Способы ведения боевых действий воюющих сторон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы ведения боевых действий воюющих сторон.



Гражданскую войну 1918 — 1921 гг. общепринято определять как войну исключительной маневренности.

Действия незначительных сил на широких фронтах приводили к столкновениям двоякого рода.

1) Постоянными были бои, носящие характер единоборства отдельных маршевых колонн противников.

2) Периодически имели место на отдельных направлениях продолжительные боевые столкновения войск сплошным фронтом, приобретавшие значение сражения, решающего операцию.

Независимо от этого внешнего различия, бои были по существу или последовательным (по отношению к маршу) событием, во времени и пространстве, или же составляли непосредственную цель марша-маневра, находясь во внутренней, причинной связи с маневром.

В этом последнем случае бои становились средством решения операции независимо от того, носили  боевые столкновения характер борьбы отдельных колонн, или же войска дрались сплошным фронтом в течение продолжительного времени на сравнительно небольшом, по фронту и глубине, участке.

Система марша приводила к тому, что бои, как правило, разыгрывались вокруг населенных пунктов. Полем боя обычно были подступы к населенному пункту или прилегающий к нему непосредственный район. В этих условиях населенный пункт становился как бы тактическим ключом позиции, независимо от тактических условий местности.

Раннее прибытие старшего начальника колонны к полю предстоящего боя и личное наблюдение его за ходом боя не только облегчалось и ускорялось принятие решения (плана боя), но и упрощались вопросы управления во время боя.

Обширность поля боя, разбросанность и редкое расположение укрытых целей, а также быстротечность столкновения понижали значение огня, который, независимо от этого по ряду отмеченных в свое время причин, не мог играть решающей роли.

Огонь, уступил первое место на поле боя маневру.

В основе плана наступательного боя лежала тактический замысел:   сковав противника с фронта, ударить ему во фланг или в тыл.

Будучи развитием идеи наступления отдельных колонн на широком участке с целью овладения известным населенным пунктом, этот план в свою очередь еще больше увеличивал значение и роль маневра на поле боя.

Бой решался не повторными ударами из глубины расположения, а стремительным движением вперед всей массы войск. Боевой порядок состоял или из одной общей, широко развернувшейся цепи, выходящей на фланги противника, или же из сковывающей части (обычно авангард), ударной группы, направляемой во фланг или в тыл противнику, и резерва.

Переход к обороне в условиях гражданской войны не мог дать тех преимуществ, которые составляют основные выгоды этого способа действий: 1) создания и обороны укрепленной или по своим тактическим свойствам сильной позиции; 2) превращения огня в фактор, решающий в бою,  и 3) освобождения из первой линии известного количества войск для создания сильных резервов.

Тем не менее, оборонительные бои РККА были удачны. Это объясняется тем, что Красная армия действовала исключительно активно. План обороны строился на частных и общих контратаках, на умелом маневрировании огнем с целью нанесения сильного огневого удара.

Наилучшим обеспечением фланга была активность наступающего противника против фронта. На каждую атаку стремились ответить контратакой.

Идея использования выгод обороны состояла в нанесении контрударов по расстроенному наступлением и огнем по боевому порядку противника. Эта идея находила свое подтверждение в склонности войск Красной Армии к обороне с активной целью.

В наступательном бою резерв был, прежде всего, своеобразным кулаком для успешного решения боя, а затем уже средством предотвращения случайностей.

В обороне резерв служит, главным образом, для обеспечения питания частей, ведущих бой живой силой. Широкие маневры резерва на поле боя при обороне с целью решить бой ударом во фланг встречаются в виде исключения. Это, однако, не значит, что резерв служит только для подкрепления, либо поддержки сзади отступающих частей. Вводя резерв в дело, его стремятся направить для нанесения удара во фланг или в тыл противнику, теснящему части передовой линии Красной Армии.

Встречное наступление не всегда приводило к встречному бою. Присущие Красной армии активность, стремительное движение вперед, быстрое развертывание, смелое, широкое маневрирование делало красные войска исключительно приспособленными для ведения встречного боя, успех в котором зависел от свободы действий, выигрыша времени и морального превосходства над нерешительным противником.

Успех обусловлен сильным ударом и энергичными смелыми действиями, а не только скрытностью и неожиданностью нападения.

Несмотря на широкие маневренные действия, штыковой удар был завершением боевого столкновения.

1.5. Физическая подготовка в РККА во время Гражданской войны.

Значение физической подготовленности войск повышается в условиях ведения маневренной войны. Большие расстояния России, слаборазвитая дорожная сеть при разрушенных железных дорогах, отсутствие автомобильного транспорта и острый дефицит горюче-смазочных материалов, гужевого транспорта, заставляли войска проделывать длительные марши в пешем порядке от одного населенного пункта до другого. Это требовало физической подготовленности красноармейцев. 

Более пристальное внимание к физической культуре и спорту в Советской России было закономерно, так как имело своей основой веру трудящихся в то, что эта сфера деятельности является основой воспитания нового «советского человека», т.е. основы нового социалистического общества.

Кроме идеологических оснований, развитие физической культуры и спорта имело и чисто утилитарные причины:

1. улучшение здоровья населения – тем самым сохранение одного из важных факторов производства, рабочей силы (труда);

2. подготовка граждан в целях обороны и безопасности – формирование мобилизационного людского ресурса;

3. профилактика противоправного поведения и вредных привычек;

4. организованный досуг граждан.

Одной из важных составляющих боевой подготовки армии и флота была физическая подготовка военнослужащих. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК) от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству» при Всероссийском штабе Наркомата по военным и морским делам было создано Управление Всеобщего военного обучения – Всевобуч, перед которым была поставлена задача по восстановлению и перестройке спортивных кружков и организации физического воспитания трудящейся молодежи. К концу 1918 г. в республике функционировали 350 таких спортивных объединений, с общим числом 38167 активных членов, 731 инструкторов спортивных организаций. 

Приказом Всероссийского Главного Штаба  № 30 от 17 января 1919 г. руководство физической подготовкой возлагается на Главное управление всеобщего военного обучения. Возглавил Главное управление Всевобуча  Николай Ильич Подвойский (1880–1948 гг.). В данном управлении был сформирован допризывно-спортивный отдел, на который было возложено общее руководство физической подготовкой в Красной Армии. Физическая подготовка как средство оздоровления и физического воспитания народа была включена в программу военного обучения. С образованием Высшего совета физической культуры (ВСФК) при Главном управлении Всевобуча в октябре 1920 г. был сделан первый шаг к созданию государственного органа по физической культуре, хотя он изначально был создан как совещательный орган при Всевобуче.

Обязательному обучению подлежали граждане Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) по возрастным категориям: 1) школьная, низшая ступень которой определялась Народным комиссариатом просвещения, 2) подготовительная – от 16 до 18 лет, и 3) призывная – от 18 до 40 лет. Обучение подготовительного и призывного возрастов возлагалось на Народный Комиссариат по военным делам. Обучение должно было производиться непрерывно в течение 8-ми недель, не менее 12-ти часов в неделю. Срок обучения специальных родов войск и порядок повторных призывов определялись особым положением.

При военных комиссариатах создавались отделы и отделения, а в округах – Управления Всевобуча, которые занимались военным обучением трудящихся, строительством спортивных сооружений, созданием спортивных клубов. При этом особое внимание уделялось подготовке допризывников. Составной частью боевого обучения молодежи была физическая подготовка, включавшая в себя полевую гимнастику и штыковой бой. Занятия проводились инструкторами допризывной подготовки и спорта, которые готовились на специально созданных для этого курсах. Они были открыты в Москве, Петрограде, всего более чем в 20 городах. В апреле 1919 г. в Москве прошел I Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, который подвел первые итоги военной и физической подготовки населения. Съезд принял «Положение о допризывной подготовке», утвержденное Заместителем Председателя Военного Совета Республики Э. Склянским (1892-1925 гг.).

Общая допризывная военная подготовка имела целью:

1. Воспитать сознание долга перед Социалистической Родиной и внушить понимание необходимости революционной дисциплины, выработать высокий воинский дух, твердую волю, смелость, решительность, настойчивость и уверенность в своих силах.

2. Физически развивать, т.е. сделать здоровым, сильным, выносливым и ловким, способным легко переносить тягости и лишения военно-походной и боевой службы.

3. Тренировать, т.е. превратить достигнутые в отношении физического развития результаты в привычные для организма навыки.

4. Сообщить элементарные сведения военного дела.

Таким образом, допризывная подготовка слагалась из:

1) рационального физического воспитания;

2) общей военной подготовки;

Допризывная подготовка молодежи проводилась по программам, разрабатываемым особыми комиссиями по соглашению с заинтересованными ведомствами, и утверждалась Управлением Всеобщего Военного Обучения применительно к:

1) возрастам молодежи школ первой ступени,

2) возрастам молодежи школ второй ступени,

3) подготовительному возрасту.

Допризывная военная подготовка юношества организовывалась:

а) вне школ для молодежи как подготовительного, так и школьного возраста;

б) во всех трудовых школах Республики для всех обучающихся.

Допризывная военная подготовка подготовительного возраста осуществлялась:

1. во всех спортивно-гимнастических и стрелковых обществах, клубах и союзах, а также в иных организациях, которые выполняли задачи физического воспитания молодежи, и были объединены соответствующей целью с местными органами Всеобщего Военного обучения. Все они пользовались покровительством советского правительства и материальной поддержкой из казны через посредство органов Всеобщего Военного Обучения.

2. в спортивно-стрелковых клубах и станциях, учреждаемых органами Всеобщего Военного Обучения в губернских и уездных городах, на железнодорожных узлах, при больших фабриках и заводах, а по возможности и в волостях, на основании особо установленного устава и состоящих в общем ведении местных органов Всеобщего Военного Обучения.

3. в военно-спортивных клубах, учреждаемых в строевых частях Красной Армии на основании особого устава.

Непосредственное административное руководство организаций допризывной подготовки и ее органами устанавливалось применительно к существующей системе административного Управления Всеобщего Военного Обучения. Оно осуществлялось:

1) в округах – на окружных инспекторов допризывной подготовки, непосредственно подчиненных окружным инспекторам Всеобщего Военного Обучения и имеющих в своем ведении отделения спорта и допризывной подготовки;

2) в губерниях – на губернских инспекторов допризывной подготовки, подчиненных инспекторам для поручений губернских военных комиссаров и имеющих в своем ведении отделения спорта и допризывной подготовки;

 3) в уездах – на уездных инспекторов допризывной подготовки, непосредственно подчиненных военным руководителям уездных военных комиссариатов и имеющих в своем ведении отделения спорта и допризывной подготовки.

Допризывная подготовка в трудовой школе 1-й и 2-й ступени осуществлялась под руководством школьных комиссий.

25 мая 1919 г. в связи с годовщиной Всевобуча в Москве на Красной площади состоялся парад воинов-физкультурников, который принимал сам В.И. Ленин. Приветствуя участников парада, он дал высокую оценку деятельности органов Всевобуча и комсомола. Всего зa годы Гражданской войны военно-физическую подготовку прошли более 11 миллионов человек.

1.6. Военно-физкультурное образование в Советской России

Для организации практической работы по физическому воспитанию и спорту в системе Всеобуча, и в целях решения задач,  провозглашенных Положением о допризывной подготовке граждан, были необходимы квалифицированные военно-физкультурные кадры. Эта задача была возложена на ряд специализированных военных курсов и школ, создаваемых на базе старых Военно-учебных заведений дореволюционной России. Наиболее яркими специализированными военно-учебными заведениями являлись:

- Петроградские курсы инструкторов физического развития, строя, владения оружием и допризывной подготовки при Главной гимнастическо-фехтовальной школе (1918 г.);

- Советская военная Главная гимнастическо-фехтовальная школа (ГГФШ) (1918 – 1921 гг.);

- Петроградские военно-окружные курсы инструкторов спорта и допризывной подготовки (1918-1921 гг.);

- Московские имени В.И. Ленина военно-окружные курсы инструкторов спорта и допризывной подготовки (1920 –1921 гг.) и т.д.

Данные военно-учебные заведения в последствии явились основой создания Военного Дважды Краснознаменного института физической культуры.

В соответствии с приказом Комиссариата по военным делам Петроградской трудовой коммуны № 154 от 15 июня 1918 г. при Главной гимнастическо-фехтовальной школе были открыты Петроградские курсы инструкторов физического развития, строя, владения оружием и допризывной подготовки. Их возглавил бывший начальник школы А. П. Мордовин. Заместителем начальника школы был назначен А.П. Галкин. Среди преподавателей – Г.В. Вихра (окончил Парижский гимнастический институт), Э.И. Лусталло (окончил школу бокса в Жуанвилле, Франция), П.А. Заковорот (окончил Будапештскую академию спорта) и др. Срок обучения на курсах первоначально составлял два месяца.

В период с 8 по 15 августа 1918 г. в ГГФШ работала комиссия Главного управления военно-учебных заведений, которая выясняла вопрос о возможности возобновления ее работы. По результатам деятельности комиссии был подготовлен доклад и издан Приказ Народного комиссара по военным и морским делам № 793 от 29 августа 1918 г. в соответствии, с которым Главная гимнастическо-фехтовальная школа была переименована в Советскую военную главную гимнастическо-фехтовальную школу, которой с 1 октября этого же года предписывалось возобновить свою работу. Целью школы было определено – теоретическая и практическая подготовка лиц командного состава РККА в качестве преподавателей гимнастики, спорта и владения холодным оружием, а также руководителей физической подготовки в войсках.

Штатом школы предусматривалось обучение 200 курсантов, срок обучения был установлен 10 месяцев. Курсанты по составу были, в основном, из рабочих и крестьян.

В школе выбирались курсовой совет, педагогический комитет, хозяйственная комиссия, комитет курсантов, контрольная комиссия, комитет служащих, товарищеский суд. Вместе с тем школа унаследовала от офицерской Главной гимнастическо-фехтовальной школы штатную структуру, основной административно-хозяйственный и преподавательский состав (А.П. Мордовин, Ф.П. Гостев, Г.В. Вихра, П.А. Заковорот, В.В. Самойлов, В.К Стасенков и др.), учебные планы и программы (за исключением дисциплин социально-экономического цикла), материальную базу. Главное внимание в школе обращалось на практические предметы, в частности, на гимнастику и фехтование. В учебном плане предусматривались также политическая подготовка, военное образование, строевая подготовка и изучение уставов. На все эти предметы отводилось 320 часов, что составляло 20 % всего учебного времени. Начальником школы был назначен А.П. Галкин, комиссаром – С.Н. Лебедев, заведующим учебной частью – Г.А. Калачев. Среди первых слушателей школы были красноармейцы 1-го стрелкового полка 1-й стрелковой дивизии Борис и Виталий Аркадьевы, ставшие в будущем заслуженными тренерами СССР.

17 сентября 1918 г. на Дворцовой площади Петрограда был проведен митинг, посвященный выпуску красных командиров, среди которых были и представители Курсов инструкторов физического развития, строя, владения оружием и допризывной подготовки. 24 сентября на торжественном заседании Петросовета состоялось чествование молодых специалистов. Среди выпускников – К. Грантынь (в будущем – крупный теоретик физического воспитания в нашей стране), а также А. Суранов (ставший впоследствии комиссаром этих курсов). В 1919 году Петроградские курсы получили новое название – Курсы инструкторов физического образования и допризывной подготовки.

Для укрепления руководства физкультурной работой в стране в 1920 г. был создан Высший совет физической культуры (ВСФК) при Главном управлении Всевобуча. ВСФК не являлся государственным органом. Однако нахождение в его составе представителей ЦК РКП(б), РКСМ, Реввоенсовета Республики (РВСР), Наркомпроса, Наркомздрава и других органов власти позволяло Совету объединять деятельность всех ведомств и учреждений в деле плановой организации допризывной подготовки и физического развития населения. Председателем ВСФК стал Н.И. Подвойский.

С 1920 года на Главное управление Всевобуча было возложено общее руководство физической подготовкой в Красной Армии. В его составе создается учебно-спортивный отдел, который занимался подготовкой нормативных документов по вопросам организации физической подготовки в войсках.

Так как сеть физкультурных центров в рамках Всевобуча расширялась, увеличивалась потребность в квалифицированном инструкторско-преподавательском составе. Специалистов физического образования и допризывной подготовки предполагалось готовить в специальных образовательных организациях. С этой целью были созданы военно-окружные школы инструкторов физического образования. Положение о военно-окружных школах физического образования было утверждено Зампредседателя Реввоенсовета республики 19 мая 1921 г. Военно-окружные школы физического образования имели целью подготовку контингента младших инструкторов физического образования, способных руководить технической стороной допризывной подготовки на местах и лично вести обучение.   

Приказом Главного начальника Всевобуча от 11 сентября 1921 г. №351/1 было утверждено «Положение о центрах физической культуры». На Центры физической культуры (Физкультцентры) возлагались допризывная подготовка молодежи и спортивизация пролетариата, крестьянства и остальных групп трудящихся. Все это проводилось в РСФСР на основе общественного труда и физической культуры, по единому общегосударственному плану и единой программе, на началах общественной самодеятельности трудящихся, объединяемых по месту и району их труда.

Общереспубликанские программы, планы и методы проведения физической культуры утверждались Высшим советом физической культуры и проводились под непосредственным контролем местных советов физической культуры.

На фабриках, заводах, железных дорогах и в воинских частях, академиях, школах и курсах Красной Армии и Красного Флота, Школах Наркомпроса,  Главпрофобра, рабочей молодежи и других государственных и общественных учреждениях, организовывались физкультурные «ячейки», а из молодежи допризывного возраста, кроме того, звенья, отделения, взводы допризывников.

В свою очередь физкультячейки объединялись в физкультурные кружки данного участка. Физкультурные кружки на территориальных участках с общим количеством населения не менее 4000 жителей, или смешанного (городского, сельского) не менее 200000 жителей, образовывали физкультурную группу данного района. На территориях большего масштаба создавались районные физкультцентры. При определенных условиях учреждались участковые физкультцентры.

В соответствии с Положением окружные школы и курсы Всевобуча, помимо своих основных функций должны были, при помощи своего преподавательского и слушательского составов, выполнять (в качестве опытных практических занятий) функции физкультцентров.

Руководили центрами советы из четырех лиц (председателя, заведующего организацией,  и трех членов совета: заведующего политической частью, заведующего учебной частью и врача). Необходимый штат инструкторов централизованно финансировался Всевобучем. О количестве и численности спортивных центров можно судить по разнарядке выдачи в феврале 1922 г. в округа форменного обмундирования (6600 комплектов), полученного Всевобучем из военного ведомства специально для экипировки инструкторского состава физкультцентров.  

С 12 по 19 февраля 1922 г. Главное управление Всевобуча организовало и провело в Москве Всероссийские состязания «Неделя зимнего спорта», в которых участвовали сборные команды окружных управлений, а также сильнейшие спортсмены страны. На старт соревнований по бегу на лыжах, коньках, хоккею, боксу, борьбе и поднятию тяжестей вышли 250 спортсменов из 35 городов.

Приказом РВСР от 31 ноября 1921 г. № 2693 было утверждено Положение и штат Московской окружной кавалерийской школы инструкторов физического образования и допризывной подготовки. Окружная кавалерийская школа имела целью подготовку контингента инструкторов физического образования и конного спорта, способных лично вести обучение и руководить допризывной кавалерийской подготовкой молодежи.

В 1921 г. Петроградские курсы инструкторов спорта и допризывной подготовки были преобразованы в Военно-окружную школу инструкторов физического образования.

Отделы Петроградских курсов (школы) готовили:

– основной отдел – инструкторов спорта и допризывной подготовки для воинских частей и Всевобуча (преподавателей физического образования);

– подготовительный – младших инструкторов спорта и допризывной подготовки (младших преподавателей);

– кавалерийский  – специалистов для кавалерийских частей;

– самокатный  – специалистов по вело- и мотоспорту;

– лыжный  – инструкторов лыжной подготовки;

– морской  – специалистов для Красного Флота;

– отдел физической культуры – преподавателей для трудовых школ.

Петроградские курсы размещались на Большой Гребецкой улице в здании бывшего Владимирского юнкерского училища.

На курсах изучались политграмота, уставы РККА, строевая, тактическая, стрелковая, лыжная подготовка, гимнастика, рукопашный бой, метание гранат и другие дисциплины.

Занятия шли в соответствии с расписанием по 8 часов в день. Кроме занятий, курсанты несли дежурство и караульную службу.

Каждый имел общественные поручения, например, проводили занятия по ликбезу, а вечерами находили время для занятий любимым видом спорта. По словам курсантов, обучавшихся на курсах, несмотря на трудности и частые недоедания, они не унывали и всегда были настроены жизнерадостно.

С первых месяцев деятельности Петроградских курсов – военно-окружной школы инструкторов физического образования – личный состав их стремился к достижению высоких спортивных результатов.

Приказом РВСР от 16 декабря 1921 г. № 2833 было утверждено Положение и штат военной школы инструкторов физического образования окружного железнодорожного отдела Всевобуча. Военная школа инструкторов физического образования окружного железнодорожного отдела Всевобуча имела целью подготовку контингента младших инструкторов физического образования, могущих руководить технической стороной допризывной подготовки на железных дорогах и лично вести обучение

Приказом РВСР от 31 декабря 1921 г. № 2976 было утверждено Положение и штат Центрального Спортивно-гимнастического зала Главного управления учебных заведений, который имел назначением содействие правильной постановке физической культуры и научно-методическую разработку вопросов ее преподавания в военно-учебных заведениях ГУВУЗа.      

В соответствии с Положением Центральный Спортивно-гимнастический зал выполнял следующие задачи:

а) предоставить всем желающим из среды командного и преподавательского состава военно-учебных заведений возможность совершенствоваться под руководством специалистов-преподавателей в изучении различных видов военной гимнастики и спорта;

б) служить местом для устройства различного рода показательных спортивных состязаний, праздников, экскурсий, выставок, а также краткосрочных курсов и циклов лекций с целью популяризации идей физической культуры для военно-учебных заведений.

При зале состояли повторительные курсы для преподавателей спорта военно-учебных заведений ГУВУЗа, имеющие целью усовершенствование и углубление знаний преподавателей и объединение методов преподавания физических упражнений в военно-учебных заведениях с точки зрения утилитарно-военной.

В январе 1922 г. главком Вооруженных сил Республики С. Каменев поручает Всевобучу разработать «Руководство по физическому развитию Красной Армии». 2 октября 1922 г. он подписывает подготовленный Всевобучем проект приказа, которым закладывались основы армейской системы физической подготовки и спорта.

Вот некоторые выдержки из этого приказа: «Необходимость физического воспитания войск путем широкой и планомерной постановки занятий гимнастикой, атлетикой, спортом и играми неопровержимо доказана как опытом мирного времени, так еще более опытом минувших мировой и гражданской войн….  Весь командный состав доложен усвоить себе мысль, что физическое воспитание есть часть подготовки бойца не менее важная, чем строевое обучение или грамотность….

В силу сего:

1. Пользуясь всеми возможными средствами, фактически и неуклонно проводить в войсках спортивно-гимнастические занятия, начиная с … плавания, футбола, лыжного дела и т.п., причем обращать особенное внимание на те виды физических упражнений, которые более соответствуют условиям службы в данном роде войск.

2. Обязательные занятия по физической культуре … следует пополнять и разнообразить клубными занятиями по атлетике, играм, стрелковому спорту и т. п.

3. Установить … периодические спортивно-гимнастические выступления и состязания как внутри воинских частей, так и между командами отдельных частей и высших войсковых соединений.

4. Поддерживать тесную связь в работе со Всевобучем, на котором лежит оказание Красной Армии всяческого содействия, как в смысле выделения необходимых инструкторских сил, так и в отношении организации клубных и прочих занятий».

Ещё в 1918 г. для организации и проведения массовой спортивной работы, а также пропаганды спорта среди населения и, особенно, подрастающего поколения, при курсах был создан Первый Петроградский спортивный клуб (1-й ПСК), председателем которого был назначен помощник А.П. Мордовина А.П. Галкин.

Основными целями 1-го ПСК, как отмечалось в журнале «Русский спорт» (1918 г.), были: популяризация спорта, организация и проведение учебно-тренировочных занятий, состязаний и праздников, чтение лекций и формирование идеальной культуры тела.

Члены спортивного клуба, в основном преподаватели и слушатели курсов, были инициаторами массовых спортивных выступлений и праздников в Петрограде. Первый «гимнастический праздник-митинг» слушателей курсов был проведен 11 августа 1918 г. На митинге, посвященном открытию праздника, выступил окружной инспектор Всевобуча М.Г. Собецкий, наблюдавший за курсами. В своей речи он отметил большое значение спорта для всестороннего развития каждого человека и необходимость распространения его среди всех граждан России. После митинга преподаватели и слушатели курсов продемонстрировали свое спортивное мастерство в легкой атлетике, фехтовании на ружьях и саблях, рубке глины, вольных упражнениях, партерной акробатике, упражнениях на брусьях, перетягивании каната и баскетболе. Преподаватель курсов А.П. Петров с группой курсантов отлично выполнил приемы нападения и самозащиты. В заключение участникам праздника был показан спортивный фильм.

Подобные спортивные праздники стали традиционными. Члены Петроградского спортивного клуба неоднократно демонстрировали общественности свое возрастающее спортивное мастерство. Один из спортивных праздников армейских спортсменов с участием преподавателей и курсантов курсов и других военно-учебных заведений состоялся 2 февраля 1919 г. После парада лучшие гимнасты выступили с вольными упражнениями и на гимнастических снарядах, легкоатлеты соревновались в прыжках в высоту с шестом, демонстрировали технику барьерного бега.

Под руководством преподавателя Н.О. Байкова фехтовальщики показали бой на штыках. В конце были проведены соревнования легкоатлетов. Победители показали следующие результаты: бег на 60 м – 7,7 с; прыжки в длину – 5,28 м, в высоту – 153 см; прыжки в высоту с шестом – 272 см; толкание ядра – 9,61 м. Спортивный праздник закончился концертом артистов.

Спортивный клуб принимал активное участие в организации спортивных соревнований на первенство Петрограда и России. Так, 9 марта 1919 г. по инициативе клуба были проведены Всероссийские соревнования лыжников на дистанцию 25 км. В этих соревнованиях также участвовали представители курсов, но, несмотря на все усилия, первое место никому из них завоевать не удалось. Победителем стал москвич В.А. Серебряков, который был награжден серебряным кубком и билетом в Мариинский театр оперы и балета.

Личный состав военно-спортивных учебных заведений проделал большую работу по созданию и совершенствованию спортивной базы. Для проведения тренировок и состязаний были оборудованы легкоатлетический манеж на Б. Спасской, спортивный зал, летние спортивные площадки, места для занятий и кроссовые трассы в Петровском парке, тир. В зимний период функционировали лыжная станция и каток в Петровском парке. В мае 1919 г. Спортивному клубу было передано помещение бывшего офицерского гимнастическо-фехтовального зала (здание около цирка, сейчас там размещается Спортивный клуб ЗВО).

Наибольший размах спортивная работа принимала в весенне-летний период. 8 мая 1919 г. был проведен еще один спортивный праздник. В майских номерах журнала «Русский спорт» отмечалось, что на курсах физическое воспитание «поставлено на надлежащую высоту», подчеркивалось, что в Петровском парке с 9 утра до 7 вечера курсанты активно занимаются спортом под руководством опытных преподавателей.

Наиболее яркие страницы, раскрывающие мужество и героизм воспитанников школы, относятся к 1919 году. Весной 1919 г. обстановка в Петрограде стала чрезвычайно сложной. Белофинны и части белогвардейцев перешли в наступление и создали реальную угрозу для города. От Советской военной главной гимнастическо-фехтовальной школы для защиты Петрограда был выделен отряд курсантов в количестве 70 человек во главе с А.П. Автуховым. После кратковренной подготовки 2 мая 1919 г. курсантский отряд был направлен на Карельский участок Олонецкого фронта. Защищая Петроград, смертью храбрых пали 7 курсантов (Инту, Эльмих, Запрягаев, Буканов, Старшов, Петров, Десятов), а 14 человек получили ранения (в том числе А. Автухов, Г. Фокин, Н. Борисов, П. Егоров, Н. Баринов, И. Михайлов, Ю. Мордовин и др.).

Вот как вспоминает эти события бывший командир курсантской роты полковник в отставке А.П. Автухов: «После небольшой подготовки отряд был доставлен на станцию Лодейное Поле, откуда форсированным маршем двинулся на город Олонец. Заняв оборонительные рубежи на реке Тулокса, мы вели ожесточенные бои, причем противник знал, что перед ним находится курсантский отряд и поэтому не решался вступать в рукопашную схватку.

Наибольшее испытание физических и моральных сил пришлось выдержать в июне. Перед нами была поставлена задача: овладеть сильно укрепленным районом противника у деревни Березовая Гора.

Утром 27 июня, несмотря на шквальный пулеметный и винтовочный огонь, курсанты с винтовками в руках бросились на врага. Противник не выдержал этой атаки и поспешно, бросая оружие, стал отходить на запад...».

В мае 1919 г. от Петроградских курсов на фронт против войск генерала Н. Юденича в распоряжение начальника тыла маневренных отрядов было отправлено 158 курсантов.

В феврале 1921 г. в Петрограде было введено патрулирование улиц и площадей, в котором принимали участие и курсанты.

Однако занятия на курсах продолжались, хотя времени на это почти не оставалось. Сказывались также усталость и скудный продовольственный паек.

В начале марта курсанты (Л. Захаров, Г. Плещ, М. Сахаров и др.) выполняли различные задания: доставляли секретные пакеты, несли патрульную службу, участвовали в охране Гренадерского, Тучкова и других мостов.

Весна 1921 г. была серьезной вехой в жизни военно-физкультурного образования, когда курсанты Петроградских окружных курсов инструкторов спорта и допризывной подготовки проявили мужество, героизм и верность военной присяге.

Кронштадтское восстание 1–18 марта 1921 г., известное как вооружённое выступление гарнизона крепости Кронштадт, экипажей кораблей Балтийского флота и жителей города против правительства большевиков и проводимой ими политики «военного коммунизма», было одним из трагических событий нашей истории. Несмотря на всю драматичность и противоречивость этих событий, нельзя не сказать о подвиге курсантов Петроградских курсов, которые при штурме фортов № 2, 3, 4, 5 и 6 на весеннем льду Финского залива под орудийным и ружейно-пулеметным огнем восставших выполняли боевую задачу.

В конце февраля 1921 г. в Кронштадте восстали моряки Балтийского флота и военнослужащие гарнизона крепости и военно-морской базы. Противоречия, возникшие между восставшими и властью большевиков были неразрешимыми; мятеж мог иметь серьезные, как внутриполитические, так и внешнеполитические последствия. Совокупность этих угроз явилась основанием для вооруженного подавления восстания. Первый штурм 7 марта 1921 г., предпринятый войсками 7-й армии и войсками Петроградского гарнизона, был неудачен. Многие части колебались и были расположены к восставшим. Верными частями Советской власти были курсанты военно-учебных заведений Петрограда и Москвы. Времени на принятие решения и подавление вооруженного мятежа было немного, потому что наступавшая весенняя распутица угрожала раннему сходу льда, что было чревато большими потерями, как людскими, так и политическими. Из состава Петроградских курсов было сформировано воинское подразделение численностью 230 человек. Получив оружие, боеприпасы и неприкосновенный запас на два дня, это подразделение совершило марш на 30 км в район прибрежного поселка Лисий Нос, где затем вошло в состав Сводного курсантского полка Северной группы войск. Там курсанты занимались охраной складов боеприпасов и готовились к наступлению на Кронштадт. Всем выдали белые маскхалаты, ножницы для разрезания колючей проволоки. Решительное наступление было назначено на ночь 17 марта 1921 года в ходе уже второго, удачного штурма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.095 с.)