Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагогические условия эффективного использования информационно-коммунификационных технологий на уроках музыки в школе .↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня нужны одновременно здоровые и образованные люди. Поэтому перед учителями стоит сложная задача. С одной стороны, детям нужно дать такие знания, чтобы они смогли успешно продолжать образование в течение всей жизни, подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, жить и трудиться в информационном обществе. С другой стороны, нужно сохранить здоровье. Приоритетной задачей образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Престижным должно стать то образование, которое гарантирует человеку здоровье, глубокую образованность, интеллигентность, профессиональную востребованность и карьеру, авторитет и влиятельность. Возникает проблема. Как сделать, чтобы дети не губили свое здоровье и получили хорошее образование? Чтобы дать качественное образование нужно не только и не столько увеличивать учебную нагрузку, но и применять наиболее продуктивные методы и технологии обучения. Использование информационно-коммунификационных технологий на различных уроках в школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Информационно-коммунификационных технологий является средством повышения эффективности процесса обучения. Отметим выгодные особенности использования информационно-коммунификационных технологий на уроке музыки: 1. адаптировать материал может сам учитель; 2. достигается оптимальный темп работы ученика; 3. легко достигается уровневая дифференциация обучения; 4. обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций; 5. диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. Использование компьютера без учета особенностей дидактических процессов, несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье школьников и на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными и нервно-эмоциональными нагрузками. Поэтому необходимо учитывать и недостатки: 1. диалог с программой обычно лишен эмоциональности; 2. программисты не всегда могут учесть особенности конкретной группы учащихся; 3. не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся; 4. материал, как правило, подается в условной, сильно сжатой и однообразной форме; 5. контроль знаний ограничен несколькими формами - тестами или программированными опросами; 6. от учителя целевого предмета требуются специальные знания. Как видно, недостатков у компьютерного обучения не меньше, чем достоинств. Однако отказываться от компьютера в образовании нельзя, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся, критерии оценки учебных программных средств. Критерий полезности конкретной технологии в образовании, можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии. Необходимо так же при оценке деятельности ученика учитывать и тот факт, что учащиеся при работе с программой часто допускают кроме естественных ошибок, характерных для изучения целевого предмета, еще и ошибки технологические: ученик имеет право по ошибке нажать не на ту клавишу, не переключить вовремя регистр клавиатуры и т.п. Далеко не все программы выявляют такие ситуации, поэтому на учителя дополнительно ложится задача правильно интерпретировать причины, по которым учащийся не выполнил верно то или иное задание с точки зрения программы. Урок с использованием компьютерной поддержки на современном этапе нельзя рассматривать как основную форму урока. Пока он играет вспомогательную роль. При разработке урока с компьютерной поддержкой необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на построение урока: методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.). Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Согласно действующим нормам учащиеся младших классов могут непрерывно работать с компьютером не более 20 минут. Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разно уровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп. Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Компьютерно грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке. Слишком частое проведение уроков с использованием компьютеров может отрицательно сказаться на результатах обучения. Большее разнообразие учебных ситуаций и гибкое оперирование образами достигается на традиционных уроках. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой, равно как и любым другим одним методом работы. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов с использованием современных информационно-коммунификационных технологий, выделим обучение с компьютерной поддержкой, применение мультимедиа - систем, использование интерактивных компьютерных средств, тестирование знаний, умений. При этом важно сохранять традиционные педагогические условия обучения: показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, соревнование (с товарищами по классу, самим собой), создание положительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отношений и т.д.
Заключение Анализ результатов проведенного исследования позволил придти нам к следующим выводам. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям использования информационно-коммунификационных технологий в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. Анализируя опыт использования информационно-коммунификационных технологий на различных уроках в школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки позволяет: 1. обеспечить положительную мотивацию обучения; 2. проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); 3. беспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); 4. повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза; 5. усовершенствовать контроль знаний; 6. рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Информационно - коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно - ориентированные параметры учебного процесса. Применение информационно-коммунификационных технологий расширяет возможности использования образовательных технологий на уроке музыки. Мультимедийные презентации служат средством организации проблемных методов обучения в соответствии с тенденциями развития образования. Приготавливая презентацию, учителю необходимо помнить о стимулировании познавательной деятельности обучающегося на уроке музыки, создании условий для поиска взаимосвязей между жизненными пилениями и способами их объяснения с помощью музыкальных средств выразительности. При этом желательно, чтобы на уроке основным источником постановки проблемы, создателем проблемной ситуации и распространением необходимой информации стали информационно-коммунификационные технологии. Их использование способствует активному включению школьников в поисковую познавательную деятельность, в процессе которой они размышляют, рассуждают, комментируют. Ученик должен не только знать музыкальные произведения, но и уметь анализировать их образное содержание, средства музыкальной выразительности, интерпретацию исполнения. Огромное значение имеет самостоятельное открытие и осознание музыкального произведения, взаимосвязи между музыкальными культурами различных народов. Вместе с тем подобные задания не предусматривают однозначно верного ответа школьников в трактовке музыкального образа, так как ориентированы на развитие и воспитание творческой личности. Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. После просмотра ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает им не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты. Мультимедийные программные средства обучения отличает яркое и наглядное представление информации; возможность хранения, предоставления, работы со значительным объемом информации на оптическом цифровом носителе; линейного или гипертекстового интерактивного изложения учебного материала. В системе общего музыкального образования использование новейших информационных технических средств обучения создает благоприятные условия для развития мотивации и формирования личности школьника, его активное участие в учебном процессе обеспечивает комфортную эмоциональную атмосферу на уроке, активизирует процесс музыкального образования. Таким образом, новые информационные технологии в музыкальном образовании реализуется через программные и технические средства с целью наиболее эффективного многосредового воздействия на различные органы восприятия школьника, который становится одновременно слушателем, исполнителем, творцом - активным участником учебного процесса. Мы пришли к выводу, что использование информационно - коммунификационных технологий на уроках музыки способствует развитию музыкально - познавательных интересов школьников, лучшему усвоению знаний, профессиональному развитию самого учителя.
Список литературы 1.Битянова, М.Р. Профессия - школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Т.В. Земских. - М.; Генезис, 2000. - 110 с. 2.Гаммершмидт, И.И. Информационные технологии в сельской школе [Текст]/ И.И. Гаммершмидт, Д.А. Гаммершмидт // Информатика и образование. - №7. - 2005. 3.Голешевич, Б.О. Музыкальное образование школьников на основе компьютерных технологий [Текст] / Б.О. Голешевич. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 29 с. 4.Горемычкин, А.И. О стратегии компьютеризации [Текст] / А.И. Горемычкин // Информационные технологии. - 2009. - №2. - C.10-16. 5.Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса [Текст] / С.В. Гурьев. - М.: Просвещение, 2002. - 234 с. 6.Дударева, Е.И. Использование информационных технологий в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Е.И. Дударева. - URL: #"justify"> 7.Дусавицкий, А.К. Познавательные мотивы / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии [Текст] / А.К. Дусавицкий. - М.; Изд. Центр Академия, 1999. - 320 с. 8.Живакин, П.Л. Синтезатор - это основной элемент общего музыкального образования в будущем // Музыка в школе. - 2005. - №1. - С. 4. 9.Жуков, С.В. Использование информационных технологий на уроках музыки [Электронный ресурс] / С.В. Жуков // Фестиваль педагогических идей. - URL: #"justify"> 10.Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст] / Л.А. Зайцева. - М.: Просвещение, 2003. - с. 253. 11.Каргинцева, Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности [Текст] / Е.И. Каргинцева // Начальная школа. - №11-12. - 1992. - С. 29-31. 12.Красильников, И. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования // Музыка в школе №1. - 2007. 496 с. 13.Крючков, А.В. Новые информационные технологии обучения в общем музыкальном образовании [Текст] / А.В. Крючков. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010 14.Материалы городского Интернет-педсовета [Электронный ресурс]. - URL: #"justify"> 15.Муранов, А.А. Начальная школа учебно-воспитательного комплекса Измайлово №1811 г. Москвы [Текст] / А.А. Муранов // Информатика. - №23. - 2005. - 23 с. 16.Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор, интернет): материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. Е. Орлова. - М.: Библиотека журнала «Искусство и образование», 2008. Вып. 1. - 108 с. 17.Полозов, С.П. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование / С.П. Полозов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. - 208 с. 18.Резеткина, Т.П. Использование компьютерных технологий на уроке музыки как средство формирования педагогической культуры / Т.П. Резеткина. - URL: #"justify"> 19.Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М., 2005 20.Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст] / В.В. Черных // Российское образование. - 2009. - №11. - 24 с. 21.Штепа, В.В. Информационные технологии на уроках музыки / В.В. Штепа. - URL: http://festival.1september.ru/articles/100429/ (дата обращения: 05.12.2015)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.007 с.) |