Способы применения соединений, частей и подразделений Сухопутных войск 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы применения соединений, частей и подразделений Сухопутных войск



Содержание и глубина боевых задач.

В предвоенные годы общая боевая задача соединения (части) подразделялась на ближайшую и последующую. Ближайшей задачей стрелкового корпуса (дивизии) при построении боевого порядка в один эшелон обычно являлся прорыв главной полосы обороны противника на глубину 6-8 км. Последующая задача заключалась в овладении второй полосой обороны (позиции корпусных резервов) в продвижении на глубину до 20 км, чем достигался прорыв всей тактической зоны обороны противника в первый же день наступления. Большие потери и большой текущий некомплект соединений и частей изменил эти нормативы. Так для стрелковой дивизии ближайшей задачей было прорыв подготовленной обороны противника на глубину 2,5–4,5 км, последующей задачей 5-6 км, задача дня 12-16 км в полосе наступления 1,5–2,5 км. Таким образом, солдату, находящемуся в частях первого эшелона противника, в день боя необходимо было преодолеть с препятствиями под огнем противника, с учетом развертывания из глубины до 20 км. Танковым и механизированным частям в отличии от стрелковых соединений боевая задача определялась на несколько дней наступления. Это обуславливалось, прежде всего, предназначением танкового (механизированного) корпуса. Летом-осенью 1942 г. развитие наступления в оперативной глубине, в целях овладения важными объектами, составляло 10-12 км на день боя, глубина общей задачи составляла 20-50 км. В конце войны задача первого дня – 20-50 км, глубина общей задачи – 100-160 км.

Боевой порядок стрелкой дивизии в начале войны строился в два эшелона. Но в последующем было принято решение о построении дивизии (полка) в один эшелон для того, чтобы использовать максимально все усилия в первоначальном ударе, для прорыва первой полосы обороны противника и максимального использования артиллерии и приданных средств, а также избежания потерь от налетов авиации и поражение артиллерии в глубине до подхода к рубежу перехода в атаку. Стрелковые дивизии, полки, батальоны и роты строили свои боевые порядки в один эшелон, взвод – в цепь, с интервалами между бойцами 6-8 шагов. Мало того, пехота должна была двигаться вслед за огненным валом и танками в 400 метрах сзади, обеспечивая своим огнем прикрытие бронетехники.

Нормативы по выполнению боевых задач являлись, таким образом, основой физической и специальной подготовки войск, для того, чтобы военнослужащие, подразделения и части физически были способны выполнить боевую задачу в любой боевой обстановки, в сложных климатогеографических условиях.

3.6. Боевая подготовка, место физической подготовки в подготовке войск во время Великой Отечественной войны.

Известно, что в 1923 году повсеместное военное обучение было прекращено. Однако с началом Великой Отечественной войны, и летом 1941 года обязательная военная подготовка была возобновлена. В октябре 1941 года вступил в силу приказ Государственного Комитета Обороны СССР «Всеобщая воинская подготовка граждан Советского Союза» (сентябрь 1941 года).

Согласно приказу, все мужская часть населения в возрасте старше 16 лет должна пройти военное обучение в СССР в объеме 110 часов без отрыва от производства. Обязанность снималась для достигших возраста 50 лет. Для реализации этого приказа в структуре Народного Комиссариата было создано ГУВВО (Главное управление обучения); при краевых, республиканских и областных военкоматах были созданы отделения всеобщего военного обучения в СССР,  в штате  городских и районных военкоматов находилось 2–3 инструктора. Всеобщее военное обучение осуществлялось по месту работы (учёбы) и жительства. Приказом Всесоюзного Комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР от 23 сентября 1941 г. «О работе физкультурных организаций в связи с введением всеобщего военного обучения» создавались отделения, взводы, роты и батальоны. В целях привлечения физкультурных организаций к работе в связи с введением всеобщего обучения было предписано комитетам по делам физкультуры и спорта, добровольным спортивным обществам и физкультурным организациям ведомств: выделить в распоряжение местных военкоматов наиболее квалифицированных руководителей и инструкторов, а так же спортсменов-активистов для организации и проведения занятий по физической подготовке; обеспечение выделения лучших методистов, учебных и наглядных пособий для регулярного инструктажа командного состава по разделу физической подготовки программы Всевобуча; предоставить для проведения занятий стадионы, спортивные площадки, лыжные станции и другие спортивные сооружения, а так же инвентарь и оборудование для занятий по рукопашному бою, лыжной подготовке и преодолению препятствий.

Наряду с проведением обязательных занятий по физической подготовке в подразделениях Всевобуча, частях народного ополчения и сандружинах предписывалось всемерно укреплять работу физкультурных коллективов, обратив особое внимание на развитие работы секций рукопашного боя, лыжного спорта, гимнастики, мотоциклетного спорта (подготовка водителей), вовлекая в них молодежь, занимающуюся в подразделений Всевобуча т.д. и т.п.

Программой Всевобуча предусматривалось обучение молодежи разделам физической подготовки: рукопашный бой, преодоление препятствий, лыжная подготовка, метание ручных гранат, обучение плаванию и переправам вплавь. За время войны обязательную военную подготовку прошли около 9 млн. 862 тыс. граждан. В 1946 году ГУВВО было расформировано, а позднее (в 1947-1948 гг.) были расформированы отделы Всевобуча при военкоматах в военных округах, на чём история военного обучения в СССР и заканчивается.

Постановлением Государственного комитета обороны № 614 от 2 сентября 1941 г. сформировано Управление лыжной, горной и физической подготовки Красной Армии, на которое возложено общее руководство физической подготовкой в армии, а также формирование специальных воинских частей. В 1943 году приказом № 0434 НКО СССР. Управление лыжной, горной и физической подготовки Красной Армии преобразовано в Управление спецформирований и физической подготовки и спорта, которое было включено в состав Главного управления формирований Красной Армии. Начальником управления назначается генерал майор Тарасов А.А.. Офицеры управления вместе со специалистами Краснознаменного военного факультета имени В.И. Ленина ГЦОИФК им И.В. Сталина. Принимали непосредственное участие в формировании, обучении и проверках лыжных, горных, а так же запасных частей.

В обучении лыжных частей использовались все формы физической подготовки. В предзимний период создавались предпосылки для успешного обучения зимой. Зимний период посвящался совершенствованию техники передвижения и маршевой тренировке на снегу, изучению боевых приемов на лыжах (стрельба, транспортировка оружия, преодоление препятствий). Занятия по лыжной подготовке проводились ежедневно. В некоторых частях практиковались лыжные пробежки на 3-4 км во время зарядки. Регулярно проводилась маршевая тренировка на расстоянии до 30 км и более. Большое место в обучении лыжников занимали лыжные занятия, во время которых бойцы действовали на лыжах длительной время. Проводились так же лыжные соревнованиях. В последующем были приняты меры по совершенствованию подготовки лыжных частей. Лыжные части, как правило, вступали в бой с выпадением снега. Однако в ряде случаев были военнослужащих, которые из-за отсутствия снега в период нахождения на обучении запасной лыжной части, вступали в бой, ни разу не походив на лыжах. Поэтом очень остро встал вопрос об организации лыжной подготовки при отсутствии снега. С этой целью летом 1942 г. в Казани и Челябинске были созданы первые летние площадки для занятий на лыжах – лыжедромы. В их оборудовании приняли участие офицеры, специалисты лыжного дела, под руководством генерала Тарасова А.А. Опыт этих частей был закреплен в указаниях по проведению занятий на учебных лыжно-тренировочных площадках в летнее время, которые нашли свое закрепление в Наставлении по лыжной подготовке Красной Армии.

Подтверждение этому мы находим в воспоминаниях воинов-лыжников: «Лыжников готовили круглый год: зимой тренировки в заснеженном лесу, а летом – на "лыжедромах". Это такая траншея: до 100 метров в длину и полметра глубиной. В ней – сосновые ветки, а сверху – солома. Вот на этой соломе и отрабатывали технику лыжного хода молодые солдаты. Проводились занятия на стрельбищах, были учения по специальной программе ведения боя на лыжах. Часто среди ночи проходили учебные тревоги. Тогда лыжникам ставили задачу: пройти до какого-то населенного пункта, "выбить" противника, а располагаться он мог и в 30 км, а иногда в 100 км. Длительные рейды, иногда трехдневные, совершались по селам Кетовского, Белозерского районов.

Тем самым достигались навыки у новобранцев пройти на лыжах10 км за 50 минут, жить и вести бои в лесу, маршевая подготовка, навыки боя на лыжах».

Другой доброволец-дальневосточник Петр Константинович Овчинников вспоминал: «Мы были на карантине. Разношерстная публика, вчерашние студенты, школьники, видавшие виды кадровые красноармейцы… На карантине нас обмундировали и элементарно приучили к армейскому распорядку.

— Подъем! — раздается по утрам. — Подъем, карантин.

Мы сползаем с нар, ныряем в шаровары, втискиваем ноги в тяжелые ботинки, крутим-вертим нескончаемые бинты-обмотки, на которые смотрим с презрением. Рысью в строй, рысью на физзарядку, рысью к умывальнику. Снова команда: готовиться к завтраку. И так будет теперь каждый день.

Бой на лыжах, как правило, скоротечен, отличается высокой маневренностью. Поэтому храбрость, решительность, личный пример командира-лыжника нужны как в воздушно-десантных войсках. Нас настойчиво готовили к этому в полковой школе. Горек хлеб лыжника. Труд его тяжелый и напряженный. Не сразу он отлично идет на лыжах, скользит легко и накатисто. Начинали походы с небольших дистанций, в 10-15 километров. Ходили мы в бушлатах, с винтовками и противогазами. Затем увеличивали дистанцию, выбирали сильно пересеченную местность, с подъемами и спусками по 30 километров и более. Главное внимание обращали на отработку дыхания и технику хода. Поворот в воздухе, бег в гору, прыжки с естественных трамплинов, буксировка товарищей и груза. Мы без особого труда могли пройти10 километров за 50 минут».

Физическая подготовка в действующих войсках и в запасных частях, организовывалась в соответствии с:

Положением о запасных частях военного времени Сухопутных войск; Наставление по физической подготовке Сухопутных Войск РККА (НФП-38), утвержденное НКО СССР 18 марта 1938 г.;

Наставлением по физической подготовке РКВМФ, утверждённое приказом НК ВМФ СССР от 22 мая 1939 года № 186;

Наставлением по лыжной подготовке Красной Армии, утверждённое приказом НКО СССР от 13 февраля 1941 года;

Наставлением по подготовке к рукопашному бою РККА (НПРБ-38), утвержденное НКО СССР 25 июня 1938;

Временным курсом физической подготовки ВВС РККА 1938 г.;

Наставлением для командного и начальствующего состава РККА.  Индивидуальная гимнастика на каждый день 1939 г.

В дальнейшем были приняты следующие документы:

Руководство по подготовке к рукопашному бою 1941 года;

Наставление по лыжной подготовке Красной Армии, утвержденное приказом НКО СССР от 10 октября 1942 г.;

Руководство для действий войск в горах, часть I, утвержденное приказом НКО СССР от 2 июня 1942 г. № 169;

Руководство для действий войск в горах, часть II, 1943 г.

Руководство по обучению плаванию и переправам в плавь Красной Армии, утвержденное приказом НКО СССР 28 апреля 1942 г. № 128;

Указания по оборудованию городков по физической подготовке к действиям в ближнем бою, 1941 г.

Программы боевой подготовки.

Запасные части формировались в военное время для всех родов войск и были предназначены:

а) для подготовки личного и конского состава в целях пополнения убыли в войсковых частях как на фронте, так и внутри страны;

б) для подготовки выделенных по нарядам Мобилизационного управления Генерального штаба Красной Армии кандидатов для укомплектования военных училищ из лиц с высшим и средним образованием или с подготовкой, удовлетворяющей требованиям поступления в военные училища;

в) для развертывания новых войсковых частей и соединений.

Запасные части распределялись на:

а) тыловые, подчиненные командующим округов и составляющие резерв главного командования для пополнения убыли полевых войск;

б) армейские, подчиненные командующим армиями или командирам корпусов и составляющие армейский или корпусной резерв обученного пополнения.

Запасные части были: стрелковые; артиллерийские, танковые и автотранспортные части

Запасная часть, как правило, делится на следующие подразделения:

1) Учебные подразделения (учебные батальоны, учебные артиллерийские дивизионы, учебные батареи, школы и пр.) – для подготовки младшего командного состава, в первую очередь, из рядовых, прошедших действительную военную службу, или подготовленных на учебных сборах.

2) Основные строевые подразделения по специальности:

а) батальоны, роты, эскадроны, артиллерийские дивизионы, батареи, взводы и прочие – для проведения специальной подготовки личного состава;

б) приемники-распределители – для карантина, первоначального обучения военнообязанных, поступающих в запасные части, а также для подготовки рядового состава, предназначенного для укомплектования нестроевых должностей;

в) конно-ремонтные батареи – для карантина, приведения в соответствующие тела, съездки и подготовки конского состава.3) Подразделения по управлению и обслуживанию запасных частей (штабы, политорганы, партийно-политические аппараты, санитарные и ветеринарные части, технические части, подразделения снабжения и пр.).

4) Подразделения, развертываемые по мере потребности:

а) команды, формируемые при учебных подразделениях для подготовки кандидатов на укомплектование военных училищ;

б) команды для усовершенствования среднего комсостава, прибывающего из военных училищ и из запаса;

в) подразделения для выздоравливающих (батальоны, роты), развертываемые распоряжением командования военного округа или армии и имеющие назначением лечение легко больных и легко раненых, не требующих по состоянию здоровья помещения в военно-лечебные заведения, предоставление амбулаторного лечения и отдыха больным по выписке из лечебных заведений.

С переменным составом подразделений для выздоравливающих проводится учебная и политико-воспитательная работа по особым программам.

Учебные подразделения запасных частей укомплектовываются переменным составом, переменным составом:

1) начальствующим старшим и средним:

- эвакуированными с фронта,

- призванными из запаса,

- выпускаемыми из военных училищ и

- начсоставом, выпускаемым из курсов усовершенствования;

2) младшим начальствующим составом:

- призванными из запаса,

- выздоравливающими и подлежащими возвращения в действующие части,

- подготавливаемыми в учебных подразделениях запасной части;

3) рядовым составом:

- призванными по очередным призывам,

- учебные подразделения запасных частей укомплектовываются переменным составом, в первую очередь из числа призванных из запаса, прошедших обучение в мирное время, в спецчасти направлять имеющих общеобразовательную подготовку не ниже 6-7 классов. выздоравливающими, подлежащими возвращению на фронт. Боевая и политическая подготовка всего кадрового и переменного состава запасных частей (общая и специальная), в том числе и призванного из запаса начальствующего состава производится по планам и программам, разрабатываемым в мирное время Управлением боевой подготовки Красной Армии, Главным Управлением политической пропаганды Красной Армии, а для специальных частей – соответствующими Главными и Центральными управлениями НКО.

Основными запасными стрелковыми частями являются запасные стрелковые полки, сводимые в бригады и подчиненные командующим войсками округов, и армейские запасные стрелковые полки, подчиненные непосредственно командующим войсками армий или командирам корпусов.

31. В тыловых запасных стрелковых полках производится подготовка:

а) рядового состава:

- для подразделений стрелковых, пулеметных, минометных и 45-мм артиллерии, входящих в состав стрелковых частей и дивизионов 45-мм орудий стрелковых дивизий;

- для тыловых частей, входящих в состав стрелковых дивизий и корпусов;

- санитаров всех частей и учреждений, входящих и не входящих в состав дивизий и корпусов;

б) младшего командного состава:

- для всех стрелковых, пулеметных, минометных и 45-мм артиллерийских подразделений частей, входящих в состав стрелковых дивизий и корпусов;

- для тыловых частей и учреждений, входящих в состав стрелковых дивизий и корпусов.

Примечание: Остальной младший командный и рядовой состав подготавливается в запасных частях соответствующего рода войск.

32. Обучение рядового состава, признанного непригодным для боевой службы, предназначенного на укомплектование должностей, для замещения которых не требуется строевой или специальной выучки, проводится лишь в приемниках-распределителях запасных частей.

33. Срок обучения в тыловых запасных частях устанавливается: в приемнике-распределителе до 15 дней, в строевых подразделениях до 1,5-2 месяцев и в учебных подразделениях 3 месяца, срок обучения минометчиков и артиллеристов мелкокалиберной артиллерии увеличивается в строевых подразделениях до 3 месяцев и в учебных подразделениях до 4 месяцев

По распорядку служебный день был установлен продолжительностью 12 часов, из них 10 – на учебные занятия, по 30 мин – на утреннюю физическую зарядку и политинформацию, 1 час – на чистку оружия и сбережений материальной части. Большая часть учебного времени уделялась тактическим занятиям, которые проводились и днем, и ночью, в любую погоду.

Физическая подготовка являлась одним из важнейших и неотъемлемых разделов боевой подготовки и должна была проводиться систематически со всеми начальствующим и рядовым составом Красной Армии. Учитывая краткость срока обучения в запасной воинской части, Руководством предписывалось  уделять физической подготовке особое внимание. Обучение боевым физическим навыкам и тренировка каждого бойца в применении этих навыков не должны ограничиваться только специальными занятиями по физической подготовке, а обязательно должны были пронизывать все моменты учебы и жизни бойца в части. С этой целью занятия по строевой, тактической и огневой подготовке, попутно с разрешением прямых задач, всемерно использовались:

- для тренировки и закаливания организма переносить любые нагрузки;

- для выработки выносливости в ходьбе и беге по пересеченной местности;

- для выработки сноровки быстро ориентироваться и тактически целесообразно применять соответствующие способы преодоления различных типовых для поля боя препятствий;

- для тренировки в метании гранат по самым различным целям, на различные дальности и направления, из разнообразных положений;

- для тренировки в рукопашном бою.

В основе методики ускоренной физической тренировки должен быть положен следующий принцип: не дожидаясь отработки каждого движения на безукоризненную правильность его выполнения, немедленный переход к тренировке, как только техника этого техника этого движения в основном будет усвоена, и к тренировке в комплексе с другими разными движениями. Например, после того как изучены способы переползании и перебежки, хотя бы один-два способа преодоления препятствий, хотя бы один из уколов, надо немедленно организовать тренировку в нанесении уколов, приближаясь к цели различными способами передвижения и обязательно преодолевая то или иное препятствие перед уколом, или немедленно после укола. И так все время расширять и усложнять тренировочный комплекс, включая в него различные способы преодоления препятствий, тренировку в ходьбе в беге, переползании, в метании гранат, бутылок, связок гранат, в поражении целей штыком и прикладом, в изготовке к стрельбе из самых различных положений.

В физической подготовке бойца также, как и в его тактической подготовке, не должно быть раз и навсегда заученных комбинаций и упражнений, насиженных и однообразных мест для проведения занятий, шаблонов в содержании методики. Наоборот, чем больше будет вариантов комплексирования приемов физической работы бойцы с различными, приближенными к боевой действительности, тактическими моментами, тем лучше и полнее будут его боевая физическая выучка и тренировка.

Каждая часть должна быть обеспечена возможно большим количеством самых разнообразных препятствий (заборы окопы, эскарпы, проволочные заграждения, стенки канавы, воронки, бревна горизонтальные и наклонные, лесные и каменные завалы и т.п.), деревянными макетами винтовок, гранатными болванками (деревянными), по 2 штуки на каждого бойца, чучелами и тренировочными палками, по комплекту на каждый взвод.

Плохая организация физической подготовки должна рассматриваться как срыв одного из важнейших разделов боевой подготовки.

 Формами проведения общей физической подготовки в запасных частях устанавливалась:

15-минутные утренние гимнастические упражнения (10 упражнений);

50-минутные занятия по общей физической подготовке (15 занятий).

Утренние гимнастические упражнения проводятся ежедневно. Занятия по общей физической подготовке чередуются с занятиями по подготовке к рукопашному бою через 1-2 дня.

Содержание занятий по общей физической подготовке

Занятие 1-е.

1. Вводная часть - 10 мин.

1) Построение, расчет.

2) Ходьба по кругу 200 м, бег средним темпом 200 м, ходьба спокойная 100 м. Повернуть занимающихся д=лицом к центру круга.

3) Упражнение «пружина».

4) Упражнение «косарь».

5) Упражнение «весы».

2. Основная часть - 35 мин.

1) Изучение способов переползании «по-пластунски».

2) Прыжка с приземлением на одну ногу через канаву шириной 2-2,5 м. и через поваленное дерево - высота 60 см.

3) Лазание по канату «в три темпа».

4) Встреча эстафета.

3. Заключительная часть – 5 мин.

4. Спокойная ходьба 150-200 м.

Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя – на занятии по огневой тактической подготовке. Тактические и стрелковые занятия должны были быть максимально использованы для всесторонней тренировки и дальнейшего совершенствования изученных на занятиях по подготовке к рукопашному бою приемов, для чего на эти занятия следует брать деревянные винтовки с мягкими наконечниками (простейшего образца), мягкие гранаты и иногда чучела и тренировочные палки. Выход на тактические и другие занятия, а также возвращение предписывалось попутно использовать для ходьбы вне дорог, по тропинкам, кустарнику, лесу с преодолением изученными способами всех встречающихся препятствий.

На занятиях по огневой подготовке во время ожидания своей очереди проводились выполнение упражнений по метанию гранат, рукопашному бою, переползании, ползании, на рубеж выдвигались бегом или перебежками.

Физическая подготовка в батальонах выздоравливающих. Отдельно следует остановиться об организации физической подготовки в батальонах выздоравливающих. Как пример, можно привести принятые военно-санитарным управлением и отделом физической подготовки Ленинградского фронта организационно-методические указания «Физическая подготовка в батальонах выздоравливающих».

Батальоны выздоравливающих, являясь промежуточным звеном между госпиталем и войсковой частью, имеют своей целью скорейшее восстановление здоровья и сил офицера и бойца, и наряду с лечебно-восстановительной работой проводят дифференцированную учебно-боевую подготовку. В свете этого физическая подготовка, как один из разделов лечебно-восстановительной и учебно-боевой подготовки в батальонах выздоравливающих, и имела следующие задачи:

1) способствовать общему физическому воспитанию выздоравливающих;

2) непосредственно воздействовать на имеющиеся ограничения и остаточные явления после ранений;

3) привить ряд боевых навыков рукопашного боя, в передвижении на лыжах и плавании;

4) закаливать организм командиров и бойцов, подготовив их к перенесению трудностей боевой жизни.

Формами работы по физической подготовке являлись:

1. утренние физические упражнения (зарядка).

2. занятия по лечебной гимнастике и индивидуальные задания.

3. плановые занятия по подготовке к рукопашному бою, лыжной подготовке, плаванию и переправам в плавь с подручными средствами.

4. мероприятия по закаливанию организма выздоравливающих.

5. мероприятия по спортивно-массовой работе.

Программы по указанным формам работы планировались на 10 часов из расчета один час в день, последующими повторениями цикла (исходя из среднего срока пребывания выздоравливающих в батальоне 10 дней). В час, отведенный в расписании на физическую подготовку, рота уходит вся: часть на лечебную гимнастику, часть – на гимнастику переходного типа, часть – на занятия по подготовке к рукопашному бою, лыжной подготовке или плаванию.

Учебно-спортивно-массовая работа проводилась в часы массовой работы и в дни отдыха.

На утренние физические упражнения ежедневно отводилось 20 минут. (через 10 минут после подъема). При организации физической подготовки с целью дифференцированного подхода при проведении занятий учитывалось: 1) в какую часть тела ранен боец или офицер, 2) общее состояние выздоравливающего в зависимости от состояния раны.

Деление на группы для занятий происходило на раненых в нижние конечности и раненых в верхние конечности и плечевой пояс.

Все выздоравливающие, в зависимости от состояния здоровья и работоспособности, делились на три медицинские группы.

III группа – освобожденные по состоянию здоровья от строевых занятий, занятий по физической подготовке (за исключением лечебной гимнастики), нуждающимся в простейших хирургических мероприятиях, освобожденные от всех видов нарядов.

II группа – допущенные по состоянию здоровья к строевым занятиям, к урокам физической подготовки с ограничением нагрузки и выполнению более легких внутренних нарядов.

I группа – допущенные к строевой и физической подготовке, а также к несению нарядов без ограничений.

Общий принцип работы по физической подготовке в батальонах выздоравливающих был следующий:

от занятий лечебной гимнастикой, в основном воздействующей локально на поврежденные части тела, следует переходить к гимнастике переходного типа, восстанавливающей общую координацию на прикладном материале и к занятиям по физической подготовке, прививающим боевые навыки (рукопашный бой, лыжная подготовка и плавание). Если в первых двух видах проводилась строгая дифференциация и при обучении учитывался характер ранения, и период выздоровления, то в последнем случае к занимающимся предъявляются общие требования.

В данных организационно-методических указаниях подробнейшим образом рассмотрены формы работы по физической подготовке, врачебный контроль при занятиях по физической подготовке, а также программный по проведению всех форм физической подготовки с учетом групп выздоравливающих и разделов физической подготовки.

Физическая подготовка в частях действующей армии

В действиях частях Красной Армии физическая подготовка войск была одним из важных условий, обеспечивающих успех боевых действий. Она носила ярко выраженную специальную направленность, ибо проводилась в тесной связи боевыми задачами, которые выполняли войска. В частях действующей армии применялись все формы физической подготовки. Но степень применения той или иной формы, содержание и методы физической подготовки зависели от рода войск, условий и задач боевой деятельности войск (оборона, подготовка и к наступлению, разведка и т.д.), от географических условий и характера оборонительных сооружений, от боевых действий противника, опыта войны.

На начальном этапе Великой Отечественной войны в действующих частях и соединениях не было штатных начальников физической подготовки. Должности инструкторов по физической подготовке части (соединения) комплектовались из числа командиров взводов и рот (об этом говорилось в предыдущей главе). Это в значительной мере затрудняло организацию физической подготовки войск. В некоторых частях и соединениях ввели нештатные должности начальников физической подготовки. В штабах армий руководство физической подготовкой было возложено на помощника начальника отдела боевой подготовки. При штабах фронтов создавались отделы физической подготовки, которые оказывались отделами физической подготовки, оказывающие организованно-методические и показные занятия, сборы и инструктажи. К этой работе привлекались лица, имеющие опыт организации физической подготовки.

Как пример, можно привести боевые планирующие документы частей и соединений Красной Армии в зависимости от боевой деятельности войск.

Выписка из плана программ боевой подготовки рядового и сержантского состава 115 стрелковой дивизии период с 4 по 6 ноября 1944 г.

Так распорядком дня предусматривалась утренняя физическая зарядка 15 минут. На занятия по физической подготовке выделялось из 230 часов от 5-6 часов. Продолжительность учебного дня устанавливалась 10 часов (и 2 часа на инструкторско-методические занятия с офицерским и сержантским составом) 

При этом главное внимание требовалось уделять втягиванию в бег, перебежкам и переползаниям. метанию гранат, рукопашному бою.

Так в указаниях командира 321 стрелкой дивизии № 0281 о боевой подготовке дивизии (24. 10. 44 г.) командирам стрелковых полков предписывалось:

По тактической подготовке обучая подразделения атаке, добиться стремительности и преодоления (без остановок) первых двух-трех траншей противника. С этой целью, чтобы выдвижение на рубеж атаки и движение в атаку производились только бегом, рубеж перехода в атаку предписывалось выбирать не ближе 150-200 метров, и не задерживаться на первых траншеи противника, назначая по стрелковому отделению от каждой роты для зачистки окопов противника.

Для втягивания подразделений в наступательные действия взводные, ротные, батальонные полковые учения предписывалось проводить на глубину 3-5 км (до минометно-артиллерийских позиций противника). Учили подразделения наступать непосредственно за разрывами своих мин и снарядов.

Обучение войск прорыву сильно-укрепленной оборонительной полосы предписывалось проводить в штурмовых городках, который необходимо было иметь в каждой батальоне, причем он должен был оборудован так, чтобы его элементы отражали систему современной немецкой обороны (имели несколько линий траншей полного профиля, ходы сообщения, открытые площадки. Макеты ДЗОТ и бронеколпаков, инженерные заграждения и пр.

Для подготовки к действиям в условиях ограниченной видимости все учения, проводимые днем, следовало повторять ночью, а одно из ротных и батальонных учений с использование дымов.

По физической подготовке основное внимание предписывалось обратить на втягивание личного состава в ходьбу и бег по пересеченной местности, необходимо было проводить в часы физической подготовки, утренней физической зарядки, при выходах на занятия с занятий, обед и пр. в программу физической зарядки предписывалось включать только бег и успокаивающие упражнения после бега. На утренней физической зарядке должны были присутствовать все офицеры. Втягивание в бег указывалось начать с 500 метров и к концу подготовки довести до 5 км (в 30-35 минут). В каждом батальоне указывалось оборудовать штурмовую полосу (проволочное заграждение, окоп, и пр.) и при возвращении с занятий предписывалось пропускать через нее все подразделения батальона.

В зависимости от обстановки, в частях и подразделениях действующей армии проводились занятия по лыжной подготовке, преодолению водных преград.

 

Подготовка военно-физкультурных кадров во время Великой Отечественной войны.

Для формирования мобилизационного ресурса РККА и РКВМФ с началом Великой Отечественной войны 17 сентября 1941 года Советское Правительство приняло постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Этот акт явился правовой основой широкого военного обучения граждан военному делу, важными элементами которой были физическая подготовка, рукопашный бой и лыжная подготовка. Дело всеобщего военного обучения граждан невозможно без качественного преподавательского состава, тренеров и инструкторов.

Одним из важных центров подготовки военных кадров в сфере физической культуры и спорта был Краснознаменный военный факультет имени В.И. Ленина при Государственном центральном ордена Ленина институте физической культуры. 22 июня 1941г. Краснознаменный Военный факультет им. В.И. Ленина перешел на штаты военного времени.

Перед факультетом возникла задача готовить кадры офицеров-специалистов для действующих частей Красной Армии. Штат слушателей был определен в 150 человек, срок обучения 1 год. Факультет комплектовался младшими командирами преимущественно участниками войны, а также гражданской молодежью в возрасте 18-30 лет из числа окончивших техникумы физкультуры и работающих инструкторами физической подготовки.

В программах обучения большое место уделяется овладению наиболее важными военно-прикладными упражнениями, приемами и действиями (лыжная подготовка, преодоление препятствий, метание гранат и рукопашный бой, плавание и переправы вплавь), а также методике обучения этим действиям. Наряду с этим слушатели обучались умению поражать танки противника, управлять подразделением в различных условиях боевой обстановки.

С целью быстрейшего обеспечения частей и военно-учебных заведений специалистами физической подготовки были произведены досрочные выпуски слушателей довоенного набора. В июле 1941 г. состоялся выпуск слушателей набора 1938 г. В количестве 84 человек, которые были направлены в военные училища на должности старших преподавателей и преподавателей. В декабре 1941 г. и январе 1942 г. проводился выпуск 113 слушателей, поступивших на факультет в 1939 и 1940 гг. Эти выпускники были назначены на должности командиров подразделений, инструкторов физической подготовки лыжных бригад, инструкторов по обучению истребителей танков.

В октябре 1941 г. при факультете были организованы 3-х месячные курсы. На курсах готовили командиров лыжных подразделений, рот автоматчиков и противотанковых ружей. Курсы выпускали также инструкторов по лыжной подготовке, рукопашному бою, по обучению тактике мелких подразделений. Первый сбор курсов был укомплектован лучшими спортсменами-лыжниками призывного возраста. Кандидаты отбирались Всесоюзным Комитетом по делам физической культуры и спорта. Первый выпуск 80 курсантов состоялся в январе 1942 года.

В апреле, июне и сентябре 1942 г. были выпущены еще 363 курсанта. На этих сборах обучались, главным образом, младшие командиры и бойцы – участники войны. Выпускники были направлены на должности командиров взводов и помощников командиров рот автоматчиков, ПТР, подразделений лыжных бригад. Из числа выпускников 40 лучших курсантов были направлены в гвардейские части Западного Фронта.

В октябре 1942 года был произведен выпуск основного курса факультета, укомплектованного в 1941 году по штату военного времени. Большинство из 118 выпускников были направлены преподавателями военных училищ, начальниками физической подготовки полков, командирами подразделений. Еще 150 специалистов подготовил факультет по годичной программе к сентябрю 1943 года.

При факультете функционировали курсы усовершенствования физического образования начальствующего состава Красной Армии. В декабре 1942 г. курсы закончили 111 специалистов физической подготовки военных училищ. В течение 1943 г. курсы провели 7 сборов, которые окончили 409 человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.096 с.)