Какое решение должен принять начальник исправительной колонии в данном случае. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какое решение должен принять начальник исправительной колонии в данном случае.



 

Задание к разделу 2

1. Определите по направлениям, особенности взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с судом и иными государственными органам, ведущими борьбу с преступностью?

2. Заполните следующую таблицу.

Вид уголовного наказания: Учреждение или орган, исполняющий наказание
Штраф  
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью  
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград  
Обязательные работы  
Исправительные работы  
Ограничение по военной службе  
Ограничение свободы  
Содержание в дисциплинарной воинской части  
Лишение свободы на определенный срок  
Пожизненное лишение свободы  

 

 

РАЗДЕЛ 3. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛННИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Тема 9. Освобождение от отбывания наказания. Порядок исполнения условного осуждения

 

1. Основания и порядок освобождения от отбывания различных видов наказаний.

2. Порядок представления к досрочному освобождению от отбывания наказания.

3. Отсрочка отбывания наказания осужденным женщинам и осужденным женщинам, имеющим малолетних детей, и контроль за соблюдением условий отсрочки.

4. Помощь осужденным, освобожденным от отбывания наказания, и постпенитенциарный контроль.

5. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных. Ответственность условно осужденных.

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 9

1. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации: указ Президента России от 28 декабря 2001 г № 1500.

2.  По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова: постановление Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002г. № 16-П.

3.  О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью: постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54.

4.  Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2.

5.  Горобцов, В.И. Теоретические проблемы реализации мер постпенитенциарного воздействия / В.И.Горобцов. – Орел, 1995.

6.  Кропачев, А. Когда возникает право осужденного на условно-досрочное освобождение / А. Кропачев // Законность. – 2003. – № 9. – С. 22-24.

7.  Курганский, М. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания / М. Курганский // Законность. – 2007. – № 7. – С. 50-52.

Тема 10. Исполнение уголовных наказаний в зарубежных странах. Международные стандарты обращения с осужденными и их влияние на реформирование уголовно-исполнительного законодательства России

 

1. Возникновение и развитие мировых пенитенциарных систем.

2. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отдельных зарубежных странах (США, Англия, Германия, Франция).

3. Положительный опыт правового регулирования исполнения уголовных наказаний в отдельных зарубежных странах и перспективы его использования в отечественной правоприменительной практики.

4. История и современное состояние международного сотрудничества в области обращения с осужденными.

5. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными.

6. Влияние на реформирование уголовно-исполнительного законодательства России международных стандартов обращения с осужденными.

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ 10

1. Александров, Ю. Пенитенциарная система Франции / Ю. Александров // Преступление и наказание. – 1999. – № 11. – С. 41-43.

2. Алексеев, В.И. Награды и наказания в процессе исполнения наказания в исправительных учреждениях в пореформенный период / В.И. Алексеев // История государства и права. – 2004. – № 2. – С. 15-18.

3. Астемиров, З.А. Исправительные учреждения в зарубежных странах: учеб. пособие / З.А. Астемиров. – Рязань: Высшая школа МВД СССР, 1972. – 96 с.

4. Астемиров, З.А. Современные пенитенциарные системы капиталистических государств: учеб. пособие / З.А. Астемиров, Ю.В. Калинин, В.П. Шупилов. – Рязань: Высшая школа МВД СССР, 1977. – 126 с.

5. Багреева, Е.В. Проблемы реализации прав заключенных в области психологии и медицины в пенитенциарных учреждениях Скандинавии / Е.В. Багреева // Международное публичное и частное право. – 2006. – № 5. – С. 43-45.

6. Багреева, Е. Приоритеты пенитенциарной системы Финляндии / Е. Багреева // Преступление и наказание. – 2006. – № 2. – С. 22-24.

7. Багреева, Е.В. Психологические и организационные составляющие образования заключенных в Скандинавских странах / Е.В. Багреева // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 3. – С. 14-17.

8. Бельсон, Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве: учеб. пособие / Я.М. Бельсон. – М.: Высшая школа МВД СССР, 1972. – 50 с.

9. Боботов, С.В. Буржуазная юстиция. Состояние и перспективы развития: монография / С.В. Боботов / отв. ред. А.М. Яковлев. – М.: Наука, 1989. – 256 с.

10. Бу Юханссон. Индивидуальный подход к заключенным / Бу Юханссон // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 3. – С. 16-18.

11. Булатов, С.Я. Лишение свободы в буржуазной уголовной политике // Тюрьма капиталистических стран: сб. статей / С.Я. Булатов / под ред. А.Я. Вышинского. – М.: Советское законодательство, 1937. – С. 3-44.

12. Ведерникова, О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью в Великобритании / О.Н. Ведерникова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. – 344 с.

13. Быстров, С. Манчестерская тюрьма / С. Быстров, Н. Величко // Преступление и наказание. – 2002. – № 8. – С. 56-59.

14. Воронин, Ю.А. Система исполнения наказания в виде лишения свободы в ФРГ / Ю.А. Воронин // Российский юридический журнал. – 1995. – № 2. – С. 106-112.

15. Гавришкин, Б. В немецкой тюрьме / Б. Гавришкин // Преступление и наказание. – 2000. – № 1. – С. 43-44.

16. Закон об исполнении наказания в виде лишения свободы и превентивных мер лишения свободы (ФРГ) / под общ. ред. А.Г. Перегудова. – Уфа: Высшая школа МВД России, 1994. – 38 с.

17. Казакова, Е.Н. Пожизненное лишение свободы в Канаде: законодательство и практика / Е.Н. Казакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 3. – С. 21-25.

18. Кашуба, Ю.А. Условное осуждение как основная альтернатива применения иных видов уголовного наказания / Ю.А. Кашуба, А.С. Суховеев // Юрист-правоведъ. – 2005. – № 4 (15). – С. 41-45.

19. Кубанцев, С.П. Применение пробации и досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы в США / С.П. Кубанцев // Журнал российского права. – 2006. – № 1. – С. 121-132.

20. Липатов, Д.В. Штраф как вид уголовного наказания в законодательстве зарубежных стран / Д.В. Липатов // Международное публичное и частное право. – 2006. – № 2. – С. 61-63.

21. Маланкин, А. В тюрьмах Её Величества / А. Маланкин // Преступление и наказание. – 2001. – № 10. – С. 22-27.

22. Меркунов, Г.С. Организация исполнения наказания в зарубежных странах. Ч 1. Организация исполнения наказания в зарубежных социалистических странах: учеб. пособие / Г.С. Меркунов. – М.: Академия МВД СССР, 1978. – 110 с.

23. Михайлов, Б. Американский замок Иф / Б. Михайлов // Преступление и наказание. – 2003. – № 9. – С. 56-61.

24. Михлин, А.С. Отбывание наказания в тюрьмах Англии и Уэльса / А.С. Михлин, О.Е. Ноянова, Л.В. Яковлева // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 133-141.

25. Оксамытный, В.В. Система уголовных наказаний в Англии: учеб. пособие / В.В. Оксамытный. – Киев: Наук. думка, 1977. – 144 с.

26. Поникаров, В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний / В.А. Поникаров // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2005. – № 4. – С. 16-17.

27. Поникаров, В.А. Зарубежная доктрина правовой организации административно-юрисдикционной деятельности в системе органов исполнения уголовных наказаний / В.А. Поникаров // Российский судья. – 2005. – № 6. – С. 46-47.

28. Спицын, В. Пенитенциарная система США / В. Спицын // Преступление и наказание. – 2003. – № 12. – С. 25-27.

29. Тепляшин, П.В. Воттон – тюрьма для насильников / П.В. Тепляшин // Преступление и наказание. – 2004. – № 1. – С. 27-29.

30. Тепляшин, П. Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, в Англии и Уэльсе П. Тепляшин // Уголовное право. – 2004. – № 3. – С. 64-65.

31. Тепляшин, П.В. Теория и практика функционирования тюремной системы Англии и Уэльса на современном этапе / П.В. Тепляшин // Человек: преступление и наказание (Научный журнал). – 2004. – № 4 (48). – С. 84-90.

32. Тепляшин, П.В. Тюремная система Англии и Уэльса: современное состояние, проблемы и перспективы развития / П.В. Тепляшин // Уголовное право и современность: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В.И. Горобцов. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. – С. 202-212.

33. Тепляшин, П.В. Parole: английская модель досрочного освобождения от отбывания тюремного заключения / П.В. Тепляшин // Правоведение. – 2003. – № 6. – С.109-118.

34. Тихомиров, Е.В. Зарубежный опыт участия общественности в деятельности учреждений для содержания несовершеннолетних осужденных / Е.В. Тихомиров // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. – № 6. – С. 8-10.

35. Туманов, Г.А. Реакционный характер тюремной политики и тюрьмоведения в капиталистических странах: лекция / Г.А. Туманов. – М.: Высшая школа МООП РСФСР, 1965. – 32 с.

Контрольные вопросы к разделу 3

Вопросы к теме 9:

1. Каков общий порядок предоставления отсрочки от отбывания наказания?

2. Является ли факт декриминализации (а также депенализации) основанием освобождения от наказания и от уголовной ответственности?

3. Каков общий порядок помещения осужденных в учреждения органов социальной защиты населения?

4. На какой срок предусмотрен контроль за поведением лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно? Кто компетентен осуществлять данный контроль?

5. Каким образом решается вопрос об ответственности за нарушение правил административного надзора?

6. Какие социально-экономические факторы осложняют должную адаптацию и ресоциализацию лиц, освобожденных от отбывания наказания в виде лишения свободы?

Вопросы к теме 10:

1. Внимательно изучив основные черты тюремных исправительных систем выделите «плюсы» и «минусы» по возможности каждой из них. Какая из представленных систем, на ваш взгляд, несет наибольший исправительный эффект? Какая наименьший?

2. Каковы основные современные проблемы и тенденции в пенитенциарной сфере зарубежных стран?

3. Какова роль и участие России в международном сотрудничестве по вопросам обращения с осужденными?

4. Какова широта, направления, последствия и проблемы влияния международных стандартов обращения с осужденными на реформирование уголовно-исполнительной политики и законодательства России на современном этапе?

5. Укажите основные темы, которые рассматривались на международных как частных, так и государственных тюремных конгрессах. На каких из них и с каким результатом обсуждались вопросы обращения с несовершеннолетними осужденными, краткосрочного лишения свободы, постпенитенциарной адаптации, применения мер, не связанных с изоляцией осужденного от общества?

Задание к разделу 3

Осуществите сопоставительный анализ специфики пенитенциарных систем отдельных зарубежных стран:

Критерии Германия Франция Англия США
Исправительные учреждения: система и требования        
Система средств исправления (обращения)        
Меры взыскания и поощрения        
Специфика содержания несовершеннолетних, женщин и др. спец. категорий        

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Методологические основы ретроспективного, сравнительного и международно-правового исследования в области обращения с осужденными.

2. Законодательство об исполнении наказаний в феодальной Руси.

3. Законодательство об исполнении наказаний в Российской империи.

4. Становление и развитие отечественной тюрьмоведческой науки. Деятельность и идеи С.К. Гогеля, С.В. Познышева, П.П. Пусторослева, И.Я. Фойницкого и других ученых.

5. Становление, развитие теоретически и практических аспектов исправительной идеи наказания.

6. Пенитенциарные учреждения Российской империи.

7. Идеи в области исполнения наказаний и обращения с осужденными Чезаре Беккария, Джона Говарда, Иеремии Бентама и Уильяма Палея. Эволюция уголовного наказания согласно Мишеля Фуко.

8. Зарождение пенологии как самостоятельной социально-правовой науки.

9. Социально-экономические и культурно-идеологические основы становления и дальнейшего развития пенитенциарных (тюремных) систем в конце XVIII-XIX столетиях.

10. Транспортация (высылка, депортация) осужденных европейскими странами и её правовое значение.

11. Становление, развитие и трансформация пенсильванской (филадельфийской) тюремной системы. Отличие от оборнской тюремной системы.

12. Становление, развитие и трансформация оборнской тюремной системы. Отличие от пенсильванской (филадельфийской) тюремной системы.

13. Генезис и развитие английской прогрессивной системы исполнения наказания. Марочная (звездная) система как её основа.

14. Тюремные комплексы Милбанк и Пентонвиль и их характеристика как элементов ранней (в период существования транспортации на австралийский континент) английской прогрессивной системы исполнения наказания.

15. Содержание ирландской (англо-ирландской) прогрессивной системы исполнения наказания. Отличие от английской прогрессивной системы исполнения наказания.

16. Становление, развитие и трансформация эльмирской (эльмайерской) пенитенциарной системы. Отличие от борстальской пенитенциарной системы.

17. Становление, развитие и трансформация борстальской пенитенциарной системы. Отличие от эльмирской (эльмайерской) пенитенциарной системы.

18. История международного сотрудничества в области обращения с осужденными. Международные частные и государственные тюремные конгрессы.

19. Становление законодательства об исполнении наказаний в Советской России 1917-1927 гг.

20. Законодательство об исполнении наказаний в СССР в годы Великой Отечественной Войны и в послевоенные годы.

21. Эволюция законодательства об исполнении наказаний в 60-е – 90-е гг. Формирование уголовно-исполнительного законодательства.

22. Общие проблемы исполнения наказаний и обращения с осужденными в зарубежных странах.

23. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в Германии: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

24. Теория и практика исполнения уголовных наказаний во Франции: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

25. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в Англии: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

26. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в США: система наказаний, пенитенциарные учреждения, средства исправления и методы обращения с осужденными.

27. Основные направления и тенденции современной отечественной уголовно-исполнительной политики.

28. Основные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

29. Основные отечественные проблемы исполнения уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества.

30. Содержание и научно-теоретические проблемы прогрессивной системы исполнения наказания: современный аспект.

31. Основные проблемы исправительного воздействия на осужденных: ретроспективный и современный аспекты.

32. Проблемы теоретического понимания и практического воплощения карательного воздействия на осужденных.

33. Законодательные и теоретические направления повышения эффективности обращения с несовершеннолетними осужденными.

34. Пути совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в области закрепления исправительного воздействия, оказанного на осужденных в период отбывания ими наказания, их последующей социальной адаптации.

35. Актуальные проблемы исполнения условного осуждения.

36. Особенности и проблемы современного развития Федеральной службы исполнения наказаний и уголовно-исполнительной системы.

37. Современное состояние международного сотрудничества в области обращения с осужденными.

38. Пути и проблемы формирования международного пенитенциарного права.

39. Роль и участие России в международном сотрудничестве по вопросам обращения с осужденными.

40. Широта, направления, последствия и проблемы влияния международных стандартов обращения с осужденными на реформирование уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарную политику России на современном этапе.

41. Гуманизация уголовно-исполнительного законодательства и её пределы.

42. Проблемы правовой гармонизации уголовно-исполнительного законодательства России на современном этапе.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

К формам текущего контроля по дисциплине относятся самостоятельные работы на семинарских занятиях, ответы на контрольные вопросы, а также проверка выполнения письменных (в том числе домашних) заданий и решения кейсов.

 

Формой итогового контроля выступают:

- зачёт в форме устного собеседования по темам курса.

 

Критерии оценивания:

- оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного и нормативного материала, умеющий свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной кафедрой. Также оценка «зачтено» выставляется студентам, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе задания, усвоившим основную литературу, рекомендованную кафедрой, демонстрирующие систематический характер знаний по дисциплине и способные к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности. Также оценкой «зачтено» оцениваются ответы студентов, показавших знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и в предстоящей работе по профессии, справляющихся с выполнением заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности в ответе на зачете и при выполнении контрольных заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что студент обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством преподавателя;

- оценка «незачтено» выставляется студентам, имеющим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Такой оценки заслуживают ответы студентов, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

 

Под самостоятельной работой студентов понимается планируемая учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская работа студентов, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе студента или по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной учебной деятельности студентов высшего учебного заведения являются:

1) предварительная подготовка к аудиторным занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучении которых следует обратить особое внимание и др.;

2) самостоятельная работа при прослушивании лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись, а также своевременная доработка конспектов лекций;

3) подбор, изучение, анализ и при необходимости – конспектирование рекомендованных источников по учебной дисциплине;

4) выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;

5) подготовка к контрольным занятиям и зачету;

6) выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой;

9) систематическое изучение периодической печати, научных монографий, поиск и анализ дополнительной информации по учебной дисциплине.

 

Все виды самостоятельной работы по дисциплине могут быть разделены на основные и дополнительные.

Основные виды самостоятельной работы выполняются в обязательном порядке с последующим контролем результатов преподавателем, который проводит семинарские занятия в студенческой группе.

Дополнительные виды самостоятельной работы выполняются по выбору студента и сопровождаются контролем результатов преподавателем, который является научным руководителем студента. Дополнительные виды самостоятельной работы по дисциплине рекомендуются тем студентам, которые наиболее заинтересованы в изучении информационного права, международных стандартов в информационной сфере.

К основным (обязательным) видам самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины относится:

а) самостоятельное изучение теоретического материала,

б) решение задач (кейсов) к семинарским занятиям,

в) выполнение заданий к семинарским занятиям,

г) выполнение контрольных работ[1].

Дополнительными видами самостоятельной работы являются:

а) подготовка докладов и сообщений для выступления на семинарах;

б) участие в научных конференциях по темам, входящим в сферу курса;

в) написание курсовых работ.

Данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении дисциплины и выполняются студентами по собственной инициативе с предварительным согласованием с преподавателем.

Оценка самостоятельной работы студентов

Отдельной составляющей в итоговой оценке по предмету «Уголовное наказание и меры безопасности по уголовному праву России и Германии» оценка самостоятельной работы не является.

Вместе с тем оценка самостоятельной работы всё же имеет непосредственное отношение к итоговой оценке по дисциплине.

Во-первых, оценка самостоятельной работы включается в оценку такой формы промежуточного контроля, как оценка текущей работы на семинарских занятиях.

Во-вторых, так как самостоятельная работа по предмету поощряется, преподаватель может использовать (и, как правило, использует) оценку самостоятельной работы в качестве поощрительной составляющей на зачете.

В спорных ситуациях оценка самостоятельной работы может разрешить ситуацию в пользу студента.

Независимо от вида самостоятельной работы, критериями оценки самостоятельной работы могут считаться:

а) умение проводить анализ (в том числе, умение отделить правовую проблему от правовых условий жизненной ситуации);

б) умение выделить главное (в том числе, умение ранжировать проблемы);

в) самостоятельность в поиске и изучении источников, т.е. способность обобщать материал не только из лекций, но и из разных прочитанных и изученных источников и из жизни;

г) умение использовать свои собственные примеры и наблюдения для иллюстрации излагаемых положений дисциплины, оригинальные пути их практического применения;

д) положительное собственное отношение, заинтересованность в предмете;

е) умение показать место данного вопроса в общей структуре курса, его связь с другими вопросами дисциплины;

ж) умение применять свои знания для ответа на вопросы.

Самостоятельное изучение теоретического курса

Самостоятельное изучение теоретического материала предусмотрено на всём протяжении курса. Такая работа сопровождает лекционные и семинарские занятия, промежуточный и итоговый контроль, и в то же время является отдельным видом самостоятельной работы студента.

 

Источниками для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины выступают:

- учебники по предмету;

- курсы лекций по предмету;

- учебные пособия по отдельным темам;

- научные статьи в периодической юридической печати и рекомендованных сборниках;

- научные монографии;

- нормативные правовые акты (в том числе на иностранном языке).

Умение студентов быстро и правильно подобрать литературу, необходимую для выполнения учебных заданий и научной работы, является залогом успешного обучения. Самостоятельный подбор литературы осуществляется при подготовке к семинарским, практическим занятиям.

Статьи по дисциплине размещаются в следующих журналах:

1. Уголовно право;

2. Уголовно-исполнительное право: право, управление, экономика;

Многие печатные публикации размещаются в справочных правовых системах «Консультант плюс», «Гарант». Некоторые публикации готовятся специально для справочных правовых систем.

Самостоятельное решение задач и выполнение заданий

Задания и задачи, а также кейсы для самостоятельной работы преимущественно содержатся в учебно-методическом комплексе дисциплины (методических указаниях к семинарским занятиям). Кроме того, задания и задачи могут предлагаться преподавателями кафедры, ведущими семинарские занятия. На лекциях преподаватели также дают задания для самостоятельной работы.

В рамках самостоятельной работы студенты сами могут предлагать собственные темы и формы выполнения заданий.

Сдача задания производится преподавателю, ведущему семинарские занятия, в установленные им сроки.

Учитывая то, что юристу важно научиться излагать свою позицию по конкретным делам, рекомендуется решать задачи в письменном виде, несмотря на отсутствие такого требования как обязательного.

Общие требования к выполнению письменных работ

Общие требования к оформлению письменных работ, выполняемых студентами ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», установлены Стандартом организации «Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности» от 2014 г., № СТО 4.2-07–2014.

Иные формы самостоятельной работы

К иным формам самостоятельной работы студентов относятся: подготовка сообщений, докладов, выступлений на «круглых столах», конференциях, анализ законов и законопроектов, судебной практики, решений и рекомендаций международных органов и организаций и т.д.

Если преподаватель поручил студенту подготовить к семинару доклад, сообщение или иное выступление, то самостоятельная работа по их написанию может проходить в следующей последовательности.

1. Нужно проконсультироваться у преподавателя по содержанию предстоящего доклада (выступления), списку литературы, которую лучше использовать для их подготовки. Подобрать рекомендованную литературу.

2. Необходимо изучить литературу, сгруппировать материал и составить подробный план доклада (выступления).

3. Следует написать полный текст доклада (выступления). Для того чтобы доклад получился интересным и имел успех, в нем следует учесть:

а) теоретическое содержание рассматриваемых вопросов и их связь с практикой профессиональной деятельности;

б) логику и аргументы высказываемых суждений и предложений, их остроту и актуальность;

в) конкретные примеры из сферы профессиональной или учебной деятельности;

г) обобщающие выводы по всему содержанию сделанного доклада с выходом на будущую профессию.

Для выступления с докладом студенту отводится 10 – 12 минут, поэтому все содержание доклада должно быть не более 7-10 страниц рукописного текста. Для выступления с сообщением обычно отводится 5-7 минут. Соблюдение регламента времени является обязательным условием.

4. Студенту рекомендуется продумать методику чтения доклада. Лучше если студент будет свободно владеть материалом и излагать доклад доходчивым разговорным языком, поддерживать контакт с аудиторией. При возможности следует применять технические средства, наглядные пособия (например, подготовить доклад с презентацией или раздаточным материалом), использовать яркие примеры.

5. Важно потренироваться в чтении доклада. Если есть возможность, то записать свое выступление на видео- или аудионоситель. Просмотр, прослушивание сделанной записи позволят увидеть и устранить недостатки: неправильное произношение слов, несоответствующий темп речи, ошибки в ударении, неинтересные или непонятные места, продолжительность доклада и т.п.

Необходимо отметить, что формат «круглых столов» и конференций предполагает обсуждение актуальных вопросов в диалоге. Выступления на таких мероприятиях не являются участием в соревновании или конкурсе. Поэтому, с одной стороны, не предполагают жёсткой конкуренции участников и последующей раздачи призовых мест, с другой стороны, требуют внимательного отношения и участия к каждому докладу. Цель «круглого стола» или конференции считается достигнутой в том случае, если, во-первых, каждый из участников получит возможность высказаться по проблеме, и, во-вторых, сложилось общее понимание или несколько обоснованных подходов к рассматриваемому вопросу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.104 с.)