Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Можно выделить два основных вида действий по осуществлению познания человеком:

Поиск

1.непосредственное познание окружающего мира, когда человек открывает нечто либо для себя,либо для человечества;

2.познание окружающего мира через результаты познавательной деятельности других поколений. Этому способствует обучение, просмотр кинофильмов, чтение книг, приобщение ко всем видам духовной и материальной культуры.

 

Проблема познания во все времена в истории философии вызывала множество споров и разногласий.

 

В целом, в истории философии можно выделить две основные точки зрения на процесс познания:

1.направление, которое признает познаваемость мира;

2.направление, которое не верит либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира.

 

К первому направлению можно отнести как объективных идеалистов (Платон и Гегель),так и материалистов, которые оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. Объективные идеалисты отличаются от материалистов тем, что они признают познание не реального (объективного) мира, а мира как продукта наших идей (Платон) и абсолютной идеи или абсолютного разума (Гегель). Ко второму направлению относятся агностики, которые отрицают возможности познания самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Наиболее последовательно агностицизм был проведен в системе Юма, который считал,что всё познание имеет дело лишь с опытом и не может выйти за его пределы, а поэтому оно не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Наиболее известным среди агностиков был Иммануил Кант, который выдвинул наиболее последовательную теорию агностицизма.

 

Основные положения агностицизма Канта:

1.познающий субъект (человек) обладает ограниченными познавательными возможностями, ибо они ограничены возможностями человеческого разума;

2.человек может познавать с помощью органов чувств только внешнюю сторону предметов или явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность, ибо «вещи в себе» не познаваемы;

3.считая,что логическим путём невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без специального анализа познавательных способностей субъекта, Кант настаивает на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью.

 

Современная материалистическая гносеология базируется на следующих позициях:

1. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность - сознание- получает возможность изучать саму себя;

2. к процессу познания необходимо подходить диалектически, что позволяет рассматривать этот процесс в развитии;

3. все предметы и явления должны рассматриваться в контексте их исторического возникновения и становления, что говорит о признании принципа историзма гносеологией;

4. признание предметов и явлений, включенных в процесс познания, существующими независимо, самостоятельно, объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека;

5. признание практики как главного способа познания

6. признание процесса познания как активного творческого отображения действительности;

7. современная гносеология отстаивает понятия «объективности» и «конкретности» истины.

 

Субъект и объект познания

Субъектом познания является человек, который наделён разумом и который освоил арсенал познавательных средств, накопленных человечеством. Кроме того, субъектом познания может выступать социальная группа и общество в целом, которое за свою историю накопило громадный опыт и объем духовной и материальной культуры - носителей результатов познания. Надо отметить, что субъект познания с присущим ему сознанием является порождением объективной реальности, материи. Субъект - это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и осуществления познания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.195 (0.007 с.)