Введение. Философия, ее смысл, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение. Философия, ее смысл,



Методические указания

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(код, наименование специальности СПО)

 

 

 

Шатки, 2020 г.

 

 

 Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Согласовано

на заседании ПЦК ООД ГБПОУ ШАТТ

Протокол заседания №__ от «_____»_____ 20_____ г.

 

 

Автор: Лазарева Т.Н. - преподаватель ГБПОУ ШАТТ

 

Введение

   Учебная дисциплина «Основы философии» предназначена для реализации ФГОС СПО по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

   Данная дисциплина представлена в общем гуманитарном и социально-экономическом цикле учебного плана.

   Данное пособие составлено на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии», рассмотренной на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин.

  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  

Уметь:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

•основные категории и понятия философии

•роль философии в жизни человека и общества

•основы научной, философской и религиозной картин мира;

•основы философского учения о бытии;

•о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии

•условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

      Учебным планом предусмотрено выполнение 1 домашней контрольной работы.

       Итоговой формой контроля знаний и умений студентов-заочников является дифференцированный зачет.

           

Введение. Философия, ее смысл,

                                            функции и роль в обществе.
Обучающийся должен знать:

 -наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Обучающийся  должен уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной, политической мысли;

-уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Самостоятельная работа обучающихся (8 ч.):

-изучение материала по темам:

Миф как первая форма познания мира.

Философия и ее функции.

Возникновение философии.

Мировоззрение и его роль.

Философия и наука.

Разделы философии.

 

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшей истории.

  Обучающийся должен знать:

- особенности античной философии;

-раннегреческих философов;

-понятия: онтологизм, эпикурейцы;

-христианскую апологетику: основные проблемы и идейные истоки;

-основные принципы религиозно-философского мышления;

-понятия: мистика, схоластика;

-религиозный интеллектуализм и антиинтеллектуализм;

-взаимоотношения разума и веры.

Обучающийся  должен уметь:

- использовать понятия;

-анализировать философические взгляды Фалеса, Гераклита, Платона, Аристотеля;

-раскрывать взаимосвязь всех явлений действительности;  

-анализировать суждения и учения, находить общее и раличия;

-мистика, схоластика.

- Античная философия (Гераклид, Парменид, Сократ, Платон, Ф. Аквин-ский).

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Учение о бытии Парменида.

2. Диалектика Гераклита.

3. Сократ о нравственности.

4. Платон об идеях.

5. В чем цинизм Диогена.

6. Учение стоиков.

7. Сущность скептицизма.

8. Специфика философии средневековья.

9. Суть спора номиналистов и реалистов.  

Самостоятельная работа обучающихся. (10 ч.)

-изучение материала по темам:

 «Философия в системе культуры»,

«Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании»,

«Теория государств Платона»,

«Средневековая философия как синтез двух традиций:  христианского откровения и античной философии»;

 

Самостоятельная работа обучающихся. (8 ч.)

-изучение материала по темам:

 «Современная наука и философия о проблеме происхождения человека»;

«Фундаментальные характеристики человека»;

«Основные отношения человека»;

«Основополагающие категории бытия»

 

Тема 2.2. Проблема сознания

Философия о происхождении и сущности познания.

Три сторонысознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа).

Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация. Идеальное и материальное.

Сознание, мышление, язык.

Сознание и бессознательное.

Основные идеи психоанализа З.Фрейда.

 Теория архетипов К.Юнга.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое сознание?

2. Почему существует три стороны сознания.

3. Сущность психофизической проблемы.

4. Сущность идеального и материального.

5. Тождественны ли сознание и мышление?

6. Взаимосвязь сознания и бессознательного.

7. На чем основывается теория архетипов К.Юнга?

Тема 2.3. Учение о познании

Как человек познает окружающий мир?

Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.

Чувства, разум, воля, память, мышление.

Воображение и их роль в познании.

Что такое знание?

Здравый смысл, наивный реализм и научное знание.

 Методы и формы научного познания.

 Проблемы истины.
Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое познание?

2. Концепции философов о познании.

3. Взаимосвязь сознания и познания.

4. Чувственное и рациональное познание.

5. Критерии истины.

Самостоятельная работа обучающихся. (2ч.)

-изучение материала по темам:

 «Сознание, мышление, язык»,

«Основные идеи психоанализа З.Фрейда»

«Философия о трех сторонах сознания: предметное сознание, самосознание и сознание как поток переживаний (душа)»

«Идеальное и материальное»

«Сознание, мышление, язык»

«Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда и К.Юнга»


Раздел III. Духовная жизнь человека

 Обучающийся должен знать:

-основные категории научной картины мира, роль науки в современной жиз­ни;

-соотношение веры и разума;

-место и роль искусства в познании и воспитании человека.

Обучающийся должен уметь:

  -соотносить место и роль тех наук, которые лежат в основе их специально­сти

с современной картиной мира;

  -понимать роль и место религии и искусства в понимании мира, в изменении человеческой природы.

    

Самостоятельная работа обучающихся. (10 ч.)

-изучение материала по темам:

 « Глобальное потепление и его влияние на будущее Земли»;

«Глобальные проблемы человечества и пути их преодоления»,

«Движение антиглобалистов».

- подготовка к дифференцированному зачёту.

Необходимые термины по дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

Агностицизм – учение, отрицающее возможность достоверного познания мира, закономерностей природы и общества.

Антропология (философская) – это философские взгляды на природу и сущность человека, который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа.

Апологетика – течение в раннем христианском богословии, ставившее перед собой задачу защиты христианской веры с помощью доводов разума, философских аргументов.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования; в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Гносеология – теория познания, один из основных разделов философии, изучающий отношения человека и мира в процессе познания.

Дедукция – метод познания, для которого характерен переход от общего к частному и единичному, выведение единичного из общего.

Диалектика – учение о всеобщей связи явлений и развитии, которое происходит из-за наличия противоречий в окружающем мире и сознании.

Духовность – сложное, производное от термина «дух». Духовность – реальность, не своди­мая к вещественному, материальному, ощутимому чувствами. Это надчувственное, идеальное образование. Духов­ность – специфически человеческое качество. Духовность, её содержание, её направлен­ность – это та или иная система ценностей.

Знание – адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий.

Идеализм – направление в философии, которое признает первичным дух, сознание, идею.

Индукция – метод познания, для которого характерен переход от частного и единичного к общему, выведение общего из единичного.

Картина мира – понятие, обозначающее сформированную мировоззрением определенной эпохи систему знаний о мире, его причинах, структуре, порядке взаимодействия составных частей, взгляды на природу человека, его место и роль в целостной организации миропорядка.

Коммунизм – тип общества, основанный на общественной собственности на средства производства.

Католицизм – одно из направлений в христианстве, главой которого является папа римский.

Материализм – направление в философии, признающее первоосновой всего существующего материю.

Материя – независимая от человека и любого сознания реальность. Она вечна и является источником всего, что нас окружает.

Механистическая картина мира – представления о мире, согласно которым все явления вызываются причинами, родственными механическому взаимодействию, и оцениваются в соответствии с законами (классической) механики. Механисти­ческая картина мира сложилась в эпоху Просвещения, когда естественные науки стали самостоятельно исследовать мир природы, используя собственную естественнонаучную терминологию.

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение – это не только система представлений о мире, но и система норм и правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых для определенного сообщества.

Общество - основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов.

Проблемы глобальные – это проблемы, которые затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности; решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества.

Пессимизм – мировоззрение, для которого характерно негативное отношение к действительности, ожидание в будущем наихудшего варианта развития событий.

Православие – одно из направлений в христианстве, которое не имеет единого церковного центра, состоит из самостоятельных поместных православных церквей.

Скептицизм   – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Родоначальником античного скептицизма является Пиррон, который не допускал возмож­ности достоверного знания и не верил в возможность рационального обоснования норм поведения.

Субъект – познающий индивид или социальная группа, активное начало в познании.

Теология – богословие, учение о Боге. Совокупность основанных на текстах, принимаемых как божественное откровение, религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Тоталитаризм – диктаторский режим, одной из главных черт которого является подавление личности и господство всеобщего страха.

Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов для выработки целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Философская система – такая концепция, которая включает в себя важнейшее из философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Экзистенциализм, или философия существования, – направление философии, которое ориентировано, прежде всего, на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Этика – раздел философии, изучающий мораль, нравственность.

Эстетика – учение о прекрасном, его сущностях, законах, формах и нормах.

ЗАДАНИЯ

ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Примечание:

вариант определяется по последней цифре зачетной книжки

Вариант № 1

Понятие философии как науки

1. Понятие философии. Своеобразие философского знания.

2. Функции философии.

3. Место философии в системе наук.

Пояснение

Рассматривая первый вопрос, сформулируйте определение понятия «философия». В чем вы видите своеобразие философского знания? Раскройте мировоззренческую и методологическую функции философии. Определите место философии в системе наук. Составьте схему взаимосвязи философии и других наук.

 

Вариант № 2

Вариант № 3

Вариант № 4

Средневековая философия

1. Характерные черты средневековой философии.

2.Философские взгляды Фомы Аквинского.

3. Уильям Оккам. «Бритва Оккама».

Пояснение

Раскройте характерные черты средневековой философии. Обратите внимание на роль религии и церкви в мировоззрении средневекового человека. В первом вопросе раскройте понятие «схоластика». Опишите философские взгляды Ф. Аквинского и У. Оккама на процесс познания.

Вариант № 5

Философия Нового времени

1. Характерные черты философии Нового времени.

2. Философия Ф. Бэкона и Декарта.

3. Д. Локк и Г. Лейбниц о познании.

Пояснение

  Новое время – эпоха ранних буржуазных революций породила новые философские идеи. Почему интересы философов сосредотачиваются на практике, науке? Рассматривая взгляды философов нового времени, определите, в чем их новаторство и принципиальное отличие от философии античности и средних веков. Определите суть спора Д. Локка и Г. Лейбница в вопросе теории познания.

Вариант № 6

Русская философия

1. Характерные черты русской философии.

2. Славянофилы и западники.

3. Русская философия всеединства (В. С. Соловьев, С. Л. Франк, П. А. Флоренский).

Пояснение

  Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на сравнительно позднее оформление философии как науки в России. Какие вопросы решала русская философия, в чем их специфика? В чем заключался спор между западниками и славянофилами? Рассмотрите основные положения данного спора. Перечислите имена философов-западников и философов-славянофилов. Кто прав в данном споре, западники или славянофилы? На чьей стороне ваши симпатии? В третьем вопросе выделите центральные положения философии всеединства. Опишите взгляды С.Л. Франка, П.А. Флоренского.

Вариант № 7

Вариант № 8

Вариант № 9

Позитивизм и постпозитивизм

1. Сущность позитивизма.

2. О. Конт.

3. Специфика постпозитивизма. К. Поппер.

Пояснение

Раскройте сущность позитивизма и постпозитивизма на примере философских учений О. Конта и К. Поппера. Обратите внимание на понятия «верификация», «принцип фаллибализма».

Вариант № 10

Понятие философии как науки

1. Сущность психоанализа.

2. З. Фрейд.

3. К. Юнг.

 Пояснение

Дайте понятие «психоанализ», раскройте его философские положения. Рассмотрите взгляды З. Фрейда и К. Юнга. Обратите внимание, какую роль, по мнению З. Фрейда, играет бессознательное в нашей жизни. Опишите положения «коллективного бессознательного» К. Юнга.

Образец оформления титульного листа к контрольной работе

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Шатковский агротехнический техникум»

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина _________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________

Ф.И.О. обучающегося

 

Специальность   38.02.01

 Экономика и бухгалтерский учет

 (по отраслям)

 

Группа 201

 

Домашний адрес

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проверил преподаватель

_____________/ Лазарева Т.Н.

 

 

Шатки, 202____ г.

Материал

для подготовки к дифференцированному зачёту

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта по дисциплине «Основы философии» проводится в конце обучения дисциплины.

Обучающиеся должны выполнить два задания: теоретическое (ответ на вопрос) и практическое (тестирование).

Для проведения дифференцированного зачета преподавателем составляются билеты из предложенного перечня вопросов и тестовых заданий.

Цель данного дифференцированного зачёта

· проверить как обучающиеся, в результате усвоения курса, умеют самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государства и политических режимов;

· проверить как обучающиеся, в результате усвоения курса, умеют критически анализировать источники информации, систематизировать полученные знания, четко формулировать свои доводы и доказательства;

· проверить как обучающиеся, в результате усвоения курса, знают историю философии, представителей философской мысли и основные философские идеи, проблемы изучения человека, основные категории научной картины мира, роль науки в современной жизни, социальные аспекты развития общества;

· проверить как обучающиеся, в результате усвоения курса, знают основные концепции исторического развития, особенности Российской самобытности, проблемы массовой культуры, глобальные проблемы;

Критерии оценки:

«5» - дан полный ответ на теоретический вопрос, в тесте 0-5 ошибки;

«4» - дан полный ответ на теоретический вопрос, в тесте 6-10 ошибок;

«3» - дан полный ответ на теоретический вопрос с небольшими недочётами, в тесте 11-15 ошибок;

«2» - дан неполный ответ на теоретический вопрос, в тесте более 15 ошибок;

 

Теоретическая часть

1. Предмет и сущность философии. Смысл философии и ее роль в обществе.

2. Основные функции философии и их специфика.

3. Основные черты и особенности античной философии. Предпосылки формирования античной философии. Периодизация античной

философии.

4. Основные черты и особенности средневековой философии.

5. Основные этапы развития русской философии и ее особенности.

6. Проблема человека в философии.

7. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека.

8. Фундаментальные характеристики человека.

9. Основные элементы и уровни структуры сознания.

10. Познание, как процесс.

11. Методы и формы научного познания.

12. Философия и религия.

13. Философия и искусство.

14. Философия и глобальные проблемы современности.

15. Значение философии в современном мире.

16. Сущность и предпосылки происхождения философии. Своеобразие и предназначение

17.  Философия и мировоззрение.

18.  Философия эпохи Возрождения.

19.  Философия Нового времени.

20.  Немецкая классическая философия.

21.  Философия ХХ века.

22.   «Западники» и «славянофилы»: в чем суть философской полемики?

23.  Роль практики в процессе познания.

24.  Биологическое и социальное в человеке.

25.  Человек, индивид, личность.

26. Философская проблема смысла жизни человека. Счастье как проблема бытия личности.

27.  Современные концепции исторического развития.

28.  Прогресс и регресс в развитии общества и их проявление в реальной действительности.

 

Практическая часть (тест)

1. Определите время возникновения философии в Западной Европе:

1.середина III тысячелетия до н.э.

2.VII-VI в.в. до н.э.  

3.XVII-ХVIII в.в.

  4.V-XV в.в.

2. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

1.история

2.философия  

3.социология

4.культурология

3. Мировоззрение – это:

1.совокупность знаний, которыми обладает человек

2.совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека         к миру и к самому себе   

3.отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

4.система адекватных предпочтений зрелой личности

4. Направление, отрицающее существование Бога, называется:

1.атеизм  

  2.скептицизм

  3.агностицизм

  4.неотомизм

5. Онтология – это:

1.учение о всеобщей обусловленности явлений

2.учение о сущности и природе науки

3.учение о бытии, о его фундаментальных принципах 

4.учение о правильных формах мышления

 

6. Гносеология – это:

1.учение о развитии и функционировании науки

  2.учение о природе, сущности познания  

  3.учение о логических формах и законах мышления

  4.учение о сущности мира, его устройстве

7. Этика – это:

1.учение о развитии

  2.учение о бытии

  3.теория о нравственном превосходстве одних людей над другими

  4.учение о морали и нравственных ценностях  

8. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

1.Мифологии  

  2.Религии

3.Философии

4.Науке

9. Вопрос о роли и месте России в истории человечества был поставлен в «Философических письмах»:

1.В. Соловьевым

2.П. Чаадаевым 

3.А. Хомяковым

4.А. Герценом

10. Основной идеей западничества является

1.Сила власти – царю, сила мнения – народу

2.Россия должна развиваться по европейскому пути 

3.Прогресс общества связан с развитием монархической власти

4.Православие, самодержавие, народность

11. Представитель русского марксизма

1.Г.В. Плеханов  

2.Н.К. Михайловский

3.Н.Ф. Федоров

4.В.С. Соловьёв

12. Материя есть первоисточник бытия, утверждает

1.Материализм 

2.Идеализм

3.Интуитивизм

4.Иррационализм

13. Способ существования материи

1.Движение 

2. Поток сознания

3.Небытие

4.Неподвижность

14. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

1.Движение  

2.Время

3.Пространство 

4.Качество

15. Характерной чертой средневековой философии является:

1.космоцентризм

2.антропоцентризм

3.теоцентризм   

4.скептицизм

16. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

1.Бога 

2.человека

3.природы

4.космоса 

17. Основным принципом античной философии был:

1.космоцентризм  

2.теоцентризм

3.антропоцентризм

4.сциентизм

18. Суть «этического рационализма» Сократа:

1.относиться к другому как к самому себе

2.добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда, как отсутствие    добродетели является результатом незнания  

  3.относиться к другому человеку как к цели и никогда как к средству

4.возлюбить ближнего как самого себя

19. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

1.Пифагору

2.Сократу

3.Платону  

4.Аристотелю

20. Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

1.Парменид

  2.Зенон

  3.Аристотель  

  4.Эпикур              

21. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

1.Возрождение 

2.Новое время

3.Средние века

4.Просвещение               

22. Кому принадлежит учение о «четырех благородных истинах»?

1.Будде  

2.Ибн-Сине

3.Конфуцию

4. Платону

23. С греческого языка слово «философия» переводится как:

1.Любовь к истине

  2.Любовь к мудрости

  3.Учение о мире

  4.Божественная мудрость

24. Особая часть учения Аристотеля, повлиявшая впоследствии на развитие рациональности, состоит в том, что он

1.разработал проблемы логики

  2.разработал учение об этике

  3.разработал учение о политике

  4.разработал учение о поэтике

25. Глобальные проблемы - это

1.Проблемы, решение которых ещё не найдено наукой

2.Проблемы, от решения которых зависти выживаемость всего человечества

3.Присуще  только развивающимся и бывшим социалистическим странам

4.Экологические проблемы

26. К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

1.Функцию преемственности

2.Адаптивную (защитную) функцию

3.Воспитательную

4.Деструктивную

27. Учение, считающее объективную реальность, данную нам в ощущениях, первичной – это: (Выбрать один правильный ответ)

1.дуализм

  2.материализм

  3.идеализм

  4.волюнтаризм

28. Учение, считающее духовную реальность первичной – это: (Выбрать один правильный ответ)

1.дуализм

   2.материализм

   3.идеализм

   4.волюнтаризм

29. Русский ученый-материалист

1.М.Ломоносов

2.В.Соловьев

3.П.Флоренский

4.С.Булгаков

30. Основоположником классической немецкой философии был

1.Г.Гегель

2.Л.Фейербах

3.И.Кант

4.А.Смит

Дополнительные источники

Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2004

Кохановский В.П. Философия. Конспект лекций - Ростов н/Д: Феникс, 2002

Кохановский В.П. Философия.- Ростов н/Д: Феникс, 2000

http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 - Электронная библиотека по философии.

 

Методические указания

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(код, наименование специальности СПО)

 

 

 

Шатки, 2020 г.

 

 

 Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Согласовано

на заседании ПЦК ООД ГБПОУ ШАТТ

Протокол заседания №__ от «_____»_____ 20_____ г.

 

 

Автор: Лазарева Т.Н. - преподаватель ГБПОУ ШАТТ

 

Введение

   Учебная дисциплина «Основы философии» предназначена для реализации ФГОС СПО по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

   Данная дисциплина представлена в общем гуманитарном и социально-экономическом цикле учебного плана.

   Данное пособие составлено на основе рабочей программы учебной дисциплины «Основы философии», рассмотренной на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин.

  В результате освоения дисциплины обучающийся должен  

Уметь:

-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

•основные категории и понятия философии

•роль философии в жизни человека и общества

•основы научной, философской и религиозной картин мира;

•основы философского учения о бытии;

•о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии

•условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды

      Учебным планом предусмотрено выполнение 1 домашней контрольной работы.

       Итоговой формой контроля знаний и умений студентов-заочников является дифференцированный зачет.

           

Введение. Философия, ее смысл,

                                            функции и роль в обществе.
Обучающийся должен знать:

 -наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появляющиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

Обучающийся  должен уметь:

- прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной, политической мысли;

-уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии. Темы философии. Источники философии. Основные направления философии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Почему философия как любовь к мудрости?

2. Соотношение знания и мудрости в философии.

3. Сущность основного вопроса философии.

4. Специфика языка философии.

5. Источники философии.

Самостоятельная работа обучающихся (8 ч.):

-изучение материала по темам:

Миф как первая форма познания мира.

Философия и ее функции.

Возникновение философии.

Мировоззрение и его роль.

Философия и наука.

Разделы философии.

 

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшей истории.

  Обучающийся должен знать:

- особенности античной философии;

-раннегреческих философов;

-понятия: онтологизм, эпикурейцы;

-христианскую апологетику: основные проблемы и идейные истоки;

-основные принципы религиозно-философского мышления;

-понятия: мистика, схоластика;

-религиозный интеллектуализм и антиинтеллектуализм;

-взаимоотношения разума и веры.

Обучающийся  должен уметь:

- использовать понятия;

-анализировать философические взгляды Фалеса, Гераклита, Платона, Аристотеля;

-раскрывать взаимосвязь всех явлений действительности;  

-анализировать суждения и учения, находить общее и раличия;

-мистика, схоластика.

- Античная философия (Гераклид, Парменид, Сократ, Платон, Ф. Аквин-ский).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.334 с.)