Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды обследования. Этапы и процедура обследования.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Этапы диагностики 1. Задачей первого этапа является ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования. 2. Задачей второго этапа является проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист. 3. На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению ОУ.
Процедура обследования Диагностическое обследование начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями. Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью. Обследование речи обычно осуществляется логопедом (педагогическая диагностика) с помощью различных не-стандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности. К стандартизации условий проведения обследования также обычно не предъявляется жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка. I. Материал для исследования фонетической стороны речи. 1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). П. Материал для исследования фонематической стороны речи. 1. Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.). III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. 1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам. 2. Картинки с изображением действий. 3. Картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т. д.). 4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.).
IV. Материал для исследования состояния связной речи. 1. Сюжетные картинки. 2. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза. 1. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). 2. Предметные и сюжетные картинки. VI. Материал для исследования состояния письменной речи. 1. Тексты для чтения (различной сложности). 2. Слоговые таблицы. 3. Буквы. 4. Тексты диктантов и изложений. 5. Печатные и рукописные тексты для списывания. Психолог, напротив, пользуется в обследовании только психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами. Конкретные условия проведения обследования: наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности — могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, отразится и на интерпретации полученных Данных. Особенно это важно при проведении психологического обследования. Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением обследования необходимо по возможности создать естественную обстановку и дать ребенку возможность привыкнуть к ней, освоиться. Еще одним важным условием качественного проведения обследования является подготовка стимульных материалов. Подробное знакомство с конкретной процедурой диагностики — еще одна важная предпосылка. При интерпретации результатов важно учитывать условия исследования. Обязательным является взаимопонимание. В психометрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обследованию, установить с ним контакт и обеспечить выполнение им стандартных тестовых инструкций. При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий — существенный фактор получения сравнимых резулътатов. При тестировании дошкольников следует учитывать такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм.
Обследованию детей начальной школы во многом свойственны те же трудности, что и тестированию дошкольников. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эффективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно побудить, обращаясь к свойственному им духу соревнования и желанию хорощ0 выполнить тест. В тестовой ситуации желательно насколько возможно исключить элемент неожиданности, поскольку все неожиданное и неизвестное, как правило, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором. При соблюдении всех требований к проведению исследования этот этап позволяет получить точные сведения об интересующем предмете и приступить к не менее ответственному этапу — анализу результатов исследования. На этом этапе происходит окончательная обработка полученных результатов, в том числе статистическая, и сведение всех данных в единое описание. От формы представления результатов исследования может зависеть окончательный результат — подтверждение или опровержение диагностической гипотезы. После уточнения и упорядочивания результатов исследования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза. Медицинская модель Медицинская модель помощи предполагает, что в основе трудностей обучения и развития ребенка с расстройствами речи лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности ребенка, обусловленные серьезными нарушениями ЦНС, незрелостью и нарушениями структур головного мозга и другими психосоматическими расстройствами. Соответственно, усилия специалистов направлены на излечение болезни, реабилитацию ребенка, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям ребенкас нарушениями речи.
Педагогическая модель Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и педагогов, работающих с ребенком, и предназначена для оказания им помощи в воспитании и обучении детей. Психолог вместе с педагогами ((родителями) анализирует сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленную на ее изменение. На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от коммуникативности ребенка, трудности адаптации в новых условиях, тревожности, сензитивности и других индивидуальных особенностей, а также от целей и задач каждого этапа обследования. Как правило, обследование начинается с предварительного изучения документации ребенка: характеристики, медицинских справок, записей других специалистов, письменных работ. Затем проводится беседа с родителями с целью выяснить условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессию родителей и т.п. С родителями также уточняется школьный анамнез ребенка: с какого возраста началось обучение, по каким программам обучался ребенок, какие предметы вызывали особые трудности в освоении, каковы увлечения и интересы ребенка в свободное от школы время.
Педагогическое обследование включает задания, построенные как на учебном, так и на неучебном материале. Состояние школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности-Педагог, наблюдая работу ребенка, при выполнении задания оценивает состояние его навыков, способность к использованию подсказки и помощи извне, о состоянии критичности и адекватности к результатам выполнения задания. В процессе выполнения учебных заданий оценивается степень дисциплинированности, настойчивости в выполнении, а также определяются трудности, мешающие ребенку учиться. Схема педагогического обследования: 1) знакомство с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения); 2) беседа с родителями или лицами, их заменяющими, в которой выясняются причины обращения за консультацией; 3) выяснение сформированности временных и пространственных представлений обследуемого. 4) выяснение сформированности обобщающих понятий, уровня обобщения и характера выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения; 5) определение умения подбирать простые и сложные аналогии (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов); 6) выяснение уровня понимания смысла сюжетной картинки, рассказа. Установление логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок; 7) выяснение понимания логико-грамматических конструкций; 8) уровень понимания переносного смысла метафор и пословиц; 9) обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения. 10) в завершение обследования проводится заключительная беседа с родителями или лицами, их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Схема обследования Цель посещения, жалобы родителей и ребенка. Ознакомление с педагогической документацией. Выяснение акушерского анамнеза и анамнеза развития ребенка (моторного, речевого, психического). Особое внимание обращают на: - предречевые вокализации (гуканье, гуление); - появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; - качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношение).
Психологическая модель Психологическая модель диагностики включает оценку причин тех или иных проблем или неблагополучий, обусловленных психологическими особенностями индивидуума, страдающего речевым расстройством. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации поведения ребенка, стереотипов сформированной системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.п. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутри личностных конфликтов, предопределяют способы реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь ребенка в социуме. Именно такую ситуацию представляет речевой дефект. Так, для детей дошкольного и младшего школьного возраста психологическая модель предполагает анализ психического развития детей в соответствии с их возрастными нормами, поэтому в программу обследования включены в первую очередь оценки психомоторного развития, речи и интеллекта. В программу обследования подростков и взрослых прежде всего входит исследование особенностей типологии, поведения и тревожного комплекса. Схема обследования I.Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, отчество_______________________________________ Год рождения (возраст) Место работы (д/сад, школа) II. Особенности психического развития 1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность. 2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное). 3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушения памяти. 4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения. Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушения мышления. III. Обследование личностных особенностей 1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств,
Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. 2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении [личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность возрастных периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.
Виды обследования. Этапы и процедура обследования. Психолого-педагогическое обследование представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое и педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приёмов и методов помощи, которую необходимо оказать ребёнку в условиях того или иного речевого расстройства. Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, с тем чтобы выдвинуть предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтверждённого анамнеза. Детальный анамнез является важной прогностической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье ребёнка и врождённых аномалиях его развития, протекании беременности матери, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском саду (школе) и многое другое. Обычно клиническое обследование включает: ¾ Обследование терапевта, для того чтобы получить сведения о соматическом здоровье ребёнка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий; — обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие и характер нарушений центральной нервной системы. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия ребенку проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство; — нейрофизиологическое обследование (ЭЭГ, доплеро-графия, РЭГ), которое дополняет обследование невропатолога в случае органических нарушений мозга; — нейропсихологическое обследование, проведение которого необходимо при афазии и позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций ребенка. Педагогическое обследование проводит педагог, с тем чтобы определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения им учебного материала в соответствии с программой ОУ, в котором ребенок находится. Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима: — для оценки динамики развития ребенка и, прежде всего, тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, для того чтобы достичь наилучшего результата; — для организации оптимальных межличностных взаимодействий в диаде «ребенок — педагог» на основе определения индивидуально-типологических особенностей учащегося и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции; — для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; — для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.
Психологическое обследование — ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам. Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта. Диагностическая деятельность логопеда направлена, прежде всего, на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств (Р.И. Лалаева, 2000). В организации обследования ребенка логопедом и психологом есть много общего, прежде всего в этапах его проведения. Этапы диагностики 1. Задачей первого этапа является ориентация в актуальных проблемах ребенка, формулирование гипотезы исследования, определение средств диагностики, планирование процедуры обследования. 2. Задачей второго этапа является проведение диагностики в соответствии с гипотезой, которую сформулировал специалист. 3. На третьем этапе осуществляется анализ и интерпретация полученных объективных результатов, определяется программа коррекционных мероприятий в рамках осуществления индивидуального образовательного маршрута в соответствующем нарушению ОУ.
Процедура обследования Диагностическое обследование начинается с плана в соответствии с предъявляемой проблемой, возрастом обследуемого и его актуальными возможностями. Подготовка обследования предполагает подбор стимульного материала и конкретных методик в соответствии с поставленной целью. Обследование речи обычно осуществляется логопедом (педагогическая диагностика) с помощью различных не-стандартизированных методик, тестовых заданий, к которым не предъявляются требования оценки по валидности, надежности и репрезентативности. К стандартизации условий проведения обследования также обычно не предъявляется жестких требований. Примерный перечень стимульного материала, используемого в логопедическом обследовании ребенка. I. Материал для исследования фонетической стороны речи. 1. Предметные картинки, содержащие звук в разном положении в слове (в начале, в середине, в конце). 2. Речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие различные звуки). П. Материал для исследования фонематической стороны речи. 1. Картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость — глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т. д.). III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи. 1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам. 2. Картинки с изображением действий. 3. Картинки с изображением разного количества предметов (стул — стулья, шкаф — шкафы и т. д.). 4. Картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина и т. д.). IV. Материал для исследования состояния связной речи. 1. Сюжетные картинки. 2. Серии сюжетных картинок (2,3,4,5) для разных возрастных групп. V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза. 1. Речевой материал (предложения, слова различной звуко-слоговой структуры). 2. Предметные и сюжетные картинки. VI. Материал для исследования состояния письменной речи. 1. Тексты для чтения (различной сложности). 2. Слоговые таблицы. 3. Буквы. 4. Тексты диктантов и изложений. 5. Печатные и рукописные тексты для списывания. Психолог, напротив, пользуется в обследовании только психологическим инструментарием, который соответствует всем критериям, предъявляемым к диагностическому материалу, и прошел адаптацию на большой выборке детей с подобными проблемами. Конкретные условия проведения обследования: наблюдения, эксперимента, беседы, тестирования, анализа результатов деятельности — могут в разной степени способствовать адекватности получаемых результатов, что, в свою очередь, отразится и на интерпретации полученных Данных. Особенно это важно при проведении психологического обследования. Успешность диагностики в значительной мере зависит от предварительной подготовки. Перед проведением обследования необходимо по возможности создать естественную обстановку и дать ребенку возможность привыкнуть к ней, освоиться. Еще одним важным условием качественного проведения обследования является подготовка стимульных материалов. Подробное знакомство с конкретной процедурой диагностики — еще одна важная предпосылка. При интерпретации результатов важно учитывать условия исследования. Обязательным является взаимопонимание. В психометрии термин «взаимопонимание» означает стремление экспериментатора вызвать у испытуемого интерес к обследованию, установить с ним контакт и обеспечить выполнение им стандартных тестовых инструкций. При установлении контактов, так же как и при других процедурах тестирования, единообразие условий — существенный фактор получения сравнимых резулътатов. При тестировании дошкольников следует учитывать такие факторы, как боязнь незнакомых людей, легкая отвлекаемость и негативизм. Обследованию детей начальной школы во многом свойственны те же трудности, что и тестированию дошкольников. Игровой подход по-прежнему остается наиболее эффективным способом возбуждения их интереса к тесту. Школьников постарше обычно можно побудить, обращаясь к свойственному им духу соревнования и желанию хорощ0 выполнить тест. В тестовой ситуации желательно насколько возможно исключить элемент неожиданности, поскольку все неожиданное и неизвестное, как правило, вызывает у испытуемых тревожность. Многие групповые тесты снабжаются пояснениями, зачитываемыми экспериментатором. При соблюдении всех требований к проведению исследования этот этап позволяет получить точные сведения об интересующем предмете и приступить к не менее ответственному этапу — анализу результатов исследования. На этом этапе происходит окончательная обработка полученных результатов, в том числе статистическая, и сведение всех данных в единое описание. От формы представления результатов исследования может зависеть окончательный результат — подтверждение или опровержение диагностической гипотезы. После уточнения и упорядочивания результатов исследования наступает завершающая процедура — написание заключения и постановка психологического диагноза.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.093 с.) |