Атонически-астатическая форма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атонически-астатическая форма



ЭТИОЛОГИЯ

К настоящему моменту считается возможным объединить все причины в три группы:

1-Внутриутробные или врождённые (пренатальные), относящиеся к периоду внутриутробного развитию плода:

            -Токсикоз беременности- механическая травма в период беременности-психическая травма- лучевая болезнь-кровотечения во время беременности- частые аборты-токсоплазмоз-нарушения обменных процессов- резус фактор-нерациональное питание-авитаминоз- приём лекарственных препаратов-развитие близнецов-инфекционные заболевания(сифилис,сыпной тиф, ТБЦ) декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания-ревматические пороки сердца-в особую группу относят преждевременные роды.

2-Родовые(натальные), появляющиеся в процессе родовой деятельности.

     -Травма мозга (неудачное применение щипцов и др. акушерских приёмов)---- механическая причина,вызывающая расстройство кровообращения мозга во время родового акта(большая головка, узкий таз)---- отслойка плаценты - неправильное положение плода (поперечное или ягодичное)---- затяжные роды-тугое обвитие пуповины вокруг шеи---- механическая закупорка дыхательных путей у плода---- стремительные роды ---- многоводие----роды пожилых-перенашивание берменности---- сердечно-сосудистые заболевания матери---- понижениесвёртываемости крови у плода(недостаточность витамина К и обусловленные этим кровоизлияния и тромбозы сосудов мозга плода)

Послеродовые(постнатальные)

     -Травмы в дни и месяцы жизни ребёнка---инфекционные заболевания, вызывающие менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты---спазмофилия---лучевая болезнь---различные виды отравлений.

ПАТОГЕНЕЗ

Поражение центрального коркового аппарата нарушает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

       --- Нарушается рефлекторная деятельность Ц.Н.С.

Повышаются тонические рефлексы

       --- Нарушается реципрокная иннервация

Появляются вторичные изменения структуры проводящих путей периферических нервов и н. окончаний.

      ---Это обусловливает функциональную неполноценность нервно –мышечного аппарата- дети теряют возможность передвигаться, производитькоординированные действия, обслуживать себя.

       ---Наряду с двигательными расстройствами наблюдается нарушение психики и речи, нарушение функции органов чувств.

Это указывает на обширность поражения.

        Несмотря на разнообразие причин и форм ДЦП, общим для этого заболевания является нарушение мышечного тонуса, что приводит к ненормальной координации в работе мышечной системы больного ребёнка и в дальнейшем к формированию деформаций.

        Чтобы правильно оценить состояние двигательной сферы больного ДЦП, необходимо знать поэтапное развитие здорового новорожденного ребёнка.

        У здорового новорожденного ребёнка  проявляется симметричная гипертония мышц сгибателей физиологического характера. Движения его хаотичны, ребёнок не может управлять положением своей головы, но, в то же время он наделён целой группой безусловных(врождённых) рефлексов, которые осуществляют ряд движений тела и конечностей.

    Вот некоторые основные рефлексы новорожденного:

Поисковый рефлекс(искательный рефлекс Куссмауля)---- Положение на спине. При поглаживании пальцем в области угла рта, не прикасаясь к губам, опускается угол рта и голова поворачивается в сторону раздражителя.

    Хоботковый рефлекс ---Быстрый удар пальцем по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, губы вытягиваются в хоботок.

     Сосательный рефлекс ---Положение на спине. При вкладывании в рот соски возникают ритмичные сосательные движения.

       Ладонно- ротовой рефлекс Бабкина ---Положение на спине. При надавливании на ладонь ближе к возвышению большого пальца открывается рот, сгибаются голова, плечи и предплечья, ребёнок как бы подтягивается вперёд.

     Хватательный рефлекс ---При прикосновении пальцем к ладони новорожденный его крепко захватывает(рефлекс Робинсона)

     Рефлекс Моро ---Положение на спине. Ребёнка подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленального стола, и внезапно отпускают руки. Ребёнок отводит руки в стороны и разжимает кисть(1 фаза рефлекса Моро), спустя несколько сек. руки возвращаются в исходное положение(2 фаза рефлекса Моро).

 

    Рефлекс опоры и автоматическая ходьба. ---Ребёнка, взятого под мышки, ставят на опору, он выпрямляет туловище, опираясь на полную стопу. Если ребёнка слегка наклонить вперёд, он делает шаговые движения, не сопровождая их движением рук. Опора и ходьба совершаются на полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах.

    Рефлекс перемещения ----(положение вертикального подвешивания).Ребёнка удерживают под мышки так, чтобы стопы его находились под столом и соприкасались с его краем тыльной поверхностью. Ребёнок попеременно сгибает ноги и перемещает стопы на поверхность стола. При соприкосновении с опорой ноги разгибаются, туловище выпрямляется.

   Защитный рефлекс ------(Положение на животе).Голова рефлекторно поворачивается в сторону.

    Рефлекс Галанта ----(Положение на животе). При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночного столба новорожденный изгибает туловище дугой, открытый в сторону раздражителя, поворачивает голову в ту же сторону, иногда разгибает и отводит ногу.

     Рефлекс Переса ----(Положение на животе). Если провести пальцем(слегка надавливая) по остистым отросткам от копчика к шее, появляется поясничный лордоз, ребёнок поднимает голову, приподнимает таз, сгибает руки и ноги, кричит.

    Рефлекс ползания ---(Положение на животе). Если к подошвам подставить ладонь, ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползёт(рефлекс ползания Бауэра).

Особое место среди рефлексов новорожденного занимают тонические рефлексы

  При нормальном развитии новорожденного эти рефлексы имеют чёткие физиологические обоснованные сроки действия.

    Лабиринтный тонический рефлекс на спине ---он проявляется в том, что в положении на спине повышается тонус разгибателей, этот рефлекс действует до 1-го мес. На животе повышается тонус сгибателей, рефлекс действует до 2-х мес.

 

   Тонический шейный симметричный рефлекс ---заключается от движений в шейном отделе. При наклоне головы вперёд повышается тонус в сгибателях рук и в разгибателях ног. При запрокидывании головы -повышается тонус в разгибателях рук и сгибателях ног. Действие рефлекса—до 3 мес.

   Тонический шейный ассиметричный рефлекс ---При повороте головы рука соответствующей стороны рагибается, а противоположная сгибается. Рефлекс действует до 4-х мес.

 

     Рефлекс с головы на тело и с тела на голову ----А(поворот блоком) до 3-х мес.---Б(поворот с торсией) с 4-х мес.

        Функционируя короткое время, эти рефлексы создают благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно –рефлекторной деятельности ребёнка---установочных рефлексов.

     Первым установочным рефлексом, контролируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный установочный рефлекс -это первый антигравитационный рефлекс-рефлекс с головы на шею, появляется к 2-м мес.

     С этого момента начинает развиваться установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса появляется напряжениемышц шеи, спины4-5 мес., а после 6-го мес.жизни-мышц-разгибателей нижних конечностей, сначала в И.П. на животе, затем при вертикальном положении тела. Это определяет возможность удержания тела в положении сидя, стоя, при ходьбе.

       С 6 мес. Формируется установочный цепной шейный ассиметричный рефлекс, дающий возможность сохранять равновесие при всех положениях тела.

    Одновременно развивается Рефлекс с тела на тело –он регулирует положение тела в пространстве, удерживая его в нормальном положении. Рефлекс контролируется в значительной степени лабиринтами.

    Рефлекс Ландау формируется из двух фаз. Первая фаза: ребёнок 6-7 мес., уложенный на край стола так, чтобы грудь его не касалась поверхности стола, разгибает туловище, поднимает голову и грудь, руки выбрасывает вперёд и удерживается в этом положении 1-2мин.

   Вторая фаза: ребёнок 8-9мес., положенный спиной вверх на край стола так, чтобы его ноги не касались поверхности, поднимает их вверх, располагая в одну линию с туловищем

,

 

 

      

       Когда у новорожденного имеет место недоразвитие или отсутствие врождённых рефлексов, это рассматривается как поражение отдельных структур головного или спинного мозга, отвечающего за эти рефлексы.

       Когда же их проявление превышает сроки ---это поражение более высоких структур головного мозга, которые не осуществляют торможения по отношению к стволовым структурам спинного мозга.

       У больных ДЦП развитие моторики чаще всего останавливается на той стадии, где решающее влияние оказывают тонические рефлексы. Больному может быть 2-5-10 и более лет,а его двигательное развитие находится на уровне 2-5и месячного здорового ребёнка.

      Для правильной организации восстановительного лечения при всех формах ДЦП очень важно знать состояние проявления тонических рефлексов у больного и уметь устранять их.

     Общий принцип устранения тонических рефлексов состоит в том, что в начале пассивно, а затем пассивно-активно(с помощью) отдельным частям тела больного ребёнка придают позы, противоположные тем, которые вызываются этими рефлексами. Практически все тонические рефлексы действуют совместно, усиливая или ослабляя друг друга.

     ЛТР(лабиринтный тонический рефлекс) на спине—тормозится покачиванием в позе эмбриона. Конечности б-го с помощью постоянного лёгкого потряхивания группируются в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении. Руки сгибают на груди, а ноги приводят к животу или при высоком тонусе приводящих мышц бёдер, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.

 

  ЛТР (на животе) при задержанном ---ребёнок не может поднять голову, разогнуть руки, туловище. Это лишает его возможности опереться,приподняться, а в дальнейшем сесть и встать. Тормозится путём укладки на небольшое возвышение,препятствующее сгибанию. Можно прокатывать на мяче в положении на спине.

СШТР ---задержка его формирует разгибательную установку для нижних коннечностей. Тормозится следующими приёмами:

  1-В и.п. на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребёнку удерживают голову в среднем положении и пассивно выпрямляют руки с опорой на ладонную поверхность. Или пассивно разгибают голову, сгибают руки, разгибают ноги и удерживают в таком положении.

  2-В и.п. на спине, ноги максимально разведены и ротированы кнаружи и упираются в бёдра массажиста, проводят пассивные присаживания.

3-С 6-7 мес. Рефлекс можно тормозить в и.п. на четвереньках с валиком под грудью. Если у ребёнка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно сгибают голову, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.

Рефлекс с головы на тело –при повороте головы одновременно поворачивается тело.

Рефлекс с тела на голову ---    возникает при повороте тела в сторону,при этом одновременно поворачивается голова. Торможение этого рефлекса достигается выполнением торсионных движений в поясничной области при согнутых нижних конечностях и фиксированном плечевом поясе,предложенном доктором Войта.

Классификация ДЦП

Спастическая диплегия

  По распространённости двигательных расстройств— тетрапарез, при котором руки, поражаются меньше, чем ноги. Эта форма известна под названием болезни Литтла. Ребёнок может научится обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

   У этих детей чаще всего наблюдается вторичная задержка психического развития. У 70%---речевые расстройства.

Прогностически— это благоприятная форма в отношении преодоления психических и речевых расстройств, менее благоприятна в становлении локомоций. Тонические рефлексы исчезают к 2-4 годам, иногда не все. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1.5-2х лет, с теми или иными ограничениями. Наблюдаются патологические синергии, способствующие, как и тонические рефлексы, формированию порочных установок туловища и конечностей, контрактур и деформаций, что препятствует овладению моторикой.

Двойная гемиплегия

Это тетрапарез, при котором руки поражаются так же тяжело как и ноги, или же более тяжело. Всегда преобладает регидность мышц, усиливающаяся под влиянием тонических рефлексов(шейных и лабиринтного).

Установочные рефлексы не развиты или почти не развиты. Дети не сидят, не стоят, не ходят.

Наблюдается олигофрения в степени тяжёлой дебильности, имбецильности, или идиотии.

Гиперкинетическая форма

Гиперкинезы наблюдаются наряду с параличами и парезами. Задержка тонических рефлексов до 2-3го года и задержка установочных в те же сроки. Затем установочные рефлексы и произвольная моторика начинают развиваться удовлетворительно при всех типах гиперкинезов, кроме двойного атетоза и торсионной дистонии.

Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулатуре начинают выявляться с 4-5 мес. жизни.

Речевые нарушения у 90% больных чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в большинстве удовлетворительно.

Прогностически вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации.

Гемипаретическая форма

В зависимости от степени двигательных расстройств имеется или гемиплегия или гемипарез. Гемиплегия чаще всего наблюдается у детей раннего возраста, а затем по мере развития мозга и под влиянием лечения двигательные расстройства становятся меньше, особенно в нижней конечности и проксимальнх отделах верхней конечности

От взрослых отличатся тем, что в силу трофических расстройств, наблюдается замедление роста костей- укорочение конечностей.

У 25-35% детей олигофрения в степени дебильности, реже-имбецильности.

У 45-50%---вторичная задержка психического развития, преодолимая при своевременном лечении.

У25-35%---речевые расстройства.

Стадии течения заболеваия

Положение стоя на коленях

1-Сгибание, разгибание, повороты туловища по мере возможности самостоятельно

2-Различные движения рук, манипуляции с подвешанными предметами

3-Диагональные движения рук вместе с поворотами туловища

4-Методист толкает ребёнка в области плеч, груди, спины, таза

5-Ребёнка передвигают из стороны в сторону, поддерживая подмышки

6-Ребёнок стоит на одном колене, другая нога опирается на стопу.Зафиксировать колено этой ноги, а другой рукой осторожно толкает вперёд, назад, в стороны.При ассиметрии тонуса-научить переносить массу тела на более поражённую ногу.

7-Ребёнок стоит на одном колене. Методист поднимает другую ногу, разгибает колено, распрямляет стопу, затем сгибает колено и возвращает стопу в И.П.

  Равновесие можно тренировать на батуте, на качающейся плоскости.

   После того, как р-ок научился сохранять равновесие, его обучают ходьбе на коленях посредством скользящего шага.

Задача этих упражнений –научить ходить на коленях, вначале с поддержкой за руки, а затем самостоятельно.Детей с гиперкинезами следует обучать ходьбе на коленях с заведёнными за голову руками.

СТОЯНИЕ

Тренировка функции стояния предусматривает формирование равномерной опоры на стопы и контроля вертикальной позы туловища с сохранением реакции равновесия. Тренировке равновесия д. б. уделено большое внимание, поскольку без них невозможны переход в устойчивое вертикальное положение, а затем и ходьба.

И.П. стоя со слегка расставленными ногами, бёдра ротированы кнаружи, стопы стоят параллельно

Методист стоит сбоку и поддерживает ребёнка за грудь и спину. Ребёнок медленно раскачивается на стопах вперёд-назад, обучаясь перекату, переносу тела с пятки на носок.

И.П. стоя-одна нога выдвинута вперёд, руки вдоль туловища.

Методист стоит сзади, подталкивает р-ка вперёд-назад, вправо –влево. Р-ок переносит массу тела на выдвинутую ногу.

И.П. стоя со слегка разведёнными ногами

1-Методист сзади,придерживая р-ка за плечи и раскачиват его в сторону. Р-ок должен отвести ногу,не сгибая её в коленном суставе, в сторону, противоположную толчку.

2-Методист вместе с ребёнком делает шаги вперёд-назад, в стороны.

И.П.стоя, придерживаясь рукой за спинку стула, ноги слегка расставлены.

Второй рукой р-ок достаёт предметы расположенные в определённой последовательности:---на уровне груди, на уровне лица, головы, выше головы.Сложнее—сбоку или несколько сзади.Затем—низко.

   После этого можно переходить к самостоятельному стоянию.

Вначале устанавливают р-ка спиной к стенке со слегка расставленными ногами, чтобы он чувствовал опору. Затем со страховкой ребёнок делает шаг от стены.

   

Обучение ходьбе

При тренировке ходьбы следует обучить:

1—Правильной вертикальной постановки головы и туловища по отношению к опорной поверхности.

2—Перемещение верхней части тела на опорную ногу

3—Перемещение не опорной ноги

4—Правильной постановке стопы в конце фазы переноса ноги

5—Сохранять позу, стоя на одной ноге

6—Равномерному распределению массы тела на обе стопы

  Вначале обучают ходьбе с поддержкой(руки взрослого, параллельные брусья, подвесную дорогу, ходилки и т.д.)

Детям с атетозом—утяжелённые тележки, толкая их впереди себя

При гиперкинезах—тяжёлая обувь, утяжелённые куртки и брюки, хождение по подвесной дороге. Ротационные движения головой уменьшают ношением тяжёлого воротничка.

Кроме того включают перенос или перекат утяжелённых предметов, поднимание и опускание грузов. Через блок- растягивание резины.

Очень важна вестибулярная тренировка. При этом широко используются упражнения, связанные с вращением, поворотами, желательно качели.

На протяжении всего периода обучения необходимо широко использовать речевую инструкцию, побуждать к активным движениям, привлекая внимание игрушкой.

Для достижения достигнутых результатов необходимо применять ортопедические фиксирующие приспособления.

Особое внимание следует уделять нормализации и обучению дыхания. Включать активный вдох и выдох, используя колебания лент, различных надувных игрушек.

Специалистам, работающим с больными ДЦП, следует знать и правильно ориентировать родителей на следующие моменты:

1—Строго соблюдать поэтапность в тренировке развития моторики больного ребёнка

 2—Начинать занятия только после максимального расслабления мышц

 3—Не стремиться форсировать обучение ходьбе, несмотря на возраст ребёнка, так как переучить гораздо труднее

 4—Занятия по ЛГ в зависимости от тяжести заболевания, должны проводиться 2-4 раза в день, носить избирательный характер и сочетаться с ортопедическими мероприятиями.

                     Расслабление рук по методике Мишеля ля Матье

Выполнение этих упражнений способствует расслаблению, укреплению и развитию объёма движений в руках. Методика разработанных упражнений может быть доступна не только методистам, но и родителям больного, а в несколько изменённом виде и самому больному в старшем возрасте (если это ребёнок).

                                 Методика выполнения.

Выполнение приёмов применяется один-два раза в день, но может быть использована и между лечением, перед произвольной манипуляцией руками, для контроля за направлением и движениями после работы и занятий.

              Вначале упражнения выполняются медленно, затем повторяются несколько раз с ускорением. Со временем, по мере снижения мышечного тонуса, время на выполнение упражнений и на фиксацию в крайних положениях укорачивается, а в ряде случаев и пропускается несколько первых упражнений вообще.

       Выполнение упражнений подобраны так, что их следует проводить друг за другом, без перерыва.

       Первые упражнения этой серии направлены не на растяжение спастических мышц руки, а на растяжение их антагонистов с использованием механизмов реципрокного воздействия, и одновременно достижения расслабления мышц через сближение мест их прикрепления. Для этого предлагаются первые 4 упражнения.

                                             Упражнение №1

Плечо вводится в аддукцию (приведение) и внутреннюю ротацию.

При этом растягиваются:

                   - Задние пучки дельтовидной мышцы;

                   -Подостная мышца;

                  - Трёхглавая мышца

Расслабляются:

                   -Большая грудная мышца;

                  -Короткая головка двуглавой мышцы плеча;

                  -Передние пучки дельтовидной мышцы.

                                     Упражнение №2.

Сохраняя предыдущее положение, методист выпрямляет руку в локтевом суставе и пронирует предплечье.

     При этом расслабляются:

                    - Пронаторы предплечья;

                    - Сгибатели пальцев;    

     Растягиваются:

                     Разгибатели кисти и пальцев.

                                  Упражнение №3 и4

Сгибается кисть в ладонном направлении и пронируется.

Затем приводится и сгибается большой палец.

При этом расслабляются ещё больше:

                     -сгибатели пальцев кисти

                     -пронаторы предплечья

                     -сгибатель и аддуктор большого пальца.

В конечном положении методист задерживает руку  больного на несколько минут, до ощущения полного расслабления.

В следующей серии упражнений, спокойно и медленно, но с приложением определённой силы от дистальных к проксимальным растягивают мышцы с повышенным тонусом.

   Все упражнения следует проводит  друг за другом с остановками в крайних положениях от 2 до 15 мин. В дальнейшем продолжительность пауз уменьшается.

 

1.Вначале постепенно и в полном объёме растягиваются сгибатели и приводящие мышцы большого пальца.

2. После этого становится возможным растянуть мышцы-сгибатели кисти и пальцев

3. С последующей супинацией предплечья.

4.Растянув мышцы сгибатели пальцев кисти одновременно с супинацией методист отводит руку по кругу в сторону растягивая мышцы предплечья и плеча.

5.Когда растянуты мышцы пальцев, большого пальца, предплечья, плеча-делается растяжение мышц пронаторов и сгибателей плеча через поднимание руки вертикально с супинацией руки во всех отделах.

Эффект расслабления может быть усилен приёмом волнообразного потряхивания в конечном положении вытянутой руки.

Достигнутое расслабление может сохраняться от нескольких минут до нескольких часов.

 

Литература:

К.А.Семёнова «Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах»

                                     МОСКВА»Медицина»1976г.

«Лечебная гимнастика и массаж для больных детским церебральным параличом в ранней и хронически резидуальной стадии заболевания»

                      Методические рекомендации 6 01 1981г.

Бортфельд С.А. «Двигательные нарушения и ЛФК при детском церебральном параличе»

                                                Л. 1971г.

К.А. Семёнова «Детские церебральные параличи»

                                                               Медицина 1968г.

«Методика лечебной гимнастики и точечного массажа для больных, страдающих детскими церебральными спастическими параличами»

                                                                  З.П. Манухина Ленинград 1974г.

«Реабилитация больных детским церебральным спастическим гемипарезом в условиях ортопедической клиники»

                   Ю.Н. Мороз «Методические рекомендации»

                                                                  Ленинград 1974 г.

«Лечебная гимнастика для детей, страдающих гиперкинетической формой церебрального паралича»

                                           Методические указания «Ленинградский детский психо-неврологический санаторий «Комарово»

                                                        Ленинград 1972г.

 

 

                                                                    

 

 

  

 

 

    

 

 

 

        

 

  

 

 

,

                 

            

                                

 

 

,

 

          

 

                

 

 

     

 

 

ЭТИОЛОГИЯ

К настоящему моменту считается возможным объединить все причины в три группы:

1-Внутриутробные или врождённые (пренатальные), относящиеся к периоду внутриутробного развитию плода:

            -Токсикоз беременности- механическая травма в период беременности-психическая травма- лучевая болезнь-кровотечения во время беременности- частые аборты-токсоплазмоз-нарушения обменных процессов- резус фактор-нерациональное питание-авитаминоз- приём лекарственных препаратов-развитие близнецов-инфекционные заболевания(сифилис,сыпной тиф, ТБЦ) декомпенсированные сердечно-сосудистые заболевания-ревматические пороки сердца-в особую группу относят преждевременные роды.

2-Родовые(натальные), появляющиеся в процессе родовой деятельности.

     -Травма мозга (неудачное применение щипцов и др. акушерских приёмов)---- механическая причина,вызывающая расстройство кровообращения мозга во время родового акта(большая головка, узкий таз)---- отслойка плаценты - неправильное положение плода (поперечное или ягодичное)---- затяжные роды-тугое обвитие пуповины вокруг шеи---- механическая закупорка дыхательных путей у плода---- стремительные роды ---- многоводие----роды пожилых-перенашивание берменности---- сердечно-сосудистые заболевания матери---- понижениесвёртываемости крови у плода(недостаточность витамина К и обусловленные этим кровоизлияния и тромбозы сосудов мозга плода)

Послеродовые(постнатальные)

     -Травмы в дни и месяцы жизни ребёнка---инфекционные заболевания, вызывающие менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты---спазмофилия---лучевая болезнь---различные виды отравлений.

ПАТОГЕНЕЗ

Поражение центрального коркового аппарата нарушает соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

       --- Нарушается рефлекторная деятельность Ц.Н.С.

Повышаются тонические рефлексы

       --- Нарушается реципрокная иннервация

Появляются вторичные изменения структуры проводящих путей периферических нервов и н. окончаний.

      ---Это обусловливает функциональную неполноценность нервно –мышечного аппарата- дети теряют возможность передвигаться, производитькоординированные действия, обслуживать себя.

       ---Наряду с двигательными расстройствами наблюдается нарушение психики и речи, нарушение функции органов чувств.

Это указывает на обширность поражения.

        Несмотря на разнообразие причин и форм ДЦП, общим для этого заболевания является нарушение мышечного тонуса, что приводит к ненормальной координации в работе мышечной системы больного ребёнка и в дальнейшем к формированию деформаций.

        Чтобы правильно оценить состояние двигательной сферы больного ДЦП, необходимо знать поэтапное развитие здорового новорожденного ребёнка.

        У здорового новорожденного ребёнка  проявляется симметричная гипертония мышц сгибателей физиологического характера. Движения его хаотичны, ребёнок не может управлять положением своей головы, но, в то же время он наделён целой группой безусловных(врождённых) рефлексов, которые осуществляют ряд движений тела и конечностей.

    Вот некоторые основные рефлексы новорожденного:

Поисковый рефлекс(искательный рефлекс Куссмауля)---- Положение на спине. При поглаживании пальцем в области угла рта, не прикасаясь к губам, опускается угол рта и голова поворачивается в сторону раздражителя.

    Хоботковый рефлекс ---Быстрый удар пальцем по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, губы вытягиваются в хоботок.

     Сосательный рефлекс ---Положение на спине. При вкладывании в рот соски возникают ритмичные сосательные движения.

       Ладонно- ротовой рефлекс Бабкина ---Положение на спине. При надавливании на ладонь ближе к возвышению большого пальца открывается рот, сгибаются голова, плечи и предплечья, ребёнок как бы подтягивается вперёд.

     Хватательный рефлекс ---При прикосновении пальцем к ладони новорожденный его крепко захватывает(рефлекс Робинсона)

     Рефлекс Моро ---Положение на спине. Ребёнка подтягивают за руки, не отрывая головы от пеленального стола, и внезапно отпускают руки. Ребёнок отводит руки в стороны и разжимает кисть(1 фаза рефлекса Моро), спустя несколько сек. руки возвращаются в исходное положение(2 фаза рефлекса Моро).

 

    Рефлекс опоры и автоматическая ходьба. ---Ребёнка, взятого под мышки, ставят на опору, он выпрямляет туловище, опираясь на полную стопу. Если ребёнка слегка наклонить вперёд, он делает шаговые движения, не сопровождая их движением рук. Опора и ходьба совершаются на полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах.

    Рефлекс перемещения ----(положение вертикального подвешивания).Ребёнка удерживают под мышки так, чтобы стопы его находились под столом и соприкасались с его краем тыльной поверхностью. Ребёнок попеременно сгибает ноги и перемещает стопы на поверхность стола. При соприкосновении с опорой ноги разгибаются, туловище выпрямляется.

   Защитный рефлекс ------(Положение на животе).Голова рефлекторно поворачивается в сторону.

    Рефлекс Галанта ----(Положение на животе). При раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночного столба новорожденный изгибает туловище дугой, открытый в сторону раздражителя, поворачивает голову в ту же сторону, иногда разгибает и отводит ногу.

     Рефлекс Переса ----(Положение на животе). Если провести пальцем(слегка надавливая) по остистым отросткам от копчика к шее, появляется поясничный лордоз, ребёнок поднимает голову, приподнимает таз, сгибает руки и ноги, кричит.

    Рефлекс ползания ---(Положение на животе). Если к подошвам подставить ладонь, ребёнок рефлекторно отталкивается от неё ногами и ползёт(рефлекс ползания Бауэра).

Особое место среди рефлексов новорожденного занимают тонические рефлексы

  При нормальном развитии новорожденного эти рефлексы имеют чёткие физиологические обоснованные сроки действия.

    Лабиринтный тонический рефлекс на спине ---он проявляется в том, что в положении на спине повышается тонус разгибателей, этот рефлекс действует до 1-го мес. На животе повышается тонус сгибателей, рефлекс действует до 2-х мес.

 

   Тонический шейный симметричный рефлекс ---заключается от движений в шейном отделе. При наклоне головы вперёд повышается тонус в сгибателях рук и в разгибателях ног. При запрокидывании головы -повышается тонус в разгибателях рук и сгибателях ног. Действие рефлекса—до 3 мес.

   Тонический шейный ассиметричный рефлекс ---При повороте головы рука соответствующей стороны рагибается, а противоположная сгибается. Рефлекс действует до 4-х мес.

 

     Рефлекс с головы на тело и с тела на голову ----А(поворот блоком) до 3-х мес.---Б(поворот с торсией) с 4-х мес.

        Функционируя короткое время, эти рефлексы создают благоприятную основу для появления более высокой ступени в безусловно –рефлекторной деятельности ребёнка---установочных рефлексов.

     Первым установочным рефлексом, контролируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный установочный рефлекс -это первый антигравитационный рефлекс-рефлекс с головы на шею, появляется к 2-м мес.

     С этого момента начинает развиваться установочный шейный цепной симметричный рефлекс. Под влиянием этого рефлекса появляется напряжениемышц шеи, спины4-5 мес., а после 6-го мес.жизни-мышц-разгибателей нижних конечностей, сначала в И.П. на животе, затем при вертикальном положении тела. Это определяет возможность удержания тела в положении сидя, стоя, при ходьбе.

       С 6 мес. Формируется установочный цепной шейный ассиметричный рефлекс, дающий возможность сохранять равновесие при всех положениях тела.

    Одновременно развивается Рефлекс с тела на тело –он регулирует положение тела в пространстве, удерживая его в нормальном положении. Рефлекс контролируется в значительной степени лабиринтами.

    Рефлекс Ландау формируется из двух фаз. Первая фаза: ребёнок 6-7 мес., уложенный на край стола так, чтобы грудь его не касалась поверхности стола, разгибает туловище, поднимает голову и грудь, руки выбрасывает вперёд и удерживается в этом положении 1-2мин.

   Вторая фаза: ребёнок 8-9мес., положенный спиной вверх на край стола так, чтобы его ноги не касались поверхности, поднимает их вверх, располагая в одну линию с туловищем

,

 

 

      

       Когда у новорожденного имеет место недоразвитие или отсутствие врождённых рефлексов, это рассматривается как поражение отдельных структур головного или спинного мозга, отвечающего за эти рефлексы.

       Когда же их проявление превышает сроки ---это поражение более высоких структур головного мозга, которые не осуществляют торможения по отношению к стволовым структурам спинного мозга.

       У больных ДЦП развитие моторики чаще всего останавливается на той стадии, где решающее влияние оказывают тонические рефлексы. Больному может быть 2-5-10 и более лет,а его двигательное развитие находится на уровне 2-5и месячного здорового ребёнка.

      Для правильной организации восстановительного лечения при всех формах ДЦП очень важно знать состояние проявления тонических рефлексов у больного и уметь устранять их.

     Общий принцип устранения тонических рефлексов состоит в том, что в начале пассивно, а затем пассивно-активно(с помощью) отдельным частям тела больного ребёнка придают позы, противоположные тем, которые вызываются этими рефлексами. Практически все тонические рефлексы действуют совместно, усиливая или ослабляя друг друга.

     ЛТР(лабиринтный тонический рефлекс) на спине—тормозится покач



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.35.5 (0.302 с.)