Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Государственно-правовые реформы в России
Предлагаемый Вашему вниманию курс представляет собой попытку изучения, анализа и переосмысления важнейших периодов отечественной истории, связанных с реформаторскими преобразованиями Российского государства. Новые исторические ориентации побуждают нас более пристально вглядываться в своё прошлое, оценивать всю сложность стоявших перед обществом проблем, видеть борьбу точек зрения и подходов к их решению на путях реформы как средства снятия социальных конфликтов.
В результате изучения курса студент должен:
знать:
– методологические основания и теоретические посылки курса (понятийный аппарат, ключевые понятия, в которых описываются история государственных реформ в России;
– основные теоретические и правовые источники и практику их применения;
– основные конкретно-исторические факты и персоналии, связанные с реформаторской деятельностью;
– общее и особенное процесса реформ в России в различные исторические периоды.
уметь:
– самостоятельно работать с учебниками, учебными пособиями и дополнительной научной литературой для расширения и углубления полученного объема знаний в аудиторной лекции преподавателя;
– выявить причинно-следственные связи в процессе государственно-политических преобразований;
– сравнивать различные модели реформирования;
– видеть и понимать исторические корни современной государственно-политической ситуации в стране.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| №
п/п
| Тема
| Всего, ч
| Лекции, ч
| Семинары, ч
| СРС, ч
| | д/о
| з/о
| д/о
| з/о
| д/о
| з/о
| д/о
| з/о
| | 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| | 1
| Введение
| 3
| 3
| 1
| –
| –
| –
| 2
| 3
| | Раздел I. Традиции российских реформ
| | 2
| Время петровских реформ. Реформы и контрреформы в России в конце XVIII – первой половине XIX в.
| 7
| 5
| 1
| 2
| 2
| –
| 4
| 3
| | 3
| Эпоха великих реформ: 60–70-е гг. XIX в.
| 8
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 4
| 3
| | 4
| Курс на капиталистическую модернизацию России. Экономические идеи и реформы С. Ю. Витте. Исторический опыт реформ П. А. Столыпина
| 8
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 4
| 3
| | Раздел II. Россия в 1917–1991 гг.
| | 5
| Российская революция 1917 г.
| 8
| 5
| 2
| 2
| 2
| –
| 4
| 3
| | 6
| Переход к НЭПу как реформа экономических проблем
| 6
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 2
| 3
| | 7
| СССР в 1953–1964 годах: попытки реформирования «государственного социализма»
| 6
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 2
| 3
| | 8
| Кризис и распад СССР
| 6
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 2
| 3
| | Раздел III. Реформы в современной России
| | 9
| Становление новой российской государственности
| 8
| 5
| 2
| 2
| 2
| –
| 4
| 3
| | 10
| Экономические реформы и их последствия. Социальное измерение российских реформ
| 8
| 3
| 2
| –
| 2
| –
| 4
| 3
| |
Всего
| 68
| 36
| 18
| 6
| 18
| –
| 32
| 30
|
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Тема 1. Введение
Реформы и реформаторы (личность в отечественной истории). Геополитические факторы становления и развития российской государственности, ее отличие от западно-европейских аналогов. Модели цикличности преобразований и реформирования.
Раздел I. Традиции российских реформ
Тема 2. Время Петровских реформ. Реформы и контрреформы в России в конце XVIII –первой половине XIX в.
Объективные предпосылки внутренних преобразований и осознание их неизбежности.
Преобразования в сферах экономики, культуры, государственном устройстве, военной области. Формы и методы осуществления реформ.
Итоги петровских преобразований, их противоречивый характер. Традиции Петра I в государственной политике России.
Проблема реформ в правительственной политике при Александре I: крестьянский вопрос, государственное устройство, тайная конституция.
Проекты ограничений абсолютной власти на рубеже XIX в. Политическая концепция М. М. Сперанского. Идеи и политическая практика декабризма.
Две тенденции в политике Николая I.
Тема 3. Эпоха великих реформ: 60–70-е гг. XIX в.
Канун реформ. 1856 г. – оттепель. Гласность и ее влияние на расстановку политических и общественных сил.
Пути преобразований: консервативный, либеральный, демократический. Реформы. Судьба реформаторов: Ю. Ф. Самарин, А. М. Унковский, Д. А. Милютин, К. Д. Кавелин. Цена, заплаченная за реформы царем – «освободителем».