Виды обследования. Этапы и процедура обследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды обследования. Этапы и процедура обследования.



Этапы диагностики

1. Задачей первого этапа является ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы ис­следования, определение средств диагностики, планирова­ние процедуры обследования.

2. Задачей второго этапа является проведение диагнос­тики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.

3. На третьем этапе осуществляется анализ и интерпре­тация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках осуще­ствления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению ОУ.

 

Процедура обследования

Диагностическое обследование начинается с плана в со­ответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обсле­дуемого и его актуальными возможностями.

Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.

Обследование речи обычно осуществляется логопедом (педагогическая диагностика) с помощью различных не-стандартизированных методик, тестовых заданий, к кото­рым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности. К стандартизации ус­ловий проведения обследования также обычно не предъяв­ляется жестких требований.

Примерный перечень стимульного материала, исполь­зуемого в логопедическом обследовании ребенка.

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.

1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Речевой материал (слова, словосочетания, предложе­ния, тексты, содержащие различные звуки).

П. Материал для исследования фонематической сторо­ны речи.

1. Картинки и речевой материал для определения спо­собности дифференцировать звуки по противопоставлени­ям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистя­щие — шипящие и т. д.).

III. Материал для исследования лексики и граммати­ческого строя речи.

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2. Картинки с изображением действий.

3. Картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т. д.).

4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высо­та, ширина и т. д.).

IV. Материал для исследования состояния связной речи.

1. Сюжетные картинки.

2. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных воз­растных групп.

V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.

1. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры).

2. Предметные и сюжетные картинки.

VI. Материал для исследования состояния письменной речи.

1. Тексты для чтения (различной сложности).

2. Слоговые таблицы.

3. Буквы.

4. Тексты диктантов и изложений.

5. Печатные и рукописные тексты для списывания.

Психолог, напротив, пользуется в обследовании только  психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами.

Конкретные условия проведения обследования: наблю­дения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа ре­зультатов деятельности — могут в разной степени способ­ствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, отразится и на интерпретации полученных Данных. Особенно это важно при проведении психологи­ческого обследования.

Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением об­следования необходимо по возможности создать естествен­ную обстановку и дать ребенку возможность привыкнуть к ней, освоиться.

Еще одним важным условием качественного проведе­ния обследования является подготовка стимульных материалов.

Подробное знакомство с конкретной процедурой ди­агностики — еще одна важная предпосылка.

При интерпретации результатов важно учитывать условия исследования.

Обязательным является взаимопонимание. В психо­метрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обсле­дованию, установить с ним контакт и обеспечить выполне­ние им стандартных тестовых инструкций.

При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие усло­вийсущественный фактор получения сравнимых резулътатов.

При тестировании дошкольников следует учитывать та­кие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм.

Обследованию детей начальной школы во многом свой­ственны те же трудности, что и тестированию дошкольни­ков. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эф­фективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно побудить, обращаясь к свойственному им духу соревнования и желанию хорощ0 выполнить тест.

В тестовой ситуации желательно насколько возможно исключить элемент неожиданности, поскольку все не­ожиданное и неизвестное, как правило, вызывает у испы­туемых тревожность. Многие групповые тесты снабжают­ся пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.

При соблюдении всех требований к проведению иссле­дования этот этап позволяет получить точные сведения об интересующем предмете и приступить к не менее ответ­ственному этапу — анализу результатов исследования.

На этом этапе происходит окончательная обработка по­лученных результатов, в том числе статистическая, и све­дение всех данных в единое описание. От формы представления результатов исследования может зависеть окончательный результат подтверждение или опровер­жение диагностической гипотезы.

После уточнения и упорядочивания результатов иссле­дования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза.

Медицинская модель

Медицинская модель помощи предполагает, что в основе трудностей обучения и развития ребенка с расстройствами речи лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности ребенка, обусловленные серьезными нарушениями ЦНС, незрелостью и нарушениями структур головного мозга и другими психосоматическими расстройствами. Соответственно, усилия специалистов направлены на излечение болезни, реабилитацию ребенка, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям ребенкас нарушениями речи.

 

Педагогическая модель

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и педагогов, работа­ющих с ребенком, и предназначена для оказания им помощи в воспитании и обучении детей. Психолог вместе с педагогами ((родителями) анализирует сложившуюся ситуацию и вырабаты­вает программу мер, направленную на ее изменение.

На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особен­ностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор мето­дов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудно­сти адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования.

Как правило, обследование начинается с предварительного изу­чения документации ребенка: характеристики, медицинских спра­вок, записей других специалистов, письменных работ. Затем про­водится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию ро­дителей и т.п. С родителями также уточняется школьный анамнез ребенка: с какого возраста началось обучение, по каким програм­мам обучался ребенок, какие предметы вызывали особые трудно­сти в освоении, каковы увлечения и интересы ребенка в свобод­ное от школы время.

Педагогическое обследование включает задания, построенные как на учебном, так и на неучебном материале. Состояние школь­ных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности-Педагог, наблюдая работу ребенка, при выполнении задания оценивает состояние его навыков, способность к использованию подсказки и помощи извне, о состоянии критичности и адекватно­сти к результатам выполнения задания. В процессе выполнения учебных заданий оценивается степень дисциплинированности, на­стойчивости в выполнении, а также определяются трудности, мешающие ребенку учиться.

Схема педагогического обследования:

1) знакомство с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения);

2) беседа с родителями или лицами, их заменяющими, в ко­торой выясняются причины обращения за консультацией;

3) выяснение сформированности временных и пространствен­ных представлений обследуемого.

4) выяснение сформированности обобщающих понятий, уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения;

5) определение умения подбирать простые и сложные анало­гии (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов);

6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причин­но-следственных связей в серии сюжетных картинок;

7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций;

8) уровень понимания переносного смысла метафор и посло­виц;

9) обследование знаний, умений и навыков по программе дет­ского учреждения.

10) в завершение обследования проводится заключительная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются ме­тодические рекомендации по обучению, воспитанию и коррек­ции.

Схема обследования

Цель посещения, жалобы родителей и ребенка.

Ознакомление с педагогической документацией.

Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (мо­торного, речевого, психического). Особое внимание обращают на:

- предречевые вокализации (гуканье, гуление);

- появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

- качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структу­ры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).

Психологическая модель

Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных пси­хологическими особенностями индивидуума, страдающего рече­вым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сфор­мированной системы отношений к людям и событиям, личност­ных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаи­моотношений, реализующихся в общении. Особенности этих свя­зей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутри личностных конфликтов, предопределяют способы реаги­рования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме.

Именно такую ситуацию представляет речевой дефект.

Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического раз­вития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки пси­хомоторного развития, речи и интеллекта.

В программу обследования подростков и взрослых прежде всего входит исследование особенностей типологии, поведения и тре­вожного комплекса.

Схема обследования

I.Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество_______________________________________

Год рождения (возраст)

Место работы (д/сад, школа)

II. Особенности психического развития

1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распре­деление, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеян­ность и ее причины. Внимание и работоспособность.

2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Вос­произведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точ­ность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).

3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти.

4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Со­стояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критич­ности суждения.

Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей.

Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений.

Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена по­нятий, выделение существенных признаков, формирование определений).

Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление.

Нарушения мышления.

III. Обследование личностных особенностей

1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств,

Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли.

Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податли­вость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.

2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности.

Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении [личности. Характер и темперамент.

Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, са­молюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой.

Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляе­мость.

 

 

Виды обследования. Этапы и процедура обследования.

Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое и педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приёмов и методов помощи, которую необходимо оказать ребёнку в условиях того или иного речевого расстройства.

Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, с тем чтобы выдвинуть предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтверждённого анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье ребёнка и врождённых аномалиях его развития, протекании беременности матери, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском саду (школе) и многое другое.

Обычно клиническое обследование включает:

¾ Обследование терапевта, для того чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребёнка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических меро­приятий;

— обследование невропатолога, которое позволяет оп­ределить наличие и характер нарушений центральной не­рвной системы. В случае выявления органических нару­шений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку проводится медикаментозная тера­пия, тогда как при функциональных расстройствах при­меняется только педагогическое вмешательство;

нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, доплеро-графия, РЭГ), которое дополняет обследование невропато­лога в случае органических нарушений мозга;

нейропсихологическое обследование, проведение ко­торого необходимо при афазии и позволяет получить сведе­ния о состоянии высших психических функций ребенка.

Педагогическое обследование проводит педагог, с тем чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения им учебного материала в соот­ветствии с программой ОУ, в котором ребенок находится.

Диагностика педагогического (коррекционного) про­цесса необходима:

для оценки динамики развития ребенка и, прежде всего, тех психических характеристик, на которые на­правлена коррекция, для того чтобы достичь наилучшего результата;

для организации оптимальных межличностных взаи­модействий в диаде «ребенокпедагог» на основе определе­ния индивидуально-типологических особенностей учащего­ся и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции;

для анализа результатов педагогического воздей­ствия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе;

для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.

 

Психологическое обследование — ведущий вид обсле­дования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ре­бенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере за­висят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Диагностическая деятельность психолога осуществля­ется в рамках психологической модели, целью которой яв­ляется оценка неречевой симптоматики в структуре рече­вого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта.

Диагностическая деятельность логопеда направлена, прежде всего, на выявление и анализ проявлений наруше­ния речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств (Р.И. Лалаева, 2000).

В организации обследования ребенка логопедом и пси­хологом есть много общего, прежде всего в этапах его про­ведения.

Этапы диагностики

1. Задачей первого этапа является ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы ис­следования, определение средств диагностики, планирова­ние процедуры обследования.

2. Задачей второго этапа является проведение диагнос­тики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист.

3. На третьем этапе осуществляется анализ и интерпре­тация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках осуще­ствления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению ОУ.

 

Процедура обследования

Диагностическое обследование начинается с плана в со­ответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обсле­дуемого и его актуальными возможностями.

Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью.

Обследование речи обычно осуществляется логопедом (педагогическая диагностика) с помощью различных не-стандартизированных методик, тестовых заданий, к кото­рым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности. К стандартизации ус­ловий проведения обследования также обычно не предъяв­ляется жестких требований.

Примерный перечень стимульного материала, исполь­зуемого в логопедическом обследовании ребенка.

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.

1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Речевой материал (слова, словосочетания, предложе­ния, тексты, содержащие различные звуки).

П. Материал для исследования фонематической сторо­ны речи.

1. Картинки и речевой материал для определения спо­собности дифференцировать звуки по противопоставлени­ям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистя­щие — шипящие и т. д.).

III. Материал для исследования лексики и граммати­ческого строя речи.

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

2. Картинки с изображением действий.

3. Картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т. д.).

4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высо­та, ширина и т. д.).

IV. Материал для исследования состояния связной речи.

1. Сюжетные картинки.

2. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных воз­растных групп.

V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.

1. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры).

2. Предметные и сюжетные картинки.

VI. Материал для исследования состояния письменной речи.

1. Тексты для чтения (различной сложности).

2. Слоговые таблицы.

3. Буквы.

4. Тексты диктантов и изложений.

5. Печатные и рукописные тексты для списывания.

Психолог, напротив, пользуется в обследовании только  психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами.

Конкретные условия проведения обследования: наблю­дения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа ре­зультатов деятельности — могут в разной степени способ­ствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, отразится и на интерпретации полученных Данных. Особенно это важно при проведении психологи­ческого обследования.

Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением об­следования необходимо по возможности создать естествен­ную обстановку и дать ребенку возможность привыкнуть к ней, освоиться.

Еще одним важным условием качественного проведе­ния обследования является подготовка стимульных материалов.

Подробное знакомство с конкретной процедурой ди­агностики — еще одна важная предпосылка.

При интерпретации результатов важно учитывать условия исследования.

Обязательным является взаимопонимание. В психо­метрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обсле­дованию, установить с ним контакт и обеспечить выполне­ние им стандартных тестовых инструкций.

При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие усло­вийсущественный фактор получения сравнимых резулътатов.

При тестировании дошкольников следует учитывать та­кие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм.

Обследованию детей начальной школы во многом свой­ственны те же трудности, что и тестированию дошкольни­ков. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эф­фективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно побудить, обращаясь к свойственному им духу соревнования и желанию хорощ0 выполнить тест.

В тестовой ситуации желательно насколько возможно исключить элемент неожиданности, поскольку все не­ожиданное и неизвестное, как правило, вызывает у испы­туемых тревожность. Многие групповые тесты снабжают­ся пояснениями, зачитываемыми экспериментатором.

При соблюдении всех требований к проведению иссле­дования этот этап позволяет получить точные сведения об интересующем предмете и приступить к не менее ответ­ственному этапу — анализу результатов исследования.

На этом этапе происходит окончательная обработка по­лученных результатов, в том числе статистическая, и све­дение всех данных в единое описание. От формы представления результатов исследования может зависеть окончательный результат подтверждение или опровер­жение диагностической гипотезы.

После уточнения и упорядочивания результатов иссле­дования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.093 с.)