Оркестровая интерлюдия – спуск Вотана и Логе в Нибельгейм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оркестровая интерлюдия – спуск Вотана и Логе в Нибельгейм



Я картина

Оркестровое вступление

1-я картина открывается оркестровым вступлением в тональности Es-dur – это стихия могучей реки Рейна. Вступление начинается со звука es в контроктаве у контрабасов, далее к нему присоединяется квинта b у фаготов. Начальный интервал квинта в низком регистре символизирует начало бытия, из которого возникает жизнь.

Из звуков тонической квинты рождается лейтмотив Рейна по звукам тонического трезвучия в исполнении поочерёдно вступающих друг за другом 8 валторн. На протяжении всего вступления (136 тактов) длительное звучание только одной гармонии - тонического трезвучия Es-dur. При неизменной гармонии в развитии лейтмотива применяется фактурное и тембровое варьирование.

Сцена дочерей Рейна с карликом-нибелунгом Альберихом

Вступление перетекает в сцену с участием русалок – трёх дочерей Рейна (терцет) и карлика – нибелунга Альбериха. Имена дочерей Рейна: Вельгунда – волна, Воглинда – зыбь, Флосхильда – течь, струиться.

В этой сцене впервые обозначена антитеза добра и зла – основной конфликт тетралогии.

Лейтмотивы:

Лейтмотив русалок звучит в вокальной партии на фоне лейтмотива Рейна в оркестре.

В основе лейтмотива песенная мелодия, построенная на звуках пентатоники (лад, характерный для передачи образов природы в романтической музыке).

• Фанфарный лейтмотив золотого клада звучит в партии валторны. Эффект сияния

золотого клада на дне реки под лучами восходящего солнца показан оркестровыми средствами: после валторны вступает труба в сочетании с фигурациями divisi струнных, постепенно нарастает мощность звучания.

Лейтмотив сияния золота в виде лейтгармонии – септаккорд VII ступени с

разрешением в тонику на тоническом органном пункте (слова: «Радость Рейна!»).

Лейтмотив кольца в вокальной партии Вельгунды на слова «Весь мир властно

наследует смелый, Золото Рейна в перстень сковав…» и в оркестре. Нисходящее и восходящее мелодическое движение (в оркестре – движение параллельными терциями) создают «наглядность» лейтмотива кольца - очертания формы овала. Лейтмотив символизирует могущество и власть над миром, но характер его звучания светлый, т.к. клад ещё не похищен, кольцо не выковано и проклятия не свершилось.

Лейтмотив отречения от любви в тональности c-moll со слов Воглинды «Тот, кто

отвергнет власть любви…». Лейтмотив отречения от любви переходит в лейтмотив кольца (слова «…из золота перстень скуёт»), т.к. проклятие любви и власть неотделимы друг от друга.

Лейтмотив кольца в оркестре и в партии Альбериха приобретает зловещий характер

 

звучания по звукам ум.7 на слова «Весь мир властно в наследье добыть чрез тебя? Проститься с любовью, но хитростью плоть утолить?».

• Отречение Альбериха от любви: трагическая кульминация звучания лейтмотива кольца на слова «…и дрогнет весь мир: я любви шлю проклятье!».

Оркестровая интерлюдия

Оркестровая интерлюдия завершает первую картину. Тональность c-moll создаёт мрачную атмосферу, звучат следующие лейтмотивы:

лейтмотив Рейна;

лейтмотив отречения от любви у английского рожка;

лейтмотив кольца (английский рожок и два кларнета) плавно перетекает в лейтмотив Валгаллы, с которого начинается 2-я картина.

 

Я картина

Оркестровое вступление

Оркестровое вступление ко 2-й картине основано на лейтмотиве Валгаллы – символе могущества и власти, характеризует небесный замок богов и самого верховного бога Вотана.

Лейтмотив имеет торжественный характер звучания, в основе жанровые черты марша и хорала, лейттональность Des-dur, исполняет квартет вагнеровских туб (лейттембр) и арфы.

Я картина

Оркестровое вступление

Симфоническая картина грозы в трагическом d-moll насыщена ощущением надвигающейся трагедии. В создании образа бушующей стихии Вагнер пользуется исторически сложившимися средствами: грохот литавр – раскаты грома, резкие диссонирующие созвучия – вспышки молний, глиссандо из гаммообразных тират – порывы ветра.

В основе музыкального развития лежат несколько лейтмотивов:

лейтмотив грозы: восходящая гамма шестнадцатыми от звука d до звука b и нисходящее движение четвертями с возвращением к исходному звуку d;

 

• фанфарные интонации лейтмотива бога грома Доннера.

 

II действие

III действие

Я сцена – «Полёт валькирий»

Третье действие начинается «Полётом валькирий» - симфонической картиной с участием женских голосов – октетом валькирий.

Валькирии – небесные девы - воительницы одновременно воплощают героическую сферу и стихию природы. Валькирии собираются на скалистой горе, чтобы унести на своих конях павших воинов в замок Валгаллу.

Яркая, декоративная сцена. Средствами оркестра и ансамбля женских голосов Вагнер создаёт картину бешенной скачки титанических дев в высоком пространстве неба.

Выразительные средства: пассажи, трели струнных и деревянных духовых изображают порывы ветра и вой бури; пунктирный ритм передаёт конский топот. На этом фоне звучат два героических лейтмотива:

• в оркестре фанфарный лейтмотив валькирий передаёт образ неистовой скачки.

 

Ощущение гигантской, титанической мощи создано благодаря инструментовке: тему валькирий играют валторны, трубы, тромбоны; с каждым проведением тема звучит всё более грандиозно.

лейтмотив воинственного клича валькирий построен на звуках увеличенного трезвучия («Хой-о-то-хо! Хей-а-ха!») в вокальных партиях и в оркестре.

Брюнгильда появляется вместе Зиглиндой и просит защиты и помощи у сестёр от гнева Вотана:

• в вокальной партии Брюнгильды на слова «…светлейший в мире герой жизнью трепещет в лоне твоём!» впервые звучит героический фанфарный лейтмотив Зигфрида-героя. Минор сообщает лейтмотиву трагический оттенок: «лучезарный герой» Зигфрид тоже обречён на гибель.

С этого момента лейтмотив Зигфрида-героя будет звучать в тетралогии неоднократно. Этот лейтмотив является одним из важнейших в тетралогии – Зигфрид будет её центральным героем.

Я сцена – ковка меча

В сцене ковки меча кульминацию составляют две песни Зигфрида, которые создают образ буйной, неукротимой силы. Первая песня в тональности d-moll, вторая – F-dur. Вокальная партия песен мелодически самостоятельна. Мелодии песен не являются лейтмотивами. Важное значение в песнях Зигфрида имеет лейтмотив ковки.

Контрастом являются трусливые речитативные реплики карлика Миме, который варит отравленное зелье для Зигфрида.

d-moll Первая песня «Нотунг! Нотунг! Доблестный меч»

Варьированная куплетная форма. Мелодия с широкими скачками, героическими восклицаниями. В партии оркестра звукоизобразительные приёмы (пассажи).

Лейтмотивы:

• в оркестре видоизменённый лейтмотив рога Зигфрида: гармония увеличенного трезвучия вместо диатоники мажорного лада.

лейтмотив ковки

лейтмотив меча

 

Вторая песня «Молоту сдайся, мой крепкий меч»

Тема насыщена маршевыми ритмами, героическими возгласами, создающие богатырский образ. Партия оркестра изобразительная: тираты, удары меди, в оркестровку включены удары большого молота с точным указанием ритма.

В оркестровом окончании песни проходят лейтмотивы меча и рога Зигфрида.

II действие

Я сцена (фрагмент)

«Шелест леса»

Основой II действия является картина шелестящего леса – образ лесной романтики. Образ шелестящего леса проходит через всё II действие, чередуясь с другими эпизодами. Тема леса представлена красочной «шелестящей» фигурацией. С образом леса связан лейтмотив лесной птички.

Зигфрид погружается в мечты о своей матери, в оркестре звучат лейтмотивы, связанные с характеристикой Вельзунгов, которые переплетаются с темой шелестящего леса:

лейтмотив страдания Вельзунгов

 

лейтмотив любви Зигфрида к природе с хроматическими восходящими интонацияминепосредственно перетекает в лейтмотив любви Вельзунгов

 

лейтмотив лесной птички основан на звуках пентатоники, исполняют деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет)

 

• Зигфрид учится играть на свирели: звучат лейтмотивы рога Зигфрида в виде одноголосной мелодии в пасторальной тональности F-dur и лейтмотив Зигфрида-героя.

 

лейтмотив Фафнера-дракона: Зигфрид своей игрой на свирели будит дракона Фафнера в пещере.

 

Сражение Зигфрида с драконом – первый подвиг Зигфрида

Красочная симфоническая картина сражения основана на лейтмотивах меча, рога Зигфрида, Зигфрида-героя, дракона Фафнера и злобы Альбериха.

После сражения возвращается картина шелестящего леса, Зигфрид пробует кровь дракона и начинает понимать голоса птиц. Звучит лейтмотив лесной птички в вокальном исполнении.

«ЗАКАТ БОГОВ»

Жанр – трагедия.

Краткое содержание: в последней части тетралогии рушится весь мир – цепь зловещих событий приводит к всеобщей катастрофе, погибают боги и герои. Главные герои – Зигфрид и Брюнгильда – вовлечены в обман и ложь. Больше светлые герои Зигфрид и Брюнгильда не властны вершить свою судьбу, они во власти рока, их гибель неизбежна.

Появляются новые персонажи, активно участвующие в приближении катастрофы: род Гибихунгов – брат и сестра Гунтер и Гутруна, их сводный брат Хаген – сын Альбериха. Чтобы привести Брюнгильду к Гунтеру в жёны, Хаген даёт выпить Зигфриду напиток забвения. Зигфрид забывает всё о своей прошлой жизни, принамает облик Гунтера. Подмена (Зигфрид – Гунтер) приводит к роковым последствиям – мести Брюнгильды за мнимое предательство, к смерти Зигфрида, а с ним – и к всеобщей гибели. Огонь охватывает Валгаллу, волны Рейна заливают гигантский костёр, проклятое кольцо возвращается к дочерям Рейна, а мир очищается от зла.

Строение оперы: 3 действия.

Пролог

Я сцена - Траурный марш

Траурный марш – высшая точка трагической линии тетралогии. В траурном марше обобщается важнейший тематизм и сюжетное развитие тетралогии, а также идея всеобщей катастрофы, связанная со смертью «светлейшего героя» Зигфрида.

Структура и тональность траурного марша классические – сложная трёхчастная форма с трио и с замещающей репризой, тональность c-moll.

Развитие представляет собой непрерывный поток из 12 лейтмотивов (вагнеровский принцип «бесконечной мелодии»). Лейтмотивы связаны друг с другом глубоким смыслом: героический род Вельзунгов, любовь, судьба, смерть. Тема смерти сквозная - пронизывает весь траурный марш и трансформируется, приобретая различные оттенки.

Вступление

Формируется на лейтмотиве судьбы (тромбоны и вокальная партия Брюнгильды), элементах лейтмотива смерти (литавры, виолончели, контрабасы) и лейтмотиве страдания рода Вельзунгов (валторны и вагнеровские тубы).

Первый раздел

Первый раздел основан на сопоставлении героических и лирических тем. Начинается первый раздел с изложения трагических тем:

лейтмотив смерти - лейтмотив героического рода Вельзунгов - лейтмотив смерти.

После трагических тем следуют лирические темы истории рода Вельзунгов:

лейтмотив сострадания Зиглинды - лейтмотив любви Зигмунда и Зиглинды.

Средний раздел

Музыкальная ткань среднего раздела насыщенная: в контрапункте сплетаются лейтмотив страдания рода Вельзунгов, лейтмотив сострадания Зиглинды и лейтмотив смерти.

Завершается средний раздел ослепительным звучанием у трубы лейтмотива меча в тональности C-dur.

 

Репризный раздел

Реприза замещающая – темы первого раздела заменены на другие героические и лирические темы. Репризный раздел является героической кульминацией траурного марша: начинается в тональности C-dur на ff в tutti всего оркестра с лейтмотива смерти. Мажорный лад преобразовал тему смерти из трагической в победно ликующую: Зигфрид и в смерти остался героем.

Продолжает героическую кульминацию лейтмотив Зигфрида-героя в тональности c-moll (валторны, басовая труба, две трубы в унисон) и лейтмотив рога Зигфрида в Es-dur на ff в группе медных духовых.

После героических тем звучит лирическая тема – лейтмотив любви Зигфрида и Брюнгильды в контрапункте с лейтмотивом смерти.

 

Заключительный раздел

Заключительный раздел марша является началом последней сцены тетралогии. Трагический характер, возвращение минора, зловещее звучание лейтмотива Хагена и лейтмотива проклятия кольца сплетаются с лейтмотивом смерти. Эти лейтмотивы преображают звучание лейтмотива рога Зигфрида – он тускнеет, гаснет.

     
     

 

Я картина

Оркестровое вступление

1-я картина открывается оркестровым вступлением в тональности Es-dur – это стихия могучей реки Рейна. Вступление начинается со звука es в контроктаве у контрабасов, далее к нему присоединяется квинта b у фаготов. Начальный интервал квинта в низком регистре символизирует начало бытия, из которого возникает жизнь.

Из звуков тонической квинты рождается лейтмотив Рейна по звукам тонического трезвучия в исполнении поочерёдно вступающих друг за другом 8 валторн. На протяжении всего вступления (136 тактов) длительное звучание только одной гармонии - тонического трезвучия Es-dur. При неизменной гармонии в развитии лейтмотива применяется фактурное и тембровое варьирование.

Сцена дочерей Рейна с карликом-нибелунгом Альберихом

Вступление перетекает в сцену с участием русалок – трёх дочерей Рейна (терцет) и карлика – нибелунга Альбериха. Имена дочерей Рейна: Вельгунда – волна, Воглинда – зыбь, Флосхильда – течь, струиться.

В этой сцене впервые обозначена антитеза добра и зла – основной конфликт тетралогии.

Лейтмотивы:

Лейтмотив русалок звучит в вокальной партии на фоне лейтмотива Рейна в оркестре.

В основе лейтмотива песенная мелодия, построенная на звуках пентатоники (лад, характерный для передачи образов природы в романтической музыке).

• Фанфарный лейтмотив золотого клада звучит в партии валторны. Эффект сияния

золотого клада на дне реки под лучами восходящего солнца показан оркестровыми средствами: после валторны вступает труба в сочетании с фигурациями divisi струнных, постепенно нарастает мощность звучания.

Лейтмотив сияния золота в виде лейтгармонии – септаккорд VII ступени с

разрешением в тонику на тоническом органном пункте (слова: «Радость Рейна!»).

Лейтмотив кольца в вокальной партии Вельгунды на слова «Весь мир властно

наследует смелый, Золото Рейна в перстень сковав…» и в оркестре. Нисходящее и восходящее мелодическое движение (в оркестре – движение параллельными терциями) создают «наглядность» лейтмотива кольца - очертания формы овала. Лейтмотив символизирует могущество и власть над миром, но характер его звучания светлый, т.к. клад ещё не похищен, кольцо не выковано и проклятия не свершилось.

Лейтмотив отречения от любви в тональности c-moll со слов Воглинды «Тот, кто

отвергнет власть любви…». Лейтмотив отречения от любви переходит в лейтмотив кольца (слова «…из золота перстень скуёт»), т.к. проклятие любви и власть неотделимы друг от друга.

Лейтмотив кольца в оркестре и в партии Альбериха приобретает зловещий характер

 

звучания по звукам ум.7 на слова «Весь мир властно в наследье добыть чрез тебя? Проститься с любовью, но хитростью плоть утолить?».

• Отречение Альбериха от любви: трагическая кульминация звучания лейтмотива кольца на слова «…и дрогнет весь мир: я любви шлю проклятье!».

Оркестровая интерлюдия

Оркестровая интерлюдия завершает первую картину. Тональность c-moll создаёт мрачную атмосферу, звучат следующие лейтмотивы:

лейтмотив Рейна;

лейтмотив отречения от любви у английского рожка;

лейтмотив кольца (английский рожок и два кларнета) плавно перетекает в лейтмотив Валгаллы, с которого начинается 2-я картина.

 

Я картина

Оркестровое вступление

Оркестровое вступление ко 2-й картине основано на лейтмотиве Валгаллы – символе могущества и власти, характеризует небесный замок богов и самого верховного бога Вотана.

Лейтмотив имеет торжественный характер звучания, в основе жанровые черты марша и хорала, лейттональность Des-dur, исполняет квартет вагнеровских туб (лейттембр) и арфы.

Оркестровая интерлюдия – спуск Вотана и Логе в Нибельгейм

Оркестровая интерлюдия перед 3-й картиной рисует переход к царству нибелунгов: Вотан и Логе спускаются в Нибельгейм за золотым кладом.

Основные лейтмотивы:

лейтмотив Логе у струнных в виде скользящих хроматических фигураций, имитирующих движение пламени и искры;

лейтмотив золотого клада;

лейтмотив ковки: его ритм отбивают 18 наковален;

лейтмотив кольца.

 

Я картина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.065 с.)