Способы применения соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы применения соединений, частей и подразделений Вооруженных Сил



  Современный бой, по мнению военной науки 70-х - 80-х годов представлял организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон. Целью боя являлось уничтожение или пленение противостоящего противника. Бой был единственным средством достижения победы над врагом.

Разгром противника и победа в бою достигалась мощным организованным огнем и ударами всех видов оружия, своевременным использованием его результатов, активными и стремительными действиями войск.

Современный бой конца двадцатого века по своему характеру являлся общевойсковым. Это значит, что он велся объединенными усилиями подразделений различных родов войск и специальных войск. В нем участвовало большое количество танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, артиллерии, ракет, средств противовоздушной обороны, вертолетов и другого оружия и боевой техники. Современный бой мог вестись с применением ядерного оружия и с применением только обычных средств поражения. Противник мог применить также химическое и бактериологическое (биологическое) оружие (оружие массового поражение - ОМП).

Главным испытанием для ВС СССР в 80-е годы XX века было применение Ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан. По сути дела, это был первый случай в послевоенные годы, когда столь крупный контингент советских войск (почти 100 тысяч человек) в течение десяти лет, в составе не только всех видов (кроме ВМФ) и родов войск (кроме РВСН) ВС СССР но и с привлечением Пограничных войск КГБ, Внутренних войск МВД, а так же при участии партийных и советских органов.

В период нахождения в Афганистане советских войск накоплен богатый опыт решения различных задач в сложных военно-политических, физико-географических и природно-климатических условиях, применения разнообразных образцов оружия и военной техники в различной боевой обстановке.

В соответствии с официально принятой в отечественной военной историографии периодизацией, промежуток времени с 25 декабря 1979 г. по февраль 1980 г., в рамках в рамках которого осуществлялись ввод основного состава 40 А, ее размещение по гарнизонам, общее обустройство, а также организация охраны пунктов дислокации и различных объектов, выделяется в качестве первого этапа пребывания ОКСВ на территории Афганистана.

Второй этап март 1980 г. – прель 1985 г.) – участие Советских войск в боевых действиях против сил оппозиции совместно с афганскими соединениями и частями; оказание помощи афганской стороне в реорганизации и укреплении армии.

Третий этап: - переход от участи советских войск в боевых действиях к поддержке, главным образом авиацией и артиллерией, самостоятельных операций афганских войск; участие ОКСВ в разгроме особо опасных и агрессивных группировок противника; борьба с караванами сил оппозиции; активизация помощи в строительстве и развитии ВС Афганистана; вывод шести полков из состава ОКСВ в Советский Союз.

Четвертый этап (январь 1987 г. – февраль 1989 г.): политика национального примирения; интенсивная работа по укреплению вооружённых сил Афганистана; поддержка боевых действий афганских войск; участие в разгроме особо опасных и агрессивных группировок повстанцев; планирование вывода и вывод ОКСВ из Афганистана.

Боевой и численный состав ОКСВ в Республике Афганистан не был постоянным. К началу февраля 1980 г. на ее территории сосредоточились три дивизии (мсд – 2, вдд- 1), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части. В первой половине 1980 г. группировка советских войск была усилена еще одной – 201 мсд и двумя отдельными полками. Ее общая численность составила 81, 8 тыс. чел. (из них военнослужащих – 79, 8 тыс.), в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС – 61, 8 тыс. чел.. Наибольшая численность ОКСВ (1985 г.) составляла 108, 8 тыс. чел. (военнослужащих – 106 тыс.), в том числе в боевых частях Сухопутных войск и ВВС – 73, 6 тыс. чел.

В последующем в зависимости от задач и условий их выполнения боевой состав ОКСВ уточнялся, проводилось переформирование некоторых соединений и частей с целью повышения их возможностей. В июне-июле 1980 г. в СССР были возвращены несколько танковых полков, ракетные дивизионы мотострелковых дивизий, артиллерийская и зенитно-ракетная бригады, другие части, боевое применение которых в горной местности оказалось нецелесообразным. В целях усиления надежности охраны границы с Пакистаном, перекрытия основных караванных путей и досмотра караванов в 1985 г. были сформированы и введены на территорию Афганистана восемь отдельных батальонов специального назначения (СпН), объединенных в две бригады.

Боевые действия, в которых участвовали советские войска на территории Афганистана, подразделялись на плановые (проводимые по утвержденным министром обороны СССР планам) и неплановые, проводимые решениями командующего 40-й армией. Командиров дивизий, бригад, отдельных полков и батальонов.

Плановые боевые действия, как правило, были крупномасштабными и предпринимались в целях разгрома особо-опасных группировок или объединенных отрядов оппозиции, ликвидации их районов дислокации, а также крупных баз с запасами оружия и боеприпасов. Всего советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях, одной из самых показательных была операция «Магистраль» (ноябрь 1987 г. – январь 1988 г.).

К неплановым боевым действиям относились: так называемые частные боевые действия (операции) соединений и частей; рейдовые действия усиленных батальонов; боевые действия дежурных подразделений в зонах ответственности; досмотры караванов; засадные действия на караванных маршрутах и путях перемещения противника внутри страны; налеты; самостоятельные боевые действия авиации по поражения группировок и объектов противника. Каждой воинской части, соединению определялась зона ответственности. Задачи выполнялись в сложных климатогеографических условиях, а так же в условия партизанской войны, где применение бронетехники и авиации было затруднено, что требовало повышенной физической подготовленности военнослужащих.

На первом этапе недостаточная подготовка и боевая слаженность частей и подразделений, слабая физическая подготовленность личного состава к действиям в горах в условиях резкого перепада температур приводили к срыву выполнения боевых задач и к излишним потерям. Все выявленные недостатки приходилось исправлять уже в ходе боевых действий. Однако с целью планомерной подготовки личного состава к боевым действиям призывной контингент солдат и сержантов проходил подготовку в специально созданных учебных центрах. В этих учебных центрах молодое пополнение проходило подготовку по военно-учетным специальностям в условиях максимально приближенным к условиям Афганистана. При подготовке особое внимание уделялось физической подготовке личного состава и действиям в горно-лесистой местности. В учебные планы и программы военных училищ вносились необходимые изменения, с целью подготовить офицеров к будущим действиям в Афганистане.

Таким образом, в качестве основных выводов боевой деятельности ОКСВ в Афганистане можно отметить следующее:

1. Советская группировка войск в Афганистане оказалась в специфических условиях. Это потребовало серьезных изменений в организационно-штатные структуры, оснащение, подготовку личного состава, повседневную и боевую деятельность соединений и частей ОКСВ.

2. Специфика советского военного присутствия в Афганистане потребовала выработки командным составом ОКСВ нетипичных для отечественной военной теории и практики тех лет форм, способов и приемов боевых действий. Проблемами на протяжении всего периода нахождения в Афганистане оставались вопросы согласования действий советских и правительственных войск ДРА.

3. Важное значение для повышения эффективности возложенных на ОКСВ задач тщательное изучение командным составом внутриполитической обстановки в стране и особенно характера, форм и способов противодействия со стороны вооруженной афганской оппозиции.

4. Организация взаимодействия с различными министерствами и ведомствами, в целях проведения согласованных действий по различным направлениям не только в гражданской но и в экономической, политической, культурной, информационно и иных сферах.

5. В период военного присутствия в Афганистане приобретен уникальный опыт организации систем связи, РЭБ, сбора обработки и своевременной реализации разведывательной информации, различных видов обеспечения боевых действий и организации эффективного информационно-психологического воздействия на противника.

Весь вышеназванный опыт нашел свое отражение в боевых уставах, наставлениях, руководствах, инструкциях, а так же программах боевой подготовки. В частности итогом опыта боевых действий в Афганистане в сфере физической подготовки стало введение в действие НФП-87.

 

6.3. Боевая подготовка, место физической подготовки в системе подготовки войск

Наряду с напряженной международной обстановкой повседневная жизнь и боевая учеба Вооружённых Сил СССР с 1970-х гг. были насыщены событиями, активно влияющими на теоретическую и практическую закалку кадров, на повышение боевой готовности войск. К их числу следует отнести учения и маневры: ««Кавказ» (1976 г.), «Север» (1976 г.), «Карпаты» (1977 г.).

В ходе других стратегических учений «Весна-73», «Запад-74», «Запад-77», «Восток-74», «Юг-80» и др. предусматривались массированные ядерные удары по объектам и целям в границах театра военных действий (в ядерной войне) и массированные ракетно-огневые и авиационные удары (при ведении боевых действий обычными средствами). Кроме этого, проводились совместные учения с армиями социалистических стран-участниц Варшавского договора. Наиболее крупными из них были учения «Квартрет» (1963 г.), «Октябрьский штурм» (1965 г.) «Влтава» (1966 г.), «Родопы» (1967 г.), Север» (1968 г.), «Одер – Нейсе» (1969 г.), «Братство по оружию» (1970 г.), «Щит-72», «Барьер-73», «Вал-74», «Щит-76», «Щит-84», «Союз-84» и др. На всех учения проводили научную работу специалисты физической подготовки ВС СССР.

Боевая подготовка Вооруженных Сил СССР была разделена на два периода обучения зимний и летний. Учебный год начинался с 1 декабря текущего года. Летний период обучения начинался с 1 июня. Вся боевая подготовка был плотно завязана на комплектование Вооруженных Сил военнослужащими срочной службы, которые призывались приказом Министра обороны СССР летом и осенью. Планирование боевой подготовки в округах осуществлялось сроком на 2 года, а воинских частях на учебный год. Каждый учебный период заканчивался проверкой за период обучения, где оценивались как военнослужащие, так и подразделения, учебный год заканчивался итоговой проверкой. В процессе боевой подготовки воинское обучение военнослужащего начиналось с одиночной подготовки, начиная с курса молодого бойца, слаживание экипажей, расчетов отделений, взводов, рот (батарей), которые заканчивались тактико-строевыми учениями роты (батареи), затем проходило слаживание подразделений батальонов – тактические учения батальонов итогом были учения полка (бригады). Учения соединений, объединений и округов планировались в соответствующих звеньях управления. Физическая подготовка планировалась и проводилась на всех этапах боевой подготовки с учетом ее особенностей в различных видах и родах войск и военно-учетными специальностями военнослужащих, как в частях постоянной боевой готовности, частях сокращенного состава, в учебных частях и характера выполняемых ими учебно-боевых задач.

 

6.4. Физическая подготовка в Вооруженных Силах СССР во второй половине 70-х – 80-х годах ХХ века.

Опыт войсковых маневров, тактических учений применение Вооруженных Сил в локальных конфликтах показал, что, чем напряжённой становится боевая деятельность, тем большее значение приобретает физическая подготовленность военнослужащих.

Современный бой требует от солдат разносторонней физической подготовленности, особенно большой выносливости. Применение новейшей боевой техники и оружия не снизило, а повысило требования к морально-психологическим и физическим качествам воина. Советский воин должен был быть всегда готов к перенесению больших физических нагрузок, как в боевой обстановке, так и в мирное время.

Приказом Министра обороны СССР № 140 от 25 мая 1978 г. было утверждено Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морского флота (НФП - 78), которое определяло систему физической подготовки в Советской Армии и Военно-морском Флоте. Как и в прежнем НФП-66 физическая подготовка определялась как предмет боевой подготовки, и являлась важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава СА и ВМФ. Целью физической подготовки было обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.

Общими задачами физической подготовки всех военнослужащих было установлено:

- овладение навыками ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах по пересеченной местности и оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою;

- развитие и постоянное совершенствование физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости;

- воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания;

- укрепления здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов боевой деятельности.

Физическая подготовка должна была способствовать воспитанию дисциплинированности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи и формированию строевой выправки и подтянутости.

Физическая подготовка проводилась с учетом особенностей боевой подготовки личного состава различных видов ВС СССР и родов войск и имела специальную направленность, которая на основе разносторонней физической подготовленности, обеспечивала формирование наиболее важных прикладных навыков, физических, психических и специальных качеств военнослужащих.

Были сформулированы специальные задачи физической подготовки: для личного состава воинских частей, курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений Ракетных войск; для личного состава мотострелковых частей (кроме танковых подразделений), разведывательных частей, частей химической защиты; для личного состава танковых частей, танковых подразделений мотострелковых частей, автомобильных, инженерных частей, курсантов высших танковых, автомобильных и военно-инженерных командных училищ; для личного состава ракетных, артиллерийских, зенитных ракетных, зенитных артиллерийских частей, курсантов высших артиллерийских и зенитно-ракетных училищ СВ; для личного состава частей (кроме летного состава) и курсантов высших военных училищ Войск противовоздушной обороны страны (кроме высших военных авиационных училищ летчиков и штурманов); для летного состава всех родов авиации видов ВС СССР, и курсантов высших военно-авиационных училищ летчиков и штурманов, слушателей Военно-воздушной академии Ю.А. Гагарина; для личного состава надводных кораблей подводных лодок, курсантов высших военно-морских училищ; для личного состава частей морской пехоты; для личного состава десантируемых частей и курсантов Высшего воздушно-десантного командного училища; для личного состава частей Гражданской обороны СССР. Таким образом, физическая подготовка приобрела окончательно специальную направленность, которая обеспечивалась: на учебных занятиях – включением в содержание занятий соответствующих разделов (тем) физической подготовки, рациональным распределением учебного времени для отработки их содержания, преимущественным использованием физических упражнений, обеспечивающих развитие наиболее важных прикладных навыков, физических, специальных и психических качеств; на утренней физической зарядке – преимущественным применением вариантов зарядки и специальных упражнений, направляемых на развитие наиболее важных качеств и навыков; в процессе учебно-боевой деятельности – использование физических упражнений, наиболее характерных для данной воинской специальности, а так же подбором специальных комплексов упражнений и соответствующих методических приемов; в спортивной работе – использование прикладных видов спорта и военно-профессиональных приемов и действий.

Содержание физической подготовки составляли: физические упражнения; теоретические знания, методические умения и навыки. Основным средством физической подготовки являлись физические упражнения.

Формами физической подготовки были: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности, спортивная работа.

Наставление содержало определения, нормы и какими упражнениями развиваются и совершенствование физических, специальных и психических качеств военнослужащих.

Во второй главе наставления раскрывались вопросы организации физической подготовки по следующим направлениям: планирование, подготовка руководителей, материальное обеспечение, контроль и учет. Глава содержала функционал командира воинской части, батальона, роты (взвода) и специалистов физической подготовки спорта по организации физической подготовки.

Глава 3 была посвящена такой важной форме физической подготовки как учебные занятия. В ней устанавливались указания по проведению занятий и их содержанию по разделам физической подготовки (гимнастики, преодолению препятствий, рукопашному бою, плаванию, лыжной подготовке, ускоренному передвижению и легкой атлетике, гребле, спортивным играм). Вместе с тем, не смотря на специальную направленность физической подготовки, устанавливался перечень основных упражнений для военнослужащих различных категорий.

Главы 4,5, 6 устанавливали требования по проведению таких форм физической подготовки как: утренняя физическая зарядка, спортивная работа, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. Глава 7 была посвящена особенностям физической подготовки в военно-учебных заведениях, а глава 8 физической подготовке офицеров.

Требования по проверке и оценки физической подготовленности военнослужащих были изложены в Главе 9.

Участие Ограниченного контингента Советских войск в Афганистане выявило ряд недостатков в системе боевой подготовки войск, что повлекло за собой переработку боевых уставов, наставлений и руководств, в том числе и наставления по физической подготовке. Приказом Министра обороны СССР от 17 сентября 1987 года № 270 было введено в действие НФП – 87.

Признавая значимость физической подготовки, Министр обороны определил ее как один из основных предметов боевой подготовки.

Формы физической подготовки остались прежними: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности. При планировании физической подготовки обеспечивалось выполнение программ физической подготовки с учетом решения учебных и боевых задач и предусматривало выделение на занятия по физической подготовке: для солдат, матросов, сержантов и старшин, занимающихся по полной учебной программа, 2- 3 часа в неделю в учебное время, а по сокращенной учебной программе – 1-2 часа в неделю в учебной время; для курсантов учебных частей – 2-3 часа в неделю в учебное время; для курсантов военно-учебных заведений – 3 часа в неделю из расчета 2 часа по расписанию учебных занятий и 1 час во время самоподготовки; для офицеров (прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы) – 3 часа (два-три занятия) в неделю в служебное время. Утренняя физическая зарядка проводилась продолжительность 30-50 минут ежедневно кроме выходных и праздничных дней. Спортивно-массовая работа в воинской части проводилась три раза в неделю: два раза по 1 часу в рабочие дни в свободное от занятий время и 3 часа в выходные и праздничные дни. Таким образом, формально требования наставления обеспечивали необходимый режим двигательной активности, позволяющий поддерживать достаточный уровень физической подготовленности военнослужащих.

Содержание физической подготовки было изложено в Главе 3. Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применялись в соответствии с их направленностью на развитие физических, специальных качеств и военно-прикладных навыков. Упражнения разделов физической подготовки были распределены и описаны в соответствии с физическими, специальными качествами и прививаемыми военно-прикладными навыками.

Формы и методы физической подготовки были урегулированы в Главе 4. Наставления, в которой нашли свое отражение: основы методики физической подготовки; указания по проведению учебных занятий по разделам физической подготовки; требования по проведению занятий в особых условиях (в темное время суток, в условиях жаркого климата; в условиях низких температур). В этой главе так же устанавливались основы методики проведения утренней физической зарядки, организации спортивно-массовой работы, физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности.

Глава 5 была посвящена физической подготовке офицеров, слушателей и курсантов военно-учебных заведений и военнослужащих женщин. Глава 6 определяла особенности физической подготовки в видах вооруженных сил СССР, которые отражались в специальных задачах. Глава 7 была посвящена следующим вопросам: проверка и оценка физической подготовки. Проверка и оценка осуществлялась в следующих случаях: в течении первых двух недель пребывания нового пополнения в воинской части; в период сдачи кандидатами в военно-учебное заведение вступительных экзаменов; в процессе обучения; в конце периода обучения и учебного года; на экзаменах и зачетах; при инспектировании и комплексной (частной) проверке воинской части. Проверка и оценка военнослужащих, а так же качества руководства, организации, обеспечения и проведения физической подготовки; физической подготовки подразделения, воинской части и военно-учебного заведения. Наставление было снабжено рядом приложений с образцами формализованных документов по планированию и учету физической подготовки. В приложения так же был установлен примерный перечень спортивных сооружений и мест для занятий физической подготовкой, представлено описание полос препятствий, указания по организации занятий и купания на водной станции, описание формы одежды для физической подготовки и условия ее применения на УФЗ, нормативы по физической подготовке и др. инструкции.

Центральным органом военного управления в сфере физической подготовки и спорта был как и в предшествующий период Спортивный комитет Министерства обороны СССР, действующий на основании положения в прежнем составе изложенном в предыдущей главе.

Руководство физической подготовкой в видах Вооруженных Сил, родах войск, военных округах, на флотах, в объединениях, соединения и воинских частях, а так же военно-учебных заведениях, возлагалась на отделы физической подготовки и спорта при управлениях боевой подготовки видов ВС. В военных округах и на флотах была введена должность начальника физической подготовки и спорта с подчинением его заместителю командующего войсками военного округа (флота) по боевой подготовке. Должность начальника физической подготовки и спорта была введена практически во всех частях и соединениях.

Обязанности начальника физической подготовки воинской части нашли свое отражение: в Уставе внутренней службы ВС СССР (утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 30 июля 1975 г.) ст.92, 93 и приказом Министра обороны № 105, 22 февраля 1977 г. «О введении в действие Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил СССР». Должностные обязанности других специалистов физической подготовки устанавливались соответствующими положениями.

Приказ Министра обороны СССР № 485 от 12 декабря 1990 года. «Об улучшении обеспечения воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений Советской Армии и Военно-морского флота спортивным имуществом, инвентарем, оборудованием, специальной техникой и аппаратурой», нормы вещевого довольствия и положение о вещевом довольствии регулировали порядок обеспечения спортивным имуществом и инвентарём.

Руководство по медицинскому обеспечению физической подготовки в Советской Армии Военно-Мирском флоте, было введено в действие приказом заместителя Министра обороны ССР – начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 19 февраля 1990 года. № 16.

Таким образом, была создана четкая система физической подготовки и спорта, которая с небольшими изменениями просуществовала до 2001 года.   

 

 

 

        

 

 

ГЛАВА VII. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И СПОРТ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(1991 г. – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.049 с.)