Особенности обследования лиц с разными речевыми нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обследования лиц с разными речевыми нарушениями



Исходя из выделяемых психологами специфических особенностей, характерных для определенных речевых Расстройств, часто необходимо специальное обследование с использованием минимальных диагностических средств для уточнения степени их выраженности в структуре де­фекта. Эта информация необходима для определения при­емов специальной коррекционной работы, направленной на преодоление психологических и неречевых нарушений, сопутствующих речевому расстройству.

В группе детей с дислалией необходимо дополнительно провести диагностику сформированности игровой дея­тельности и оценить мотивацию к учебной, поскольку многие из них часто выделяются неустойчивостью интере­са к деятельности, что выражается в нарушениях поведе­ния в виде двигательной расторможенности, склонности к аффективным реакциям.

Психологическими характеристиками моторной алалии являются:

— задержка формирования основных психических про­цессов (восприятия, внимания, памяти, логического мыш­ления);

— сниженный уровень сформированности познаватель­ных интересов;

— неравномерность развития различных психических функций;

— нарушения психомоторного развития (статической, динамической, зрительно-моторной, символической коор­динации), несформированность основных движений в со­ответствии с возрастной нормой (ходьба, бег, лазание, ме­тание, прыжки), задержка в развитии всех физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гиб­кость), несформированность культурно-гигиенических навыков, отставание в развитии общей и тонкой дифферен­цированной моторики кистей и пальцев рук. Поэтому пси­хологу необходимо провести полную диагностику всех ком­понентов психомоторного развития.

К психологическим нарушениям при сенсорной алалии относятся расстройства зрительного восприятия, зритель­ной и слуховой памяти (особенно произвольной), конструк­тивной деятельности. Знания о некоторых предметах, явле­ниях, свойствах, отношениях у таких детей ограничены. У многих из них отмечается расстройство произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомля­емость, низкая работоспособность.

Невербальное образное и понятийное мышление практи­чески не отличаются от нормы, однако у части детей отме­чается замедление темпа мыслительного процесса и боль­шее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Операции вербального мышле­ния (с использованием речи) характеризуются наличием трудностей, основная причина которых — языковые рас­стройства, ограничение в использовании языковых средств.

У детей с алалией необходимо обследовать интеллекту­альное развитие, сформированность всех операций мышле­ния, скорость процессов памяти, все функции внимания. Этих детей часто можно перепутать с детьми с интеллекту­альной недостаточностью (ЗПР церебрально-органическо­го генеза), поэтому необходимо оценить соотношение ко­эффициентов вербального и невербального интеллекта.

Если невербальное развитие ребенка соответствует нор­ме и только невербальное отстает, — то это является опре­деляющим при поступлении ребенка в речевые группы, если же невербальное развитие с задержкой, то ребенку Необходима группа для детей с интеллектуальной недоста­точностью. У этих детей также следует оценить степень обучаемости по методике Ивановой и сформированность мотивации к учебной деятельности.

При моторной алалии необходимо оценить степень за­держки развития двигательной сферы, тогда как у детей с сенсорной алалией — особенности формирования слухового гнозиса, сформированность сенсорных слуховых эталонов.

Психологические симптомы заикания могут характе­ризоваться:

— наличием логофобий (страх речи в определенных си­туациях, страх произнесения отдельных слов, звуков);

— наличием защитных приемов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, сло­восочетаний) и моторных, изменением стиля речи;

— различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной).

Психолог должен исследовать комплекс тревожности с помощью методик, которые позволят определить степень тревоги, де­прессии и фиксации на дефекте.

При заикании полезно определить индивидуальный темп и ритм больного, который сопоставляется с речевым темпом. (Для взрослых — методика «Минута молчания», методика говорения 100 слов; для детей — теппинг-тест или «змейка» Озерецкого.)

Для детей с ринолалией характерны соматическая ослабленность организма, несформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания, нарушения вос­приятия и дифференциации просодических характеристик голоса и речевых интонаций. Для них также характерны отклонения в формировании эмоционально-волевой сферы, наличие негативных черт характера, поведенческие наруше­ния, поэтому психологу при обследовании необходимо обра­тить особое внимание на заключение терапевтического об­следования состояния всех жизнеобеспечивающих систем ребенка, проанализировать рекомендации по режиму пита­ния и допустимых учебных нагрузок. Полезно оценить пси­хическую работоспособность таких детей, например, с помо­щью корректурной пробы и цветового теста М. Люшера.

Особенности психодиагностики детей раннего дошкольного возраста

В обследовании детей данного возраста используются игровые методики со знакомыми ребенку предметами: кубиками, пирамидками, картинками и т. д.

Обследование проводится в свободной форме, и в нем значительное внимание уделяется методу наблюдения. Специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах и учитывать индивидуальные условия развития ребенка (например, он посещал какое-либо детское учреждение или находился дома).

При отсутствии речи особенно важно обратить внимание на особенности слухового и зрительно­го восприятия ребенка, оценить память, произвольное внимание и психомоторную активность малыша.

Основой обследования ребенка раннего дошкольного возраста является сбор информации о нем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.)