Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оркестровая интерлюдия – спуск Вотана и Логе в НибельгеймСтр 1 из 4Следующая ⇒
Я картина Оркестровое вступление 1-я картина открывается оркестровым вступлением в тональности Es-dur – это стихия могучей реки Рейна. Вступление начинается со звука es в контроктаве у контрабасов, далее к нему присоединяется квинта b у фаготов. Начальный интервал квинта в низком регистре символизирует начало бытия, из которого возникает жизнь. Из звуков тонической квинты рождается лейтмотив Рейна по звукам тонического трезвучия в исполнении поочерёдно вступающих друг за другом 8 валторн. На протяжении всего вступления (136 тактов) длительное звучание только одной гармонии - тонического трезвучия Es-dur. При неизменной гармонии в развитии лейтмотива применяется фактурное и тембровое варьирование. Сцена дочерей Рейна с карликом-нибелунгом Альберихом Вступление перетекает в сцену с участием русалок – трёх дочерей Рейна (терцет) и карлика – нибелунга Альбериха. Имена дочерей Рейна: Вельгунда – волна, Воглинда – зыбь, Флосхильда – течь, струиться. В этой сцене впервые обозначена антитеза добра и зла – основной конфликт тетралогии. Лейтмотивы: • Лейтмотив русалок звучит в вокальной партии на фоне лейтмотива Рейна в оркестре. В основе лейтмотива песенная мелодия, построенная на звуках пентатоники (лад, характерный для передачи образов природы в романтической музыке). • Фанфарный лейтмотив золотого клада звучит в партии валторны. Эффект сияния золотого клада на дне реки под лучами восходящего солнца показан оркестровыми средствами: после валторны вступает труба в сочетании с фигурациями divisi струнных, постепенно нарастает мощность звучания. • Лейтмотив сияния золота в виде лейтгармонии – септаккорд VII ступени с разрешением в тонику на тоническом органном пункте (слова: «Радость Рейна!»). • Лейтмотив кольца в вокальной партии Вельгунды на слова «Весь мир властно наследует смелый, Золото Рейна в перстень сковав…» и в оркестре. Нисходящее и восходящее мелодическое движение (в оркестре – движение параллельными терциями) создают «наглядность» лейтмотива кольца - очертания формы овала. Лейтмотив символизирует могущество и власть над миром, но характер его звучания светлый, т.к. клад ещё не похищен, кольцо не выковано и проклятия не свершилось.
Лейтмотив отречения от любви в тональности c-moll со слов Воглинды «Тот, кто отвергнет власть любви…». Лейтмотив отречения от любви переходит в лейтмотив кольца (слова «…из золота перстень скуёт»), т.к. проклятие любви и власть неотделимы друг от друга. • Лейтмотив кольца в оркестре и в партии Альбериха приобретает зловещий характер
звучания по звукам ум.7 на слова «Весь мир властно в наследье добыть чрез тебя? Проститься с любовью, но хитростью плоть утолить?». • Отречение Альбериха от любви: трагическая кульминация звучания лейтмотива кольца на слова «…и дрогнет весь мир: я любви шлю проклятье!». Оркестровая интерлюдия Оркестровая интерлюдия завершает первую картину. Тональность c-moll создаёт мрачную атмосферу, звучат следующие лейтмотивы: • лейтмотив Рейна; • лейтмотив отречения от любви у английского рожка; • лейтмотив кольца (английский рожок и два кларнета) плавно перетекает в лейтмотив Валгаллы, с которого начинается 2-я картина.
Я картина Оркестровое вступление Оркестровое вступление ко 2-й картине основано на лейтмотиве Валгаллы – символе могущества и власти, характеризует небесный замок богов и самого верховного бога Вотана. Лейтмотив имеет торжественный характер звучания, в основе жанровые черты марша и хорала, лейттональность Des-dur, исполняет квартет вагнеровских туб (лейттембр) и арфы. Я картина Оркестровое вступление Симфоническая картина грозы в трагическом d-moll насыщена ощущением надвигающейся трагедии. В создании образа бушующей стихии Вагнер пользуется исторически сложившимися средствами: грохот литавр – раскаты грома, резкие диссонирующие созвучия – вспышки молний, глиссандо из гаммообразных тират – порывы ветра. В основе музыкального развития лежат несколько лейтмотивов: • лейтмотив грозы: восходящая гамма шестнадцатыми от звука d до звука b и нисходящее движение четвертями с возвращением к исходному звуку d;
• фанфарные интонации лейтмотива бога грома Доннера.
II действие III действие Я сцена – «Полёт валькирий» Третье действие начинается «Полётом валькирий» - симфонической картиной с участием женских голосов – октетом валькирий.
Валькирии – небесные девы - воительницы одновременно воплощают героическую сферу и стихию природы. Валькирии собираются на скалистой горе, чтобы унести на своих конях павших воинов в замок Валгаллу. Яркая, декоративная сцена. Средствами оркестра и ансамбля женских голосов Вагнер создаёт картину бешенной скачки титанических дев в высоком пространстве неба. Выразительные средства: пассажи, трели струнных и деревянных духовых изображают порывы ветра и вой бури; пунктирный ритм передаёт конский топот. На этом фоне звучат два героических лейтмотива: • в оркестре фанфарный лейтмотив валькирий передаёт образ неистовой скачки.
Ощущение гигантской, титанической мощи создано благодаря инструментовке: тему валькирий играют валторны, трубы, тромбоны; с каждым проведением тема звучит всё более грандиозно. • лейтмотив воинственного клича валькирий построен на звуках увеличенного трезвучия («Хой-о-то-хо! Хей-а-ха!») в вокальных партиях и в оркестре. Брюнгильда появляется вместе Зиглиндой и просит защиты и помощи у сестёр от гнева Вотана: • в вокальной партии Брюнгильды на слова «…светлейший в мире герой жизнью трепещет в лоне твоём!» впервые звучит героический фанфарный лейтмотив Зигфрида-героя. Минор сообщает лейтмотиву трагический оттенок: «лучезарный герой» Зигфрид тоже обречён на гибель. С этого момента лейтмотив Зигфрида-героя будет звучать в тетралогии неоднократно. Этот лейтмотив является одним из важнейших в тетралогии – Зигфрид будет её центральным героем. Я сцена – ковка меча В сцене ковки меча кульминацию составляют две песни Зигфрида, которые создают образ буйной, неукротимой силы. Первая песня в тональности d-moll, вторая – F-dur. Вокальная партия песен мелодически самостоятельна. Мелодии песен не являются лейтмотивами. Важное значение в песнях Зигфрида имеет лейтмотив ковки. Контрастом являются трусливые речитативные реплики карлика Миме, который варит отравленное зелье для Зигфрида. d-moll Первая песня «Нотунг! Нотунг! Доблестный меч» Варьированная куплетная форма. Мелодия с широкими скачками, героическими восклицаниями. В партии оркестра звукоизобразительные приёмы (пассажи). Лейтмотивы: • в оркестре видоизменённый лейтмотив рога Зигфрида: гармония увеличенного трезвучия вместо диатоники мажорного лада. • лейтмотив ковки • лейтмотив меча
Вторая песня «Молоту сдайся, мой крепкий меч» Тема насыщена маршевыми ритмами, героическими возгласами, создающие богатырский образ. Партия оркестра изобразительная: тираты, удары меди, в оркестровку включены удары большого молота с точным указанием ритма. В оркестровом окончании песни проходят лейтмотивы меча и рога Зигфрида. II действие Я сцена (фрагмент) «Шелест леса» Основой II действия является картина шелестящего леса – образ лесной романтики. Образ шелестящего леса проходит через всё II действие, чередуясь с другими эпизодами. Тема леса представлена красочной «шелестящей» фигурацией. С образом леса связан лейтмотив лесной птички. Зигфрид погружается в мечты о своей матери, в оркестре звучат лейтмотивы, связанные с характеристикой Вельзунгов, которые переплетаются с темой шелестящего леса:
• лейтмотив страдания Вельзунгов
• лейтмотив любви Зигфрида к природе с хроматическими восходящими интонацияминепосредственно перетекает в лейтмотив любви Вельзунгов
• лейтмотив лесной птички основан на звуках пентатоники, исполняют деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет)
• Зигфрид учится играть на свирели: звучат лейтмотивы рога Зигфрида в виде одноголосной мелодии в пасторальной тональности F-dur и лейтмотив Зигфрида-героя.
• лейтмотив Фафнера-дракона: Зигфрид своей игрой на свирели будит дракона Фафнера в пещере.
Сражение Зигфрида с драконом – первый подвиг Зигфрида Красочная симфоническая картина сражения основана на лейтмотивах меча, рога Зигфрида, Зигфрида-героя, дракона Фафнера и злобы Альбериха. После сражения возвращается картина шелестящего леса, Зигфрид пробует кровь дракона и начинает понимать голоса птиц. Звучит лейтмотив лесной птички в вокальном исполнении. «ЗАКАТ БОГОВ» Жанр – трагедия. Краткое содержание: в последней части тетралогии рушится весь мир – цепь зловещих событий приводит к всеобщей катастрофе, погибают боги и герои. Главные герои – Зигфрид и Брюнгильда – вовлечены в обман и ложь. Больше светлые герои Зигфрид и Брюнгильда не властны вершить свою судьбу, они во власти рока, их гибель неизбежна. Появляются новые персонажи, активно участвующие в приближении катастрофы: род Гибихунгов – брат и сестра Гунтер и Гутруна, их сводный брат Хаген – сын Альбериха. Чтобы привести Брюнгильду к Гунтеру в жёны, Хаген даёт выпить Зигфриду напиток забвения. Зигфрид забывает всё о своей прошлой жизни, принамает облик Гунтера. Подмена (Зигфрид – Гунтер) приводит к роковым последствиям – мести Брюнгильды за мнимое предательство, к смерти Зигфрида, а с ним – и к всеобщей гибели. Огонь охватывает Валгаллу, волны Рейна заливают гигантский костёр, проклятое кольцо возвращается к дочерям Рейна, а мир очищается от зла. Строение оперы: 3 действия. Пролог Я сцена - Траурный марш Траурный марш – высшая точка трагической линии тетралогии. В траурном марше обобщается важнейший тематизм и сюжетное развитие тетралогии, а также идея всеобщей катастрофы, связанная со смертью «светлейшего героя» Зигфрида. Структура и тональность траурного марша классические – сложная трёхчастная форма с трио и с замещающей репризой, тональность c-moll.
Развитие представляет собой непрерывный поток из 12 лейтмотивов (вагнеровский принцип «бесконечной мелодии»). Лейтмотивы связаны друг с другом глубоким смыслом: героический род Вельзунгов, любовь, судьба, смерть. Тема смерти сквозная - пронизывает весь траурный марш и трансформируется, приобретая различные оттенки. Вступление Формируется на лейтмотиве судьбы (тромбоны и вокальная партия Брюнгильды), элементах лейтмотива смерти (литавры, виолончели, контрабасы) и лейтмотиве страдания рода Вельзунгов (валторны и вагнеровские тубы). Первый раздел Первый раздел основан на сопоставлении героических и лирических тем. Начинается первый раздел с изложения трагических тем: лейтмотив смерти - лейтмотив героического рода Вельзунгов - лейтмотив смерти. После трагических тем следуют лирические темы истории рода Вельзунгов: лейтмотив сострадания Зиглинды - лейтмотив любви Зигмунда и Зиглинды. Средний раздел Музыкальная ткань среднего раздела насыщенная: в контрапункте сплетаются лейтмотив страдания рода Вельзунгов, лейтмотив сострадания Зиглинды и лейтмотив смерти. Завершается средний раздел ослепительным звучанием у трубы лейтмотива меча в тональности C-dur.
Репризный раздел Реприза замещающая – темы первого раздела заменены на другие героические и лирические темы. Репризный раздел является героической кульминацией траурного марша: начинается в тональности C-dur на ff в tutti всего оркестра с лейтмотива смерти. Мажорный лад преобразовал тему смерти из трагической в победно ликующую: Зигфрид и в смерти остался героем. Продолжает героическую кульминацию лейтмотив Зигфрида-героя в тональности c-moll (валторны, басовая труба, две трубы в унисон) и лейтмотив рога Зигфрида в Es-dur на ff в группе медных духовых. После героических тем звучит лирическая тема – лейтмотив любви Зигфрида и Брюнгильды в контрапункте с лейтмотивом смерти.
Заключительный раздел Заключительный раздел марша является началом последней сцены тетралогии. Трагический характер, возвращение минора, зловещее звучание лейтмотива Хагена и лейтмотива проклятия кольца сплетаются с лейтмотивом смерти. Эти лейтмотивы преображают звучание лейтмотива рога Зигфрида – он тускнеет, гаснет.
Я картина Оркестровое вступление 1-я картина открывается оркестровым вступлением в тональности Es-dur – это стихия могучей реки Рейна. Вступление начинается со звука es в контроктаве у контрабасов, далее к нему присоединяется квинта b у фаготов. Начальный интервал квинта в низком регистре символизирует начало бытия, из которого возникает жизнь. Из звуков тонической квинты рождается лейтмотив Рейна по звукам тонического трезвучия в исполнении поочерёдно вступающих друг за другом 8 валторн. На протяжении всего вступления (136 тактов) длительное звучание только одной гармонии - тонического трезвучия Es-dur. При неизменной гармонии в развитии лейтмотива применяется фактурное и тембровое варьирование.
Сцена дочерей Рейна с карликом-нибелунгом Альберихом Вступление перетекает в сцену с участием русалок – трёх дочерей Рейна (терцет) и карлика – нибелунга Альбериха. Имена дочерей Рейна: Вельгунда – волна, Воглинда – зыбь, Флосхильда – течь, струиться. В этой сцене впервые обозначена антитеза добра и зла – основной конфликт тетралогии. Лейтмотивы: • Лейтмотив русалок звучит в вокальной партии на фоне лейтмотива Рейна в оркестре. В основе лейтмотива песенная мелодия, построенная на звуках пентатоники (лад, характерный для передачи образов природы в романтической музыке). • Фанфарный лейтмотив золотого клада звучит в партии валторны. Эффект сияния золотого клада на дне реки под лучами восходящего солнца показан оркестровыми средствами: после валторны вступает труба в сочетании с фигурациями divisi струнных, постепенно нарастает мощность звучания. • Лейтмотив сияния золота в виде лейтгармонии – септаккорд VII ступени с разрешением в тонику на тоническом органном пункте (слова: «Радость Рейна!»). • Лейтмотив кольца в вокальной партии Вельгунды на слова «Весь мир властно наследует смелый, Золото Рейна в перстень сковав…» и в оркестре. Нисходящее и восходящее мелодическое движение (в оркестре – движение параллельными терциями) создают «наглядность» лейтмотива кольца - очертания формы овала. Лейтмотив символизирует могущество и власть над миром, но характер его звучания светлый, т.к. клад ещё не похищен, кольцо не выковано и проклятия не свершилось. Лейтмотив отречения от любви в тональности c-moll со слов Воглинды «Тот, кто отвергнет власть любви…». Лейтмотив отречения от любви переходит в лейтмотив кольца (слова «…из золота перстень скуёт»), т.к. проклятие любви и власть неотделимы друг от друга. • Лейтмотив кольца в оркестре и в партии Альбериха приобретает зловещий характер
звучания по звукам ум.7 на слова «Весь мир властно в наследье добыть чрез тебя? Проститься с любовью, но хитростью плоть утолить?». • Отречение Альбериха от любви: трагическая кульминация звучания лейтмотива кольца на слова «…и дрогнет весь мир: я любви шлю проклятье!». Оркестровая интерлюдия Оркестровая интерлюдия завершает первую картину. Тональность c-moll создаёт мрачную атмосферу, звучат следующие лейтмотивы: • лейтмотив Рейна; • лейтмотив отречения от любви у английского рожка; • лейтмотив кольца (английский рожок и два кларнета) плавно перетекает в лейтмотив Валгаллы, с которого начинается 2-я картина.
Я картина Оркестровое вступление Оркестровое вступление ко 2-й картине основано на лейтмотиве Валгаллы – символе могущества и власти, характеризует небесный замок богов и самого верховного бога Вотана. Лейтмотив имеет торжественный характер звучания, в основе жанровые черты марша и хорала, лейттональность Des-dur, исполняет квартет вагнеровских туб (лейттембр) и арфы. Оркестровая интерлюдия – спуск Вотана и Логе в Нибельгейм Оркестровая интерлюдия перед 3-й картиной рисует переход к царству нибелунгов: Вотан и Логе спускаются в Нибельгейм за золотым кладом. Основные лейтмотивы: • лейтмотив Логе у струнных в виде скользящих хроматических фигураций, имитирующих движение пламени и искры; • лейтмотив золотого клада; • лейтмотив ковки: его ритм отбивают 18 наковален; • лейтмотив кольца.
Я картина
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.065 с.) |