Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема. Анатомия органов дыхания.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема. Анатомия органов дыхания. Вопрос №1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах. Спланхнология – учение о внутренностях. Внутренности – это органы, в большинстве своем расположенные внутри полостей тела человека. В настоящее время к внутренностям относят 3 системы органов, называемые также аппаратами, - пищеварительную, дыхательную и мочеполовую. Паренхиматозные органы в большинстве своем представляют большие железы. Полые органы - это внутренние органы тела, имеющие вид полости или трубки большего или меньшего диаметра, отграниченной от соседних структур стенками. Вопрос №2. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы в разные возрастные периоды. Органы дыхания у ребенка в анатомическом и функциональном отношениях несовершенны. Нос относительно мал, короток. Носовые ходы узкие, нижний почти отсутствует, вследствие этого воздух плохо согревается. Слизистая оболочка носа нежная, богата кровеносными и лимфатическими сосудами. Малейшее ее набухание очень затрудняет дыхание и сосание. Часто наблюдающийся ринит у грудного ребенка нередко сочетается с фарингитом; процесс локализуется иногда и з гортани, трахее и бронхах. Придаточные полости носа развиты слабо, но, несмотря на это, в самом раннем возрасте возможны синуситы, которые могут способствовать развитию пневмоний. Глотка у детей раннего возраста относительно коротка и узка. Гортань мала. Ложные голосовые связки богаты кровеносными сосудами, легко набухают, что является причиной ложного крупа. Просвет трахеи узок. Слизистая оболочка богата сосудами. Бифуркация трахеи у новорожденных соответствует уровню II-III грудных позвонков, у детей до 5 лет— III-IV, и у 12-летних — V позвонку. Трахея делится на 2 главных бронха – правый и левый. Бронхи у детей раннего возраста тоже узки и слизистая оболочка их богата сосудами, в связи с чем воспалительные процессы наступают легко, а просвет бронхов значительно суживается. Это способствует развитию ателектазов. К моменту рождения развитие бронхов не закончено. В постнатальном периоде происходит дальнейший рост бронхиального дерева и дифференцировка стенок бронхов. Альвеолы маленьких детей бедны эластической тканью, что объясняет склонность к ателектазам, а также к развитию эмфиземы. Альвеолярный эпителий не дифференцирован, вследствие чего газообмен несовершенен. Вес легких к 6 месяцам удваивается, к году — утраивается, а к 12 годам увеличивается в 10 раз. Процессы роста и дифференцировки функциональных элементов легкого заканчиваются к 7 годам. Плевра у новорожденных очень тонкая. Форма грудной клетки отличается тупым эпигастральным углом, ребра располагаются почта перпендикулярно позвоночнику. Грудная клетка находится постоянно как бы в состоянии вдоха. С возрастом грудная клетка из инспираторного положения постепенно переходит в экспираторное. Диафрагма у детей стоит высоко, что ограничивает возможности вентиляции легких. Основной физиологической функцией органов дыхания является снабжение организма кислородом. Эта функция осуществляется в содружестве с другими органами благодаря акту дыхания. Регуляция дыхания осуществляется рефлекторно через дыхательный центр.
Вопрос №3. Верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути, функции дыхательных путей. Верхние дыхательные пути: полость носа, носоглотка, гортань. Нижние дыхательные пути: трахея, бронхи, легкие. Основная задача дыхательных путей: контакт легких с внешней средой. Вопрос №10. Лабораторные методы исследования: исследование мазков – отпечатков, бактериальных посевов, секрета носа, ротовой полости, мазков глотки, мокроты. Значение в диагностике заболеваний и организации лечебных и профилактических мероприятий. Цитологическое исследование мазков - отпечатков со слизистой оболочки полости носа - мазки берутся ватным тупфером, смоченным в стерильном подогретом физиологическом растворе, на уровне нижних носовых раковин. Вращательными движениями без надавливания мазки наносятся на обезжиренные стекла. Цитологическое исследование мазков-отпечатков мокроты, эндоскопического материала. Метод бактериального посева – используют для выявления возбудителей, проводят на плотные питательные среды (для получения изолированных колоний и определения чистоты культуры). Если в исследуемом материале содержание микроорганизмов незначительное, то посев проводят на жидкие среды обогащения. Материалом для посева могут быть различные выделения человека. Диагностическое значение лабораторных исследований состоит в распознавании болезни, которое возможно только в результате использования современных, информативных, весьма чувствительных лабораторных методов. Первые клинические признаки болезни, как правило, неспецифичны и позволяют думать о нескольких заболеваниях, а с помощью лабораторных методов можно дифференцировать похожие в клиническом отношении процессы. На этом этапе очень важны знание клинико-диагностического значения различных лабораторных показателей, правильный подбор лабораторных тестов и трактовка результатов, тесный контакт клинициста и врача-лаборанта. Этот улучшает диагностику, способствует выбору наиболее правильного лечения, а его отсутствие приводит к необоснованному назначению анализов, дублированию, неэффективной работе клинико - диагностической лаборатории. Лабораторные методы позволяют оценить эффективность лечения. На этом этапе важно определения тех лабораторных показателей, по которым можно проследить динамику изменений в процессе лечения, причём таких, на которые не влияют лекарственные препараты, назначаемые врачом. Показано, что результаты лабораторных исследований должны использоваться и как показатели выздоровления.
Вопрос №11. Инструментальные методы исследования: бронхоскопия, рентгенография, ларингоскопия, риноскопия. Значение в диагностике и лечении заболеваний, значение при оказании простых медицинских услуг. Бронхоскопия – метод осмотра трахей и бронхов, оценки их слизистых оболочек с помощью оптического прибора: бронхоскопа. Изображение сразу же передается на экран. Бронхоскопию назначают при кашле, затруднении дыхания, кровянистых или гнойных выделениях в мокроте. Противопоказания: гипертония, аритмия, ишемическая болезнь сердца. Процедуру рекомендуется проводить утром натощак. Процедура болезненна, поэтому врач может предложить обезболивание. Рентгенография – метод, схожий с рентгеноскопией. Отличие состоит в том, что изображение органов дыхания проецируется на пленку. Заключение может быть составлено, как только появятся снимки. В зависимости от клиники на его составление уходит от 30-40 минут до 2 дней. Ларингоскопия – метод исследования голосовых связок и гортани. Осмотр производится либо с помощью зеркала (непрямая ларингоскопия), либо с помощью ларингоскопа (прямая ларингоскопия). Помогает определить причины охриплости голоса, болей в горле, обнаружить повреждения гортани. Риноскопия - метод исследования полости носа с помощью носовых зеркал (носовых расширителей) и носоглоточного зеркала. При проведении инструментальных методов исследования можно получить визуальную картину исследуемого органа, а также получить для исследования секрет, кусочек ткани. Исследования используют также для диагностирования опухолей, определения инородных тел в дыхательных путях.
Вопрос №7. Легкие – внешнее строение, внутреннее строение: доли, сегменты, дольки, ацинус. Функции. Факторы, препятствующие старению легких. Особенности строения легких в разные возрастные периоды жизни человека. В легком различают 2 части: - нижнюю расширенную часть – основание, - верхнюю суженную часть - верхушку. Основание легкого обращено к диафрагме, а верхушка выступает в область шеи на 2-3 см выше ключицы. На легком различают 3 поверхности: - реберную, - диафрагмальную, -медиальную. На медиастинальной поверхности левого легкого имеется сердечное вдавление, а на его переднем крае - сердечная вырезка. Различают 2 края: - передний, - нижний. На медиальной поверхности легкого имеется углубление – ворота легкого. Через ворота легкого проходят: - главный бронх, - легочная артерия, - две легочные вены, - нервы, - лимфатические сосуды, - бронхиальные артерии (ветви) - вены. Все эти образования у ворот легкого объединены соединительной тканью в общий пучок, называемый корнем легкого. Легкое состоит: - из долей (правое – 3 доли, левое – 2 доли), - доли подразделяются на бронхолегочные сегменты, - сегменты состоят из долек (небол. частей легоч. сегментов), - долька - из ацинусов. Ацинусы (гроздь) являются функционально-анатомическими единицами легкого, которые осуществляют основную функцию легких - газообмен. Состоят из альвеол. Альвеолы легкого представляют собой выпячивания в форме полушария диаметром до 0, 25 мм. Легкие - выполняют 2 основные функции - дыхательную (обмен газов между организмом и внешней средой) и недыхательную: 1. удаление углекислого газа в виде
паров; 2. регуляция обмена воды в организме (с поверхности легких постоянно происходят испарение жидкости и отдача тепла); 3. депонирование крови; 4. участие в метаболизме жиров (липиды являются составной частью сурфактанта, препятствующего смыканию альвеол); 5. защита организма от вредных микроорганизмов путем выделения слизи; 6. синтез факторов свертывания крови и компонентов плазминогенной системы; 7. образование биологически активных веществ и гормонов; 8. инактивация различных веществ. Альвеолы - увеличивают площадь дыхательной поверхности, осуществляют газообмен между кровью и легкими. Остеохондроз грудной клетки ограничивает ее экскурсию. Масса легких не уменьшается, но уменьшение числа эластических волокон снижает растяжимость и упругость легочной ткани. Скопление слизи в бронхах и ухудшение ее выведения увеличивает сопротивление дыхательных путей потоку воздуха. Альвеолы расширяются, часть перегородок между ними исчезает. Перечисленные изменения уменьшают вентиляцию альвеол и жизненную емкость легких. Функциональная остаточная емкость легких и объем мертвого пространства увеличиваются. Снижается число легочных капилляров. Это проявляется учащением дыхания в покое, снижением максимального минутного объема дыхания при физических нагрузках и, соответственно, величины переносимых нагрузок. Сурфактант - поверхностноактивное вещество. Легочный сурфактант секретируемый пневмоцитами II типа, представляет собой сложную смесь различных со единений (включая фосфолипиды, белки и полисахариды). Сурфактант препятствует спадению альвеол благодаря поддержанию поверхностного натяжения альвеолы. При отсутствии сурфактанта может развиться ателектаз. Легкие. С возрастом масса легких изменяется: у новорожденного — 50 а, у годовалого ребенка — 150 г, у 12-летнего — 560 г, а у взрослого — 1 кг. Относительная масса легких уменьшается во все возрастные периоды. Объем легких значительно увеличивается в первый год жизни. У 2-3-недельного ребенка легкие занимают 2/3 объёма грудной клетки. Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема: у новорожденных размер альвеол в 2 раза меньше, чем у детей 12 лет, и в 3 раза, чем у взрослых. Процесс дифференциации легких заканчивается к 7 годам. У взрослого человека альвеола представляет собой шар с поверхностью 0,126 мм и внутренним объемом 4,14 мл. У плода в спавшихся легких альвеолы имеют кругловатую или овальную форму, в легких ребенка, наполненных воздухом, они многогранной формы вследствие производимого на них давления. В процессе развития легочного альвеолярного эпителия к моменту рождения у плода образуется сурфактант — вещество, стабилизирующее силу поверхностного натяжения легких. Оно продуцируется крупными клетками альвеолярного эпителия — гранулярными пневмоцитами. Если сурфактант не образуется, то легкие новорожденного не расправляются. Различные отделы легких развиваются неодинаково. У новорожденного верхняя и средняя доли правого легкого почти одинакового размера, нижняя больше их. До 3 месяцев верхняя доля развивается медленнее других, в дальнейшем — одинаково с ними. Ко второму году жизни ребенка отдельные доли правого и левого легких приобретают те же размеры по отношению к друг другу, как и у взрослых. Неравномерно меняется масса легких: от момента рождения до 3 месяцев жизни привое легкое тяжелее левого. Соответственно, и объем правого легкого больше. К году объем легких ребенка равен 250-280 мл. К 16 годам он увеличивается в 20 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Образование новых разветвлений альвеолярных ходов заканчивается к 7 – 9 годам, легочных альвеол – к 12 – 15 годам. К этому же времени размеры альвеол увеличиваются вдвое. Формирование легочной паренхимы завершается к 15 – 25 годам. В период от 25 до 40 лет строение легочного ацинуса практически не меняется. Плевра новорожденного ребенка содержит много клеточных элементов и мало эластических и соединительнотканных волокон вплоть до 2-2,5 лет. Строение плевры ребенка приближается к строению взрослого к 7 годам.
Вопрос №14. Понятие о пальпации грудной клетки, перкуссии и аускультации легких. Определение экскурсии грудной клетки при дыхании (измерение окружности грудной клетки на вдохе, на выдохе). Особенности в различные возрастные периоды. Значение в диагностике, лечении, выполнении простых медицинских услуг, организации профилактических мероприятий.
Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки проводят следующим образом: в положении стоя, руки опущены, при максимальном вдохе, полном выдохе и спокойном дыхании. Сантиметровую ленту накладывают горизонтально, сзади под углами лопаток, спереди по околососковым кружкам, а у девушек под молочными железами. Разница величии окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже. Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким. Экскурсия грудной клетки = Окружность грудной клетки на вдохе -Окружность грудной клетки на выдохе Измерение окружности грудной клетки у грудных детей проводят в положении лежа, у старших детей – стоя. Ребенок должен находится в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты должно находится в левой руке со стороны подмышки, сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы соска. тема. Анатомия органов дыхания. Вопрос №1. Спланхнология. Висцерология. Внутренние органы, понятие о паренхиматозных и полых органах. Спланхнология – учение о внутренностях. Внутренности – это органы, в большинстве своем расположенные внутри полостей тела человека. В настоящее время к внутренностям относят 3 системы органов, называемые также аппаратами, - пищеварительную, дыхательную и мочеполовую. Паренхиматозные органы в большинстве своем представляют большие железы. Полые органы - это внутренние органы тела, имеющие вид полости или трубки большего или меньшего диаметра, отграниченной от соседних структур стенками.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.241 (0.013 с.) |