Кафедра транспортных сооружений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра транспортных сооружений



Кафедра транспортных сооружений

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

Методические указания

 к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Основы эксплуатации автомобильных дорог»

для студентов дневной и заочной форм обучения

по специальности 291000 – Автомобильные дороги и аэродромы

 

 

Краснодар

2003

Составители: канд. техн. наук, проф. В.Л. Кучеренко, ст. преп. С.В. Турдаков

                       

 

УДК 625.7

 

 

Теоретические основы эксплуатации и оценка условий работы автомо-бильных дорог. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог» для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности 291000 – Автомоби-льные дороги и аэродромы / Сост. В.Л. Кучеренко, С.В. Турдаков; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. транспортных сооружений. – Краснодар: Изд – во КубГТУ, 2003. – 30 с.

 

Представлены требования, принцип оценки технического состояния дороги и назначение эффективных мероприятий по обеспечению нормативных сроков службы автомобильных дорог.

 

Ил. 1 Табл. 14. Прил. 4. Библиогр.: 8 назв.

 

Печатается по решению Редакционно – издательского совета Кубанс-кого государственного технологического университета

 

Рецензенты: канд. техн. наук, доц. С.С. Близниченко (КубГТУ)

                 директор ФГУ ДЭП № 108 А.П. Русс

       

       

 

Содержание

 

  1 2 3 3.1   3.2   4   4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 6   Введение……………………………………………………………… Нормативные ссылки………………………………………………... Общие указания………………………………………………………   Расчетно-пояснительная часть курсовой работы…………………. Природно-климатические условия района расположения дороги и дорожных сооружений……………………………………………. Техническое состояние автомобильной дороги и характеристики её работы………………………………………………………….…. Определение транспортно-эксплуатационных показателей авто-мобильной дороги…………………………………………………… Оценка сцепных качеств дорожного покрытия…………………… Оценка и определение износа дорожного покрытия……………… Оценка ровности дорожного покрытия……………………………. Оценка прочности дорожной одежды……………………………… Оценка безопасности движения……………………………………. Оценка обеспеченности расчетной скорости……………………… Предложения по назначению ремонтных мероприятий………….. Графическая часть курсовой работы………………………………. Заключение…………………………………………………………... Список рекомендуемой литературы……………………………….. Приложение А. Задание на курсовую работу……………………… Приложение Б. Варианты задания на выполнение курсовой рабо-ты (исходные данные)……………………………………………….. Приложение В. Линейный график транспортно-эксплуатацион-ного состояния участка автомобильной дороги…….……………... Приложение Г. Расчетная схема службы участка автомобильной дороги………………………………………………………………… 4 5 6 8   8   11   13 13 13 15 16 18 20 21 22 24 25 26   27   29   30

 

 

Введение

Дорога представляет собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для перевозки автомобильным транспортом пассажиров и грузов, обеспечивающих бесперебойное круглосуточное и круглогодичное безопасное и удобное движение автомобилей с установленными скоростями и нагрузками.

Эффективность работы автомобильного транспорта во многом зависит от технического уровня и состояния дорог. Успешно выполнять свои функции может только дорога высокого качества. Качество дороги зависит от технологии, организации и культуры производства, применения новых прогрессивных проектных решений, внедрения комплексной механизации и автоматизации дорожных работ, а также функционирования системы контроля качества материалов, изделий, конструкций и готовой продукции, планирования и управления дорожными работами на основе экономико-математических методов.

Не менее важное значение имеют вопросы содержания дорог. Построенная и сданная в эксплуатацию дорога находится под воздействием природных факторов, транспортных нагрузок и внутренних физико-химических процессов. В результате этого происходит снижение прочностных свойств материалов, так как в конструкции возникают знакопеременные напряжения и развиваются усталостные явления. Происходит также износ дорожных покрытий и других элементов дороги. Все это вызывает снижение эксплуатационных качеств дороги. Обеспечить её устойчивую многолетнюю работу можно только на основе правильного содержания. Для этого необходимо тщательно следить за состоянием всех дорожных сооружений и своевременно качественно выполнять ремонтные работы.

Основными проблемами содержания дорог в настоящее время являются: оценка условий работы дороги под действием автомобильного движения и природных факторов и, соответственно, разработка эффективных мероприятий по организации содержания дорог в целях продления их сроков службы и достижения наиболее эффективного и безопасного дорожного движения.

В процессе изучения курса учебной дисциплины «Основы эксплуа-тации автомобильных дорог» предусмотрено выполнение курсовой работы        (VIII-й семестр) и курсового проекта (IX-й семестр).

Нормативные ссылки

В разработанных методических указаниях использованы ссылки на следующие стандарты:

       ГОСТ 2.004 – 88 ЕСКД. Общие требования к выполнению конструк-торских и технологических документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ

ГОСТ 2.102 – 68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских доку-ментов

ГОСТ 2.105 – 95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.109 – 73 ЕСКД. Основные требования к чертежам

ГОСТ 2.113 – 75 ЕСКД. Групповые и базовые конструкторские доку-менты

ГОСТ 2.114 – 95 ЕСКД. Технические условия

ГОСТ 2.301 – 68 ЕСКД. Форматы

ГОСТ 2.302 – 68 ЕСКД. Масштабы

ГОСТ 2.303 – 68 ЕСКД. Линии

ГОСТ 2.306 – 68 ЕСКД. Обозначения графических материалов и правила их нанесения на чертежах

ГОСТ 2.307 – 68 ЕСКД. Нанесение размеров и предельных откло-нений

ГОСТ 2.316 – 68 ЕСКД. Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц

ГОСТ 21.110 – 95 СПДС. Спецификация оборудования, изделий и ма-териалов

ГОСТ 21.501 – 93 СПДС. Правила выполнения архитектурно-строи-тельных рабочих чертежей

ГОСТ 21.204 – 93 СПДС. Условные графические обозначения и изоб-ражения элементов генеральных планов и сооружений транспорта

Общие указания

 

Цель курсовой работы состоит в закреплении студентами теоретических знаний и приобретении практических навыков оценки уровня состояния автомобильных дорог, назначения и обоснования ремонтных мероприятий.

Оценка включает в себя комплексное определение транспортно-эксплуатационного состояния дороги на основании выявленных транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП) в соответствии с нормативными требованиями. Основываясь на полученных данных, студент должен выявить показатели, неудовлетворяющие предъявленным требованиям. 

При выполнении курсовой работы студент должен предварительно изучить рекомендуемую литературу и соблюдать требования нормативно-технических документов.

Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки объемом 25 – 30 страниц и графической части на одном листе ватмана при размере стандартного формата А-1 (594 Х 841 мм). Основанием для разработки курсовой работы служит задание (Приложение А) и варианты исходных данных (Приложение Б).

Пояснительная записка, состав которой приведен в [8], выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А-4, размером 297 Х 210 мм рукописным способом. Если курсовая работа разрабатывается с использо-ванием средств электронно-вычислительной техники, текст пояснительной записки выполняется в текстовом редакторе «Microsoft Word» (шрифт 14) с применением печатающих устройств вывода ЭВМ.

Расчетно-пояснительная записка состоит из 4 разделов:

Раздел 1. Природно-климатические условия района расположения автомобильной дороги и дорожных сооружений.

Раздел 2. Техническое состояние автомобильной дороги. Характеристика работы дороги.

Раздел 3. Транспортно-эксплуатационные показатели дороги. Анализ показателей, сравнение с нормативными значениями. Определение межремонтных сроков службы дорожной одежды и покрытия.

Раздел 4. Предложения по назначению мероприятий по содержанию и ремонту автомобильной дороги.

Графическая часть курсовой работы включает в себя:

- дорожно-климатический эксплуатационный график района расположения заданной автомобильной дороги;

- линейный график транспортно-эксплуатационного состояния автомобиль-ной дороги (эталонный километр дороги);

- расчетная схема службы заданной дорожной одежды и покрытия;

- поперечный профиль автомобильной дороги;

- деталь курсовой работы.

Курсовая работа включает в себя следующие основные этапы выполнения:

 

Таблица 1 – Этапы выполнения курсовой работы

В процентах

Наименование разделов Объем выполнения
1 Изучение задания и исходных данных, характеризующих  транспортно-эксплуатационное состояние дороги 2 Построение дорожно-климатического эксплуатационного   графика района расположения заданной дороги 3 Построение линейного графика транспортно-эксплуатацион- ного состояния дороги (один эталонный километр) 4 Построение расчетной схемы службы дорожной одежды и покрытия по межремонтным срокам службы (по норматив- ным и фактическим показателям) 5 Анализ фактических транспортно-эксплуатационных показа- телей в сравнении с нормативными значениями 6 Предложения по повышению уровня содержания дороги 7 Список использованных источников 8 Подготовка к защите курсовой работы. Оформление работы 9 Защита курсовой работы     5   10   10     15   40 10 2 5 3
  Итого:     100

Примечания

1 Процент выполнения представлен с учетом оформления в чистом виде каждого раздела курсовой работы.

2 Итоговый процент выполнения засчитывается при завершении защиты курсовой работы и получении студентом положительной оценки.

 

      

Характеристики её работы

В этом разделе представляют следующие данные: учет фактической интенсивности дорожного движения; техническая категория дороги; ширина земляного полотна и проезжей части; конструкция дорожной одежды и тип покрытия; виды возможных деформаций и разрушений дорожных покрытий, земляного полотна и водоотводных сооружений; схематический план эталонного участка дороги, совмещенный с линейным графиком оценки качества его содержания (Приложение В). Также в данном разделе необхо-димо выполнить расчетную схему службы дорожной одежды и покрытия по межремонтным срокам службы (Приложение Г).

Для определения параметров заданного участка автомобильной до-роги следует руководствоваться нормативными данными, представленными в таблице 4 [1].


 

 

Таблица 4 – Основные технические нормы параметров автомобильных дорог

 

Параметры дороги

Категория дороги

I - а I - б II III IV V
Расчетная интенсивность движения, авт/сут >7000 >7000 3000-7000 1000-3000 100-1000 <100
Основная расчетная скорость при бла-гоприятных погодных условиях, км/ч   150   120   120   100   80   60
Число полос движения 4;6;8 4;6;8 2 2 2 1
Ширина полосы движения, м 3,75 3,75 3,75 3,5 3
Ширина проезжей части, м 15;22,5;30 15;22,5;30 7,5 7,0 6,0 4,5
Ширина обочины, м 3,75 3,75 3,75 2,5 2,0 1,75
Краевая полоса, укрепленная по типу проезжей части, м   0,75   0,75   0,75   0,50   0,50   –
Ширина разделительной полосы межу разными направлениями движения, м   6,0   5,0   –   –   –   –
Ширина земляного полотна, м 28,5;36;43,5 27,5;35;42,5 15 12 10 8
Тип дорожной одежды капит. капит. капит. капит. облег. капит. облег. переходн. облег., переходн., низший
Допустимый модуль упругости, МПа 210 210 185 165 135 150 115 85 90 65 55

Автомобильной дороги

При выполнении задания по данному разделу необходимо руковод-ствоваться источниками [3] и [4].

Заданием настоящего раздела предусмотрено определение транспортно-эксплуатационных показателей и сопоставление полученных данных с нормативными значениями.

 

Заключение

 

В разработанных методических указаниях изложена методика выполнения курсовой работы по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог», изучаемой студентами автомобильно-дорожного факультета 4 курса специальности 291000 – Автомобильные дороги и аэродромы.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог» даст возможность практически освоить методы оценки основных транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог для последующего принятия решений о назначении ремонтных мероприятий.

 Представленная в данной работе методика освещает основные требования, правила и методы определения транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог, что позволит полученные знания и умения применять для повышения качества дорожно-ремонтных работ, усвоить основные правила и нормативно-технические документы по проведению обследований ТЭС АД и соблюдать их в практической деятельности.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. СНиП 2.05.02 – 85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. – 56 с.

2. СНиП 23 – 01 – 91. Строительная климатология / Госстрой России. – М.: ГУОЦПП, 2000. – 57 с.

3. Васильев А.П. Ремонт и содержание автомобильных дорог / А.П. Васильев, В.И. Баловнев, М.В. Корсунский. – М.: Транспорт, 1989. – 287 с.

4. Васильев А.П. Эксплуатация автомобильных дорог и организация дорожного движения / А.П. Васильев, В.М. Сиденко. – М.: Транспорт, 1990. – 304 с.

5. ВСН 6 – 90. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР, 1990. – 168 с.

6. ВСН 41 – 88. Региональные и отраслевые нормы межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд и покрытий. Минавтодор РСФСР, 1988. – 56 с.

7. ВСН 29 – 76. Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог. Минавтодор РСФСР. – М.: Транспорт, 1977. – 104 с.

8. Оформление конструкторских документов в дипломных и курсовых проектах (работах). Методические указания для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 291000 – Автомобильные дороги и аэродромы / Сост. К.А. Дараган, С.В. Турдаков; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. транспортных сооружений – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2001 – 58 с.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

Составители: Кучеренко Вячеслав Леонидович

                      Турдаков Сергей Владимирович

                           

 

Редакторы:                                                                             Т.П Горшкова

                                                                                                 А.В. Снагощенко

 

Компьютерная верстка                                                          С.В. Турдаков

 

                                              

 

 

 

Подписано в печать                                                              Формат 60 х 84 / 16

Бумага оберточная                                                                 Офсетная печать

Печ. л.                                                                                      Изд. № 93

Усл. печ. л.                                                                              Тираж 50 экз.

Уч. – изд. л.                               Цена   руб.                  Заказ №

 

 

 

 

Издательство КубГТУ: 350072, Краснодар, ул. Московская, 2, кор. А

 

Типография КубГТУ: 350058, Краснодар, ул. Старокубанская, 88/4

Приложение А

Задание на курсовую работу

 

Кубанский государственный технологический университет

Кафедра «Транспортных сооружений»

 

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой ТС___________

 __________________________

З А Д А Н И Е

на курсовую работу

по дисциплине «Основы эксплуатации автомобильных дорог»

 

Студенту _____________ группы ______________ курса__________

  факультета автомобильно-дорожного 

 специальности 29.10.00 – Автомобильные дороги и аэродромы

_____________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема курсовой работы: «Теоретические основы эксплуатации

и оценка условий работы автомобильной дороги»

1. Исходные данные:

1.1 Район прохождения дороги___________________________________________

1.2 Протяженность дороги________________ км, категория __________________

1.3 Тип покрытия _____________________________________________________

1.4 Транспортно-эксплуатационные показатели состояния автомобильной дороги:

а) скорость______ км/ч; б) ровность ______см/км; в) износ покрытия _______ мм

г) модуль упругости дорожной одежды _____ МПа; д) коэф. аварийности______

е) коэф. сцепления _____________ж) коэф. безопасности ___________________

з) интенсивность движения _____________________ авт/сут.

1.5 Вариант задания по разработке графической части курсовой работы _______

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Содержание задания:      

2.1 Природно-климатические условия района расположения автомобильной дороги и дорожных сооружений.

2.2 Техническое состояние автомобильной дороги. Характеристика работы до-роги.

2.3 Транспортно-эксплуатационные показатели дороги. Анализ показателей, сравнение с нормативными значениями. Определение межремонтных сроков службы дорожной одежды и покрытия.

2.4 Предложения по назначению мероприятий по содержанию и ремонту авто-мобильной дороги.

 

3. Объем курсовой работы:

пояснительная записка – 25 – 30 стр., графическая часть – 1 лист формата А-1


 

 

Приложение В

 

Линейный график транспортно-эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги

 

                  План участка

         автомобильной дороги

 

 

 

10                                                                                                                       11

Ширина земляного полотна, м

12

Ширина проезжей части, м

7,0

Ширина обочины, м

2,50

Категория дороги

III

Тип дорожного покрытия

черная гравийная смесь, приготовленная в установке

Технико-эксплуатационные показатели

Фактическая скорость, км/ч 60

Оценка ТЭС участка дороги

 
Фактическая ровность, см/км 200 >1
Фактический износ, мм 12 1
Фактический модуль упругости, МПа 150 >1
Коэффициент аварийности 32 >25
Фактическая шероховатость 0,70 >1
Фактическая интенсивность движения, авт/сут 1500 в пределах расчетной

Примечание – В реальных условиях, - оценка ТЭС автомобильной дороги проводится по каждому километру

 

     

Приложение Б       

        Таблица Б.1- Варианты задания на выполнения курсовой работы

 

Номер варианта

 

Тип

дорожного покрытия

 

Кате-гория доро-ги

Фактический показатель

 

 

Район прохождения дороги

Скорость, км/час Ровность, см/км Износ покрытия, мм Коэффициент сцепления Модуль упругости, МПа Коэффициент аварийности Коэффициент безопасности Интенсивность движения, авт/сут
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Асфальтобетонное I-a 90 100 25 0,6 200 30 - 7000 Н. Новгород
2 Асфальтобетонное I-б 80 150 15 0,5 220 20 - 7000 Ярославль
3 Асфальтобетонное III 80 40 15 0,6 160 20 - 3000 Смоленск
4 Щебеночное из фракцион-ного щебня, обработан-ного битумом III 70 200 12 0,7 130 32 - 1500 Брянск
5 Щебеночная смесь, обра-ботанная битумом смеше-нием на дороге IV 40 400 25 0,4 120 - 0,50 1200 Белгород
6 Гравийное, обработанное битумом III 70 300 60 0,4 140 46 - 2500 Воронеж
7 Щебеночное V 60 500 90 0,3 60 - 0,55 1500 Новгород
8 Асфальтобетонное II 90 120 20 0,4 190 30 - 2500 Москва

 

       Продолжение таблицы Б.1

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
9 Асфальтобетонное I-a 100 80 10 0,5 210 25 - 5500 Владимир
10 Асфальтобетонное I-б 90 100 25 0,6 240 25 - 7500 Псков
11 Асфальтобетонное I-а 80 110 20 0,5 200 25 - 6500 Иваново
12 Асфальтобетонное I-б 90 130 20 0,6 200 20 - 7000 Вологда
13 Асфальтобетонное II 80 40 10 0,4 190 15 - 3000 Липецк
14 Асфальтобетонное III 70 20 10 0,6 170 - 0,60 1200 Омск
15 Щебеночное из фракцион-ного щебня, обработанного битумом III 60 250 15 0,6 135 33 - 1100 С. Петербург
16 Гравийное, обработанное би-тумом III 60 350 40 0,5 120 35 - 2000 Ставрополь
17 Щебеночное IV 50 600 80 0,4 80 - 0,45 1300 Махачкала
18 Асфальтобетонное II 70 30 15 0,5 190 30 - 3500 Краснодар
19 Асфальтобетонное I-б 100 200 15 0,4 210 20 - 6500 Самара
20 21 22 Асфальтобетонное Цементобетонное Цементобетонное I-а III IV 100 80 60 300 120 130 20 10 15 0,4 0,33 0,36 220 280 210 30 22 - - - 0,52 7500 2600 1800 Тверь Грозный Майкоп

 

 

Приложение Г

 

Расчетная схема службы участка автомобильной дороги

 

Sмлн.руб.

 

 

Ефакт.

Ерасч.

 

 

 

Етреб.

 

 

Межремонтный срок службы дорожной одежды Тр.дор.од.

Е1расч.

 

ЕVфакт.

Sк. рем.

 

Етреб.

Ерасч.

ЕIVфакт.

 

 

Межремонтный срок службы            Межремонтный срок службы

      дорожного покрытия                            дорожного покрытия

 

 

 

 

 

 

Тр.покр. Тр.покр.

        0      1      2      3      4      5      6       7      8      9     10    11     12    13    14    15   16 Т,годы

                   

 

Кафедра транспортных сооружений

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ

И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАБОТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

Методические указания

 к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Основы эксплуатации автомобильных дорог»

для студентов дневной и заочной форм обучения

по специальности 291000 – Автомобильные дороги и аэродромы

 

 

Краснодар

2003



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.142 с.)