Устойчивость работы объектов ждт в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивость работы объектов ждт в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени



Устойчивость работы объектов железнодорожного транспорта в мирное время во многом зависит от организации Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации». Фактически у ведомственной охраны за плечами 85-й летний опыт работы по защите крупнейшей в стране транспортной инфраструктуры и непосредственно перевозочного процесса. При этом нужно особо подчеркнуть, что ведомственная охрана железнодорожного транспорта в отличие от большинства других структур подобного типа оказывает комплекс различных услуг по защите стационарных объектов и подвижного состава. Это - сопровождение грузов, техническая охрана стационарных объектов, осуществление контрольных функций за состоянием пожарной безопасности, ликвидация пожаров. Преимущества перед другими охранными структурами - знание специфики отрасли, разветвленность подразделений по всей стране, широкий спектр предоставляемых услуг, высокий уровень технической оснащенности подразделений, внедрение новых средств в обеспечение охраны и противопожарной защиты. По договору с ОАО «РЖД» осуществляется охрана и пропускной режим на 1714 объектах железнодорожного транспорта, из которых около 500 наиболее важные. Обеспечить надежную защиту в специфичных условиях железной дороги может только мощная и разветвленная структура, какой является ФГП ВО ЖДТ России. В структуре вагонного парка ОАО «РЖД» и частных операторов имеется более тысячи вагонов различного назначения. Любой из этих вагонов для того, чтобы двинуться в путь, должен быть осмотрен и соответствовать установленным требованиям пожарной безопасности. Силами ФГП ВО ЖДТ России осуществляется охрана более 1700 ключевых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, среди которых мосты и тоннели, центры управления, парки станций и другие объекты, обеспечивающие технологическую устойчивость перевозочного процесса. Именно эти объекты являются потенциальной мишенью для противоправного воздействия, в т.ч. террористического характера. Кроме того, указанные объекты в мирное и военное время имеют стратегическое значение для поддержания мобилизационной готовности и обороноспособности государства. ФГП ВО ЖДТ России активно сотрудничает с Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте (ДОПТ) МВД России, территориальными подразделениями ОВД, службой экономической безопасности ФСБ и другими структурами, имеющими отношение к обеспечению безопасности и охраны правопорядка.

В поддержании необходимого уровня защищенности инфраструктуры железнодорожного транспорта важнейшая роль принадлежит слаженной деятельности совместных специализированных групп (ССГ) ведомственной охраны и транспортной милиции. На сегодняшний день это - уникальный институт объединения усилий охранной структуры и органов внутренних дел, не имеющий аналогов в стране. На сети дорог действуют 334 штатные совместные специализированные группы работников ведомственной охраны и сотрудников транспортной милиции численностью около 7 тыс. человек.

Со стороны ведомственной охраны спецгруппы укомплектованы бывшими военнослужащими спецподразделений, оперативными работниками МВД, ФСБ и других силовых структур. Они оснащены современным боевым оружием, спецсредствами, приборами видеонаблюдения и документирования информации, оперативными автомобилями повышенной проходимости. Для усиления спецгрупп используется более 3 тыс. специально подготовленных служебных собак. Деятельность ССГ осуществляется в соответствии с требованиями совместного с МВД России приказа и ведется круглосуточно, путем патрулирования перегонов и станций, в том числе с использованием подвижного состава железных дорог. Основные усилия ССГ сосредотачиваются на обеспечении сохранности имущества и безопасности грузоперевозок по основным транспортным коридорам.

В качестве дополнительных задач ведомственная охрана осуществляет предупреждение противоправного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе оказывает практическую помощь по недопущению террористических актов, а также участвует в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на ж.д. транспорте.

Одной из важнейших задач предприятия является профилактика и тушение пожаров на железнодорожном транспорте. Сегодня на сети железных дорог России работают более 2000 инспекторов и других работников пожарной охраны нашего предприятия, которые ежемесячно осуществляют проверку более 80 тыс. вагонов и контейнеров с опасными и легковоспламеняющимися грузами. В настоящее время по инициативе министра МЧС России С.К. Шойгу прорабатывается вопрос повсеместного введения пожарного аудита. Работники ведомственной охраны проводят значительный объем предупредительных мероприятий по профилактике возможных пожаров. За счет этого им удается держать ситуацию под контролем, исключить случаи крупных пожаров с и пожаров с тяжкими последствиями. В 2000 году еще на уровне МПС России была принята Программа технического переоснащения пожарных подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта России. За прошедшие годы проделана большая работа по ее реализации и есть конкретные результаты. В частности, в рамках реализации Программы проведено перевооружение газодымозащитной службы пожарных подразделений ФГП ВО ЖДТ России. Закупка оборудования также производится за счет собственных средств. Имевшиеся ранее на вооружении кислородные изолирующие противогазы полностью заменены на более совершенные дыхательные аппараты, работающие на сжатом воздухе. Разработаны и успешно применяются пенообразователи целевого и общего назначения для тушения на железнодорожном транспорте, по согласованным с ФГП ВО ЖДТ России техническим условиям изготавливается комплект средств защиты пожарного. Пожарные поезда включены в единую государственную систему ликвидации чрезвычайных ситуаций, что позволяет эффективно сотрудничать с МЧС России и ее структурными подразделениями по ликвидации пожаров и других нештатных ситуаций. Современные пожарные поезда способны не только тушить пожары, но и перекачивать опасные грузы (нефтепродукты) из аварийных цистерн, угрожающих безопасности движения поездов. В настоящее время на основе новых информационных технологий на Предприятии внедряется программный комплекс, обеспечивающий решение задачи оперативной и достоверной информационной поддержки принятия решений при несении службы, тушении пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В числе грузов, перевозимых по железной дороге, имеются и те, которые считаются опасными. Это - груз, который в силу присущих ему физикохимических свойств при определенных условиях перевозки может стать причиной взрыва, пожара, химического заражения. К таким грузам относятся перевозимые взрывчатые материалы, светлые нефтепродукты, спирты и т.д. В настоящее время большинство опасных грузов, перевозимых по железным дорогам России, охраняется нарядами ФГУ ВО ЖДТ России. Ежедневно стрелками ведомственной охраны железнодорожного транспорта в пути следования поездов охраняется более 9 тысяч вагонов с такими грузами. Вагоны со взрывчатыми материалами должны сопровождаться одним стрелком группой в составе от 1 до 15 вагонов, при этом какие-либо другие грузы этому стрелку под охрану не сдаются. Стрелок, сопровождающий опасные грузы, вооружен боевым оружием, иметь средства оперативной связи (радиостанцию, мобильный телефон) для организации взаимодействия с локомотивной бригадой, дежурным по станции и начальником караула подразделения ведомственной охраны. Стрелки, сопровождающие опасные грузы в поездах, проходят специальную подготовку и обучение знаниям правил перевозки опасных грузов и их действиям в экстремальных и нестандартных ситуациях. За продвижением поездов, в составе которых имеются опасные грузы, установлен постоянный диспетчерский контроль как со стороны перевозчика - ОАО «РЖД», так и ведомственной охраны. Какие-либо изменения, связанные с неграфиковой остановкой поездов с опасными грузами на промежуточных станциях, поездным диспетчером передаются в подразделения ведомственной охраны участка обслуживания для принятия мер по усилению охраны указанных грузов. Комплексное решение вопросов обеспечения перевозок опасных грузов, участие в их реализации всех звеньев перевозочного процесса во взаимодействии со структурами МЧС России и МВД России позволяет ФГП ВО ЖДТ России надежно осуществлять перевозки опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации. Тонкости новой технологии охраны требуют доработки, над этим сейчас трудятся специалисты вместе с работниками различных структур железной дороги. Этому вопросу большое внимание уделяется президентом ОАО «РЖД» В.И.Якуниным.

Устойчивость работы объектов железнодорожного транспорта в военное время. Рассредоточение и эвакуация населения - один из способов защиты населения от оружия массового поражения, а также в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Рассредоточение и эвакуация широко применялись при ведении войн в прошлом, в частности во вторую мировую войну, в том числе и в Великую Отечественную войну. Однако эвакуационные мероприятия, осуществлявшиеся в прошлом, принципиально отличаются от эвакуационных мероприятий в современных условиях. Во время Великой Отечественной Войны, например, население эвакуировалось в отдаленные районы в противоположном направлении от противника, современная эвакуация предусматривает вывод и вывоз населения в безопасные зоны во всех направлениях от городов.

Суть эвакомероприятий заключается в массовом переселении людей из населенных пунктов и районов возможного воздействия вероятного противника в загородную зону, где вероятность поражения значительно снижается.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий является основным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих ее в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления.

Эвакомероприятия планируются и всесторонне готовятся заблаговременно. Они осуществляются для того, чтобы снизить вероятные потери населения, сохранить квалифицированные кадры специалистов, обеспечить устойчивое функционирование объектов экономики, а также условия для создания группировок сил и средств в загородной зоне в целях проведения спасательных и других неотложных работ в очагах чрезвычайных ситуаций и в особый период. Эвакуируются рабочие и служащие (с неработающими членами семей) объектов, попавших в зону ЧС, а в военное время прекращающих свою деятельность. Вывозится (выводится) также нетрудоспособное население и не занятое в сфере производства и обслуживания.

Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

Рассредоточиваются рабочие и служащие, для продолжения трудовой деятельности которых в военное время производственная база в загородной зоне отсутствует или находится в городах, а также персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти и местного самоуправления.

Эвакуируемые в ЧС природного и техногенного характера размещаются в безопасных районах, а рассредотачиваемые в военное время - в районах загородной зоны в ближайших к границам городов, в населенных пунктах расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей. Чтобы обеспечить организованную доставку рабочих смен на предприятия в город и обратно за время, не превышающее 4-х часов, по решению начальника ГО - руководителя территориального органа исполнительной власти разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений. Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты эвакуируются неработающие члены их семей. Каждому объекту экономики заблаговременно определяются районы (пункты) эвакуации в загородной зоне, которые согласовываются с органами власти и управления ГО ЧС. Размещение людей планируется исходя из местных условий. При определении таких районов принимаются во внимание возможности по обеспечению населения (с учетом эвакуируемых) жильем, защитными сооружениями, водой и другими видами жизнеобеспечения в особых условиях, а также создание группировок сил для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах ЧС и применения современных средств поражения. Кроме того, учитывая наличие и состояние дорожно-транспортной сети, местных ресурсов для форсированного возведения недостающих простейших защитных сооружений и жилья. Эвакомероприятия осуществляются по решению соответствующего руководителя ГО с последующим докладом вышестоящему руководству. Он отвечает за планирование, обеспечением всем необходимым, организацию проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне. Непосредственно обеспечением этих мероприятий занимаются службы ГО, министерства (ведомства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Планирование эвакуации и ее обеспечение осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Если собственных сил недостает, ГО по согласованию с вышестоящими органами исполнительной власти задействуются в установленном порядке дополнительные силы. Рассредоточение и эвакуация людей планируются и проводятся по производственно-территориальному принципу, т.е. по объектам экономики и по месту жительства (через жилищно-эксплуатационные органы). Предусматриваются следующие способы эвакуации: Пешим порядком (главный); Всеми видами имеющегося транспорта; Комбинированным способом. Количество вывозимого населения определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта и дорожной сети, ее пропускной способности, других условий. В первую очередь выводятся медицинские учреждения, лица, которые не могут преодолеть пешим ходом дальние расстояния (беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на лабораторном лечении, мужчины старше 65 и женщины старше 60 лет), а также рабочие и служащие свободных смен предприятий, продолжающих свою деятельность в чрезвычайных ситуациях. Все остальные выводятся пешком.

2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в условиях чрезвычайной ситуации

Наиболее важными направлениями в системе мер планируемых и принимаемых для сохранения и повышения устойчивости функционирования объектов в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени являются следующие:

• перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные, технологии и вывод их из населенных пунктов;

• внедрение автоматизированных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами;

• разработка систем безаварийной остановки технологически сложных производств;

• внедрение систем оповещения и информирования о чрезвычайной ситуации;

• защита людей от поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

• снижение количества опасных веществ и материалов, применяемых в производстве;

• наличие и высокая готовность сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• повышение технологической дисциплины и эффективности охраны объектов.

Для реализации каждого из этих направлений проводят организационные, инженерно–технические и специальные мероприятия.

2.1.Организационные мероприятия предусматривают:

• прогнозирование последствий возможных чрезвычайных ситуаций и разработку планов действий на мирное и на военное время с учетом всего комплекса работ в интересах повышения устойчивости функционирования объекта;

• создание и оснащение центра аварийного управления объекта и локальной системы оповещения;

• подготовку руководящего состава к работе в условиях чрезвычайной ситуации;

• создание специальной комиссии по устойчивости объекта и организация ее работы;

• разработку инструкций и наставлений по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, безаварийной остановке производства, локализации аварий и ликвидации их последствий, а также по организации восстановления нарушенного производства;

• обучение персонала объекта мерам безопасности и действиям при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, локализации аварий и тушении пожаров, восстановлении нарушенного производства;

• подготовку сил и средств локализации аварийных ситуаций и восстановления производства;

• подготовку к эвакуации населения из опасных зон;

• определение размеров опасных зон вокруг потенциально опасных объектов;

• проверку готовности систем оповещения и управления в чрезвычайных ситуациях;

• организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших дозы облучения;

• повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и производства в целом, а также создание условий для его быстрейшего восстановления и повышения степени защищенности людей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

2.2.К инженерно–техническим мероприятиям относятся:

• создание на всех опасных объектах систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнями загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;

• создание локальных систем оповещения персонала объекта и населения, проживающего в опасных зонах (радиационного, химического и биологического заражения, катастрофического затопления и т. п.);

• накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны и повышение их защитных свойств в зонах возможных разрушений и заражений;

• противопожарные мероприятия;

• сокращение запасов и сроков хранения взрыво–, газо–и пожароопасных веществ, обвалование емкостей для хранения особо опасных веществ, устройство заглубленных емкостей для их слива из технологических установок;

• безаварийная остановка технологически сложных производств;

• локализация аварийных ситуаций, тушение пожаров, ликвидация последствий аварий и восстановление нарушенного производства;

• дублирование источников энергоснабжения;

• защита водоисточников и контроль качества воды;

• герметизация складов и холодильников в опасных зонах;

• защита наиболее ценного и уникального оборудования.

2.3.Специальными мероприятиями достигается создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий. Эти мероприятия включают в себя:

• накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

• создание на химически опасных объектах запасов материалов для нейтрализации АХОВ и дегазации местности, зараженных строений, средств транспорта, одежды и обуви;

• внедрение автоматизированных систем нейтрализации выбросов АХОВ;

• обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;

• разработку и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче;

• регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, формированиями и персоналом организации;

• внедрение новых высокопроизводительных средств дезактивации и дегазации зданий, сооружений, транспорта и специальной техники;

• накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений людей и животных в районах нахождения атомных электростанций.

Выполнение всего комплекса мероприятий, направленных на снижение опасности возникновения аварий на объектах экономики и повышение устойчивости их функционирования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения противником современных средств поражения является одним из основных направлений деятельности руководства объектов, отраслевых и территориальных звеньев экономики, органов управления РСЧС и служб гражданской обороны.

Контрольно – оценочный материал (без эталона ответов)

фронтальные вопросы

1. Что понимается под устойчивостью функционирования объекта экономики?

2. Каким образом обеспечивается повышение устойчивости функционирования объекта экономики?

3. Состояние каких основных элементов объекта экономики определяет его устойчивое функционирование?

4. Какие рабочие группы обычно формируются в составе комиссии по повышению устойчивости функционирования объекта экономики?

5. Какие основные направления предусмотрены в системе мер по сохранению и повышению устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

6. Какими организационными мероприятиями обеспечивается повышение устойчивости функционирования объектов экономики?

7. Расскажите о содержании инженерно–технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

8. Какие специальные мероприятия проводятся на объекте экономики для повышения устойчивости его функционирования?

9. Сформулируйте, какие, по вашему мнению, основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.047 с.)