и остальные, более ментальные компоненты.

Так же не сложно заметить, что такой компонент как знания будет значительно отличаться от знаний получаемых после реализации цикла. В этом смысле можно ввести понятие - новое знание, или назвать конечный элемент цикла познанным и так далее, однако это не изменит сути этого элемента, он всегда будет идеалистической частью ментальности человека.

При функционировании патологических программ индивидуум постепенно утрачивает как раз способность настраиваться, и постепенно или сразу теряет возможность реализации действия, вместе с разрушением мозга и тела. Например, при функционировании патологических программ, что особенно наглядно на примере курения табака, протабачные убеждения могут долгое время не меняться, а первоначальные представления об ожидаемом эффекте меняются значительно. Если в начале знакомства с табаком это, как правило, ожидание «эйфории», то втянутые курильщики курят уже не ради нее, а для поддержания своего психофизического состояния в норме.

Настроенность может стать даже отрицательной. Что и наблюдается, например, после посещения психотерапевта или кодировщика, или постепенно угаснуть вместе с угасанием физиологической возможности курения табака. В противоположность настроенности, убежденность основывается на убеждениях, являющихся прерогативой только второй сигнальной системы, более ментальна, и поэтому более стабильна, более устойчива как более мощное информационное образование. Именно убеждения делают возможным курение при развитии третьей стадии, и употребление алкоголя во второй.

В течение всей жизни человек, как социальное существо, выполняет множество программ. Известно четыре типа программ; естественные - продолжения рода, потребление пищи, самозащиты; искусственные - обучение, работа и так далее, вплоть до патриотической и строительства коммунизма. Большинство из этих программ не наносят человеку непосредственного ущерба и являются социально необходимыми - это непатологические программы. Однако, программы функционирования личности, приводящие к ее разрушению или наносящие вред окружающим, как в случае алкоголепития и табакокурения, являются патологическими в сути своей, так как приводят человека к зависимости от таких наркогенных веществ, как табак и алкоголь (рисунок 7).

 

Рисунок 7. Классификация программ социального поведения

 

Естественные программы, это комплекс самых необходимых мотиваций поведения обеспечивающий выживание, как индивидуума, так и рода. Безусловно, наиболее важными для выживания индивидуума являются дыхание, питание и защита. За ними уже следуют наиболее важные для существования популяции - продолжение рода, воспитания потомства, коллективной защиты рода (популяции) и другие.

Искусственные программы, все без исключения, вторичны относительно любой естественной программы, но, так же как и естественные могут быть выстроены в некоторую шкалу. В сущности, сама по себе подчиненность и иерархичность программ указывает на возможность выстроить их в единую шкалу ценностей. В этой шкале каждая предыдущая (базовая) программа должна обеспечивать полноценное осуществление последующей. Что и может служить критерием построения таких шкал.

Естественные программы шкалируются сравнительно легко, практически все могут быть построены в связанную цепь, изменяющуюся в соответствии и возрастом индивидуума и его биологическими возможностями. Искусственные же программы поведения, продиктованы социальной средой, формирующей эти программы и меняющей приоритеты уже существующих программ. Эти программы сами по себе весьма разнообразны в своих взаимодействиях друг с другом тем более. Построение единой цепи для искусственных программ невозможно, так как среди искусственных существуют и равнозначные. Поэтому естественная исходная цепь будет ветвиться тем сильнее, чем разнообразнее жизнь индивидуума его взаимодействие в социуме. Тем не менее, эти шкалы ценностей существуют, обеспечивая возможность осуществления выбора и стратегии поведения, одним нормальное развитие и жизнь, другим деградацию и смерть.

Безусловно, естественные программы доминируют над искусственными программами, но и в свою очередь искусственные программы влияют на естественные. В тех случаях, когда искусственные программы не мешают исполнению естественных, не превращают их в патологические, эти искусственные программы так же не являются патологическими. И, пожалуй, иного их подразделения не существует. Во всех других случаях возможно построение искусственных шкал ценности для искусственных программ.

Патологизация программ сужает возможности развития, снижая возможности индивидуума. Так комплекс патологических программ искусственного происхождения способен деформировать естественные, способен сделать их патологическими, а это уже отразится и на здоровье индивидуума, сузит его возможности и уменьшит разнообразие и развитие всех программ, включая искусственные.

Программы значительно отличаются от сложных условных рефлексов, тоже определяющих поведение живых объектов. Сложные рефлексы, лишенные в период их формирования воздействия убеждений всегда направлены на защиту или оптимизацию поведения животного, и поэтому всегда естественны и не патологичны. Программы же, формируются всегда под действием убеждений, более ментальны, а потому и их разнообразие, и устойчивость порядком выше. Особенно это относится к искусственным программам, которые по сравнению с искусственными сложными рефлексами, возникающими, например, в результате дрессировки, могут длительное время сохраняться и даже самостоятельно развиваться. Искусственные рефлексы, как правило, стоят уровнем выше естественных рефлексов, но, будучи не поддержаны внешним воздействием, угасают тем быстрее, чем менее используются. Иными словами, если животное возвращается к естественной форме существования, то потребность в искусственных «программах» поведения угасает, и эти «программы» постепенно деградируют. Тот же эффект наблюдается и при кодировании, однако с той разницей, что разрушение искусственных сложных рефлексов, противоречащим убеждениям, происходит значительно быстрее, чем у животных. В обоих случаях навязывание искусственных сложных рефлексов это процесс туннелирования информации от некоторого носителя с большей ментальностью на более низкий уровень, с обязательным обходом, или устранением влияния на этот процесс надрефлекторных (ментальных) сигнальных систем. Поэтому путем кодирования, так же как и в результате дрессировки, не удается получить устойчивых программ поведения не нуждающихся в постоянном, часто насильственном подтверждении. Естественно, говорить о формировании поведения животных путем привития им программ абсурдно, так как если такой компонент программ как настроенность можно выделить, то понятно, убеждениями животные не обладают, их вторая сигнальная система или отсутствует или мало для этого пригодна.

Если убеждения у животных отсутствуют априорно, то настроенность имеет место быть. Животные обладают настроенностью обеспеченной только благодаря сложным условным рефлексам, поэтому она всегда естественна, даже в случае приучения животного к алкоголю или другому наркотику.

Природа искусственной настроенности животных имеет тот же характер, что и их условные рефлексы. Например, добавление алкоголя в малых количествах к пище вызывает постепенное привыкание, а затем и зависимость, животное становится «алкоголиком». Кавычки в том смысле, что животные становятся обладателями искусственно созданной алкогольной потребности, закрепляемой в сфере условных рефлексов. Эти условные рефлексы определяют поведение животного, неосознанно (за неимением) удовлетворяющего эту потребность, существующую на физиологическом уровне, так как алкоголь подавляет их собственную эндоморфинную систему. И далее, эта потребность становится частью всех потребностей животного.

Однако не поддерживаемая за счет убеждений, эта искусственно созданная потребность легко угасает, если животное перестает удовлетворять ее (само не состоятельно), постепенно восстанавливается работа эндоморфинной природной системы. Еще быстрее эту потребность можно подавить химическим путем, вызывая у животного отторжение алкоголя, например инъекциями тетурама. В этом случае происходит быстрое восстановление защитных реакций, эффект привыкания прекращается, и несмотря на столь же постепенное восстановление эндоморфинной системы, животное прекращает употреблять алкоголь практически сразу.

Это явление, не осознается большинством исследователей именно в его информационном проявлении. Так, в наркологи пользуются этим явлением при поиске химических соединений прерывающих алкоголизм. И как следствие, - опыты проводят на животных. Действительно, удается найти вещества, достаточно эффективно останавливающие алкоголизм, но алкоголизм животных. А вот с переносом этой практики на людей, эффективность оказывается близкой к нулю, так как химическое воздействие не затрагивает сферу второй сигнальной системы - таблетки, уколы и ампулы убеждений не содержат.

Понятия кодирования, применительно к животным, не существует. Этот способ воздействия направлен на изменение подсознания, минуя вторую сигнальную систему человека. Понятно, что при отсутствии развитой столь же сильно второй сигнальной системы у животных практически все виды воздействий можно рассматривать именно как «кодирование», только в данном случае этот термин вежливо заменяют термином - дрессировка, лишь подчеркивая разницу между человеком и животным. Однако в своей сути, этот способ и для животных и человека суть одно и тоже и имеет лишь разные названия.

Главным признаком всех естественных программ является невозможность их исключения из жизни человека. Невозможно потому, что, разрушив, например, программу питания человек окажется на пороге голодной смерти или угрозы нарушения обмена веществ и ускоренного старения, как следствия. Или, разрушение программы на продолжение рода, например деформации, в сторону лесбийства или гомосексуализма, явно ведут к прекращению существования из-за невозможности появления потомства. Нарушения естественных программ поведения обычно поддаются корректировке в сторону приближения к некоторой индивидуальной биологической норме, которая позволяет жить и индивидууму и роду. Другими словами - естественные патологические программы поведения, возможно, нормализовать. Мера же искусственных патологических программ всегда равна нулю, это и есть их естественный биологический оптимум.

В процессе формирования личности происходит и развитие программ. Программы, особенно искусственные, касающиеся поведения человека в социуме развиваются постепенно. И этот процесс ведет к постоянному усложнению программ и соответствует накоплению ситуационного опыта так же накапливаемого человеком, опыта о наиболее часто встречающихся ситуациях, вариантах их развития или преодоления.

Психологическое преодоление наиболее ощутимый процесс любого обучения. Преодолению, в частности, обучаются с детства, и опыт, накапливаемый человеком именно в этот период формирования программ, наиболее ценен, но и болезнен, для дальнейшего развития личности. Одним из вариантов выработки способности к преодолению является сон. И на примере сновидений можно проиллюстрировать развитие программ.

В детстве, когда программы несовершенны, любое нарушение их действия способно привести к сильным эмоциональным перегрузкам. Эти перегрузки выражаются быстрой сменой настроения ребенка, особенно в случаях невозможности исполнения или завершения начатого ранее действия. Например, З.Фрейд в книге «Введение в психоанализ» /45/ описывает, ставшие классическими примеры, разрешения этих противоречий через сновидения, в которых продолжаются незавершенные действия. Эти сны, как отмечает автор, необычайно связны и даже конкретны, как и большая часть всех детских сновидений являются снами «исполнения желаний». «Работа сна» заключается в разгрузке психики ребенка, а далее и дополняет в развивающиеся программы возможность не завершения реального действия, образует соответствующую этому обстоятельству настроенность, позволяющую в дальнейшем формировать бесконфликтное поведение, или более спокойно относиться к реальности невозможного или несостоявшегося, настраиваясь, откладывая эту возможность на сон. Естественно, при накоплении этого типа настроенности, подобные жизненные ситуации перестают вызывать сны завершения, их яркость и логика постепенно снижаются, размываются и, в конечном счете, это ведет к забыванию сна уже, на момент пробуждения. В этом смысле «работу сна» по разгрузке подсознания начинают брать на себя программы, действующие постоянно во время бодрствования. В процессе роста человека и его социальной адаптации эти программы совершенствуются настолько, что уже взрослый человек снов практически не помнит, или его сны теряют логическую ясность. Часто, сновидения взрослого человека это след работы подсознания занятого окончательной шлифовкой множества программ. Сны запоминаются в случаях, когда нагрузка, на вторую сигнальную систему, превышает пределы адаптации, установленные ранее уже сформированными программами поведения. Сон взрослого человека представляется набором «снов завершения» каждой из затронутых программ, часто мало связанных между собой. Поэтому, в целом, сон становится и воспринимается, будучи сохраненным, в памяти, как нечто алогичное и даже фантастическое, мало поддающееся пересказу явление.

Сны взрослого человека становятся логичными и яркими в случаях, когда подвергаются пересмотру и разрушению уже сложившиеся программы, или создаются новые, в этом случае наибольшую нагрузку снова берет на себя подсознание. Например, на курсах по дезалкоголизации и отказу от курения программы разрушаются так быстро, что уже к третьему-четвертому дню люди сознательно отказываются от употребления алкоголя и табака. Но происходит это более в сфере убеждений, так как после этого многим снятся «сны завершения» со сценами курения и употребления алкоголя, или сны, свидетельствующие о начале формирования трезвенных программ поведения - с отказом от алкоголя и табака.

Ситуацию можно сравнить с реконструкцией производства на фабрике, когда обновляется оборудование и профиль предприятия. Обычно, не у дел оказываются не только старые станки, но и исправно работающие на них работники. Начинается переквалификация и увольнения, начинаются и жалобы в дирекцию. И если эти жалобы не дают результата, сотрудники записываются на прием, и дирекция подробно знакомится с каждым, доказывающим свою целесообразность и апеллирующим к своим индивидуальным проблемам. Или, по аналогии, вторая сигнальная система - дирекция, знакомится с «сотрудниками» первой сигнальной системы - человек видит сны. Примеров индуцированных снов и снов, свидетельствующих о разрушении старых патологических программ, любой преподаватель трезвости может привести сколь угодно[7]. В частности, из приведенных текстов можно как раз увидеть результат этого «знакомства». Это, как правило, выражается в отказе подсознания полностью следовать ранее выработанным программам и соответствовать социальным установкам, - человек или просыпается или видит завершение сна не соответствующее логике обычного поведения:

 

Фрагмент 6.

[11. Употребления алкоголя и курения во сне, во сне не курил а алкоголь употреблял, пили водку из граненых стаканов на троих чокались после этого сразу проснулся].

 

Иногда подобные сны снятся несколько дней подряд или с перерывом, при этом можно увидеть общую закономерность - яркость снов, конкретность их описания снижается, что как раз и свидетельствует об окончании формирования новой программы поведения:

 

Фрагмент 7.

 [11. Невероятно, но видела яркий, четкий сон, что нахожусь в компании, пьющей пиво, я в том числе, отчетливо помню, с кем и какое пиво. Но самое интересное то, что во сне меня молнией пронзает мысль: «Как же я завтра пойду на занятия?»

Насколько я помню, никогда не пила во сне; все предыдущие сны только о работе и работе.].

 

Фрагмент 8.

[11. Опять приснилось пиво, вот напасть. И во сне помнила, что пить его нельзя.].

 

Таким образом, при развитии программ, сновидения тем ярче, чем менее развиты программы, и наоборот отсутствие сновидений свидетельствует о полном соответствии поведения человека уже сложившимся программам. Это справедливо и при разрушении уже сложившихся программ. Это справедливо и при создании новых программ, по аналогии с фабрикой - на прием, приходят новые сотрудники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.068 с.)