Что такое коммерческий расчет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что такое коммерческий расчет



 

Коммерческий расчет соответствует требованиям развитого рыночного хозяйства. Он предполагает осуществление следующих основных правил (рис. 7.1).

Что представляют собой основные правила коммерческого расчета?

Самофинансирование
Коммерческий расчет

             
Предпринимательская самостоятельность
Самоокупаемость и прибыль
 
Материальная заинтересованность
   
Экономическая ответственность

 



Рис. Основные правила коммерческого расчета

В статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческими названы организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

 

Номинальная и реальная заработная плата

Различают понятия номинальной и реальной заработной платы.

Номинальная — это сумма, начисленная работнику в качестве платы за труд. Реальная заработная плата характеризует покупательную способность номинальной заработной платы, т.е. количество товаров и услуг, которые реально можно приобрести за номинальную заработную плату с учетом изменения потребительских цен:

Индекс потребительских цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой, идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Помимо динамики потребительских цен реальная заработная плата определяется размерами удержания из заработка (что определяет величину реальной располагаемой заработной платы, снижающейся с ростом удержаний).

Величина реальной заработной платы определяется и наличием на рынке потребительских товаров и услуг (товарным покрытием платежеспособного спроса), поскольку товарный дефицит, как известно, является проявлением скрытой инфляции. В условиях инфляции к снижению величины реальной заработной платы может вести и существенная задержка в сроках ее выплаты.

Абсолютный уровень заработной платы и его изменения следует оценивать по ее реальной величине. Вместе с тем важно оценивать и относительные размеры заработной платы (сравнительные размеры оплаты труда различных групп и категорий работников), которые определяют социальный статус и ценность работника в обществе и его представление о справедливости трудового вознаграждения.

Виды и формы заработной платы

Заработная плата – это вознаграждение, которое работник получает за выполнение трудовых обязанностей. Формы и системы оплаты труда могут отличаться не только у разных работодателей, но и в пределах одной организации. Заработная плата может зависеть от знаний, квалификации трудящегося, условий, в которых он работает, времени, которое требуется на выполнение работы и других причин. Работодатель вправе выбрать форму оплаты труда на предприятии для отдельного работника, для определенных категорий работников или же для всего штата работников. Таким образом, у одного работодателя могут различаться виды формы и системы оплаты труда.

Согласно трудовому законодательству, системы оплаты труда, включая размеры установленных должностных окладов, тарифных ставок, компенсационных доплат, надбавок (стимулирующего характера, компенсационного характера – за тяжелые условия труда) устанавливаются коллективными трудовыми договорами, локальными нормативными актами в соответствии со всеми требованиями Трудового кодекса и иных документов, которые содержат нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, которые устанавливают в компании виды и формы оплаты труда, должны приниматься работодателем с обязательным учетом мнения представительного органа работников.

Повременная оплата труда

Выделяют две основные формы оплаты труда - сдельная и повременная оплата труда. При повременной оплате труда работник получает фиксированный размер вознаграждения за фактически отработанное время. К повременной системе относится стандартный график работы в России – пятидневка с восьмичасовым рабочим днем.

При таком виде системы оплаты труда, как повременно-премиальная система оплаты труда размер заработной платы может быть выше при условии, что работник показал в отчетном периоде отличные результаты работы, закончил важный проект и т.д. То есть в этом случае имеет значение не только время, которое работник фактически работал, но и результаты работы, которые ему удалось показать.

Повременной вид оплаты труда обычно устанавливают работникам, труд которых целесообразно оценивать исходя из фактически отработанного ими времени. Это могут быть работники, труд которых сложно учитывать, которые не оказывают непосредственное влияние на результаты труда или определить производительность их труда очень сложно.

Последнее время в России набирает популярность грейдинговая система оплаты труда. Что это такое? Грейд в переводе с английского значит «класс, ступень». Что подразумевает под собой эта система? Согласно грейдинговой системе у работников, занимающих одинаковые должности, заработная плата может не быть одинаковой. Для определенной должности устанавливается зарплатная вилка – «от и до». Это позволяет работнику повышать свое вознаграждение за работу, даже не меняя должности. Несмотря на определенные сложности, данная система оплаты труда имеет ряд плюсов: это помогает оценить работника на соответствие занимаемой должности, работник заинтересован в улучшении качества труда и повышении зарплаты.

К минусам данной системы, пожалуй, стоит отнести большую и доскональную аналитическую оценку, которую придется провести работодателю, прежде чем определить «подклассы» работников и построить верную систему.

Сдельная оплата труда

К основным формам оплаты труда, которые часто используются в организациях, относится сдельная оплата. При данном виде оплаты труда заработок работника зависит от объема выполненных работ или предоставленных услуг. Если говорить кратко о формах и системах оплаты труда, то стоит отметить, что сдельную систему оплаты труда целесообразно устанавливать тогда, когда работодателю важны объем и скорость производства.

Как показывает таблица с формами оплаты труда, которая представлена выше, подвидов сдельной оплаты труда довольно много.

При сдельно-премиальной системе труда заработок работника состоит из двух частей: первая часть – это объем произведенной продукции, а вторая часть – премия, которая обычно рассчитывается в процентах от первой части. Если говорить о таком виде заработной платы и форме оплаты труда как сдельно-прогрессивная оплата, то стоит обратить внимание, что ее стоит рассчитывать в два этапа. Устанавливаются нормы, за выполнение которых работник получает определенную зарплату, а также устанавливается повышенная оплата при выполнении сверх норм.

При косвенно-сдельной оплате зарплата работника зависит от результатов работы основного рабочего персонала, объем выполненной работы зависит не только от самого работника.

При аккордной системе оплаты труда работнику начисляется зарплата за выполнение определенного комплекса работ за оговоренный промежуток времени. Применение данной системы оплаты труда логично применять, например, если выполняются сезонные или разовые работы, при заключении срочного трудового договора, при работе бригады, выполняющей комплекс работ, которые должны привести к единому результату. Например, строительство дома.

Аккордная оплата труда также может быть простой и аккордно-премиальной. Простая аккордная система не предусматривает каких-либо дополнительных вознаграждений. Выполненный объем работ оплачивается работникам в фиксированном размере. При аккордно-премиальной системе помимо фиксированной выплаты работники могут получить премию, например, за качество выполненных работ, сокращение установленных сроков и т.п.

Работодателю необходимо помнить о том, что условия оплаты труда, которые будут определены нормативными актами и приняты на предприятии, не могут быть хуже по сравнению с установленными трудовым законодательством.

 

 

Механизмы формирования заработной платы

Труд – необходимое условие существование человечества. Обойтись без него невозможно. Но даже понимание этого не превратило труд в физиологическую потребность людей, хотя работа иногда и способна приносить немалую радость или давать столь желанный многими общественный престиж. И все же большинство людей осуществляют свою трудовую деятельность только потому что она приносит им средства к существованию и никакой «любви» к своей работе они не испытывают. Для большинства людей главный стимул для работы это зарплата. К сожалению далеко не все понимают, что если делать свое дело с любовью, то и получаться оно будет лучше, а следовательно и вознаграждение за этот труд будет больше. Для ученика его работа – это получение образования, чем лучше он ее выполнит, тем больше его шансы поступить в хороший вуз.

Чем в более хороший вуз он поступит, тем основательнее знания он сможет получить там, а следовательно и работодатель будет смотреть на него на качественно ином уровне чем на человека не имеющего такого образования. А дальше при таком же подходе к работе карьерный рост не заставит себя ждать. Чем раньше человек понимает эту жизненную философию, тем больших высот он сможет добиться. Следовательно, и будущий доход человека складывается еще на школьной скамье.

Существует два варианта приложения людьми своих умственных и физических способностей для получения дохода:

Первый вариант: создание фирмы, то есть превращение из наемного работника в предпринимателя. Очень близок к этому вариант, который экономисты называют «самостоятельность», то есть когда человек не создает фирму, а занимается индивидуальным производством товаров или услуг, от продажи которых и получает свой доход. Общее для всех модификаций первого варианта получения доходов то, что их источником служит продажа товаров или услуг, созданных человеком самостоятельно или с помощью фирмы.

Второй вариант: продажа собственного труда, то есть предоставление своих умственных и физических способностей, а также времени в распоряжение какой-то фирмы. Этот вариант является наиболее распространенным, так как в любой нации очень мала доля тех людей, у которых есть талант предпринимателя и склонность к риску от не гарантированности дохода, так как размер дохода зависит только от результатов личной деятельности.

Закономерности формирования предложения труда достаточно специфичны, и это хорошо видно на рисунке: а этом рисунке видно, что до определенного уровня (Wc) предложение труда возрастает. Но вот выше этого уровня заработной платы предложение труда начинает снижаться. В чем причина такого «странного» поведения людей? Неужели их не интересует еще большая зарплата?

Для ответа на эти вопросы необходимо вспомнить о цене выбора в пользу труда. Цена эта определяется теми благами, которые человек мог получить в свободное от работы время и от которых он отказался из-за высоко оплачиваемой работы. Начиная получать все больше денег за свой труд, человек на определенном этапе начинает задумываться: «А стоит ли гнаться дальше за деньгами? Может лучше начать использовать уже накопленные немалые средства для отдыха и развлечений и работать поменьше»? И тогда предложение более высокой заработной платы не заставит его больше работать. И тогда кривая предложения труда загибается влево, и величина этого предложения начинает сокращаться, несмотря на рост заработной платы.

Закон предложения для рынка труда: Чем выше плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем больше число людей готовы эту работу выполнять.

Например, трубочист. Трудовые услуги его, как таковые, никому не нужны. Они приобретают ценность только тогда, когда на товары, производимые с помощью этих услуг, имеется спрос. Иными словами, труд трубочиста может быть продан только в том случае, если в стране имеется достаточно семей, чьи дымовые трубы засоряются.

Поэтому число работников, которые могут получить работу, определяется положением дел на товарных рынках. Если спрос на товар возрастает, то станет возможным продать больше товаров, а для их выпуска требуется больше людей данной специальности. В итоге больше людей получат работу. Работник приносит выгоду нанявшей его фирме лишь в том случае, если произведенная им продукция:

· Нужна покупателям и потому может быть продана.

· Может быть продана за сумму большую, чем фирма тратит на его зарплату и осуществление других затрат на производство.

Следовательно, сумма, которую фирма может потратить на найм работников и оплату их труда, достаточно жестко ограничена:

- Выручкой от продаж

- Прочими затратами на производство

- Нормальной прибылью владельцев фирм

Если мы вычтем из выручки прочие затраты и нормальную прибыль, то получим ту максимальную сумму, которую владелец фирмы может выплатить в качестве зарплаты работникам.

Отсюда мы можем вывести закон спроса для рынка труда: Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньше их число готовы нанять работодатели.

Результатом взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения труда становится рыночная, равновесная цена труда.

Причины различий в заработной плате. Наряду с постоянными изменениями на рынке труда можно обнаружить довольно устойчивые соотношения в уровнях оплаты труда работников различных профессий и отраслей. Это происходит из-за нескольких факторов:

§ Меры сложности труда. Чем сложнее трудовые обязанности, тем дольше им надо обучаться. Эти усилия должны быть компенсированы более высокий заработной платой.

§ Меры тягости труда. Некоторые рабочие получают больше чем инженеры, потому что у них в труде кроме умственной деятельности используется и физическая сила. Вот почему обычно довольно высоки зарплаты в металлургических и т.д. производствах.

§ Меры ограниченности талантов. Именно из-за этого фактора во всем мире столь высоки заработки у кинозвезд, спортсменов. Они выступают на рынке как уникальный «товар». А купить этот товар хотят многие.

§ Степень риска. Чем выше степень риска профессии, тем более высокую зарплаты должны получать представители данной профессии.

Основными компонентами рынка труда являются:

- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;

- стоимость рабочей силы;

- цена рабочей силы - заработная плата (W);

- конкуренция между работодателями и наемными работниками.

Спрос на труд (спрос на рабочую силу) — количество труда, которое работодатели желают нанять в данный период времени за определенную ставку заработной платы. Спрос на труд определяется:

- объемом производства и ценой продукции;

- степенью трудоемкости производства.

Предложение труда — выраженные работниками, обладающими определенными качественными характеристиками, желание и возможность работать определенное количество времени при альтернативных уровнях заработной платы и прочих равных условиях.

Запускным «устройством» движения спроса и предложения рабочей силы является конкуренция за рабочие места, обеспечивающая доход работнику, и конкуренция между работодателями за квалифицированную рабочую силу.

Основной движущей силой рынка труда является конкуренция между работодателями и конкуренция между наёмными работниками.

Стоимость рабочей силы — определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для осуществления работником нормальной трудовой деятельности и содержания его семьи. Наряду с удовлетворением потребностей в пище, одежде, жилище стоимость рабочей силы включает в себя духовный элемент (культурные потребности, расходы на образование, профессиональную подготовку). Большое влияние на величину и структуру стоимости рабочей силы в различных странах оказывают исторические особенности её формирования. Стоимость рабочей силы изменяется в зависимости от уровня экономического развития страны, природно-климатических условий, революционных традиций и организованности рабочего класса.

Цена труда (цена рабочей силы) — заработная плата, доход наёмных работников.

Заработная плата — форма денежного вознаграждения работника за труд. Заработная плата — на рынке труда — цена рабочей силы с учетом складывающегося соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Величина заработной платы устанавливается в рублях, долларах и т.п. в единицу времени, например в неделю, в месяц.

Цена труда и стоимость рабочей силы — это не одно и то же. Цена труда — это экономическая рыночная категория, она определяется спросом и предложением на рынке труда. Стоимость рабочей силы зависит от множества факторов, находящихся вне рыночных отношений. Стоимость рабочей силы — категория социально-экономическая.

В экономике всеобщего социального благоденствия цена труда должна быть равна стоимости рабочей силы, то есть должна покрывать все издержки на воспроизводство рабочей силы. В стоимость рабочей силы входит удовлетворение не только материальных, но и духовных потребностей, которые не всегда можно выразить в денежной форме и воплотить в цене труда. Каждый человек по-своему оценивает стоимость своей рабочей силы и цену своего труда, и эта оценка очень редко совпадает с мнением работодателя.

На рынках товаров и услуг, а также на рынках таких факторов производства как земля и капитал товаром являются неодушевлённые предметы, которые сами себя не оценивают. На рынке труда в качестве товара выступает рабочая сила, то есть все компоненты рынка связаны с людьми, поэтому достижение равновесия на рынке труда, не только экономическая, но и социальная проблема.

 

определение равновесной цены и равновесного количества товара

СПРОС – платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Спрос характеризуется величиной спроса – количеством товаров, которое покупатели готовы приобрести по данной цене. Под словом «готовы» нужно понимать то, что у них есть желание (потребность) и возможность (наличие необходимых денежных средств) для покупки товара в данном количестве.
Необходимо заметить, что спрос – это потенциальная платежеспособная потребность. Его величина говорит о том, что покупатели готовы приобрести такое количество товаров. Но это не значит, что сделки в таких объемах действительно состоятся – это зависит от ряда экономических факторов. Например, производители могут оказаться не в состоянии выпустить такое количество товара.
Можно рассматривать как индивидуальный спрос (спрос конкретного покупателя), так и общую величину спроса (спрос всех покупателей, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина спроса, так как индивидуальный спрос сильно зависит от личных предпочтений покупателя и, как правило, не отражает реальной картины, сложившейся на рынке. Так, конкретный покупатель может вообще не испытывать нужды в каком-либо товаре (например, велосипеде), тем не менее, на рынке в целом спрос на этот товар существует.
Как правило, спрос на товар подчиняется закону спроса.
ЗАКОН СПРОСА – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар спрос на этот товар снижается при прочих неизменных факторах.
Закон спроса может иметь отдельные исключения. Например, для некоторых престижных товаров небольшое увеличение цены иногда может приводить к повышению спроса, так как более высокая, по сравнению с аналогами, цена, создает у покупателя иллюзию того, что этот товар более качественный или модный.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – способность и желание продавцов предложить определенное количество товара по данной цене. Предложение характеризуется, в первую очередь, величиной предложения – количеством товаров, которое продавцы хотят и могут продать по данной цене. Таким образом, у них должно быть желание (согласие на продажу товара по данной цене) и возможность (наличие необходимого числа товаров) для продажи товара в данном количестве.
Можно рассматривать как индивидуальное предложение (предложение конкретного продавца), так и общую величину предложения (предложение всех продавцов, присутствующих на рынке). В экономике изучается, в основном, общая величина предложения на какой-либо товар. В макроэкономике также рассматривается совокупное предложение – общая величина предложения всех товаров всеми продавцами, действующими на данном рынке.
Как правило, предложение товара подчиняется закону предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – закон, в соответствии с которым при увеличении цены на товар предложение этого товара повышается при прочих неизменных факторах.
Закон предложения может иметь исключения. Так, для целого ряда товаров сдерживающим фактором роста производства является ограниченность ресурсов. При достижении границы максимального использования ресурсов никакой рост цен не сможет увеличить производство, а с ним и предложение товаров.
ГРАФИК СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – график, показывающий зависимость величины спроса и предложения от цены.
Каждой величине цены соответствует свое значение величины спроса и предложения. Эту зависимость можно выразить графически в виде кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Обратите внимание на то, что, хотя по оси абсцисс обычно откладываются значения независимой переменной, на графике предложения, наоборот, по оси абсцисс принято откладывать цену (P), а по оси ординат – количество (Q).
КРИВАЯ СПРОСА – непрерывная линия на графике спроса, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина спроса. Линия спроса на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Обычно она изображается в виде кривой, напоминающей гиперболу. Кривую спроса обычно изображают лишь в центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур низкой или чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение спроса в них носит характер предположений.
КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – непрерывная линия на графике предложения, на которой каждой величине цены соответствует определенная величина предложения.
Линия предложения на графике может выглядеть различным образом, в зависимости от товара. Иногда она изображается в виде прямой, а чаще – в виде кривой, напоминающей гиперболу. При этом кривую часто изображают так, что она как бы имеет вертикальную асимптоту. Этим хотят подчеркнуть ограниченный характер производственных возможностей: существует предел производства каждого продукта, такая величина выпуска, которая не может быть достигнута даже при самых высоких затратах, поскольку ресурсы носят ограниченный характер.
Кривую предложения обычно изображают лишь в начальной или центральной ее части, не доводя линию до участков чересчур высокой цены на товар, поскольку такие ситуации являются, как правило, умозрительными и изучение предложения в них носит характер предположений.
ТОЧКА РАВНОВЕСИЯ – точка пересечения кривой спроса и кривой предложения на графике спроса и предложения.
Поскольку, согласно закону спроса и закону предложения, спрос является монотонно возрастающей, а предложение – монотонно убывающей функцией, на графике спроса и предложения их кривые обычно пересекаются. Точка их пересечения соответствует состоянию рыночного равновесия, а ее координаты – равновесной цене и равновесному количеству.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние рынка при равенстве спроса и предложения.
РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА – цена, для которой величины спроса и предложения равны. Иными словами, по данной цене производители готовы предложить ровно столько товара, сколько покупатели готовы купить. Отклонения от равновесной цены способны привести к состоянию дефицита или перепроизводства.
РАВНОВЕСНОЕ КОЛИЧЕСТВО – совпадающие величины спроса и предложения при равновесной цене.
ПЕРЕПРОИЗВОДСТВО – превышение предложения над спросом. Обычно перепроизводство возникает в случае установления на рынке цены выше равновесной. Величина перепроизводства рассчитывается как разница между предложением и спросом по данной цене.
ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ – факторы, влияющие на величину спроса и предложения. Основным фактором, как для спроса, так и для предложения, является цена товара. Кроме того, существует ряд других факторов, которые принято называть неценовыми факторами.

Равнове́сная цена (англ. equilibrium price) — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.

По К.Р. Макконнеллу и С.Л. Брю равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой величина спроса и величина предложения равны, то есть цена, при которой нет дефицита или избытка товаров и услуг, а значит на рынке нет тенденций роста или снижения[1].

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

 

График Равновесная цена

 

(P- цена, Q-количество товара, P0- точка равновесия, S-кривая спроса, D-кривая предложения)

 

 

 

 

Формирование заработной платы на предприятиях.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы. Можно сказать, что заработная плата — это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение сотрудника за выполняемую по трудовому договору работу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.045 с.)