Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практика реализации институтов непосредственной демократии в РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на широкое нормативное регулирование, нельзя сказать, что все институты непосредственной демократии имеют повсеместную практику применения. Так, референдум, не нашел широкого применения на практике. Начиная с 1993 года не проводилось ни одного федерального референдума вплоть до 2020 года. Референдумы же в субъектах проводятся крайне редко и касаются, по большей части, территориальных преобразований, а на местном уровне - вопросов самообложения граждан. Традиционный формат проведения референдума на самом деле представляет собой затратный механизм, что непосредственно создает значительные препятствия для его реализации. Однако внедрение интернет-голосования при проведении референдумов могло бы решить эту проблему, тем более в России уже имеется опыт проведения интернет-выборов, например, в Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 года. В литературе также отмечается еще одна проблема, связанная с проведением референдума - сложность проявления народной инициативы. Это, прежде всего, связано с тем, что инициатива проведения референдума должна исходить не менее чем от 2 млн. граждан при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них. Осложняет процесс также и срок сбора подписей - 45 дней (при том, что раньше он составлял 3 месяца). Инициативные группы при этом должны быть созданы минимум в половине субъектов РФ.[38] Эти жесткие ограничения сводят к минимуму возможность выдвижения инициативы проведения референдума гражданами РФ. Ряд ученых обеспокоен проблемой реализации референдума в РФ. С.А. Авакьян пишет: «Закон о референдуме изменили так, что фактически ни один вопрос не будет вынесен на федеральный референдум».[39] В.Н. Руденко отмечает: «Провести референдум конструкция федерального закона фактически не позволяет. Вряд ли это свидетельствует о демократизации норм, предусмотренных ФКЗ». Е.А. Лукьянова замечает: «В стране фактически уничтожен институт референдума».[40] Кроме вышеуказанных проблем актуальной также является абсентеизм граждан, их массовая политическая апатия, нежелание принимать участие в управлении делами государства.
В субъектах и муниципальных образованиях организация референдумов зачастую оставляет желать лучшего, распространены случаи несвоевременного получения бюллетеней, некачественной работы комиссий референдума. Все это значительно понижает доверие народа к подобным мероприятиям, напротив, повышая их политическую пассивность. На референдум уровня субъекта РФ также накладываются дополнительные ограничения, которые связаны с предметами ведения РФ и ее субъектов. Данное положение сужает круг вопросов для проведения референдума, из-за чего инициативы могут быть отклонены или даже опротестовываться прокурорами в судебном порядке.[41] Стоит отметить, что хоть практика реализации института выборов в Российской Федерации более обширна, однако все равно существует ряд проблем. К.С. Иналкаева выделяет следующие: · склонность российского электората к выбору кандидата исходя из личных симпатий; · подкупы кандидатов в депутаты, на выборные государственные и муниципальные должности, с целью заставить снять свою кандидатуру на выборах или под предлогом финансирования избирательной кампании; · фактическое участие средств массовой информации в агитации на стороне одного кандидата; · махинации со списками граждан; · опубликование сведений, компрометирующих кандидатов в депутаты на выборные государственные и муниципальные должности.[42] Нам в данной связи хочется особо отметить также вышеназванную проблему политического абсентеизма. Так, согласно опросу, проведенному Левада-Центром по поводу региональных выборов, проходивших в сентябре 2020 года, на вопрос: «Голосовали ли вы на этих выборах?», - 56% ответили отрицательно.[43] Данный факт представляется нам достаточно негативным, поскольку между органами региональной власти и гражданами в условиях демократии должен выстраиваться более тесный диалог. Характерной чертой политического устройства РФ является доминирование фигуры главы государства над всеми остальными политическими институтами, в следствие чего местное самоуправление начинает восприниматься общественным мнением как вторичное и даже третичное по отношению к главному субъекту политического действия.
Об этом, в частности, свидетельствуют данные Левада-Центра. В ходе опроса «В какой мере, на Ваш взгляд, заслуживают доверия…?» выяснилось, что органы МСУ и региональная власть имеют уровень доверия 33 и 36% соответственно, в то время как уровень доверия Президенту составляет 58%. Р.В. Пастухов вообще приходит к выводу о том, что низкий уровень доверия к муниципалитетам – устойчивый тренд.[44] Уверенность граждан в неспособности органов МСУ самостоятельно решать вопросы местного значения обуславливается постоянно сокращающимся количеством избираемых на прямых выборах муниципальных депутатов и чиновников.[45] На основании вышесказанного мы можем заключить, что институты непосредственной демократии В РФ реализуется ненадлежащим образом. Причиной нынешней ситуации являются социально-экономические, политические, идеологические и другие проблемы. Такое положение дел вызывает особую тревогу, в связи с тем, что это тормозит процесс становления гражданского общества. Данные отнюдь не положительные тенденции связаны также с отсутствием стремления у представительных органов государственной власти и органов МСУ выстраивать содержательный диалог с населением.
Заключение
Изучив предложенную тему «Институты непосредственной демократии в РФ», мы пришли к определенным выводам. Во-первых, необходимо отметить, что на настоящий момент нет какого-либо одного общепринятого, всеми признанного определения понятия института непосредственной демократии. Ученые-юристы до сих пор не пришли к какому-либо консенсусу по данному вопросу. Однако нам наиболее точной и разумной показалась концепция В.Н. Руденко. В связи с данным фактом, нам представляется важным обозначить сложившуюся у нас в ходе исследования позицию относительно института непосредственной демократии в РФ. Так, им можно назвать совокупность непосредственно связанных с принятием народом обязательно-властного решения, а также взаимосвязанных между собой однородных отношений, направленных на урегулирование какого-либо государственного значимого вопроса, либо вопроса регионального или местного значения, а также регламентированных Конституцией РФ, ФКЗ «О Референдуме РФ», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и другими. В ходе исследования мы также пришли к выводу о том, что обстановка в РФ с практикой реализации народом своего волеизъявления посредством институтов непосредственной демократии не столь позитивна как хотелось бы. Демократические начала развиты не в полной мере. Институты непосредственной демократии несильно востребованы в обществе. Данный факт, как нам представляется, связан, прежде всего, с рядом факторов: · несовершенством законодательства в данной области; · слабостью гражданского общества в отстаивании своих проблем, детерминированным рядом социальных, политических, экономических и культурных причин; · стремлением органов публичной власти к авторитарности, их нежеланием вступить в диалог с населением; · особенностями российского менталитета, подразумевающего достаточно низкий уровень политико-правовой культуры россиян, который, в свою очередь, влечет к абсентеизму и недоверию органам власти. На настоящий момент сложно предсказать, каким образом сложится развитие институтов непосредственной демократии в дальнейшем. Однако для благополучного и успешного развития государству необходимо провести ряд реформаций:
· усовершенствовать законодательство, регламентирующее реализацию институтов непосредственной демократии, например, пересмотреть порядок выдвижения инициативы о проведении референдума, предусмотреть возможность властного решения для большего числа местных институтов непосредственной демократии; · принимать меры по повышению уровня политико-правовой грамотности населения; · повышать общий уровень жизни населения с целью активизации гражданского общества и т.п. Данные меры могут поспособствовать увеличению востребованности у населения институтов непосредственной демократии. Дата окончания работы: 16.11.2020.
Библиографический список
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.226 (0.008 с.) |