Становление предпосылок речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление предпосылок речи.



Период от рождения до одного года –

доречевой, подготовительный этап развития речи.

 

В рамках данной дисциплины мы лишь в общих моментах поговорим о протоязыке и становлении речи детей раннего возраста.

На отдельной дисциплине касательно речевого развития детей раннего возраста мы обсудим уже более тонкие и практико ориентированные аспекты этой темы.

 

Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание, развивается понимание чужой речи.

 

Голосовые проявления младенца (это и есть предпосылки речевого развития) проходят ряд последовательных этапов: крик, гукание, гуление, лепет.

 

Основная голосовая реакция новорожденного — крик (плач) как выражение эмоций (чаще отрицательных, неудовольствия от чего-либо).

Начиная с восьмой недели, происходит дифференциация видов плача.

 

Вспоминаем видео «18 важных намеков, которые пытаются вам дать малыши».

Надеюсь, все его посмотрелиJ Если нет, посмотрите сейчас -самое время).

 

Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.

 

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования -   гукание (короткие согласные звуки типа «кхх», «хм»). Ребенок реагирует таким образом на общение со взрослым - смехом и звуками – гуканием.

 

От 4 до 6 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки, напоминающие пение, в виде сочетаний губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) — это истинное, или певучее, гуление.

Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

 

В 6 - 7 месяцев появляется лепет — повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.

Вокализации лепета напоминают четкие звуки речи – «ба-ба-та», «ма-ма-ма-да». С помощью лепета ребенок выражает свои желания, (например, произносит дя-дя-дя и тянется к блюдцу с кашей.)

 

К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.

 

Общение со взрослым оснащается новыми средствами.

Складывается так называемая автономная речь. Ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно, только ориентируясь на ситуацию в целом.

 

Малыш произносит: «Дай! Дай!», и, + учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребенка.

(Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с соком» или же «Возьми меня на ручки».).

 

 

К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 5 до 20-30 лепетных слов, которые обозначают названия лиц и предметов.

 

Значение таких слов неустойчиво, но важно, что ребенок использует их в осмысленной ситуации.

Лепет впервые появляется и наиболее ярко обнаруживает себя в ситуациях общения со взрослым.

 

Другая сторона развития речи - пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи.

Пассивная речь опережает в своем развитии активную. Если в первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи.

 

Пример:

В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций: обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?».

 

Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы-инструкции) — первоначальная форма понимания речи.

 

К концу года ребенок понимает и выполняет пять — десять обращений типа: «Дай ручку», «Брось мяч».

На начальных этапах, чтобы слово было понято ребенком, стало для него обозначением предмета или действия, взрослые стараются создать условия наиболее ясного отнесения слова к предмету.

 

Вторая половина младенчества характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, ребенок из потенциального становится реальным субъектом общения.

Следовательно, изменяется социальная ситуация.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.006 с.)