Ступени познания. Формы познания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ступени познания. Формы познания



 

Осуществляясь на основе практики, познание находится в постоянном движении и развитии, ибо оно осуществляется от чувственного отражения действительности к абстрактному мышлению и от него снова к практике как критерию истинности получаемых знаний.

Чувственное познание является началом всякого познания. Оно представляет из себя познание реального мира с помощью органов чувств и включает в себя три основные формы: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение представляет собой субъективно-идеальный образ предмета, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.

Человек наделён способностью синтезировать ощущения и на этой основе создавать, воспроизводить в сознании целостный образ воздействующего на наши органы чувств предмета. Такое воспроизведение целостного образа в нашем сознании называется восприятием.

На основе восприятия формируется представление. Представление - это обобщенный образ предметов или явлений, который получен на основе восприятий, сохраняемый посредством памяти и воспроизводимый в нашем сознании без непосредственного воздействия отражаемых предметов или явлений в данный момент времени.

Учитывая то обстоятельство, что без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению, появилось направление, которое преувеличивало роль органов чувств в процессе познания. Такое направление получило название «сенсуализм» (от слова «сенсус» -чувство, ощущение, восприятие)

Чувственное познание действительности является необходимым, но недостаточным условием для осуществления процесса познания, ибо результаты, полу­ченные на основе органов чувств, требуют их рациональной переработки, которая осуществляется на уровне абстрактного мышления.

Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это идеальный образ, лишённый наглядности и отражающий общие, существенные свойства и связи предметов и явлений окружающей действительности.

В понятии сконцентрировано все то общее, существенное, что характерно для данного класса предметов или явлений.

В процессе мышления понятия, вступая во взаимосвязь между собой, образуют другие формы отражения действительности, в частности, суждение и умозаключение.

Суждение - это любая мысль, высказанная в виде предложения, в котором что-либо утверждается или отрицается.

Суждениями являются, например, следующие мысли: на дворе ночь; человек - общественное существо и др. Суждение-это простейшая форма мышления, отражающая через определённую взаимосвязь понятий или представлений наличие или отсутствие связей между предметами и их свойствами.

На основании одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, которое называется умозаключением.

Умозаключение - это форма мышления, представляющая собою такую связь между суждениями, которая обуславливает выведение нового суждения, содержащего новую мысль.

Связывая соответствующие понятия в суждения, а суждения в умозаключения, человек получает возможность воспроизводить в сознании в системе идеальных образов необходимые стороны и связи действительности, сущность исследуемого объекта.

Придавая большое значение рациональному познанию, появляется направление, которое преувеличивает его роль в процессе познания. Это направление получило название «рационализм». Рационализм (от латинского «рацио» - разум) утверждает, что определяющим в процессе познания является абстрактное мышление, разум, а не чувства.

Поэтому надо отметить, что чувственное познание и абстрактное мышление нельзя противопоставлять друг другу, ибо познание сущности может быть обеспечено только совместными усилиями того и другого.

Можно сказать, что взаимосвязь чувственного и рационального в познании выражается не только в том, что они дополняют и предполагают друг друга, но и в том, что они взаимопроникают друг в друга. Это означает, что в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное - чувственным.

4. Эмпирический и теоретический уровни познания. Методы познания

 

Рассмотрение взаимопроникновения чувственного и рационального, живого созерцания и абстрактного мышления в процессе познания потребовало выделить эмпирический и теоретический уровни познания.

Эмпирическое познание характеризуется тем, что оно имеет дело с явлениями, с тем, что лежит на поверхности объекта - с его внешними сторонами и связями.

В эмпирическом познании преобладающую роль играют чувственные формы отражения действительности: ощущения, восприятия, представления. Однако заметим, что эмпирическое никогда не может быть сведено только к чистой чувствительности потому, что уже на первом его слое – наблюдении – проявляется взаимосвязь чувственного и рационального. На эмпирическом уровне познание к данным наблюдения не сводится, ибо оно предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания - научного факта, который возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдения. Поэтому любые факты науки представляют собой диалектику чувственного и рационального.

Развиваясь на основе эмпирического, теоретическое познание не останавливается на исследовании поверхности явлений, а проникает в их природу, выявляет причины, их обуславливающие.

Теоретическое познание оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями и через призму их взаимосвязи воспроизводит в сознании сущность исследуемого объекта. Однако и здесь нельзя сказать, что теоретическое познание представляет из себя чистую рациональность, ибо и на этом уровне проявляется диалектика чувственного и рационального.

Опираясь на эмпирические данные, теоретическое познание стремится выявить необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Это позволяет объяснить наблюдаемое явление.

Однако, несмотря на единство эмпирического и теоретического, между ними есть и различие. Эти уровни имеют следующие критерии различия:

1.характер предмета исследования;

2.тип применяемых средств исследования;

3.особенности методов исследования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.007 с.)