Временные и материальные ресурсы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Временные и материальные ресурсы



Программа тренинга состоит из модулей, которые позволяют варьировать ее содержание и временные характеристики в зависимости от особенностей дистанционного формата реализации и конкретной группы участников: количества участников, глубины осознания ими собственных проблем профессиональной деформации. Модули программы могут использоваться как системно, так и самостоятельно.

Желательное время проведения тренинга – школьные каникулы.

Тренинг проводится в просторном помещении, допускающем выполнение активизирующих, требующих свободное перемещение участников упражнений, рассчитанных на большое количество участников (12-20 человек).

Требования к квалификации тренера, реализующего данную программу:

- наличие психологического образования,

- опыт работы в психологических группах в качестве участника, опыт ведения тренинговых групп, владеющий знаниями о специфике педагогической деятельности,

- владение навыками активного слушания, психологического консультирования, поддержки, знаниями в области профессиональной деформации личности педагога, эмоционального «выгорания», психологических границ, умением актуализации механизмов личностного роста.

 

Литература

Список литературы, рекомендуемый для специалистов:

1. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения», автор-составитель О.И. Бабич. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2012.

2. Е.В. Емельянова «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования». – СПб.: Речь, 2008.

3. М. Кипнис «Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга» - М.: Изд. АСТ, 2015.

4. Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса». – М.: Изд. «Наука», 1983.

5. А.Н. Николаев «Стресс: его преодоление и профилактика» - Спб: Знание, 2005.

6. Н. Водопьянова, Е. Старченкова «Синдром выгорания» - Спб: Питер, 2009.

7. К. Фопель «Технология ведения тренинга. Теория и практика» - М.: Генезис, 2015.

8. Э. Берн «Групповое лечение. На вершине психотерапии»: Литур, 2003.

9. http://www.e-reading.club/bookreader.php/89737/Petrova-Erik Erikson. html

10. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис» - М.: Прогресс, 1996.

 

Список литературы, рекомендуемый для участников тренинга

1. Д. Гринберг «Управление стрессом». – Спб: Питер, 2002.

2. С. Картрайт, К. Л. Купер «Стресс на рабочем месте»: Изд. Гуманитарный центр, 2005.

3. Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд «Освобождение от созависимости» — М.: Изд. “Класс”, 2006.

4. Э. В. Штаппен «Как обрести уверенность и научиться говорить «нет». – М.: Эксмо, 2014.

 

Приложение

  Приложение 1

Модуль 1. Организационно-теоретический

Тематический семинар «Сверкать или «сгорать»»

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 1. «Сверкать или «сгореть»»

1. Вступительное слово тренера.
2. «Сущность понятия синдром эмоционального «выгорания».
3. «Причины, признаки и этапы эмоционального «выгорания».
4. Упр. «Маркеры эмоционального «выгорания» (Приложение 2).
5. Обратная связь.
6. Обсуждение организационных вопросов предстоящих блоков тренинга.

Модуль 2.

«Ресурсные расстановки»

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 2. Формирующий. «Ресурсные расстановки»

1. Вступительное слово тренера.
2. Правила тренинга (Приложение 3).
3. Шеринг-знакомство (знакомство, формирование запроса).
4. Упражнения-разогревы (Приложение 2).
5. Исследовательский блок. Упражнение «Колесо жизни» (Приложение 2).
6. Перерыв.
7. Формирующий блок. Упражнение-визуализация «Ресурсные расстановки» (Приложение 2).
8. Шеринг.
9.  Упражнение «Дорога к своему «Я»» (Приложение 2).
10.  Шеринг.

Модуль 3.

«Территория моего «Я»»

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 3.

 «Территория моего «Я»»

 

1. Вступительное слово тренера.
2. Правила тренинга (Приложение 3).
3. Шеринг (формирование запроса).
4. Упражнения-разогревы (Приложение 2).
  5. Шеринг.

 

6. Упражнение «Территория моего «Я»» (Приложение 2, 3).
7. Эмоциональный отклик.
8. Перерыв.
9. Формирующий блок. Упражнение «Соседи» (Приложение 2).
10.  Шеринг.

 

11.  Упражнение «Формула второго дыхания» (Приложение 2).
12.  Шеринг.

Приложение 2

Модуль 1.

Упражнение «Маркеры выгорания»

Инструкция № 1: « У каждого из вас таблицы, в которых отмечены этапы эмоционального «выгорания». В первом столбце обозначены этапы выгорания. Во втором – симптомы или «маркеры» каждого этапа. Я предлагаю вам поработать индивидуально в третьем столбце «Мой опыт». Постарайтесь вспомнить были или есть в настоящее время указанные «маркеры» каждого этапа у вас лично в какой-либо сфере жизни (работа, семья). Если были, то напротив маркера ставим «+», и сокращенно указываем в какой именно. Если нет – то соответственно ставим знак «-»».

(Работа с таблицами (Приложение 3, таблица 1))

Инструкция № 2: «Объединитесь в пары в произвольном выборе. Постарайтесь обсудить следующее:

- Наличие эмоционального «выгорания» у вас и если есть, то на каком этапе?

- В какой сфере жизни мне это мешает/мешало?

(Работа в парах)

Прошу сохранить эти таблицы, они нам ещё пригодятся на тренинге».

Модуль 2.

Упражнение «Ласковое имя» (5 мин)

Цель: снятие напряжения, психологических зажимов, создание комфортной и творческой атмосферы для участников, поднятие самооценки участников.

Инструкция:

1. Вспомните самый приятный оборот вашего имени, которым к вам обращаются или обращались. Называйте его друг за другом (Участники называют свои имена).

2. Теперь в обратном порядке вернём друг-другу ласковые имена.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» (5-8 мин)

Цель: снятие напряжения, сплочение группы, настрой на групповую работу.

Инструкция: Выберите себе пару. Обозначьте её. В чате напишите друг другу чем вы похожи друг на друга, а чем не похожи.

Упражнение «Я умею лучше всех» (5-8 мин)

Цель: снятие психологических зажимов, поднятие самооценки участников.

Инструкция: В произвольном порядке расскажите о себе, что вы умеете делать лучше всех.

Рефлексия.

Упражнение «Колесо жизни»

Цель: поиск ресурсов противостояния эмоциональному «выгоранию» через осознание и принятие важности всех сфер жизни участников.

(На слайде выписаны сферы жизни. Участникам рассылаются карты-схемы «Колеса жизни» (Приложение 2)):

- Личная жизнь, семья

- Работа, карьера, дело

- Финансы, доход

- Образование, саморазвитие, личностный рост

- Отношения, общение

- Здоровье, внешность, спорт

- Свободное время

- Отдых, развлечение, хобби.

Инструкция: Перед вами карты-схемы «Колесо моей жизни». Определите удовлетворенность разными сферами своей жизни по 10-балльной шкале. Удовлетворённость – это ваше ощущение своей успешности или неуспешности, вовлеченности или игнорировании сфер жизни. Это ваша честная оценка самого себя. Оцените, насколько развита у вас данная сфера жизни, насколько вы вовлечены в нее и довольны своими достижениями, насколько ваши ожидания совпадают с тем, что у вас получается. Ноль будет означать полную неудовлетворенность. Десять – максимально возможную удовлетворенность.

Отметьте прямо на Колесе свою оценку каждой сферы вашей жизни. Сделать это очень просто. Колесо напоминает дерево с годовыми кольцами. Точка в центре – это нулевая удовлетворенность. Внешнее кольцо – это «десятка», т.е. максимальная удовлетворенность. В каждом секторе подчеркните дугу, соответствующую вашей оценке.

Возьмите цветной карандаш и заштрихуйте все пространство, которое попало в сферу удовлетворенности. У нас получилась геометрическая фигура. Это и есть колесо, на котором вы «едете» по жизни. Как вам нравится езда на таком колесе?

Упражнение-визуализация «Ресурсные расстановки»

Перерыв 10 мин

Шеринг

Давайте, вернемся к нашим предыдущим упражнениям.

Примерные вопросы в шеринге по упражнениям «Колесо жизни» и «Ресурсные расстановки».

Что вы можете сказать по прошедшим упражнениям?

Каким должно быть ваше колесо жизни, чтобы жизнь была комфортной и гармоничной?

Что происходило в той комнате со сферами жизни? Комфортно ли себя чувствовали?

 Может ли какая-то из сфер служить для вас ресурсной, если вы чувствуете, что начинаете эмоционально «выгорать»? и т.д.

Можно провести участника через поле «как было?», «как есть?», «как хотелось бы?».

Упражнение «Дорога к своему Я»

Тренер: Изучая личность и общение людей Э. Берн выделил три эго-состояния, которыми располагает каждый человек и которые влияют на наши чувства и поведение. Все эти эго-состояния важны для нашей личности:

Родитель – воспитывает, контролирует, указывает, критикует (как других, так и самого себя). Чувства родителя: чувство вины, раздражение, беспокойство и т.д.

Взрослый – рациональные поведения и чувства в «здесь» и «сейчас». Взрослый не нацелен на прошлое и на будущее, а рассматривает всё в контексте настоящего. Чувства и эмоции гармонизированы.

Ребёнок – капризит, творит, ведёт себя спонтанно и непосредственно, верит в чудо и т.д.. Чувства: радость, обида, злость и т.д.

В силу своей профессии педагоги часто, а иногда и всегда по отношению к себе и ко всем и во всех сферах жизни ведут себя с позиции Родителя. А, как иногда здорово вспомнить, что в нас ещё есть и Ребёнок, который может радоваться, открыт новому, чудесам, творчеству, может вести себя спонтанно и непосредственно. Я предлагаю вам сейчас отключить своего Родителя и вспомнить про своего Ребёнка.

Инструкция: (Мандалы рассылаются участникам заранее в электронном виде. Участники выбирают наиболее понравившуюся) «Выберите наиболее понравившуюся мандалу. Мандала -буддийский сакральный символ, означающий «круг» или «центр» сегодня все чаще используют в техниках личностного развития. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. К. Юнг утверждал, что мандала – это путешествие вглубь себя. Она отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, его бессознательную природу, Мандала – это путь к центру личности, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я».Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я».Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент.

Посмотрите значение выбранной вами мандалы. В нашей жизни нет случайностей. Кто знает, может работа с мандалой к чему-то вас приведёт, что-то поможет осознать.

(Музыкальное сопровождение)

Наше бессознательное воспринимает то, что внутри как проекцию внутренних переживаний, а вот за линией круга — окружающий нас мир. Работа с мандалой - это встреча со своей глубинной сущностью, избавление от травмирующего опыта, осознание истинных желаний и потребностей. В процессе работы с мандалой происходит непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях, поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим.

Возьмите цветные карандаши. Посмотрите в центр мандалы. Какие чувства у вас возникают в этот момент? Позвольте своим мыслям плыть спокойно. Работу начинайте с центра и постепенно продвигайтесь к краям мандалы. Цвета можно выбирать произвольно, можно вообще с закрытыми глазами, а может вам хочется использовать определённый цвет. Если вам хочется добавить свои фигуры или узоры – добавляйте, если вы хотите выйти за пределы мандалы – делайте это смело».

Шеринг

Как вы себя чувствуете?

Что нового для себя определили на нашем тренинге?

Есть ли чувство незавершенности темы? и т.д.

Модуль 3.

Упражнение-разогрев «Что дальше?»

Цель: создание вгруппе атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

Инструкция: Тренер начинает предложение, и предлагает кому-то продолжить предложение. Например:

Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием… (бросает игрушку первому участнику).

Участник 1: (продолжает) …получить удовольствие от игры… (называет следующего участника).

Участник 2: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера)… узнать что-то новое…

Предложения – ключи:

- Я радуюсь, когда…

- Мне хотелось бы, чтобы группа…

- Я горжусь собой, если…

- Я думаю, что друг – это…

- Я радуюсь, когда слышу…

- Мне смешно, когда и т.д.

Упражнение «Первая буква имени» (15 мин)

Цель: снятие напряжения, психологических зажимов, создание комфортной и творческой атмосферы для участников, поднятие самооценки участников.

Инструкция: Первый участник называет свое имя. Следующий участник на первую букву имени, назвавшего произносит позитивное и желательно уменьшительно-ласкательное прилагательное, характеризующее обладателя имени (например, первый участник говорит «Наталья», второй участник говорит «начитанная»). Далее второй участник называет свое имя, а следующий – прилагательное, и так до последнего участника.

Тренер: Вернёмся к нашей теме. Понятие «психологическое пространство» включает несколько типов психологических границ. Чаще всего у одного человека нарушаются сразу несколько типов границ, поэтому необходимо заметить все нарушения и вовремя защитить свои границы. Здесь хотелось бы отметить именно «защитить», а не отгородиться «высоким забором», включить эгоизм и безразличие.

Есть несколько важных моментов в наших взаимодействиях с другими людьми и границами. Во-первых, мы устанавливаем свои границы. Во-вторых, мы их защищаем. В-третьих, мы уважаем границы других людей. Ну, либо не устанавливаем, не защищаем и не уважаем.

Просто взять и установить границы один раз, как черту мелом на асфальте, невозможно, т.к. постоянно будут появляться те, кто будет посягать на эти границы. Устанавливать и защищать свои границы и уважать границы других необходимо всегда.

Давайте, рассмотрим, что же включает в себя понятие «психологическая граница»:

Упражнение «Границы»

У каждого участника цветные карандаши, маркеры, чистые листы формата А4.

Инструкция: «Расположитесь удобно. Прикройте глаза, почувствуйте себя. Мысленно представьте вокруг себя границу. Какая она? Какой она формы? Из какого материала сделана ваша граница - это прочный или хрупкий материал? Есть ли в границе проходы, окна, двери? Где вы находитесь в пространстве этой границы? Какой высоты эта граница? Подвижна ли она? Может ли она изменяться, или она неизменна? Представили? Рассмотрите все еще раз, и когда будете готовы, откройте глаза и начинайте рисовать».

После выполнения задания, участники выкладывают свои рисунки в общий чат. Группе предложить несколько минут рассмотреть рисунки.

Эмоциональный отклик.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.038 с.)