Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ступени познания. Формы познания
Осуществляясь на основе практики, познание находится в постоянном движении и развитии, ибо оно осуществляется от чувственного отражения действительности к абстрактному мышлению и от него снова к практике как критерию истинности получаемых знаний. Чувственное познание является началом всякого познания. Оно представляет из себя познание реального мира с помощью органов чувств и включает в себя три основные формы: ощущение, восприятие, представление. Ощущение представляет собой субъективно-идеальный образ предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Человек наделён способностью синтезировать ощущения и на этой основе создавать, воспроизводить в сознании целостный образ воздействующего на наши органы чувств предмета. Такое воспроизведение целостного образа в нашем сознании называется восприятием. На основе восприятия формируется представление. Представление - это обобщенный образ предметов или явлений, который получен на основе восприятий, сохраняемый посредством памяти и воспроизводимый в нашем сознании без непосредственного воздействия отражаемых предметов или явлений в данный момент времени. Учитывая то обстоятельство, что без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, появилось направление, которое преувеличивало роль органов чувств в процессе познания. Такое направление получило название «сенсуализм» (от слова «сенсус» -чувство, ощущение, восприятие) Чувственное познание действительности является необходимым, но недостаточным условием для осуществления процесса познания, ибо результаты, полученные на основе органов чувств, требуют их рациональной переработки, которая осуществляется на уровне абстрактного мышления. Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - это идеальный образ, лишённый наглядности и отражающий общие, существенные свойства и связи предметов и явлений окружающей действительности. В понятии сконцентрировано все то общее, существенное, что характерно для данного класса предметов или явлений. В процессе мышления понятия, вступая во взаимосвязь между собой, образуют другие формы отражения действительности, в частности, суждение и умозаключение.
Суждение - это любая мысль, высказанная в виде предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается. Суждениями являются, например, следующие мысли: на дворе ночь; человек - общественное существо и др. Суждение-это простейшая форма мышления, отражающая через определённую взаимосвязь понятий или представлений наличие или отсутствие связей между предметами и их свойствами. На основании одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, которое называется умозаключением. Умозаключение - это форма мышления, представляющая собою такую связь между суждениями, которая обуславливает выведение нового суждения, содержащего новую мысль. Связывая соответствующие понятия в суждения, а суждения в умозаключения, человек получает возможность воспроизводить в сознании в системе идеальных образов необходимые стороны и связи действительности, сущность исследуемого объекта. Придавая большое значение рациональному познанию, появляется направление, которое преувеличивает его роль в процессе познания. Это направление получило название «рационализм». Рационализм (от латинского «рацио» - разум) утверждает, что определяющим в процессе познания является абстрактное мышление, разум, а не чувства. Поэтому надо отметить, что чувственное познание и абстрактное мышление нельзя противопоставлять друг другу, ибо познание сущности может быть обеспечено только совместными усилиями того и другого. Можно сказать, что взаимосвязь чувственного и рационального в познании выражается не только в том, что они дополняют и предполагают друг друга, но и в том, что они взаимопроникают друг в друга. Это означает, что в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным. 4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания
Рассмотрение взаимопроникновения чувственного и рационального, живого созерцания и абстрактного мышления в процессе познания потребовало выделить эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирическое познание характеризуется тем, что оно имеет дело с явлениями, с тем, что лежит на поверхности объекта - с его внешними сторонами и связями.
В эмпирическом познании преобладающую роль играют чувственные формы отражения действительности: ощущения, восприятия, представления. Однако заметим, что эмпирическое никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности потому, что уже на первом его слое – наблюдении – проявляется взаимосвязь чувственного и рационального. На эмпирическом уровне познание к данным наблюдения не сводится, ибо оно предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта, который возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдения. Поэтому любые факты науки представляют собой диалектику чувственного и рационального. Развиваясь на основе эмпирического, теоретическое познание не останавливается на исследовании поверхности явлений, а проникает в их природу, выявляет причины, их обуславливающие. Теоретическое познание оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями и через призму их взаимосвязи воспроизводит в сознании сущность исследуемого объекта. Однако и здесь нельзя сказать, что теоретическое познание представляет из себя чистую рациональность, ибо и на этом уровне проявляется диалектика чувственного и рационального. Опираясь на эмпирические данные, теоретическое познание стремится выявить необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Это позволяет объяснить наблюдаемое явление. Однако, несмотря на единство эмпирического и теоретического, между ними есть и различие. Эти уровни имеют следующие критерии различия: 1.характер предмета исследования; 2.тип применяемых средств исследования; 3.особенности методов исследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.) |