Передового педагогического опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Передового педагогического опыта



 

Процесс по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое по заказу в виде научно-практической конференции или педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности педагогического коллектива. Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы самого учебного заведения, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.

Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта (по Р.Г.Амосову):

· Определение цели изучения передового педагогического опыта.

· Отбор наиболее типичных форм и методов педагогической практики, установление степени их закономерности.

· Выбор средств и методов изучения передового педагогического опыта.

· Выдвижение гипотезы, объясняющей продуктивность данного опыта

· Выделение диагностирующих единиц изучения

· Фиксация специфических условий, в которых развивается процесс воспитания на избранных участках изучения опыта.

· Сопоставление плана изучения опыта

· Обобщение сходных форм передового педагогического опыта и выведение достоверных количественных и качественных характеристик.

· Анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех воздействовавших звеньев учебно-воспитательного процесса.

· Разработка рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта.

Чтобы выявить, изучить опыт педагога и, обобщив его, сделать полезным для других, необходимо составить программу изучения передового педагогического опыта (с анкетами, опросниками, графиком проведения работ), используя существующий опыт.

Изучение и обобщение опыта:

1. Выявление объекта изучения:

o оценка деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения;

o выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты;

o первый сбор информации о деятельности педагога;

o выявление факторов, способствующих получению высоких результатов;

o определение объектов изучения.

2. Постановка цели изучения:

o выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий педагог;

o формулировка проблемы;

o теоретическое обоснование опыта;

o выявление гипотезы о сущности и основных идеях опыта;

o формулировка цели изучения.

3. Сбор информации об изучаемом опыте:

o отбор методов сбора и обработки информации;

o составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изученной проблеме;

o реализация методов сбора информации об опыте.

4. Педагогический анализ собранной информации:

o расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта;

o оценка идей опыта на основе критериев;

o определение причинно-следственных связей между заявленной проблемой и идеей опыта;

o выявление места и роли опыта в целостной педагогической системе.

5. Обобщение опыта:

o систематизация и синтез полученных на основе анализа данных;

o формулировка сущности и ведущей идеи опыта;

o раскрытие условий, в которых развивался опыт и затруднения, с которыми сталкивался педагог;

o определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов;

o описание опыта в соответствии с определёнными требованиями.

Итак, после выявления опыта, начинается процесс его изучения. Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения.

В практике обобщения опыта чаще других применяются простое и аналитическое описание. Простое описание часто сводится к перечислению используемых форм работы, методических приемов, к оценке отношения преподавателя к своему труду, его личностных качеств и манеры поведения. Такой способ описания опыта имеет низкую информативность, не содержит сведений о технологии опыта, не выявляются и не описываются в достаточной мере истоки и движущие силы высокой результативности и те преимущества, которые имеет опыт по сравнению с традиционным подходом.

В аналитическом описании опыт предстает как бы ''рассыпанным'' на части, о каждой из которых уже известно достаточно много. Разработка такого описания требует соединения многочисленных сведений об опыте, полученных на предыдущих ступенях его изучения, в целостную систему, в конкретный опыт, который можно воспроизвести вновь, использовать и передавать другим. Его необходимо теоретически осмыслить, т.е. вывести из опыта обобщенную идею.

При раскрытии сущности передового педагогического опыта необходимо не забыть показать, при каких условиях были достигнуты оптимальные результаты в обучении и воспитании, какие трудности были при его создании.

При описании следует стремиться отразить достоверные факты педагогической и преподавательской деятельности, а также конкретные задачи, которые решаются в опыте. Отразив общие вопросы, следует переходить к характеристике эффективности применяемых средств, их воспитательных возможностей, т.е. стремиться описать все новое и ценное, что внесено в педагогическую практику. При этом надо стремиться показать опыт в его становлении, развитии. В описании необходимо указать и начальное состояние учебно-воспитательной практики, те средства, которые объективно способствовали улучшению, промежуточные и конечные результаты. И каждый раз надо описывать конкретные педагогические действия преподавателя, направленные на решение актуальных задач. Для того, чтобы объективно охарактеризовать опыт, надо иметь ясное представление о личности преподавателя, об уровне его профессиональной культуры. Но в центре описания должно находиться конструирование педагогической системы работы, форм и методов, технологии их использования в разнообразных условиях педагогической деятельности, раскрытие ''секретов'' педагогического мастерства. Содержание целостного описания должно быть информативным, технологичным и вариативным.

 

Анализ и обобщение опыта

Под анализом опыта понимают мысленное расчленение целостного педагогического процесса на составляющие его элементы. Выделяемые путём анализа элементы педагогического опыта оцениваются с точки зрения их педагогической эффективности.

  • Педагогические задачи. При анализе и оценке этого элемента опыта педагога необходимо выяснить, какие именно задачи он поставил перед собой.
  • Содержание обучения. Анализ должен установить, как педагог определяет содержание обучения, в какой мере оно отвечает намеченным педагогическим задачам.
  • Деятельность педагога. При анализе и оценке опыта педагога необходимо обратить внимание на соответствие его деятельности поставленным педагогическим задачам, специфике содержания обучения, уровню подготовленности обучающихся к обучению, индивидуальным особенностям и т.д.
  • Деятельность обучающихся на занятиях. При анализе и оценке деятельности особенно важно установить, как они относятся к ней (работают целеустремлённо, с увлечением, интересом или неохотно).
  • Материальное оснащение деятельности педагога и обучающихся. При анализе и оценке этого элемента опыта необходимо установить, насколько удачно и в соответствии с поставленными педагогическими задачами, особенностями содержания обучения подобраны и используются учебно-наглядные пособия, современные технические средства, оборудование, дидактические материалы и т.д. Особое внимание следует обратить на выявление оригинальных пособий, дидактических материалов, изготовленных силами педагога.
  • Внешние условия (в которых происходит обучение). При анализе и оценке следует обратить внимание на те условия, которые наиболее удачно организует и использует педагог для достижения положительных результатов обучения.
  • Результаты изучения. При анализе и оценке необходимо учитывать умение не только воспроизводить знания, но и самостоятельно их приобретать и применять; выявлять умения и навыки, изменения в развитии обучающихся, уровня воспитанности.

Из сказанного выше видно, что анализ, т.е. расчленение на части целостного педагогического процесса, одновременно сопровождается установлением связей между отдельными частями, элементами целого. Выясняется, какую функцию исполняет каждый выделенный элемент в целостном педагогическом опыте, как он влияет на достижение устойчивых положительных результатов. А это уже есть обобщение. Под обобщением понимают выводы или мысли общего характера, возникающие в итоге анализа и сопоставления отдельных фактов, явлений. Чем глубже и разностороннее анализ, тем больше ценных обобщающих выводов можно извлечь из фактов опыта. А это очень важно, т.к. передаётся не сам опыт. А мысли, выделенные из опыта, на основе которых можно сформулировать рекомендации.

Вот примерная схема обобщения (описания) педагогического опыта:

Четкое определение наименование опыта;

· указание его адреса и автора (группа авторов);

· четкое отражение основной характеристики опыта, область применения, характер решаемой им управленческой, методической или учебно-воспитательной проблемы;

· сведения о том, какими материалами представлен опыт и каково их точное местонахождение;

· степень новизны опыта, показав; какие известные идеи творчески внедряются автором (репродуктивно-рационализаторский опыт); поиск решения какой важной проблемы образовательно-воспитательной практики осуществляется в опыте (проблемно-поисковый опыт); в чем новаторский подход, используемый в опыте;

· широту опыта, указав, с каким звеном учебно-воспитательного процесса связан опыт (с отдельными педагогическими ситуациями, с уроком, с системой внеурочной работы, с организацией воспитательного комплекса и т.п.);

· длительность функционирования опыта. Этот срок отсчитывается с того момента, когда началось целенаправленное изучение опыта, выявление его результативности и т.п.

Обоснование актуальности опыта;

· в какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением;

· какие типичные, общие недостатки в педагогической деятельности педагогических кадров помогает преодолеть данный опыт.

Теоретическая база опыта  (современные теоретические идеи и положения, которые служат обоснованием научной достоверности опыта).

При раскрытии теоретической базы опыта возможно возникновение затруднений:

· действительное отсутствие научной базы в опыте, который лишь производит впечатление передового;

· данный опыт является отражением новых научных закономерностей, еще не известных в науке. Такой опыт по сути новаторский и должен рассматриваться как источник новых идей.

Перспективы применения опыта  в массовой практике. Здесь необходимо описать:

· систему мер по распространению рассматриваемого передового педагогического опыта;

· отношение к опыту со стороны преподавателя в том месте, где опыт возник, а также - со стороны педагогов других учебно-воспитательных учреждений;

· отношение к опыту со стороны его последователей.

Технология опыта (система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, приемы, методы воспитания, обучения):

· постановка целей и задач данной педагогической деятельности (проведение уроков, системы учебной работы, воспитательной работы в целом и т.д.).

· содержание учебной и воспитательной работы

· формы и методы учебной и воспитательной работы, их выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения, способы деятельности преподавателей и обучающихся.

· организация учебно-воспитательного процесса, способы включения обучающихся в учебную, общественно-полезную, трудовую деятельность. Соответствие организации поставленным целям и задачам.

· эффективность применяемых форм, методов, приемов работы:

· связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности педагогов и обучающихся. Приводятся определенные сравнительные показатели воспитанности, качества знаний обучающихся и т.п.

Результативность

· Условия и возможности применения данного опыта. 

· Уровень воспитанности и развития обучающихся, степень сформированности коллектива, качество знаний, уровень умений и навыков обучающихся, используя для этого известные в теории и практике методики.

· Прослеживать в течение определенных промежутков времени (наблюдения на отдельных уроках, учебный год и т.п.).

· Оценивая результаты, получаемые в опыте, необходимо сравнивать их с типичными для данных условий работы.

· Кроме того, важно также показать степень оптимальности получаемых результатов.

Приложения

· методические документы, отражающие основные стороны педагогического опыта и подтверждающие содержащиеся в описании суждения и заключения об опыте.

· планы работы, сценарии и разработки, описания фрагментов уроков и внеурочных занятий, схемы, таблицы, отзывы обучающихся, педагогов, администрации, родителей, статистические данные сравнительной результативности опыта и тому подобные практические материалы.

· Приложения дают возможность, сократив объем основного текста, сделать его более доказательным и вариативным.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.35.148 (0.017 с.)