Психическое развитие в младенческом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическое развитие в младенческом возрасте



Психическое развитие в младенческом возрасте

 

Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период младенчества.

 

Младенческий возраст   (в отечественной психологии) -этоэтап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста.

 

В зарубежной психологии возрастные границы младенчества расширяются до 2-х лет включительно.

 

В младенческом возрасте выделяют три этапа:

· новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

· ранее младенчество (2-6 месяцев), первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

· позднее (7-12 месяцев), второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

 

Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенка.

 

 

Основные направления в развитии младенца:

-социально-эмоциональное развитие (предпосылки личностного развития);

-речевое развитие;

-развитие познавательных процессов (когнитивное развитие);

-развитие движений и предметных действий.

 

 

Ведущая деятельность раннего младенческого периода -  непосредственно-эмоциональное общение (по Д. Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

 

Обращаю Ваше внимание на категориально-терминологический аппарат дисциплины. Мы будем на практических занятиях рассматривать основные теории психического развития.

 

 

Объект этой деятельности-  другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения – напоминаю этот чудесный способ стимулирования КО, объятий), звуков и слов.

 

В этот период происходит интенсивное развитие психических процессов ребенка.

Во второй фазе младенчества ведущей формой общения является ситуативно-деловое общение.

Здесь ведущая потребность – общение ребенка по поводу предмета, определяемое деловым мотивом. В этом возрасте у ребенка формируется и становится ведущей манипулятивная деятельность с предметами. На первый план выступает не взрослый, а деятельность с предметом.

 

 

О решающей роли общения в психическом развитии ребенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

При дефиците общения у младенцев возникает болезнь – госпитализм. Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения.

 

Примечание:

На предыдущем практическом занятии мы с Вами посмотрели очень «тяжелый», но важный фильм о том, как быстро и сильно искажается психическое развитие ребенка первого года жизни в условиях Дома ребенка.

 

Нельзя забывать, что стертые, неявные, но все же весьма опасные для полноценного психического развития малыша симптомы госпитализма могут возникать при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу) и даже в семье.

 

Дети теряют аппетит, жизнерадостность, перестают двигаться. Дети имеют выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трем годам они не умеют есть, почти не говорят, чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны.

 

ВЫВОД:

Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности,           возникает необходимость в общении, взаимодействии со взрослым,                          это является обязательным и необходимым условием                                                  его физического выживания и психического развития.

 

 

В ее изменении — суть кризиса конца первого года жизни ребенка.

 

Развитие памяти.

Следует подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы «сам собой», непроизвольно.

 

Укажем особенности развития памяти в младенчестве:

 

- память функционирует «внутри» ощущений и восприятий;

 

- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания, характеризуется недлительным сохранением; Незначительное изменение внешнего вида объекта приводит к тому, что ребенок не узнает маму в новом платье;

 

- материал фиксируется ребенком непроизвольно; То есть без участия воли, непосредственно.

 

-  у младенца формируются и развиваются следующие виды памяти: образная, эмоциональная, моторная.

 

На 4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Сначала образная память появляется в виде узнавания знакомых предметов. Так создается фундамент образной памяти.

В 7-9 недель появляется моторная память, ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты, зачатки будущих операций.

Эмоциональная память все ярче проявляется во втором полугодии первого года жизни, когда ребенок переживает те или иные эмоции при встрече с некоторыми объектами или ситуациями (например, начинает плакать при виде предметов для купания, если эта процедура в прошлом вызвала у него отрицательные переживания).

 

Кризис первого года

Самые главные приобретения младенческого возраста — ходьба и первые слова.

 

К концу первого года ребенок приобретает способность самостоятельного передвижения: появляется ползание, затем вертикальная походка (ходьба).

 

Мир открывается перед ним в новом ракурсе.

 

Ходьба дает возможность отделения ребенка от взрослого, превращения ребенка в субъекта действия.

 

В конце первого года происходит перестройка социальной ситуации развития.

Появление первых слов, имеющих характер указательного жеста, понятных только близким (но понятных!), представляет новый прогрессивный способ общения со взрослым.

 

Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка.

 

Примечание:

Современные специалисты ранней помощи уделяю большое внимание вопросам обеспечения БЕЗОПАСНОЙ развивающей среды для младенца (как в условия дома, так и в службе ранней помощи).

 

Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. (Сначала родители заставляют ребенка двигаться и говорить, а как только это сформировано они заставляют его сидеть и молчать:).

Психическое развитие в младенческом возрасте

 

Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период младенчества.

 

Младенческий возраст   (в отечественной психологии) -этоэтап индивидуального психического развития, который продолжается от рождения ребенка до достижения им годовалого возраста.

 

В зарубежной психологии возрастные границы младенчества расширяются до 2-х лет включительно.

 

В младенческом возрасте выделяют три этапа:

· новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми;

· ранее младенчество (2-6 месяцев), первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

· позднее (7-12 месяцев), второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

 

Завершение младенчества связано с «кризисом первого года», свидетельствующим о формировании личности ребенка.

 

 

Основные направления в развитии младенца:

-социально-эмоциональное развитие (предпосылки личностного развития);

-речевое развитие;

-развитие познавательных процессов (когнитивное развитие);

-развитие движений и предметных действий.

 

 

Ведущая деятельность раннего младенческого периода -  непосредственно-эмоциональное общение (по Д. Б. Эльконину), или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной).

 

Обращаю Ваше внимание на категориально-терминологический аппарат дисциплины. Мы будем на практических занятиях рассматривать основные теории психического развития.

 

 

Объект этой деятельности-  другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживаний, тормошения – напоминаю этот чудесный способ стимулирования КО, объятий), звуков и слов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.02 с.)