Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и сохранения здоровья педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и сохранения здоровья педагогов



Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и сохранения здоровья педагогов

 «Формула второго дыхания»

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения и сохранения здоровья педагогов «Формула второго дыхания» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по психологическому сопровождению педагогов в образовательном процессе в особых условиях СанПин, с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

Актуальность программы:

Психическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье и учащихся. Высокий уровень психического здоровья педагога представляет собой состояние благополучия, в котором педагог реализует свои способности, может противостоять жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в образовательный процесс. Это в свою очередь является основой благополучия самого педагога и эффективного функционирования ОУ.

Ситуация современного педагога содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога многозадачности и наличием внутренних энергоресурсов. Эти противоречия вызывают достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. Это может проявляться как эмоциональная сухость, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненность, другими словами, эмоциональное «выгорание».

Эмоциональное «выгорание» может привести к игнорированию индивидуальных особенностей учащихся и оказывать достаточно сильное влияние на характер эмоциональной стороны профессионального педагогического общения. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний: тревожность, уныние, подавленность, апатию, разочарование, хроническую усталость.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования и Центров психолого-педагогического сопровождения.

Профилактике, восстановлению и сохранению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости. В этих целях и рекомендуется использовать предлагаемую программу. Программа состоит из трех модулей и представляет собой развивающий тренинг, который направлен на  эффективное построение психологического сопровождения педагогов в особых условиях образовательной среды. Приоритетными в программе являются два основных направления: просвещение и личностное развитие педагогов.

Модули программы тренинга могут использоваться как в системе, так и каждый самостоятельно. Теоретическая часть направлена на формирование специальных знаний о синдроме эмоционального «выгорания», практическая – на развитие ресурсов стрессоустойчивости, формирование душевного благополучия и психологического комфорта.

Этапы психологического сопровождения и сохранения здоровья педагогов:

I. Подготовительный

Презентация программы тренинга администрации ОУ/ДОУ, обсуждение организационных вопросов.

II. Диагностический

Диагностическое обследование педагогов/воспитателей.

III. Организационный

Проведение организационно-теоретического модуля с педагогами/воспитателями.

IV. Формирующий, развивающий

Проведение тренинговых модулей с педагогами/воспитателями согласно тематическому плану.

V. Заключительный

Заключительное обследование педагогов/воспитателей, анализ результативности, составление отчета.

Адресат

Программа тренинга «Формула второго дыхания» адресована педагогам, руководителям ОУ и ДОУ, воспитателям, психологам.

Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья и личностного роста педагогов.

Задачи:

1. Способствовать формированию умения осознавать состояние эмоционального выгорания и навыков выхода на ранних его стадиях за счет актуализации личностных ресурсов участниками тренинга;

2. Создать условия для актуализации личностных ресурсов стрессоустойчивости,  формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний участниками тренинга;

3. Сплочение педагогического коллектива.

Содержание программы

Программа предполагает психолого-педагогическое сопровождение педагогов в период образовательного процесса и состоит из 3-х модулей и 2-х психодиагностических мероприятий.

1. Организационно-теоретический – Модуль 1. «Сверкать или «сгореть»».

2. Первичная диагностика уровня эмоционального «выгорания».

3. Профилактический и формирующий - Модуль 2. «Ресурсные расстановки».

4. Формирующий и развивающий - Модуль 3. «Территория моего «Я»».

5. Повторная диагностика уровня эмоционального «выгорания».

Учебно-тематическое планирование составлено с учётом дистанционного формата реализации программы.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п Тема мероприятия (название модуля) Кол-во занятий Кол-во часов
1. Модуль 1. Организационно-теоритический. «Сверкать или «сгореть» 1 2
2. Модуль 2. Формирующий. «Ресурсные расстановки» 1 3
3. Модуль 3. Развивающий. «Территория моего «Я»» 1 3

Всего:

3 8

Количество часов: 8 (+1 час на техническое обеспечение, подключение участников к трансляции).

Форма работы: групповая.

Задачи:

- повышение уровня осведомленности в теме «эмоциональное «выгорание»»;

- мотивирование педагогов на дальнейшую практическую работу, направленную на профилактику эмоционального «выгорания»

Структура занятия:

1. Приветствие.

2. Лекция.

3. Упражнение на самопознание и формирование навыков выхода из состояния эмоционального «выгорания» на ранних его этапах.

4. Рефлексия.

5. Обратная связь.

Диагностический материал предоставляется участникам в электронном виде.

Количество занятий: 1.

Количество часов: 2.

 

Учебно-тематическое планирование

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля Время

Модуль 1. «Сверкать или «сгореть»»

1. Решение технических вопросов, подключение участников к трансляции. 15 мин
2. Вступительное слово тренера. 15 мин
3. «Сущность понятия синдром эмоционального «выгорания». 15 мин
4. «Причины, признаки и этапы эмоционального «выгорания». 10 мин
5. Упр. «Маркеры эмоциональ-ного «выгорания». 35 мин
6. Обратная связь.  20 мин
7. Обсуждение организационных вопросов предстоящих блоков тренинга. 10 мин
Кол-во часов:   2 ч

Задачи:

- осознание личностных ресурсных составляющих участниками тренинга,

- формирование ресурсных оснований через актуализацию основных сфер жизнедеятельности,

- снятие эмоционального напряжения.

- сплочение педагогического коллектива.

Структура занятия:

1. Вступительное слово тренера.

2. Правила тренинга.

3. Исследовательские и формирующие упражнения.

4. Рефлексия.

5. Обратная связь.

Количество занятий: 1.

Количество часов: 3.

Учебно-тематическое планирование

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля Время

Модуль 2. Формирующий. «Ресурсные расстановки»

1. Вступительное слово тренера.  5 мин
2. Правила тренинга. 5 мин
3. Шеринг-знакомство (знакомство, формирование запроса). 15 мин
4. Упражнения-разогревы. 15 мин
5. Исследовательский блок. Упражнение «Колесо жизни». 20 мин
6. Перерыв  10 мин
7. Формирующий блок. Упражнение-визуализация «Ресурсные расстановки». 20 мин
8. Шеринг. 20 мин
9.  Упражнение «Дорога к своему «Я»». 30 мин
10.  Шеринг 40 мин
Кол-во часов:   3 ч

Оценка результативности

На начальном и заключительном этапах проводится первичная и повторная диагностика, позволяющая определить эффективность проводимой работы. Результативность программы оценивается по следующим критериям:

- снижение количества педагогов, имеющих складывающийся и сложившийся симптом «эмоционального «выгорания»»,

- положительное отношение педагогов к профессиональной деятельности,

- улучшение психоэмоционального состояния педагогов,

- положительные отклики участников тренинга.

Оценка результативности осуществляется с помощью:

- Методики «Диагностика уровня эмоционального «выгорания»» (модификация В.В. Бойко) (Приложение 4),

- «Экспресс-оценка «выгорания» (В. Капови, Т. Новак) (Приложение 4),

- Обратной связи участников тренинга.

Литература

Список литературы, рекомендуемый для специалистов:

1. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения», автор-составитель О.И. Бабич. – Волгоград: Изд. «Учитель», 2012.

2. Е.В. Емельянова «Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования». – СПб.: Речь, 2008.

3. М. Кипнис «Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга» - М.: Изд. АСТ, 2015.

4. Л.А. Китаев-Смык «Психология стресса». – М.: Изд. «Наука», 1983.

5. А.Н. Николаев «Стресс: его преодоление и профилактика» - Спб: Знание, 2005.

6. Н. Водопьянова, Е. Старченкова «Синдром выгорания» - Спб: Питер, 2009.

7. К. Фопель «Технология ведения тренинга. Теория и практика» - М.: Генезис, 2015.

8. Э. Берн «Групповое лечение. На вершине психотерапии»: Литур, 2003.

9. http://www.e-reading.club/bookreader.php/89737/Petrova-Erik Erikson. html

10. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис» - М.: Прогресс, 1996.

 

Список литературы, рекомендуемый для участников тренинга

1. Д. Гринберг «Управление стрессом». – Спб: Питер, 2002.

2. С. Картрайт, К. Л. Купер «Стресс на рабочем месте»: Изд. Гуманитарный центр, 2005.

3. Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд «Освобождение от созависимости» — М.: Изд. “Класс”, 2006.

4. Э. В. Штаппен «Как обрести уверенность и научиться говорить «нет». – М.: Эксмо, 2014.

 

Приложение

  Приложение 1

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 1. «Сверкать или «сгореть»»

1. Вступительное слово тренера.
2. «Сущность понятия синдром эмоционального «выгорания».
3. «Причины, признаки и этапы эмоционального «выгорания».
4. Упр. «Маркеры эмоционального «выгорания» (Приложение 2).
5. Обратная связь.
6. Обсуждение организационных вопросов предстоящих блоков тренинга.

Модуль 2.

«Ресурсные расстановки»

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 2. Формирующий. «Ресурсные расстановки»

1. Вступительное слово тренера.
2. Правила тренинга (Приложение 3).
3. Шеринг-знакомство (знакомство, формирование запроса).
4. Упражнения-разогревы (Приложение 2).
5. Исследовательский блок. Упражнение «Колесо жизни» (Приложение 2).
6. Перерыв.
7. Формирующий блок. Упражнение-визуализация «Ресурсные расстановки» (Приложение 2).
8. Шеринг.
9.  Упражнение «Дорога к своему «Я»» (Приложение 2).
10.  Шеринг.

Модуль 3.

«Территория моего «Я»»

Содержание модуля

Название модуля тренинга Содержание основной части модуля

Модуль 3.

 «Территория моего «Я»»

 

1. Вступительное слово тренера.
2. Правила тренинга (Приложение 3).
3. Шеринг (формирование запроса).
4. Упражнения-разогревы (Приложение 2).
  5. Шеринг.

 

6. Упражнение «Территория моего «Я»» (Приложение 2, 3).
7. Эмоциональный отклик.
8. Перерыв.
9. Формирующий блок. Упражнение «Соседи» (Приложение 2).
10.  Шеринг.

 

11.  Упражнение «Формула второго дыхания» (Приложение 2).
12.  Шеринг.

Приложение 2

Модуль 1.

Упражнение «Маркеры выгорания»

Инструкция № 1: « У каждого из вас таблицы, в которых отмечены этапы эмоционального «выгорания». В первом столбце обозначены этапы выгорания. Во втором – симптомы или «маркеры» каждого этапа. Я предлагаю вам поработать индивидуально в третьем столбце «Мой опыт». Постарайтесь вспомнить были или есть в настоящее время указанные «маркеры» каждого этапа у вас лично в какой-либо сфере жизни (работа, семья). Если были, то напротив маркера ставим «+», и сокращенно указываем в какой именно. Если нет – то соответственно ставим знак «-»».

(Работа с таблицами (Приложение 3, таблица 1))

Инструкция № 2: «Объединитесь в пары в произвольном выборе. Постарайтесь обсудить следующее:

- Наличие эмоционального «выгорания» у вас и если есть, то на каком этапе?

- В какой сфере жизни мне это мешает/мешало?

(Работа в парах)

Прошу сохранить эти таблицы, они нам ещё пригодятся на тренинге».

Модуль 2.

Упражнение «Ласковое имя» (5 мин)

Цель: снятие напряжения, психологических зажимов, создание комфортной и творческой атмосферы для участников, поднятие самооценки участников.

Инструкция:

1. Вспомните самый приятный оборот вашего имени, которым к вам обращаются или обращались. Называйте его друг за другом (Участники называют свои имена).

2. Теперь в обратном порядке вернём друг-другу ласковые имена.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…» (5-8 мин)

Цель: снятие напряжения, сплочение группы, настрой на групповую работу.

Инструкция: Выберите себе пару. Обозначьте её. В чате напишите друг другу чем вы похожи друг на друга, а чем не похожи.

Упражнение «Я умею лучше всех» (5-8 мин)

Цель: снятие психологических зажимов, поднятие самооценки участников.

Инструкция: В произвольном порядке расскажите о себе, что вы умеете делать лучше всех.

Рефлексия.

Упражнение «Колесо жизни»

Цель: поиск ресурсов противостояния эмоциональному «выгоранию» через осознание и принятие важности всех сфер жизни участников.

(На слайде выписаны сферы жизни. Участникам рассылаются карты-схемы «Колеса жизни» (Приложение 2)):

- Личная жизнь, семья

- Работа, карьера, дело

- Финансы, доход

- Образование, саморазвитие, личностный рост

- Отношения, общение

- Здоровье, внешность, спорт

- Свободное время

- Отдых, развлечение, хобби.

Инструкция: Перед вами карты-схемы «Колесо моей жизни». Определите удовлетворенность разными сферами своей жизни по 10-балльной шкале. Удовлетворённость – это ваше ощущение своей успешности или неуспешности, вовлеченности или игнорировании сфер жизни. Это ваша честная оценка самого себя. Оцените, насколько развита у вас данная сфера жизни, насколько вы вовлечены в нее и довольны своими достижениями, насколько ваши ожидания совпадают с тем, что у вас получается. Ноль будет означать полную неудовлетворенность. Десять – максимально возможную удовлетворенность.

Отметьте прямо на Колесе свою оценку каждой сферы вашей жизни. Сделать это очень просто. Колесо напоминает дерево с годовыми кольцами. Точка в центре – это нулевая удовлетворенность. Внешнее кольцо – это «десятка», т.е. максимальная удовлетворенность. В каждом секторе подчеркните дугу, соответствующую вашей оценке.

Возьмите цветной карандаш и заштрихуйте все пространство, которое попало в сферу удовлетворенности. У нас получилась геометрическая фигура. Это и есть колесо, на котором вы «едете» по жизни. Как вам нравится езда на таком колесе?

Упражнение-визуализация «Ресурсные расстановки»

Перерыв 10 мин

Шеринг

Давайте, вернемся к нашим предыдущим упражнениям.

Примерные вопросы в шеринге по упражнениям «Колесо жизни» и «Ресурсные расстановки».

Что вы можете сказать по прошедшим упражнениям?

Каким должно быть ваше колесо жизни, чтобы жизнь была комфортной и гармоничной?

Что происходило в той комнате со сферами жизни? Комфортно ли себя чувствовали?

 Может ли какая-то из сфер служить для вас ресурсной, если вы чувствуете, что начинаете эмоционально «выгорать»? и т.д.

Можно провести участника через поле «как было?», «как есть?», «как хотелось бы?».

Упражнение «Дорога к своему Я»

Тренер: Изучая личность и общение людей Э. Берн выделил три эго-состояния, которыми располагает каждый человек и которые влияют на наши чувства и поведение. Все эти эго-состояния важны для нашей личности:

Родитель – воспитывает, контролирует, указывает, критикует (как других, так и самого себя). Чувства родителя: чувство вины, раздражение, беспокойство и т.д.

Взрослый – рациональные поведения и чувства в «здесь» и «сейчас». Взрослый не нацелен на прошлое и на будущее, а рассматривает всё в контексте настоящего. Чувства и эмоции гармонизированы.

Ребёнок – капризит, творит, ведёт себя спонтанно и непосредственно, верит в чудо и т.д.. Чувства: радость, обида, злость и т.д.

В силу своей профессии педагоги часто, а иногда и всегда по отношению к себе и ко всем и во всех сферах жизни ведут себя с позиции Родителя. А, как иногда здорово вспомнить, что в нас ещё есть и Ребёнок, который может радоваться, открыт новому, чудесам, творчеству, может вести себя спонтанно и непосредственно. Я предлагаю вам сейчас отключить своего Родителя и вспомнить про своего Ребёнка.

Инструкция: (Мандалы рассылаются участникам заранее в электронном виде. Участники выбирают наиболее понравившуюся) «Выберите наиболее понравившуюся мандалу. Мандала -буддийский сакральный символ, означающий «круг» или «центр» сегодня все чаще используют в техниках личностного развития. Люди интуитивно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге, используя их как способ снова сблизиться с природой. К. Юнг утверждал, что мандала – это путешествие вглубь себя. Она отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, его бессознательную природу, Мандала – это путь к центру личности, к открытию нашей уникальной индивидуальности. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я».Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я».Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент.

Посмотрите значение выбранной вами мандалы. В нашей жизни нет случайностей. Кто знает, может работа с мандалой к чему-то вас приведёт, что-то поможет осознать.

(Музыкальное сопровождение)

Наше бессознательное воспринимает то, что внутри как проекцию внутренних переживаний, а вот за линией круга — окружающий нас мир. Работа с мандалой - это встреча со своей глубинной сущностью, избавление от травмирующего опыта, осознание истинных желаний и потребностей. В процессе работы с мандалой происходит непостижимая внутренняя работа, результаты которой проявляются в мыслях, поведении, чувствах, отношении к себе и окружающим.

Возьмите цветные карандаши. Посмотрите в центр мандалы. Какие чувства у вас возникают в этот момент? Позвольте своим мыслям плыть спокойно. Работу начинайте с центра и постепенно продвигайтесь к краям мандалы. Цвета можно выбирать произвольно, можно вообще с закрытыми глазами, а может вам хочется использовать определённый цвет. Если вам хочется добавить свои фигуры или узоры – добавляйте, если вы хотите выйти за пределы мандалы – делайте это смело».

Шеринг

Как вы себя чувствуете?

Что нового для себя определили на нашем тренинге?

Есть ли чувство незавершенности темы? и т.д.

Модуль 3.

Упражнение-разогрев «Что дальше?»

Цель: создание вгруппе атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

Инструкция: Тренер начинает предложение, и предлагает кому-то продолжить предложение. Например:

Тренер: Я пришел сегодня на встречу группы с желанием… (бросает игрушку первому участнику).

Участник 1: (продолжает) …получить удовольствие от игры… (называет следующего участника).

Участник 2: (продолжает ту же цепочку ответов, которая была задана в предложении тренера)… узнать что-то новое…

Предложения – ключи:

- Я радуюсь, когда…

- Мне хотелось бы, чтобы группа…

- Я горжусь собой, если…

- Я думаю, что друг – это…

- Я радуюсь, когда слышу…

- Мне смешно, когда и т.д.

Упражнение «Первая буква имени» (15 мин)

Цель: снятие напряжения, психологических зажимов, создание комфортной и творческой атмосферы для участников, поднятие самооценки участников.

Инструкция: Первый участник называет свое имя. Следующий участник на первую букву имени, назвавшего произносит позитивное и желательно уменьшительно-ласкательное прилагательное, характеризующее обладателя имени (например, первый участник говорит «Наталья», второй участник говорит «начитанная»). Далее второй участник называет свое имя, а следующий – прилагательное, и так до последнего участника.

Тренер: Вернёмся к нашей теме. Понятие «психологическое пространство» включает несколько типов психологических границ. Чаще всего у одного человека нарушаются сразу несколько типов границ, поэтому необходимо заметить все нарушения и вовремя защитить свои границы. Здесь хотелось бы отметить именно «защитить», а не отгородиться «высоким забором», включить эгоизм и безразличие.

Есть несколько важных моментов в наших взаимодействиях с другими людьми и границами. Во-первых, мы устанавливаем свои границы. Во-вторых, мы их защищаем. В-третьих, мы уважаем границы других людей. Ну, либо не устанавливаем, не защищаем и не уважаем.

Просто взять и установить границы один раз, как черту мелом на асфальте, невозможно, т.к. постоянно будут появляться те, кто будет посягать на эти границы. Устанавливать и защищать свои границы и уважать границы других необходимо всегда.

Давайте, рассмотрим, что же включает в себя понятие «психологическая граница»:

Упражнение «Границы»

У каждого участника цветные карандаши, маркеры, чистые листы формата А4.

Инструкция: «Расположитесь удобно. Прикройте глаза, почувствуйте себя. Мысленно представьте вокруг себя границу. Какая она? Какой она формы? Из какого материала сделана ваша граница - это прочный или хрупкий материал? Есть ли в границе проходы, окна, двери? Где вы находитесь в пространстве этой границы? Какой высоты эта граница? Подвижна ли она? Может ли она изменяться, или она неизменна? Представили? Рассмотрите все еще раз, и когда будете готовы, откройте глаза и начинайте рисовать».

После выполнения задания, участники выкладывают свои рисунки в общий чат. Группе предложить несколько минут рассмотреть рисунки.

Эмоциональный отклик.

I этап

Инструкция: «Подумайте, как часто вам приходится делать, то за что вы неответственны? Бывает ли, что вы делаете что-то, что не соответствует вашим потребностям, принципам, интересам в ущерб вашему спокойствию, здоровью и т.д.? Бывают ли случаи, когда кто-то пренебрегает вашей потребностью в отдыхе и требует от вас активного участия? Бывает ли, что от вас ждут каких-либо действий без учета ваших возможностей и ресурсов или противоречит вашим принципам? На карте «Территория моего «Я»» постарайтесь оценить частоту этих проявлений в различных сферах отношений. Максимальная приближенность к «Я» будет означать, что такое происходит часто, максимальная отдаленность – вы хорошо чувствуете свои границы и умеете защищать свое психологическое пространство».

II этап

Эмоциональный отклик участников.

Упражнение «Соседи»

Инструкция: Каждый из вас будет исполнять роль представителя трех дружественных государств, которые очень дорожат своими отношениями. Вам будут предложены ситуации, которые вы будете обыгрывать. Если к вам обращается какой-либо представитель, ваша задача либо сказать «нет» просящему государству, либо договориться так, чтобы ваши границы, интересы, потребности не были ущемлены. Помните об ответственности, уважении, свободе выбора и заботе о своем государстве.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете?

Тяжело было отказывать?

Какие чувства вы испытывали, когда слышали отказ?

Изменилось ли ваше представление о понятии «психологические границы»?

Посмотрите на свои рисунки границ. Какие эмоции вы испытываете сейчас, видя свой рисунок?

Хочется ли сейчас что-то изменить внутри этой границы или в самих границах?

Можете ли вы что-то изменить?

Подумайте, какие психологические границы вы бы хотели иметь?
Все желаемые изменения вы можете произвести сами, зная теперь, как выглядят ваши границы, насколько эффективно они работают, защищают ваше личное пространство.

Упражнение «Формула второго дыхания»

Инструкция: Наш тренинг подходит к своему завершению. За это время вы усвоили некоторые причины профессиональной деформации личности, этапы эмоционального выгорания. Сейчас я попрошу, опираясь на собственный опыт, вывести «формулу второго дыхания». Вспомните, что вам придает сил, где ваша область покоя, где вам хорошо и спокойно? Какие внутренние ресурсы вас поддерживают? Может, что-то новое вы узнали о себе за время тренинга? Что вас вдохновляет? Что эмоционально поддерживает или выводит из стресса?

Проявите фантазию, включите креативность. Чувство юмора только приветствуется!

Шеринг

Примерные вопросы:

Понравился ли вам наш тренинг?

С какими чувствами, настроением вы уходите?

 

Приложение 3

Стимульный материал

Модуль 1.

Раздаточный материал

«Маркеры эмоционального «выгорания»»

Таблица 1

Этапы Маркеры Мой опыт
0 «Предвестники» выгорания ● Идеализм, восторженность ● Навязчивое желание проявить себя ● Чрезмерность требований к себе ● Пренебрежение своими потребностями ● Вытеснение (игнорирование) конфликтов в различных сферах жизни  
1 Истощение (физическое, эмоциональное) ● Постоянная усталость, телесная слабость ● Раздражительность ● Отсутствие желаний ● Снижение мотивации ● Снижение настроения ● Частые болезни  
2 Дегуманизация, деперсонализация (как защита от нарастания истощения) ● Избегание, уход из отношений ● Формализация отношений (уходит всё личное) ● Отвержение других, чувство вины ● Цинизм, негативизм в отношении других ● Чувство внутренней пустоты ● Механичность деятельности ● Утрата чувств в отношении себя  
3 Тотальное отвращение ● Снижение производительности ● Чувства собственной неуспешности, несостоятельности ● Ощущение отсутствия признания ● Отсутствие радости ● Чувство бессилия, сломленности ● Отвращение ко всему ● Ощущение бессмысленности жизни ● Обесценивающие установки ● Потеря духовных ориентиров ● Отчаяние ● Суицидальные мысли  

 

Модуль 2

Правила тренинга

1. Конфиденциальность.

2. Обращаться друг другу неформально – по имени и на «ты».

3. Во время тренинга можно вставать и выходить, не мешая остальным участникам. Подайте сигнал, что у вас всё в порядке.

4. Телефоны на время тренинга переводим в вибрационный глухой режим.

5. Перерыв на 15 мин (кофе-брейк).

6. Только Я-высказывания. Не перебиваем и не дополняем друг друга.

7. Если вы не готовы высказаться по какому-либо вопросу, или не хотите отвечать на вопросы, можно воспользоваться правилом «Стоп».

8. Если вы хотите услышать мнение других участников по собственной точке зрения, вы можете воспользоваться правилом «Живой микрофон».

Раздаточный материал

Упражнение «Колесо жизни»

Рис. 3. «Колесо жизни»

Раздаточный материал

Модуль 3.

Стимульный материал

Типы психологических границ

 

Граница физическо-го тела
Простран-ственная граница
Граница личного простран-ства
Граница собствен-ности
Эмоцио-нальная граница
Граница времени
Понимание собственного «Я», ответственность, осознанность, свобода выбора, уважение, любовь и забота о себе, собственные потребности, желания, стремления, цели, представление о своем месте в мире

 

 


Рис. 10. Типы психологических границ

 

 

Раздаточный материал

Опросник

Инструкция: Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Прочтите утверждения и поставьте в бланке ответов «+», если Вы согласны с данным утверждением и «-», если нет. Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты Вашей профессиональной деятельности - пациенты, клиенты, потребители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.15 с.)