Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление городов после Монгольского нашествия

Поиск

 

       Монгольское нашествие, поводом которому послужила знаменитая отрарская катастрофа, нанесло значительный урон хозяйству и культуре Казахстана. Многие города, в том числе и Отрар, оказавшие героическое сопротивление захватчикам, подверглись разрушению. Города Семиречья, хотя и не пострадали непосредственно от нашествия, в дальнейшем пришли к полному упадку. Постоянные смуты, происходившие в XIV веке, привели к разорению населения. Поселения были покинуты и уже в XVI веке нельзя было даже узнать как назывались многие опустевшие и разрушенные, некогда цветущие, города. Поля в районах Тараза и Семиречья были превращены в пастбища.

       Но города долины Сырдарьи, использовав экономические и политические возможности, появившиеся благодаря объединению огромных территорий под властью монгольских правителей, стали возрождаться. Сами завоеватели попали под влияние местной культуры. Монгольские ханы, приняв ислам, начали усваивать городскую жизнь и культуру. Они стали строить себе дворцы, мавзолеи, поощрять возведение культовых зданий.. В связи с этим, с начала XVI века наблюдается заметный подъем архитектуры. Этот подъем не может быть понят вне общего культурного и экономического подъема городов Сырдарьи. Уже в XII-XIV веках города Сауран, Отрар, Дженд, Сыгнак, Ясы играли значительную роль в экономической и политической жизни всего Туркестана. В XII-XV веках архитектура Средней Азии и Казахстана развивалась по путям, которые были намечены в домонгольское время.

       Происходил процесс дальнейшего усовершенствования кирпичных конструкций – появились новые системы перекрытий: тромпы, перекрещивающиеся арки, своды. Но наиболее яркой чертой монументальной архитектуры в послемонгольское время была многоцветная керамика, которая стала широко применяться в облицовке фасадов и интерьеров зданий. Бирюзовая полива в небольших масштабах применялась и до XIII века, а в XIV веке появились купола со сплошной облицовкой бирюзовыми поливными плитками. Применение этого цвета на куполах связано с культом неба древних тюрок (Кок Тенгри). Этот культ получил ярчайшее воплощение в архитектуре мусульманского мавзолея. Именно в средневековых мусульманских мавзолеях, многие из которых украшались сверкающими голубыми изразцами, наиболее полно воплотилась древняя идея гробницы как модели мира. Не случайно современники сравнивали самые грандиозные и красивые купола с небесной сферой. Однако во многих сооружениях сохраняются еще домонгольские приемы в строительстве и отделке.                                        Не забыты резные неполивные терракотовые плитки. Домонгольские приемы были использованы при постройке мавзолеев Сырлытам инкардарьинского в Кызылкумах и Аяккамыр в степях Сарыарки. Высокие порталы обоих сооружений фланкированы пристенными колоннами. Оба мавзолея украшены резными терракотовыми плитками, характерными еще для караханидского времени. Ниши портальных арок в обеих постройках перекрыты абсолютно одинаковым приемом: полусводом с ячеистыми консольными тромпами и полуаркой, под которыми проходит пояс из резных плит. Оба мавзолея квадратные в плане, углы квадратов перекрыты арочными парусами и не имеют четко выраженого пояса восьмигранника.   Монгольская аристократия быстро ассимилировалась и начала принимать ислам. Она неизбежно стала поддаваться влиянию местной культуры и над могилами, даже не успевших приняти ислам, монгольских ханов сооружались мавзолеи мусульманского типа. Таковым является мавзолей Жоши-хана, старшего сына Чингис-хана. Он расположен в долине Кара-Кенгир, в районе излюбленных ханских кочевий. В его отделке гораздо шире применены новшества архитектуры. И если конструктивная и композиционная основа здания осталась во многом традиционной и даже архаичной(прямоугольный план, арочные паруса, невыделенность пояса восьмигранника), то декор его обогатился плоскими поливными бирюзовыми плитками с геометрическим орнаментом и надписями на портале.

       Столицей Ак-Орды был Сыгнак. В домонгольское время он был большим и хорошо укрепленным городом. Его жители оказали монголам упорное сопротивление, но после семидневной осады город был взят и разрушен настолько, что запустел. Сыгнак начал возрождаться в XIV веке вместе с ростом Ак-Ординского улуса. Археологические исследования, проведенные Якубовским в 1927 году, показали, что в Сыгнаке имелись остатки замечательных построек конца XIV века. Дольше всех сохранялись постройки некрополя.

3.1.1 Мавзолей Кок-Кесене

 

       В окрестностях города еще в начале XX века существовал прекрасный мавзолей конца XIV века – Кок-Кесене, о былых качествах которого можно судить по зарисовкам, старой фотографии и археологическим материалам с памятника. Судя по фотографии, мавзолей имел высокий портал и был увенчан коническим шатром на высоком барабане, нижняя часть которого – восьмигранник, а верхняя – шестнадцатигранник. В отделке его была применена наборная мозаика из поливных плиток, получившая широкое распространение в архитектуре Золтой Орды и в изготовлении которой особенно высокого мастерства достигли хорезмийские мастера.        Замечательные качества наборных мозаик Кок-Кесене – изысканый рисунок орнамента, глубокий, чистый цвет, гармоничные тоновые и цветовые отношения, точная подгонка деталей, блеск глазурей, неподражаемое композиционное мастерство – все это выдает работу мастеров высочайшего класса, явно связанных с одной из крупнейших среднеазиатских школ. Влияние хорезмийской архитектурной школы и участие самих хорезмийских мастеров в сооружении Кок-Кесене представляется весьма вероятным, особенно, если сопоставить его с памятниками Ургенча, уцелевшими после разрушений города в 1388 году Тимуром.

           

3.1.2 Мавзолей Тюрабек-ханым

           

       Примерно в XIV веке, когда порталы в архитектуре Средней Азии начинают приобретать грандиозные размеры, становясь важнейшим композиционным акцентом, появился новый тип мавзолея – портально-шатровый, объединивший в себе тенденции шатровых и портально-купольных мавзолеев. Лучшим из сохранившихся мавзолеев подобного типа является мавзолей династии Суфи (усыпальница Тюрабек-ханым), построенный в 60-е годы XIV века.

       Тюрабек-ханым - реальная историческая личность, монгольская принцесса, любимая дочь правителя Золотой Орды - Узбек-хана и супруга его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была покровительницей женщин. С течением времени ее канонизировали и объявили святой. Имя Тюрабек-ханым всегда было окружено многочисленными романтическими легендами.

       Согласно одной из них Тюрабек-ханым пообещала влюбленному в нее мастеру Гулгардану, что, если тот построит для нее прекраснейшее в мире здание, она выйдет за него замуж. Гулгардан потрудился на славу: построенный им мавзолей, ставший впоследствии усыпальницей царей династии Суфи и самой Тюрабек-ханым, поражал и до сих пор продолжает поражать людей точностью линий, богатством внутреннего убранства и красотой многоцветных орнаментов. Но гордая красавица не выполнила своего обещания, предпочтя строителю правителя Хорезма Кутлуг-Тимура. Обманутый мастер не смог пережить горя и бросился с вершины мавзолея.         

       Мавзолей Тюрабек-ханым действительно стал самым великолепным строением во всем государстве. Изумительное по красоте и изяществу строение с богатейшей отделкой внутри и снаружи, с удивительно открытым светлым шестигранным залом площадью около ста квадратных метров, украшенным резной мозаикой. Венчал все это великолепие огромный купол мавзолея. Он был, пожалуй, самым совершенным куполом во всем Центральноазиатском Туране. Сверху он покрыт черепицей – традиция очень немногих строений того времени.        

       Внутренняя сторона купола покрыта мозаичным панно тончайшей работы с орнаментом из звезд и цветов. Панно являет собой шедевр ориентального искусства, не имеющий аналогов во всей средневековой архитектуре. Над зданием на высоком барабане с двенадцатью проемами когда-то возвышался синий глазурованный шатер. Сегодня, к сожалению, его нельзя увидеть: строение было сильно повреждено. Но усыпальница Тюрабек-ханым была и остается центром массового паломничества.

       Его архитектура и декор говорят о новых творческих исканиях и о высоком, основанном на глубокой местной традиции искусстве хорезмских мастеров. Тимур в 1388 г., разорив Хорезм, велел увезти лучших мастеров и использовать их на строительстве в Самарканде и в других городах.

        В отличие от портально-купольных мавзолеев предшествующего периода, когда главное внимание строителей было сосредоточено на украшении порталов, здание Тюрабек-ханым решено как композиция из нескольких гармонично связанных между собой архитектурных объемов. Основная часть здания представляет совершенно необычную для Средней Азии двенадцатигранную ротонду, увенчанную барабаном с высоким коническим голубым куполом. С юга примыкает стройных пропорций пештак, с севера — купольная усыпальница. В плане правильный шестиугольник главного помещения с входами, расположенными с каждой стороны, мастерски вписан в двенадцатигранник внешнего контура. Абрис плана разработан тонко и изящно: входы — проемы чередуются с красиво профилированными глубокими пятиугольными нишами, В архитектуре подчеркнуты вертикальные линии: пештак, ниши на наружных гранях ротонды, декоративные панно на барабане имеют вытянутые вверх пропорции. Еще более это сказывается в интерьере, пространство которого кажется особенно высоким благодаря трем рядам постепенно уменьшающихся стрельчатых арок.

        В декорации Тюрабек-ханым впервые в среднеазиатском зодчестве нашла применение керамическая мозаика. Мастера, создавшие этот мавзолей, с необычайным искусством соединили архитектурные формы с богатой декорацией. Снаружи на стенах здания цветные панно и тимпаны контрастно выделяются на фоне кладки из шлифованных неглазурованных кирпичей.

       От пышной, сверкающей красками розетки в центре купола лучами расходятся белые линии геометрического орнамента, образующего сложные плетения, словно сеткой закрывающие всю поверхность плафона; ячейки узора заполнены звездообразными медальонами, состоящими из множества цветочных и геометрических мотивов. В красочной гамме мозаик преобладают синий и белый цвета, обогащенные бирюзовым, черным, зеленым, желтым, красным, коричневым и золотым; некоторые цвета имеют разные оттенки. При всей сложности построения декора узор плафона воспринимается как гармонически целостный образ. Ниже, в световом поясе и ярусе тромпов, отдельные цветные панно и тимпаны разделены широкими обрамлениями из неглазурованного кирпича. Таким образом, красочность в оформлении интерьера нарастает снизу вверх, достигая в узоре купола наибольшего цветового звучания. Отделенный четкой полосой орнамента купол Тюрабек-ханым напоминает бездонную сферу неба, усеянную мерцающими на синем фоне яркими светилами.

 

3.1.3 Мавзолей Сырлытам

 

       К этому же периоду следует отнести мавзолей Сырлытам жанадарьинский, расположенный в левобережье Сырдарьи, недалеко от высохшего русла Жанадарьи. Еще в 1946 году он имел неплохую сохранность, когда его впервые исследовал С.П.Толстов. Он отмечал высокие архитектурные качества мавзолея: тщательность работы, красивый, украшенный бирюзовой майоликой портал. На рисунке, выполненном Н.П.Толстовым в 1946 году с натуры, видны высокий левый пилон порталаи верхняя оболочка купола, лишенная облицовки. Отметка сохранившейся части портала немного не доходит до верха полуразрушенной второй оболочки, причем, судя по раме,обрамлявшей стрельчатую арку портала, высота его была больше. Таким образом, перед нами еще один памятник портально-шатровой композиции, причем расположенный географически между сыгнакским и ургенчским памятниками примерно на равном от них удалении. Планировочная схема мавзолея проста – это прямоугольник со входом с короткой стороны. Пештак объемно не выделен, легкая раскреповка получилась за счет использования облицовочных кирпичей значительно лучшего качества, которыми отделан главный фасад. Анализ построения форм выявил, что план вписывается в модульную сетку, единицей которой служит гяз, длиной 0,833 м. Толщина стен равна двум гязам или 6,5 кирпичей. Размеры здания в плане – 12 x 14 гязов. Делением ширины фасада на три мастер получил размеры пилонов и арочной ниши. Построение внутреннего объема произведено с использованием стороны и половины диагонали квадратя внутреннего помещения. Такой метод пропорционирования приводил к иррациональным отношениям с функцией «квадратный корень из двух». Внутренние стены мазара были отделаны ганчевой штукатуркой. В отделке главного фасада, кроме терракотовых облицовочных кирпичей, использованы кирпичи с бирюзовой поливой одной наружной грани. Такими клинчатыми кирпичами, вперемежку с неполивными, украшен архивольт стрельчатой арки. Фрагменты бирюзовых плиток были и в тромпах между пилонами портала.

           

3.1.4 Мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави

 

       Благодаря изучению обширных материалов о мемориальных постройках различных народов, выявляется широкий ареал шатровых памятников, включающий территории Поволжья, Урала, Северного Кавказа, Азербайджана, Ирана, Ближнего Востока, Средней Азии и Казахстана. Больше всего таких памятников, датируемых средневековьем, сконцентрировано в Приаралье, а также среднем и нижнем течении Сырдарьи – районах, заселенных в средние века огузскими, а затем и другими тюркскими племенами. Именно с тюркскими кочевыми племенами – огузами, кыпчаками – связывают исследователи распространение такого типа памятников. Пример двух рассмотренных памятников показывает как огузо-кыпчакская традиция шатрового мавзолея, будучи оплодотворена мастерством зодчих Хорезма, возродилась на своей родине в новом, более великолепном, качестве.

        В городе Туркестане на месте небольшого мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави караханидского времени, который, вероятно, обветшал за двести с лишним лет со дня постройки, по велению Тимура был возведен грандиозный комплекс, включающий несколько десятков разнообразных помещений. Придворный хронист Шереф ад-дин Йезди в своем труде «Зафар-наме» указывает, что Тимур сам задал основные габариты сооружения и материальной его отделки. Колоссальная масса портала прорезана айваном – огромным вестибюлем храма – перекрытым стрельчатым сводом высотой 37 метров в шелыге.

       Жемчужиной древней архитектуры Казахстана является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави в Туркестане, построенный на рубеже XIV — XV вв. Мемориальное сооружение, состоящее не только из усыпальницы с мраморным надгробием, увенчанное богато декорированным куполом огромного центрального зала с массивным стрельчатым куполом на барабане, где стоял огромный колет для жертвоприношения и совершались основные ритуалы, но и многих различных, функционально связанных меж собой помещений,— мечети, библиотеки, кухни, комнат для духовенства, паломников, роскошно украшенных тимпанами арок и сталактитовыми венцами куполов, орнаментальными композициями из геометрических фигур, огромными надписями, мозаичными и майоликовыми, может состязаться по красоте и величеству с самыми знаменитыми сооружениями мусульманской архитектуры в странах Средней и Передней Азии. Не случайно этот комплекс рекомендован Советским комитетом по делам ЮНЕСКО для включения в список наиболее редкостных памятников мировой культуры.

       Суровая гладь кирпичных стен, гигантские размеры объемов производят неизгладимое впечатление мощи и величия. Ожидание грандиозного внутреннего пространства, подготовленное порталом и огромным, сверкающим бирюзовой облицовкой куполом, оправдывает интерьер Джаамат-ханы или казандыка, перекрытого одним из самых больших в мире средневековых куполов. Одинарная сфероконическая оболочка его, под которой смог бы уместиться современный башенный 10-этажный дом, снизу украшена великолепными сталактитами. Начинаясь на уровне четверика, чтобы смягчить переход от квадрата к кругу, прикрыв собой балочные паруса (весьма архаическую конструкцию, не дающую плавного перехода), сталактиты поднимаются ввысь, прихотливой группировкой образуя пояса – уровни. На уровне верха свода они оставляют свободным участок конструктивного купола, образующего вогнутый диск. Благодаря высокому расположению окон, светлой окраске ганча, из которого отлиты сталактиты, многогранные сложные формы которых дробят естественный свет, создается поразительное впечатление струящегося с «горних высот» света. Совершенно уверенно можно сказать, что в этом был тонкий расчет зодчих. Последовательность, с которой разрабатывалась в XIV-XVII веках эта тема (родившаяся вначале лишь для камуфляжа углов в парусах и переходов от стрельчатых сводов к щипцовым стенам в арках), привела к таким впечатляющим результатам, как своды медресе Мири-Араб и мечети Ходжа Зейнеддина в Бухаре, купол гурганханы мавзолея Казы-заде Руми в Самарканде и, наконец, перекрытие в комплексе Ходжи Ахмеда Яссави; не оставляет сомнения в наличии четкой содержательной программы. Суфизм вообще широко использовал световую символику, связывая со светом представления о Боге.

       В самом центре джамаат-ханы (джамаат – по арабски – община) размещался громадный бронзовый котел (отсюда тюркское название зала – казандык), в десять петель-ручек которого были вставлены десять копий с бунчуками, соединенными вершинами –древний тюркский символ единения «десятистрельного народа» (он ок будун). Существует связь некоторых особенностей обрядов и строения самого храма с дотимуровскими, в том числе, и домусульманскими, традициями. Так, воспоминаниями о древних собраниях с общей трапезой, устраиваемых «отцом племен», главой Туркестана для родов тюркских племен, осевших вокруг Туркестана, был подсказан «яс» - обычай еженедельных пятничных угощений на помин души Ходжи Ахмеда – «отца» тюркских племен.

       Громадный котел, установленный под сводом купола (символ очага под шаныраком родового дома), свидетельствовал о былом размахе трапез. В центре гурханы возвышается надгробие в виде кенотафа, увенчаного сводчатой, продолговатой формы саганой. Все надгробие облицовано зеленым камнем изумительной красоты; в этом же материале выполнены трехчетвертные колонки по углам кенотафа и сталактитовые его карниз. Вообще, гурхана – самое богатое по убранству помещение. Панели его стен были отделаны шестигранными плитками глубокого зеленого цвета из кашин-буриша с надглазурной росписью золотом; бордюры панели набраны из великолепной по сочности красок и изяществу рисунка наборной кашинной мозаики. Прекрасным украшением гурханы были четые шырака – громадные бронзовые светильники с золотой и серебряной насечкой и гравировкой. Гробница увенчана необычайно красивым рубчатым куполом на высоком круглом барабане. Нижний купол двойного покрытия украшен изнутри сталактитами прихотливой и сложной структуры. В помещении мечети (зикрханы), также перекрытой двойным куполом и освещенной шестнадцатью окнами, прорезанными в его основании, после пятничных молитв устраивались зикры – радения дервишской общины ордена ясавийя. По сторонам от продольной оси здания размещается еще ряд помещений: китабхана – библиотека, дарсхана – аудитория для занятий, впоследствии превращенная в тронный зал казахских ханов – Большой Аксарай, учебные и складские помещения, кельи общежития дервишей. В планировке комплекса, несмотря на преобладание продольной оси (айван-казандвк-зиаратхана-гурхана), использованы старые композиционные приемы; особенно обращают на себя внимание стремление подчеркнуть центр всего комплекса и организация входов с каждой стороны света.

       Идея открытости храма всем четырем направлениям, его космичности, которая ранее выражалась полным растворением архитектуры в природном окружении, позднее подчеркивалась устройством проемов по осям центрических построек. Появившись впервые в регионе в мавзолеях низовья Сырдарьи (мавзолей Бабиш-мулла), эта композиционная структура всегда была популярна в Средней Азии и Казахстане (комплекс Кырык-кыз, мавзолеи Саманидов и Айша-биби). В туркестанском комплексе она выражена устройством коридоров, выходящих дверными проемами на все четыре фасада и ведущих в центральные помещения (входы в некоторые из них были заложены уже в процессе строительства). Несмотря на то, что в целом памятник подводит итоги достижениям предыдущих поколений зодчих, экспериментаторский дух проявляется уже в композиционном приеме объединения разнохарактерных помещений в едином комплексе. В помещении мечети впервые появляется, правда еще не в явном виде, идея применения пересекающихся арок, позволяющих при переходе от квадратного основания к куполу при помощи другого новшества – щитовидных парусов, обходиться без восьмигранного пояса тромпов.        Применение такого перекрытия позволило значительно увеличить площадь мечети за счет широких и глубоких ниш по сторонам. В Большом Аксарае купола возводились также с помощью щитовидных парусов, несомых системой параллельных арок и упирающихся в них полуарок. В этом памятнике проявились все характерные черты архитектурного стиля XIV-XVI веков, в котором пышный декоративизм монументальных форм был основан на тщательно выверенной и тонко разработанной конструктивной системе. В отделке памятника был применен практически весь арсенал декоративных средств тимуровской эпохи. Значительными мемориальными архитектурными сооружениями, своеобразно отразившими зарождение новой казахской династии степных правителей, являются мавзолеи.

           

       К этой группе построек следует отнести такие мавзолеи, как Алаша-хан (Улытау), Балгасын и Аббат-Байтак (Актюбинская область). Не случайно мавзолей Алаша-хана возведен невдалеке от гробницы Жошы-хана. Этим подчеркивались грандиозность мавзолея по сравнению с мавзолеем Жошы – свидетельство рождения новой династии и нового государства – династии государства казахов, утвердившихся на исторической арене.

       Мавзолей Алаша-хана являет собой портально-купольную постройку длиной около 12 метров и шириной около 10 метров, выложенную из красного кирпича высокого качества.

       Большой интерес представляет мавзолей некрополя Абат-Байтак, возведенный недалеко от р. Хобда в нынешней Актюбинской области. Памятник представляет собой портально-купольное однокамерное сооружение с высоким одиннадцатигранным барабаном и коническим куполом, сложенное из обожженного кирпича на глиняно-алебастровом растворе. Обращает на себя внимание наличие в барабане 11-ти граней вместо канонических 8-ми или 12-ти, к тому же выведенных с заметным уклоном внутрь. Также далеки от классических конструктивные приемы перехода от квадратного плана к многограннику барабана и кругу купола. Этот переход достигается весьма своеобразными приемами: сначала на небольшой высоте в углах возникают маленькие арочные паруса, над которыми методом напуска кирпичей к центру устройством в кладке деревянных балок образуется некое подобие тромпов, подготавливающих круглое основание для одиннадцатигранного барабана. Однако, по сути дела барабан этого мавзолея всего лишь фикция. Начиная с основания «барабана», вверх поднимается не барабан, а безраспорный купол, только очень с высокой стрелой подъема. В результате применения этого приема мастер получил возможность свободно декорировать купол под барабан, исходя из чисто формальных соображений, а не конструктивной необходимости. Также следуя вкусовым предпочтениям, мастер возвел над нижним куполом конусовидный шатер – тоже безраспорную конструкцию. Весьма показательно, что, взяв за образец популярный в Казахстане еще с домонгольской поры композиционную схему шатрового мавзолея, блестяще разработанную мастерами Приаралья, в ее реализации строитель Аббат-Байтака пошел своим оригинальным путем.

Архитектура XVI-XVII веков

 

       В XVI-XVII веках у казахов произошли существенные изменения в способе перекочевок. Если ранее в равнинных местностях преобладали жилища на повозках, то теперь они уступают место разборным юртам, перевозимых вьюком. Казахская юрта вобрала в себя все лучшее, что создали поколения степных кочевников в процессе усовершенствования этого универсального жилища. Она легка и красива, в ней тепло зимой и прохладно летом, оно прочна и надежна – ее аэродинамические формы обеспечивают устойчивость при сильных ветрах. Собирается и разбирается она за полтора – два часа. Юрта – это подлинный шедевр степной архитектуры, в котором достигнута идеальная гармония между конструктивным, функциональным и эстетическими началами. Ее деревянный составной каркас покрывается специально скроенными кусками войлока, которые крепятся при помощи арканов и тканых полос. В плане она представляет окружность. Нижняя цилиндрическая часть каркаса юрты – кереге – состоит из складных решетчатых звеньев, называемых канат (крыло). В зависимости от размеров юрта имеет от четырех до двенадцати таких звеньев. Полезная площадь средней по размерам – восьмиканатной юрты, составляет примерно 90 м2. Каждое звено кереге, благодаря шарнирному креплению в местах пересечения планок, складывается и легко помещается по бокам вьючного животного. Вразличных районах Средней Азии и Казахстана в зависимости от климатических условий, традиций населения, наличия материалов, возникали локальные особенности юрт. Они выражаются в различных пропорциях частей, наклоне уыков и их кривизне, приемах оформления, размере и количестве ячеек в кереге, его наклоне и т.д. Не удивительно, что такое идеальное с точки зрения кочевника жилище, к тому же отвечающее своими формами представлениям об идеальном устройстве вселенной, служило образцом для стационарных построек.

       Чаще всего формам мобильных жилищ подражают погребальные постройки. В степях много мавзолеев круглых в плане и имеющих круглые зенитные окна. Купола многих квадратных или прямоугольных в плане мазаров имеют форму юрты, а росписи в их интерьерах подражают убранству юрты. Монументальная архитектура повторяла формы и других типов мобильного жилья – шатров, палаток. Так, весьма впечатляющи параллели между абрисом и декором куполов многих мангышлакских мавзолеев (Акуюк, Беки) и походными шатрами Огузов и сельджуков. Формы проемов арок подсказаны ткаными завесами проемов юрт и палаток.

       На западе Казахстана – Мангышлаке и Устюрте – на основе древних народных традиций в XVIII-XIX веках выросла исключительная по своим достижениям школа архитектуры. Памятники этого региона, пожалуй, наиболее яркое и совершенное проявление самобытной казахской культуры. Камень, из которого возведено большинство памятников Мангышлака, недостаточно прочен. Из надземных памятников, подверженных эррозии, построенных ранее XV-XVI веков, вряд ли что уцелело. Однако традиция сохранила не только отдельные архаические формы, но и целые композиционные системы, изучение которых дает нам возможность реконструировать недостающие звенья развития казахской архитектуры и духовной культуры.

       Искусство кочевников Мангышлака развивалось на основе степной традиции и было относительно свободно от ригоризма ортодоксального ислама, что и позволило ему сохранить формы, связанные с древними культами, как и воспоминания о самих культах. В совершенстве овладев технологией обработки камня, мангышлакские зодчие к концу XIX века создали своеобразную конструктивную систему, дававшую большую свободу для художественного творчества. Стены мавзолеев и саганатамов выкладывались из гладко отесанных блоков и плит, на которые естественно ложилась монументально-декоративная орнаментальная живопись, покрывающая фасады и интерьеры построек. Тектоника стены строится на членении плоскости пилястрами и поясами в соответствии с ее конструкцией. Купола всех мавзолеев безраспорные, чаще всего конические.   Переход от квадрата к кругу осуществляется при помощи небольших балочных парусов, образующих в углах прямоугольные ниши. Профили куполов самые разнообразные: от низких шлемовидных до стройных на высоком барабане сложного очертания, напоминающих буддийские ступы. Портал мангышлакского мавзолея неразвит, он представляет собой стену с невысоким парапетом, в которой устроено окно-вход. Все мавзолеи Устюрта и Мангышлака соответствуют единой композиционной схеме, но каждый памятник имеет свой неповторимый облик. Интересной чертой искусства народных мастеров являются полихромные росписи. Они наносились прямо на гладкую поверхность камня в комбинации с резьбой, подчеркивая конструктивные особенности, помогая выявить характер конструктивной работы различных частей здания. Эта особенность коренным образом отличает их от декора среднеазиатских памятников позднего средневековья, в которых пышные облицовки скрывали сущность строительных конструкций. Подход мангышлакских мастеров в этом смысле созвучен принципам современной архитектуры.

       В районе песков Сам, на Устюрте и Мангышлаке имеется огромное число памятников каменной архитектуры, подавляющее большинство которых сосредоточенно в бейитах, количество которых достигает нескольких сотен. Наиболее известны некрополиты Сейсен - ата, Шопан - ата, Караман - ата, Касымбай, Карагаш, Бейсембай, Сагындык, Сенек и др. Бейиты складывались, как правило, около древних сакральных объектов, чаще всего курганов. Их пространственная структура обусловлена религиозными представлениями и социально-родовой организацией общества. Мастера всегда учитывали окружение и подчиняли вновь возводимые сооружения складывавшимся ансамблям. Это говорит о наличии тонкого композиционного чутья у зодчих, многие из которых были великолепными профессионалами. Профессионалами как в социальном плане (так как существовали за счет своего ремесла), так и в смысле самого высокого мастерства. Доступные им средствами они выразили свое стремление к созиданию, отражающему их установившиеся

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Культура организует человеческую жизнь. Каждое поколение воспроизводит культуру и передает ее следующему поколению, поскольку она не приобретается биологическим путем. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности и регулирование ее поведения.

       Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане.  

       С IX-X вв. в связи с распространением ислама, широкое распространение получили мавзолеи, которые строились над гробницами духовных и знаменитых светских лиц. Эти монументальные здания господствовали в городской застройке над небольшими сырцовыми жилыми домами с плоскими кровлями, с окнами и дверями, обращенными во внутренний дворик. Применение в монументальных сооружениях обожженного кирпича обусловило дальнейший строительный прогресс. Прочность здания, многие из которых выдержали землетрясения, натиск времени, монгольское нашествие, свидетельствует о высокой строительной культуре. Кладка арок, сводов и куполов производилось за отсутствием дерева без опалубки, что было возможно только благодаря употреблению быстро твердеющего алебастрового раствора.

       В XII в. в некоторых областях страны распространяется новый прием облицовки фасадов терракотовыми плитками с резным орнаментом. Чрезвычайно высокого развития в орнаментальном искусстве достигает резьба по дереву, алебастру, глине.

       После распространения ислама вместо изобразительных сюжетов в орнаменте начали применять условно растительные и геометрические узоры. Большее распространение получил эпиграфический орнамент, который гласит о величии и могуществе бога, святости духовных лиц, в могуществе правителей. До второй половины XII в. архитектура Средней Азии оставалась монохромной. Сырцовые постройки мало отличались по цвету от лёссовой почвы. Постройки из обожженного светло-желтого кирпича, оживлялись прозрачными, а в углублениях рельефного орнамента – глубокими тенями. XI-XII вв. в зодчестве Средней Азии – время конструктивного прогресса (купольные перекрытия, минареты), большого искусства гармонических композиций зданий, уникального орнаментального искусства в виде богатейших узоров, вырезанных по алебастру или дереву, и монументального орнамента из кирпичной кладки. Развитие архитектуры, как и всей культуры народа Средней Азии, было нарушено монгольским нашествием 1220-1221 гг., которое сопровождалось большим количеством жертв, разрушением городов, ирригации и полным подрывом экономики.

       Жизнь в стране после этого опустошительного нашествия возрождалась медленно. Строительство XIII в не отставила примечательных памятников. Но уже в первой половине XIV в. были созданы постройки, которые по архитектурно – художественным качеством вошли в число шедевров Средне-Азиатского архитектурного искусства. В отличии от зодчества до монгольского периода архитектура XIV в. отличается декоративностью, богатством цвета глазурованных плиток. Палитра керамических облицовок становится разнообразной, но господствуют бирюзовый и синий цвета. В 70-е годы XIV столетия большое внимание Тимур уделял строительству своей столицы – Самарканду. Грандиозная мечеть Биби – Ханым, величественный мавзолей Гур-Эмир.

Рассматривая развитие культуры, истории и непосредственно архитектуры периода монгольского нашествия, можно выявить закономерности формирования национального стиля, характерные черты и особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

       1.  И. Калашников «Жестокий век», Алма-Ата, «Жазушы», 1985г.

        2. С.Г. Кляшторский, Т.И. Султанов «Казахстан. Летопись трех тысячелетий», Алма-Ата, изд. «Рауан», 1992г.

       3. К.М. Байпаков, Б.Е. Кумеков, К.А. Пищулина «История Казахстана в средние века», Алматы, 1996г.

       4.  П.Агапов, М. Кадырбаев «Сокровища древнего Казахстана», Алма-Ата, 1979.

 «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Очерки), Алматы, 1993.

       5.Арнольдов А.И. Введение в культуру.- Москва: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.

       6. Жайдаров О. Тенгрианство: мифы и легенды древних тюрков. Алматы: Рауан, 2004.

       7. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Том 1./ Под ред. К.А.Акишева, К.М.Байпакова. Алматы: Атамура, 1997.

       8. Кишибеков Д. Кочевое общество. – Алма-Ата: Атамура, 1984.

       9. Масанов А. Кочевая цивилизация казахов. – Москва: Эксмо-Пресс, 1995.

       10. Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы: Мектеп, 1998.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.021 с.)