Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности обследования лиц с разными речевыми нарушениями
Исходя из выделяемых психологами специфических особенностей, характерных для определенных речевых Расстройств, часто необходимо специальное обследование с использованием минимальных диагностических средств для уточнения степени их выраженности в структуре дефекта. Эта информация необходима для определения приемов специальной коррекционной работы, направленной на преодоление психологических и неречевых нарушений, сопутствующих речевому расстройству. В группе детей с дислалией необходимо дополнительно провести диагностику сформированности игровой деятельности и оценить мотивацию к учебной, поскольку многие из них часто выделяются неустойчивостью интереса к деятельности, что выражается в нарушениях поведения в виде двигательной расторможенности, склонности к аффективным реакциям. Психологическими характеристиками моторной алалии являются: — задержка формирования основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, логического мышления); — сниженный уровень сформированности познавательных интересов; — неравномерность развития различных психических функций; — нарушения психомоторного развития (статической, динамической, зрительно-моторной, символической координации), несформированность основных движений в соответствии с возрастной нормой (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки), задержка в развитии всех физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость), несформированность культурно-гигиенических навыков, отставание в развитии общей и тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук. Поэтому психологу необходимо провести полную диагностику всех компонентов психомоторного развития. К психологическим нарушениям при сенсорной алалии относятся расстройства зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти (особенно произвольной), конструктивной деятельности. Знания о некоторых предметах, явлениях, свойствах, отношениях у таких детей ограничены. У многих из них отмечается расстройство произвольного внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость, низкая работоспособность. Невербальное образное и понятийное мышление практически не отличаются от нормы, однако у части детей отмечается замедление темпа мыслительного процесса и большее по сравнению с нормой число попыток при выполнении мыслительных операций. Операции вербального мышления (с использованием речи) характеризуются наличием трудностей, основная причина которых — языковые расстройства, ограничение в использовании языковых средств.
У детей с алалией необходимо обследовать интеллектуальное развитие, сформированность всех операций мышления, скорость процессов памяти, все функции внимания. Этих детей часто можно перепутать с детьми с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР церебрально-органического генеза), поэтому необходимо оценить соотношение коэффициентов вербального и невербального интеллекта. Если невербальное развитие ребенка соответствует норме и только невербальное отстает, — то это является определяющим при поступлении ребенка в речевые группы, если же невербальное развитие с задержкой, то ребенку Необходима группа для детей с интеллектуальной недостаточностью. У этих детей также следует оценить степень обучаемости по методике Ивановой и сформированность мотивации к учебной деятельности. При моторной алалии необходимо оценить степень задержки развития двигательной сферы, тогда как у детей с сенсорной алалией — особенности формирования слухового гнозиса, сформированность сенсорных слуховых эталонов. Психологические симптомы заикания могут характеризоваться: — наличием логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков); — наличием защитных приемов (уловок) — речевых (произнесение отдельных звуков, междометий, слов, словосочетаний) и моторных, изменением стиля речи; — различной степенью фиксированности на заикании (нулевой, умеренной, выраженной). Психолог должен исследовать комплекс тревожности с помощью методик, которые позволят определить степень тревоги, депрессии и фиксации на дефекте. При заикании полезно определить индивидуальный темп и ритм больного, который сопоставляется с речевым темпом. (Для взрослых — методика «Минута молчания», методика говорения 100 слов; для детей — теппинг-тест или «змейка» Озерецкого.)
Для детей с ринолалией характерны соматическая ослабленность организма, несформированность оптимального для речи типа физиологического дыхания, нарушения восприятия и дифференциации просодических характеристик голоса и речевых интонаций. Для них также характерны отклонения в формировании эмоционально-волевой сферы, наличие негативных черт характера, поведенческие нарушения, поэтому психологу при обследовании необходимо обратить особое внимание на заключение терапевтического обследования состояния всех жизнеобеспечивающих систем ребенка, проанализировать рекомендации по режиму питания и допустимых учебных нагрузок. Полезно оценить психическую работоспособность таких детей, например, с помощью корректурной пробы и цветового теста М. Люшера. Особенности психодиагностики детей раннего дошкольного возраста В обследовании детей данного возраста используются игровые методики со знакомыми ребенку предметами: кубиками, пирамидками, картинками и т. д. Обследование проводится в свободной форме, и в нем значительное внимание уделяется методу наблюдения. Специалист, проводящий обследование, должен хорошо ориентироваться в возрастных нормах и учитывать индивидуальные условия развития ребенка (например, он посещал какое-либо детское учреждение или находился дома). При отсутствии речи особенно важно обратить внимание на особенности слухового и зрительного восприятия ребенка, оценить память, произвольное внимание и психомоторную активность малыша. Основой обследования ребенка раннего дошкольного возраста является сбор информации о нем.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.005 с.) |