Технологии описания и представления передового педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологии описания и представления передового педагогического опыта



Классификация передового педагогического опыта

 

· Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов-мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.

· Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.

· Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности

· Комплексный (взята за основу широта содержания) - объединение обучения и воспитания.

· Дающий высокие результаты по признаку эффективности педагогической деятельности.

· Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.

· Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени

 

Для педагога всегда стоит некоторая проблема и задача, а как подойти к описанию своего педагогического опыта, он вроде и есть, и накоплен, но, что, где и как представить на общее обозрение, вот здесь профессионалы иногда встают в ступор. Конечно же, прежде всего, надо обратить внимание на критерии передового педагогического опыта рассмотрим их:

Результативность работы

- Высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы.

- Оптимальный уровень педагогической деятельности.

Актуальность и социальная значимость

- решаемых учебно-воспитательных задач,

- содержания педагогической деятельности.

Научные основы опыта

- Научные теории, положения, в развитие которых проводилась педагогическая деятельность.

Новизна опыта

- Новое содержание, методы, формы, средства – творческий опыт.

- Успешное применение известных научных положений и передового опыта – репродуктивный опыт.

- Рационализация отдельных сторон педагогической деятельности.

Оптимальность

- Оптимальность условий формирования и развития опыта.

- Оптимальность затраты сил и времени преподавателя и обучающегося.

Повторяемость основных элементов опыта в других условиях.

Стабильность опыта: высокие результаты – длительное время.

 

Основные этапы работы по изучению и обобщению

Анализ и обобщение опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности обучающихся к обучению, индивидуальным особенностям и т.д.
  • Деятельность обучающихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и обучающихся. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии обучающихся, уровня воспитанности.

Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Вот примерная схема обобщения (описания) педагогического опыта:

Четкое определение наименование опыта;

· указание его адреса и автора (группа авторов);

· четкое отражение основной характеристики опыта, область применения, характер решаемой им управленческой, методической или учебно-воспитательной проблемы;

· сведения о том, какими материалами представлен опыт и каково их точное местонахождение;

· степень новизны опыта, показав; какие известные идеи творчески внедряются автором (репродуктивно-рационализаторский опыт); поиск решения какой важной проблемы образовательно-воспитательной практики осуществляется в опыте (проблемно-поисковый опыт); в чем новаторский подход, используемый в опыте;

· широту опыта, указав, с каким звеном учебно-воспитательного процесса связан опыт (с отдельными педагогическими ситуациями, с уроком, с системой внеурочной работы, с организацией воспитательного комплекса и т.п.);

· длительность функционирования опыта. Этот срок отсчитывается с того момента, когда началось целенаправленное изучение опыта, выявление его результативности и т.п.

Обоснование актуальности опыта;

· в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением;

· какие типичные, общие недостатки в педагогической деятельности педагогических кадров помогает преодолеть данный опыт.

Теоретическая база опыта  (современные теоретические идеи и положения, которые служат обоснованием научной достоверности опыта).

При раскрытии теоретической базы опыта возможно возникновение затруднений:

· действительное отсутствие научной базы в опыте, который лишь производит впечатление передового;

· данный опыт является отражением новых научных закономерностей, еще не известных в науке. Такой опыт по сути новаторский и должен рассматриваться как источник новых идей.

Перспективы применения опыта  в массовой практике. Здесь необходимо описать:

· систему мер по распространению рассматриваемого передового педагогического опыта;

· отношение к опыту со стороны преподавателя в том месте, где опыт возник, а также - со стороны педагогов других учебно-воспитательных учреждений;

· отношение к опыту со стороны его последователей.

Технология опыта (система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы воспитания, обучения):

· постановка целей и задач данной педагогической деятельности (проведение уроков, системы учебной работы, воспитательной работы в целом и т.д.).

· содержание учебной и воспитательной работы

· формы и методы учебной и воспитательной работы, их выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения, способы деятельности преподавателей и обучающихся.

· организация учебно-воспитательного процесса, способы включения обучающихся в учебную, общественно-полезную, трудовую деятельность. Соответствие организации поставленным целям и задачам.

· эффективность применяемых форм, методов, приемов работы:

· связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагогов и обучающихся. Приводятся определенные сравнительные показатели воспитанности, качества знаний обучающихся и т.п.

Результативность

· Условия и возможности применения данного опыта. 

· Уровень воспитанности и развития обучающихся, степень сформированности коллектива, качество знаний, уровень умений и навыков обучающихся, используя для этого известные в теории и практике методики.

· Прослеживать в течение определенных промежутков времени (наблюдения на отдельных уроках, учебный год и т.п.).

· Оценивая результаты, получаемые в опыте, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.

· Кроме того, важно также показать степень оптимальности получаемых результатов.

Приложения

· методические документы, отражающие основные стороны педагогического опыта и подтверждающие содержащиеся в описании суждения и заключения об опыте.

· планы работы, сценарии и разработки, описания фрагментов уроков и внеурочных занятий, схемы, таблицы, отзывы обучающихся, педагогов, администрации, родителей, статистические данные сравнительной результативности опыта и тому подобные практические материалы.

· Приложения дают возможность, сократив объем основного текста, сделать его более доказательным и вариативным.

Титульный лист

· название вышестоящего органа управления;

· название учреждения образования;

· название документа с указанием фамилии, имени и отчества педагога;

· год начала формирования "портфолио".

Оглавление

Перечисление всех разделов "порфолио" и названий документов, входящих в него.

Технологии описания и представления передового педагогического опыта

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………3

Признаки (показатели)  отбора передового педагогического опыта……………….6

Классификация передового педагогического опыта…………………………………8

 

Передовой педагогический опыт, являясь традиционным понятием педагогической науки, пережил различные этапы становления, включающие как взлет интереса, так и разочарование педагогов. В начале XXI века лучший опыт, инновационные образовательные практики, доказавшие свою успешность, приобретают новые смыслы и новое содержание. Роль выявления, поддержки и распространения эффективных образовательных практик преподавателей системы среднего профессионального образования и целых педагогических коллективов определена, постоянно уточняется на государственном уровне и заключается в создании условий, необходимых для достижения качественно нового уровня образования. Непрерывное педагогическое образование пополняется новыми формами организации на базе инновационных образовательных учреждений.

Теория и практика выявления, изучения, описания, обобщения, распространения передового педагогического опыта исследована в работах многих российских ученых – Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина, Ф.Ш. Терегулова и других.

При определении понятия «передовой педагогический опыт» мы придерживаемся трактовки В.И. Загвязинского: это «отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, и приемам образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с мировой практикой результаты». Выделим здесь признаки данного понятия: актуальность («отвечающий современным запросам»), результативность («приносящий лучшие результаты»), новизна, возможность развития. Разнообразные исследования, посвященные критериям передового педагогического опыта, дополняют этот ряд следующими необходимыми признаками: соответствие социальному заказу, оптимальность, воспроизводимость, научная обоснованность и др. В то же время, анализируя каждый из предлагаемых критериев, Г.Х. Валеев указывает на субъективность большинства из них, считая главным критерием передового опыта высокую результативность.

В педагогическом словаре под редакцией Г.М.Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.

К передовому педагогическому опыту в более узком и строгом смысле этого понятия относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в педагогической практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт в первую очередь подлежит анализу, обобщению и распространению. Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику ОУ надо любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне нужно анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов[1].

Передовой педагогический опыт - это всегда лучшая часть образовательно-воспитательной практики системы образования, в которой достигается оптимальными средствами высокий результат обучения, воспитания и развития обучающихся. Передовой опыт всегда актуален для педагогического сообщества. Он существует либо в виде системы работы педагога или целого педагогического коллектива, либо в виде отдельных её элементов.

Современной задачей описания педагогического опыта является представление уровня профессиональной компетенции педагога, которая состоит из профессиональных знаний, умений и навыков, освоенных профессиональных способов деятельности (профессиональных компетентностей)[2] и субъектной позиции педагога как профессионала, выражающейся в умении ставить цели и решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать тактику и стратегию профессионального поведения, предполагающего «личностное развитие и совершенствование педагога». Если исходить из данного определения, то одной из наиболее адекватных вышеназванной задач форм обобщений педагогического опыта  педагогических работников является на сегодняшний день форма в виде презентация «Портфолио педагога» перед педагогическим коллективом и сообществом. В таком случае можно оценить не только профессиональные знания и достижения педагога, но и остальные составляющие профессиональной компетенции, например, умение увидеть и решать проблемы в своей профессиональной деятельности, соответствовать новым профессиональным требованиям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.02 с.)