Октября - Покров Пресвятой Богородицы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Октября - Покров Пресвятой Богородицы



Славянский, белорусский праздник

Покров – это название народного праздника, которое православная церковь объясняла буквально как «покров (покрывало) Богородицы». В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Как праздник был установлен в середине 10 века. По легенде, однажды на рассвете святой Андрей увидел Богородицу, которая шествовала к храму по воздуху. Помолившись, Дева Мария подошла к престолу, сняла с головы покров и простерла его над головами молящихся. Когда Богоматерь покинула церковь, покров стал невидимым, но в храме оставалась благодать, которая снизошла с Богородицей. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось.

День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. В этот день весь скот переводился на стойловое содержание. Примерно с этих дней начинали топить в избах печи, начинали работать пряхи и ткачихи. В этот день Домовой укладывался спать, с чем был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» - блины небольшого размера, а первый блин делили на 4 части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен. В этот день девушки просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу.) И именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки. По народным приметам на Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима.

Покров Пресвятой Богородицы отмечается только православной церковью и принадлежит к числу великих праздников. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные испрашивают у Царицы Небесной защиты и помощи.

Во многих белорусских местечках и деревнях на Покров проводились ярмарки, с каруселями, качелями, батлейками. В них часто принимали участие и цыгане. Для детей продавалось много разных игрушек и лакомств. На ярмарках незамужние девушки пели, плясали, водили хороводы. В этот день девушки молятся о скорейшем выходе замуж. Они считают для себя непременным долгом побывать на Покров в церкви, ставят свечи перед иконой Покрова Богородицы. После Покрова начиналась очередная пора свадеб.

 

Ко времени этого праздника на Беларуси завершались работы в поле. Иногда начинались заморозки, и пастухи переставали выгонять коров. «Покрова — замычала в хлеве корова». Хозяйки квасили капусту. Начиналась пора свадеб: «Проходит покрова — ревет девка, как корова». Девушки собирались на вечеринки, ворожили о замужестве: «Матушка Покров, покрой землю и меня, молоду!».

А в тёмном лесу,
Люли-рано, медведь ревёт.

Медведь ревёт,
Люли-рано, девок пугает.

Пугай — не пугай,
Люли-рано, мы не боимся.

Только боимся
Люли-рано, осенней ночки.

Осенняя ночка,
Люли-рано, наша разлука.

Ой, разлучает,
Люли-рано, с таткой и с мамкой.

Ой, прилучает,
Люли-рано, к свекру, к свекровке.

Деды (Дзяды)

                                               Белорусская монета «Дзяды», 20 рублей

На третью неделю после Покрова дня в субботу перед Змитровым днём (8 ноября) начинаются Дзяды — поминальная родительская суббота — Осенины. Поминали покойных и на Радуницу, и на Сёмуху, но в Осенины, когда вся неотложная работа сделана, поминали родителей широко. В этот день мыли тщательно хату и готовили к ужину множество всякой еды: канун (булка, покрошенная в разбавленную мёдом воду), суп, клёцки, просяная каша, яичница, мясо. Обязательно подавали проходящим нищим. Все это ели с блинами; причем, количество блюд, было нечётным. Нечётное число — число живых. Чётное — мертвых. Когда мы идём на день рождения, в гости — несём нечётное количество цветов. На похороны, кладбище — чётное. В некоторых местах, например, на Минщине на столе должна быть варёная голова — свиная или куриная. Сходив на кладбище и помолившись о мёртвых, идут домой. Там хозяин, открыв двери и окна, обходит хату кругом и, глядя в сторону кладбища, зовёт предков на ужин. Начиная ужинать, в отдельную миску кладут понемножку от каждой еды — невидимым духам или душам покойников. Зажигают громничную свечу. Попробовать нужно обязательно все блюда, иначе «дзяды» рассердятся. Из-за стола поднимаются все сразу, кто припозднится — скоро умрет. На столе не убирают, оставляют на ночь, как есть, в уверенности, что ночью придут перекусить их покойные отцы и деды[8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)