Я сцена – монолог Вотана: прощание с брюнгильдой и заклинание огня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я сцена – монолог Вотана: прощание с брюнгильдой и заклинание огня



Последняя сцена III действия – сцена Вотана и Брюнгильды – развивает лирическую линию оперы. Расставание бога Вотана с любимой дочерью неизбежно.

Огромная сцена-диалог завершается монологом Вотана – его прощанием с Брюнгильдой. Вотан погружает Брюнгильду в волшебный сон, окружает скалу стеной огня, который будет вечно охранять её.

Монолог Вотана состоит из трех частей. Разделы монолога объединены тональностью E-dur – e-moll. Каждая часть монолога завершается симфонической постлюдией с проведением лейтмотивов.

I часть монолога E-dur

Лирическая мелодия широкого диапазона в партии Вотана на слова «Прощай, мой светоч, гордость моя! Доблести цвет, святое дитя!». Мелодический материал темы монолога не связан с лейтмотивной системой.

Лейтмотивы первой части монолога:

лейтмотив бога огня Логе в оркестре (Вотан говорит об огне, который загорится вокруг скалы).

 

• в оркестре на фоне лейтмотива огня звучат хроматические гармонии лейтмотива волшебного сна Брюнгильды (слова Вотана «Море огня, скалу окружив…»).

 

лейтмотив Зигфрида-героя в оркестре и в парии Вотана на слова «Невесту взять сможет лишь тот…».

 

• симфоническая постлюдия основана на проведении лейтмотива оправдания Брюнгильды, который имеет светлый, ликующий характер звучания.

 

• в конце постлюдии лейтмотив оправдания Брюнгильды переходит в лейтмотив спящей Брюнгильды в окружении огненного кольца.

 

II часть монолога e-moll

Во втором разделе монолога Вотан прощается с дочерью и погружает её в волшебный сон. Ведущим является певучий лейтмотив спящей Брюнгильды в огненном кольце, который звучал в конце 1-го раздела. Лейтмотив спящей Брюнгильды в огненном кольце соединяется с другими лейтмотивами: прощания Вотана, отречения от любви, волшебного сна Брюнгильды, судьбы и элементами темы смерти.

Проведение лейтмотивов:

• Второй раздел монолога начинается с ариозной темы Вотана в тональности e-moll, которая звучит на фоне проведения в оркестре лейтмотива спящей Брюнгильды в огненном кольце.

 

лейтмотив прощания Вотана (Вотан обращается к светлым глазам дочери на слова «В последний раз свет я ваш пью, прощальной лаской целую вас!»).

• в оркестре звучит лейтмотив отречения от любви (слова Вотана «Бессмертный, прощаясь с тобой…»).

 

• оркестровая постлюдия начинается с проведения скользящих хроматических гармоний

лейтмотива волшебного сна Брюнгильды.

 

Далее лейтмотив сна Брюнгильды в огненном кольце соединяется по вертикали с лейтмотивом прощания Вотана и в конце постлюдии с лейтмотивом судьбы. Объединение этих лейтмотивов напоминает о прошедшей трагедии (смерть героя Зигмунда) и предвещает будущее – неизбежность фатального исхода (судьбы Брюнгильды и ещё не родившегося героя Зигфрида).

III часть монолога – «Заклинание огня»:

лейтмотив копья и лейтмотив огня

Троекратным ударом копья о камень Вотан вызывает бога огня Логе. Вокруг спящей Брюнгильды разливается пламя, которое будет вечно охранять её.

Симфоническая картина огня отличается светлым колоритом в тональности E-dur.

 

Лейтмотив огня приобретает особую красочность благодаря инструментовке: фигурации струнных divisi, вся группа деревянных, 6 арф, колокольчики. Красочное тональное развитие лейтмотива огня – восходящее движение по Б2 (E-dur – fis-moll – As-dur – B-dur).

Лейтмотив огня соединяется по вертикали с другими лейтмотивами:

 

лейтмотив волшебного сна Брюнгильды в ритмическом уменьшении

 

лейтмотив сна Брюнгильды в огненном кольце и лейтмотив Зигфрида-героя, который мощно и грандиозно звучит в партии Вотана и в оркестре в ритмическом увеличении.

Проведение лейтмотива Зигфрида-героя как приём предвосхищения в музыке будущих событий: тема звучит во всю мощь ещё до появления самого героя.

 

лейтмотив прощания Вотана и лейтмотив сна Брюнгильды в огненном кольце.

 

лейтмотив сна Брюнгильды в огненном кольце и лейтмотив судьбы, который появляется у валторн и тромбонов в конце оперы, предсказывая грядущую трагедию (приём предвосхищения событий средствами оркестра).

«ЗИГФРИД»

Жанр – героический эпос.

Краткое содержание: события третьей части тетралогии концентрируются вокруг нового героя, предсказанного ранее в «Валькирии» - юного Зигфрида, сына Зигмунда и Зиглинды. Не знающий родителей, выросший в лесу, Зигфрид воплощение всего светлого, гармоничного. Природа – естественное его окружение, лес – его дом, жажда подвига – его натура. Зигфрида нашёл в лесу и воспитал карлик-нибелунг Миме (брат Альбериха) в надежде на то, что когда Зигфрид вырастит, он убьёт дракона Фафнера, стерегущего золото, кольцо и волшебный шлем.

В опере значительными являются сцены ковки меча (Зигфрид из осколков меча своего отца Зигмунда куёт новый меч), сражение и победа над драконом Фафнером, романтические картины шелестящего леса и восхождение Зигфрида на скалу к спящей Брюнгильде. Вотан, отрёкшийся от верховной власти и отказавшийся от активной борьбы со злом и судьбой, предстаёт в опере в образе Странника. Он пытается преградить Зигфриду путь на скалу, к Брюнгильде, но Зигфрид своим мечом разрубант копьё Вотана. Оперы завершается апофеозом – любовной сценой Зигфрида и Брюнгильды.

Действующих лиц мало: Зигфрид, нибелунг Миме, Вотан, Брюнгильда.

Драматургическая линия оперы: героические подвиги Зигфрида – победа над драконом Фафнером и прохождение сквозь огонь к спящей Брюнгильде.

Оперные формы: только монологи и диалоги.

I действие

Я сцена – ковка меча

В сцене ковки меча кульминацию составляют две песни Зигфрида, которые создают образ буйной, неукротимой силы. Первая песня в тональности d-moll, вторая – F-dur. Вокальная партия песен мелодически самостоятельна. Мелодии песен не являются лейтмотивами. Важное значение в песнях Зигфрида имеет лейтмотив ковки.

Контрастом являются трусливые речитативные реплики карлика Миме, который варит отравленное зелье для Зигфрида.

d-moll Первая песня «Нотунг! Нотунг! Доблестный меч»

Варьированная куплетная форма. Мелодия с широкими скачками, героическими восклицаниями. В партии оркестра звукоизобразительные приёмы (пассажи).

Лейтмотивы:

• в оркестре видоизменённый лейтмотив рога Зигфрида: гармония увеличенного трезвучия вместо диатоники мажорного лада.

лейтмотив ковки

лейтмотив меча

 

Вторая песня «Молоту сдайся, мой крепкий меч»

Тема насыщена маршевыми ритмами, героическими возгласами, создающие богатырский образ. Партия оркестра изобразительная: тираты, удары меди, в оркестровку включены удары большого молота с точным указанием ритма.

В оркестровом окончании песни проходят лейтмотивы меча и рога Зигфрида.

II действие

Я сцена (фрагмент)

«Шелест леса»

Основой II действия является картина шелестящего леса – образ лесной романтики. Образ шелестящего леса проходит через всё II действие, чередуясь с другими эпизодами. Тема леса представлена красочной «шелестящей» фигурацией. С образом леса связан лейтмотив лесной птички.

Зигфрид погружается в мечты о своей матери, в оркестре звучат лейтмотивы, связанные с характеристикой Вельзунгов, которые переплетаются с темой шелестящего леса:

лейтмотив страдания Вельзунгов

 

лейтмотив любви Зигфрида к природе с хроматическими восходящими интонацияминепосредственно перетекает в лейтмотив любви Вельзунгов

 

лейтмотив лесной птички основан на звуках пентатоники, исполняют деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет)

 

• Зигфрид учится играть на свирели: звучат лейтмотивы рога Зигфрида в виде одноголосной мелодии в пасторальной тональности F-dur и лейтмотив Зигфрида-героя.

 

лейтмотив Фафнера-дракона: Зигфрид своей игрой на свирели будит дракона Фафнера в пещере.

 

Сражение Зигфрида с драконом – первый подвиг Зигфрида

Красочная симфоническая картина сражения основана на лейтмотивах меча, рога Зигфрида, Зигфрида-героя, дракона Фафнера и злобы Альбериха.

После сражения возвращается картина шелестящего леса, Зигфрид пробует кровь дракона и начинает понимать голоса птиц. Звучит лейтмотив лесной птички в вокальном исполнении.

«ЗАКАТ БОГОВ»

Жанр – трагедия.

Краткое содержание: в последней части тетралогии рушится весь мир – цепь зловещих событий приводит к всеобщей катастрофе, погибают боги и герои. Главные герои – Зигфрид и Брюнгильда – вовлечены в обман и ложь. Больше светлые герои Зигфрид и Брюнгильда не властны вершить свою судьбу, они во власти рока, их гибель неизбежна.

Появляются новые персонажи, активно участвующие в приближении катастрофы: род Гибихунгов – брат и сестра Гунтер и Гутруна, их сводный брат Хаген – сын Альбериха. Чтобы привести Брюнгильду к Гунтеру в жёны, Хаген даёт выпить Зигфриду напиток забвения. Зигфрид забывает всё о своей прошлой жизни, принамает облик Гунтера. Подмена (Зигфрид – Гунтер) приводит к роковым последствиям – мести Брюнгильды за мнимое предательство, к смерти Зигфрида, а с ним – и к всеобщей гибели. Огонь охватывает Валгаллу, волны Рейна заливают гигантский костёр, проклятое кольцо возвращается к дочерям Рейна, а мир очищается от зла.

Строение оперы: 3 действия.

Пролог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.013 с.)