При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации»



ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра конституционного и международного права

 

      УТВЕРЖДЕНА решением кафедры конституционного и международного права Протокол от «19» марта 2019 г. № 8 (c изменениями от 21.03.2019 г. Протокол № 8)    

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Б1.В.9 Муниципальное право

краткое наименование МП

 

по направлению подготовки

38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

 

профиль:

Организация работы органов государственного и муниципального управления

 

квалификация: бакалавр

 

форма обучения: очная, заочная и очно-заочная

 

Год набора -  2019

 

Екатеринбург, 2019 г.


Автор–составитель:

старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права                                                     И.И. Тепляков

 

 

Заведующий кафедрой конституционного и международного права                 

д.ю.н., профессор И.В. Выдрин

      


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы ……………………………………...4

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО ……………………………………...5

3. Содержание и структура дисциплины ……………………………………………...5

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ……………………………………...10

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……….………….24

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………………….27

6.1. Основная литература. 27

6.2. Дополнительная литература. 27

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 29

6.4. Нормативные правовые документы. 33

6.5. Интернет-ресурсы, справочные системы. 37

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………………………….38

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина «Муниципальное право» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-20 Способность свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять нормы права(компетенция, формирование которой продолжается в течение изучения данной дисциплины (составная)). ПК-20.3   Способность правильно применять нормы права

1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

ОТФ/ТФ Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
ПФКТ Нормативное правовое регулирование ПК-20.3 – сформированы знания: понятие муниципального права; местное самоуправление, его система; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; территориальное общественное самоуправление; институты прямой демократии в местном самоуправлении; материальные и финансовые основы местного самоуправления; полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления; порядок формирования и деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления; гарантии и защита прав местного самоуправления. – сформированы умения: правильно толковать и применять законы и иные нормативно-правовые акты в области муниципального права; принимать правовые решения и совершать юридически значимые действия в точном соответствии с законом в области муниципального права. – сформированы навыки: принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законами Российской Федерации, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления; давать квалифицированные юридические заключения по вопросам и отношениям, входящим в предмет правового регулирования муниципального права; принятия необходимых мер реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина; анализа правоприменительной и правоохранительной практики по вопросам организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Муниципальное право» изучается бакалаврами очного отделения на 3  в 5 семестре, на заочной и очно-заочной форме обучения изучается на 4 курсе в 7 семестре. Относится к обязательным дисциплинам вариативной части основной образовательной программы и представляет собой неотъемлемую часть и важный элемент высшего образования.

Дисциплина реализуется после изучения таких дисциплин как:  Правоведение, Теория государства и права, Государственная и муниципальная служба, Конституционное право, Административное право и другие.

Для усвоения лекционного материала дисциплины от студента требуется знание таких юридических дисциплин, как основы права, конституционное право и иных. О своение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области юридической терминологии; понятий и категорий Теории государства и права; общеправовых принципов; механизмов государства; механизмов и средств правового регулирования, реализации права; юридической техники; а также на приобретенные ранее умения и навыки выражать и аргументировано отстаивать свою позицию; ориентироваться в системе законов и норм правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности; навыками работы с правовыми актами, умениями грамотно строить устную и письменную речь; навыками анализа правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

Полученные в результате изучения учебной дисциплины «Муниципальное право» знания, умения и навыки являются важной составной частью профессиональной подготовки бакалавра. Муниципальное право вооружает студентов способностью руководствоваться муниципальными нормами в других отраслях права и отношениях, где одними из субъектов отношений являются органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, муниципальные служащие. К таким дисциплинам относятся: государственные и муниципальные финансы, государственное и муниципальное управление в зарубежных странах, информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

На контактную работу с преподавателем на очной форме обучения выделено 52 ч. (из них 20ч. Лекций и 32 ч. Семинаров), на самостоятельную работу выделено- 56 ч.

На контактную работу с преподавателем на заочной форме обучения выделено 16 ч. (из них 6ч. Лекций и 10 ч. Семинаров), на самостоятельную работу выделено- 92 ч.

На контактную работу с преподавателем на очно-заочной форме обучения выделено 34 часа (из них 14 ч. – лекции, 20 ч. –семинары), на самостоятельную работу -74 ч.

Форма промежуточной аттестации согласно учебному плану – зачет.

3. Содержание и структура дисциплины

Структура дисциплины

№ п /п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, час.

Форма
текущего
контроля успеваемости4, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа обучающихся с преподавателем
по видам учебных занятий

СР

Л ЛР ПЗ КСР

Очная форма обучения

Тема 1 Муниципальное право как наука и комплексная отрасль права. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. 14 4   4   6 Опрос, Домашняя работа
Тема 2 Становление и развитие местного самоуправления в России 16 2   2   12 Опрос Тест
Тема 3 Правовая основа местного самоуправления. 16 2   4   12 Индивидуальный опрос
Тема 4   Территориальная организация местного самоуправления 12 2   4   6 Опрос, Тест
Тема 5 Вопросы местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 14 2   4   8 Работа в малых группах
Тема 6 Организационная основа местного самоуправления. Формы прямой демократии в местном самоуправлении 18 2   4   12 Круглый стол, дискуссия
Тема 7 Экономическая основа местного самоуправления. 18 2   4   12 Опрос, Тест
Тема 8 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор в местном самоуправлении 18 2   4   12 Контрольная работа
Тема 9 Особенности организации местного самоуправления 18 2   2   12 Ролевая игра

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

144 20   32   62  

Заочная форма обучения

Тема 1 Муниципальное право как наука и комплексная отрасль права. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. 12 -   2   10 ДКР
Тема 2 Становление и развитие местного самоуправления в России 18 -   2   16 Тест
Тема 3 Правовая основа местного самоуправления. 18 2   -   16 ДКР
Тема 4   Территориальная организация местного самоуправления 12 2   -   10 ДКР
Тема 5 Вопросы местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 16 2   2   12 Работа в малых группах ДКР
Тема 6 Организационная основа местного самоуправления. Формы прямой демократии в местном самоуправлении 12 -   2   16 Круглый стол ДКР
Тема 7 Экономическая основа местного самоуправления. 16 -   -   16 Самостоятельная работа ДКР
Тема 8 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор в местном самоуправлении 18 -   2   16 Самостоятельная работа ДКР
Тема 9 Особенности организации местного самоуправления 16 -   -   16 Самостоятельная работа ДКР

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

144 6   10   128  

Очно-заочная форма обучения

Тема 1 Муниципальное право как наука и комплексная отрасль права. Понятие, принципы и функции местного самоуправления. 10 2   2   10 ДКР
Тема 2 Становление и развитие местного самоуправления в России 12 -   2   10 Тест
Тема 3 Правовая основа местного самоуправления. 16 2   4   10 ДКР
Тема 4   Территориальная организация местного самоуправления 16 2   2   10 ДКР
Тема 5 Вопросы местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 15 2   2   11 Работа в малых группах ДКР
Тема 6 Организационная основа местного самоуправления. Формы прямой демократии в местном самоуправлении 15 2   2   11 Круглый стол ДКР
Тема 7 Экономическая основа местного самоуправления. 15 2   2   11 Самостоятельная работа ДКР
Тема 8 Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Контроль и надзор в местном самоуправлении 14 2   2   10 Самостоятельная работа ДКР
Тема 9 Особенности организации местного самоуправления 12 -   2   10 Самостоятельная работа ДКР

Промежуточная аттестация

            Зачет

Всего:

144 14   20   110  

ИПР- итоговая письменная работа

Содержание дисциплины

Тема 5. Вопросы местного значения. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Общие принципы правового регулирования компетенции местного самоуправления. Компетенция собственная и переданная. Вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа. Порядок определения вопросов местного значения внутригородских территорий городов федерального значения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Порядок передачи полномочий органа местного самоуправления поселения органу местного самоуправления муниципального района, в состав которого оно входит, и обратно.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: принятие закона, материальное и финансовое обеспечение. Государственный контроль за осуществлением переданных полномочий.

Типовая домашняя работа

Метод анализа нормативно-правовых актов (документальный метод) проводится в виде самостоятельной домашней письменной работы по следующим заданиям:

1. Дайте сравнительную характеристику норм Конституции РФ, посвященных местному самоуправлению. Каким статьям российской Конституции корреспондируют названия глав и статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? Есть ли в названном законе нормы, дублирующие положения Конституции РФ о местном самоуправлении?

2. Проанализируйте определения понятия «местное самоуправление», предложенное Европейской Хартией местного самоуправления и Федеральным законом от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В чем сходства и отличия указанных определений? Усматривается ли в них существенная разница?

3.    Сравните положения Европейской Хартии местного самоуправления и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ответьте на вопрос: соответствуют ли принципы местного самоуправления, закрепленные российским законодательством, тем, что закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления.

4.2.3. Типовой вариант тестирования

Вариант 1

Дайте определение понятиям: «муниципальная служба», «муниципальный служащий», «муниципальная должность». Определите соотношение понятий «муниципальная служба» и «государственная служба».

Глава администрации одной из областей премировал из бюджетов городов и районов области (являющихся муниципальными образованиями) ряд глав муниципальных образований и других муниципальных служащих за большую организаторскую работу по подготовке и проведению выборов в областной законодательный орган государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Соответствует ли решение главы областной администрации действующему федеральному законодательству?

4.2.8. Типовой пример ролевой игры

В процессе занятия перед группой ставится задача определения состояния, проблем и перспектив развития муниципальных учреждений и предприятий. Поскольку вопрос достаточно большой по содержанию и ответ на него носит неявный характер, то необходимо выдвижение различных идей, требующих критического осмысления другими обучающимися в группе. Итоговый результат выносится на окончательное обсуждение.

Примерные темы для выступлений:

1. Основные изменения в правовом регулировании статуса муниципальных учреждений на основе Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …» (выступает Председательствующий Первый заместитель Председателя Государственной Думы).

2. Совершенствование понятий «автономное учреждение», «бюджетное учреждение», «казенное учреждение» (выступает ученый)

3. Основные проблемы реализации Федерального закона № 83-ФЗ (выступает заместитель Министра регионального развития Российской Федерации)

4. Переход от разработки общих нормативных методических положений на федеральном уровне к стадии практической реализации на региональном и местном уровне (выступает представитель Совета по местному самоуправлению)

5. Государственные и муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выступает губернатор Свердловской области).

6. Проблемы реформирования системы управления муниципальными учреждениями и возможные пути их решения (выступает директор Центра фискальной политики).

7. Вопросы налогообложения учреждений различных типов (выступает представитель Министерства финансов РФ)

8. Понятие муниципальной услуги и критерии оценивания ее качества (выступает председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества)

4.2.9. Типовой пример метода кейсов (кейс-стади)

Метод кейсов (кейс-стади)

1. На встрече населения муниципального образования с главой данного муниципального образования ему был задан вопрос: почему все муниципальные служащие в конце финансового года представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а о главе муниципального образования такой информации нет. Дайте правовой ответ от имени главы муниципального образования. Должен или нет глава муниципального образования предоставлять такую информацию? 

2. Губернатор области своим распоряжением вынес дисциплинарное взыскание главе муниципального образования за систематическое нарушение закона, объявив ему строгий выговор. Кроме того, губернатор устно предупредил главу муниципального образования, что если тот в ближайшее время не исправит положение, то он вынужден будет отрешить его от должности. Правомерны ли действия губернатора. Поясните, что можно сделать в описанной ситуации губернатору (в случае, если ему стали известны факты нарушения закона главой) и главе муниципального образования (в случае объявления ему строгого выговора губернатором).

3.    Представительный орган муниципального образования к началу финансового года не утвердил бюджет муниципального образования. Глава городского округа своим постановлением утвердил временный бюджет городского округа до утверждения основного бюджета представительным органом. Представительный орган принял решение обратиться в суд на указанные действия главы муниципального образования.

Проанализируйте ситуацию. Может ли глава или иное лицо контролировать процесс принятия бюджета городского округа или утверждать его сам? Несет ли представительный орган ответственность за неисполнение в срок своих обязанностей? Каким образом органы местного самоуправления должны действовать в новом финансовом году при отсутствии принятого бюджета?

4.    Сотрудник одного из учреждений был избран депутатом в представительный орган муниципального образования.

Спустя некоторое время администрация учреждения решила уволить его за прогулы в соответствии с Трудовым кодексом.

Вправе ли работодатель сделать это? Если да, то когда и при каких условиях. Если нет, то почему. Можно ли к депутатам применять такую форму ответственности как увольнение?

4.2.10. Типовой пример деловой игры

Деловая игра – судебное заседание

Из материалов судебной практики преподавателем совместно со студентами подбирается фабула дела с участием органов местного самоуправления (разрешение спора по вопросам местного значения).

 

4.2.11. Типовой пример ситуативного анализа

Ситуации (задачи)

Вариант 3.

Заполните таблицу:

Признаки для сравнения Город федерального значения Закрытое административно-территориальное образование Наукоград
Правовое регулирование      
Особенности организации управления      
Порядок образования      
Особенности вопросов местного значения      

Решите задачу:

Уставом одного их муниципальных образований к ведению главы данного образования отнесено решение следующих вопросов:

а) реализация права законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ;

б) учреждение муниципальных средств массовой информации;

в) при досрочном прекращении полномочий представительного ОМС принятие временных правовых актов по вопросам, входящим в ее компетенцию;

г) назначение проведения местного референдума;

д) координирование деятельности депутатов и комиссий представительного ОМС с местной администрацией и др. 

Вопрос. Насколько этот круг вопросов соответствует действующему федеральному законодательству? Ответ обоснуйте по каждому вопросу со ссылками на нормы права.

Вариант 4.

Заполните таблицу:

  Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права собственности    
Объект права собственности    
Содержание права собственности    

Решите задачу:

Глава администрации г. Ревды своим решением разделил город на территории, в рамках которых должно действовать территориальное общественное самоуправление.

Жители двух микрорайонов просили объединить их территории, поскольку они пользуются общими социально-культурными учреждениями и предприятиями торговли.

Глава администрации пообещал подумать и вернуться к принятому решению.

Прав ли глава администрации? Каков порядок определения территории деятельности территориального общественного самоуправления? В ответе со ссылками на нормы права дайте советы жителям, как им необходимо действовать.

 

Типовые оценочные средства

Типовые теоретические вопросы для подготовки к зачету

1. Понятие и природа местного самоуправления

2. Основные теории местного самоуправления

3. Конституционно-правовое регулирование основ местного самоуправления

4. Местное самоуправление и государственное управление. Критерии местного самоуправления

5. Принципы, функции и методы местного самоуправления

6. Система местного самоуправления

7. Управление на местах до отмены крепостного права

8. Земское и городское самоуправление в 1864-1917 гг.

9. Правовые основы местного самоуправления в России в 1917-1978 гг.

10. Реформирование местного самоуправления в конце XX — начале XXI в.

11. Понятие, предмет и метод муниципального права

12. Система муниципального права как отрасли права. Муниципально-правовые нормы и муниципально-правовые институты

13. Субъекты муниципального права

14. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

15. Понятие и содержание правовых основ местного самоуправления

16. Характеристика муниципальных правовых актов

17. Устав муниципального образования

18. Понятие муниципального образования, его основные признаки и виды

19. Установление и изменение границ муниципальных образований

20. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях: городах федерального значения, в особо малых муниципальных образованиях

21. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях и наукоградах

22. Местный референдум

23. Муниципальные выборы

24. Система территориального общественного самоуправления

25. Иные формы непосредственного волеизъявления граждан: собрания (сходы), народная правотворческая инициатива, обращения, консультативные опросы

26. Полномочия органов государственной власти в отношении местного самоуправления

27. Понятие и общая характеристика вопросов местного значения муниципального образования

28. Порядок и условия осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

29. Система органов местного самоуправления

30. Порядок формирования и компетенция представительных органов местного самоуправления

31. Статус депутата представительного органа местного самоуправления

32. Правовой статус главы муниципального образования

33. Структура и компетенция исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления

34. Иные органы местного самоуправления: избирательная комиссия муниципального образования, контрольный орган.

35. Особенности правового режима органов местного самоуправления как юридических лиц

36. Межмуниципальное сотрудничество

37. Понятие муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы

38. Правовое положение муниципального служащего

39. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения

40. Муниципальная собственность и порядок ее формирования

41. Местный бюджет, местные налоги и сборы.

42. Бюджетный процесс

43. Виды финансовой поддержки местного самоуправления со стороны Российской Федерации и ее субъектов

44. Муниципальный заказ

45. Муниципальные предприятия и учреждения

46. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

47. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

48. Основания и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

49. Прокурорский надзор за соблюдением законности органами и должностными лицами местного самоуправления

50. Понятие и система гарантий местного самоуправления. Общие гарантии

51. Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления

52. Судебная защита местного самоуправления.

Итоговой формой контроля по дисциплине «Муниципальное право» является зачет. Итоговая работа проводится в письменной форме по билетам индивидуально. Время написание итоговой письменной работы составляет 60 минут. Итоговая письменная работа пишется всей группой единовременно. Результаты промежуточной аттестации предоставляются в течение суток.

Каждый билет включает в себя:

- теоретическое задание на знание понятийного аппарата, законодательства о местном самоуправлении, необходимого для толкования норм права;

- задачу на демонстрацию умений толкования и применения различных правовых актов и принятия решений в точном соответствии с актами, регулирующими отдельные вопросы местного самоуправления

 

Типовой билет итоговой письменной работы №1:

1. Понятие и содержание правовых основ местного самоуправления

2. Глава администрации одной из областей премировал из бюджетов городов и районов области (являющихся муниципальными образованиями) ряд глав муниципальных образований и других муниципальных должностных лиц за большую организаторскую работу по подготовке и проведению выборов в областной законодательный орган государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Вопрос. Соответствует ли решение главы областной администрации действующему федеральному законодательству?

Типовой билет итоговой письменной работы №2:

1. Порядок и условия осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

2. Представительный орган муниципального образования отказался принять и рассмотреть проект нормативно-правового акта, внесенный инициативной группой от имени населения муниципального образования в порядке реализации последним такой формы, как народная правотворческая инициатива. Представительный орган ОМС мотивировал свой отказ тем, что правотворческая функция принадлежит исключительно представительному органу местного самоуправления. Задание. Дайте юридическую оценку данному факту.

 

Методические материалы

Зачет по дисциплине проводится письменно (итоговая письменная работа): студенты отвечают на теоретический вопрос и выполняют практическое задание. Время на выполнение предоставляется с учетом норма времени образовательной организации, отведенных на сдачу зачета. Результаты оцениваются преподавателем и доводятся персонально до каждого студента группы с указанием допущенных ошибок

Система оценки результатов освоения дисциплины:

Для бакалавров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система:

«Зачтено» - студент набрал суммарно за все виды работ в семестре и по результатам зачета 50 и более баллов.

«Незачтено» - студент набрал суммарно за все виды работ в семестре и по результатам зачета менее 50 баллов.

Обучающимся по заочной и очно-заочной форме промежуточная аттестация по дисциплине выставляется по результатам итоговой письменной работы.

   5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

5.1. При подготовке к итоговой письменной работе студенту следует ориентироваться на содержание рабочей учебной программы и рекомендации преподавателя, данные в ходе лекционных и семинарских занятий и на консультации.

5.2. Организационно-методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы бакалавров очной и заочной форм обучения

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и очно-заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ нормативных источников и иных материалов для участия в деловых играх.

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с нормативными правовыми актами; изучение судебной практики; изучение дополнительной научной литературы. На основании этого им может быть предложено:

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие нормативно-правовые акты и примеры судебной практики;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

5.3. Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний о природе и роли местного самоуправления в современном государственном строительстве; усвоения теории муниципального права на опыте России и других стран; изучение актов, составляющих источники муниципального права, исследование судебной практики в области защиты прав местного самоуправления; создание практических навыков по работе с актами муниципальных образований; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.13 с.)