Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и сущность института непосредственной демократии в теории конституционного праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В науке конституционного права существует ряд точек зрения по поводу того, что составляет сущность понятия «институт непосредственной демократии». В литературе советского времени авторы к институтам прямой демократии относили все те институты, что обеспечивают принятие участия граждан в управлении государством и не входят в систему представительной демократии.[2] М.И. Кукушкин в качестве основополагающего признака отнесения того или иного института народовластия к институтам прямой демократии выделял то, каким образом гражданин принимает участие в управлении государством и обществом: он делает это либо лично, то есть непосредственно, либо же через представителей, которых он избирает.[3] М.А. Бучакова и Т.Е. Грязнова отмечают, что на основании данного подхода отмечались такие институты непосредственной демократии как: референдум, выборы, отзыв депутатов, обсуждение законопроектов, съезды и совещания трудящихся и другие.[4] В.Т. Кабышев к институтам прямого волеизъявления граждан относил наказы избирателей депутатам и Совету, отзыв депутата Совета, деятельность общественных организаций как субъекта народовластия, общие собрания граждан.[5] В.Н. Руденко, однако, отмечает, что называть все вышеперечисленное институтами непосредственной демократии представляется излишним, поскольку это сильно расширяет толкование сущности данного понятия. Исследователь в данном контексте ссылается на мнение вышеупомянутого М.И. Кукушкина, считающего, что прямое волеизъявление граждан направлено в данном случае лишь на образование перечисленных органов, когда как в решении общественных и государственных дел участвуют избранные в них представители. В.В. Комарова под формами, фактически, – институтами, непосредственной демократии понимает те ее проявления, которые формализуют, систематизируют непосредственное властное волеизъявление обладателя всей полноты власти – народа.[6] В.Н Руденко, размышляя над сущностью института непосредственной демократии, указывает на то, что это разновидность политико-правовых институтов, которые, в свою очередь, являются обособленной группой правовых норм, регулирующих определенный комплекс взаимосвязанных между собой однородных отношений и тесно связанных с властными отношениями.[7]
Ученый в своей работе приходит к выводу о том, что институты непосредственной демократии - совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принятию гражданами в рамках установленной законом компетенции общеобязательных публично-властных решений, которые имеют силу государственно-волевых решений (решений органов местного самоуправления). В систему институтов прямой демократии, по его мнению, можно включить институты, регулирующие принятие гражданами управленческих решений и прямое правотворчество граждан (референдум, народная правотворческая инициатива, народное вето, общие собрания (сходы) граждан по месту жительства); институты, обеспечивающие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти (выборы, отзыв депутата или выборного должностного лица, институт роспуска выборного органа власти). Особо отмечается, что каждый из перечисленных институтов предполагает принятие гражданами общеобязательных публично-властных решений. На юридический критерий окончательности решений, присущий исключительно формам непосредственного осуществления местного самоуправления, в отличие от форм участия, указывает и Е. С. Шугрина.[8] Если говорить об институтах непосредственной демократии в контексте местного самоуправления, то можно отметить позицию Л. А. Макаренко. Он отмечает также, что к формам непосредственной демократии на данном уровне можно отнести только те, которые влекут за собой принятие властного решения.[9] С.А. Авакьян все институты разделяет на императивные, консультативные и смешанные. К императивным, по его мнению, относятся императивный референдум, выборы депутатов и выборных должностных лиц, отзыв депутатов. Опрос народа, всенародное, публичные, коллективные обращения, народные правотворческие инициативы, российские общественные инициативы, наказы избирателей – консультативные институты. А к смешанным можно, согласно точке зрения ученого, отнести, например, собрания (сходы) граждан.[10] И.В. Выдрин также не говорит об обязательности принятого народом решения и выделяет среди институтов непосредственной демократии митинги, шествия и демонстрации, а также обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления.[11]
Таким образом, все вышесказанное позволяет заключить, что в науке конституционного права существует ряд подходов к определению понятия института непосредственной демократии, сравнительный анализ которых проведен в параграфе 2 главы 1 исследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.01 с.) |