Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Строение органов артикуляционного аппарата ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ Состояние импрессивной речи 1. Пассивный словарь ________________________________________________________ 2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________ Состояние экспрессивной речи 1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________ 2.Активный словарь _________________________________________________________ 3. Грамматический строй речи ________________________________________________ Состояние фонематических функций 1. Фонематическая дифференциация ___________________________________________ 2. Фонематический анализ ____________________________________________________ 3. Фонематический синтез ____________________________________________________ 4. Фонематические представления _____________________________________________ (У школьников проверяются также навыки слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.) Состояние дыхательной функции Тип дыхания _______________________________________________________________ Ритмичность дыхания _______________________________________________________ Характер вдоха при речи _____________________________________________________ Продолжительность речевого выдоха __________________________________________ Состояние просодических компонентов речи 1.Темп речи ________________________________________________________________ Ритм речи __________________________________________________________________ Правильность употребления пауз в процессе речевого высказывания ________________ 2. Характеристика голоса: Сила голоса ________________________________________________________________ Высота ____________________________________________________________________ Тембр ___________________________________________________________________ Особенности модуляций ____________________________________________________ 3. Интонированность речи (употребление основных видов интонации) _____________ 4. Внятность речи __________________________________________________________ Симптоматика заикания А. Внешняя (физическая) симптоматика заикания I. Проявление заикания в различных формах речи (на материале беседы, чтения коротких стихов, воспроизведения небольших рассказов и сказок, рассказа по картинке и др.) ______________________________________________________________________ 1. Шепотная речь ___________________________________________________________ 2. Сопряженная речь _________________________________________________________ 3. Отраженная речь __________________________________________________________ 4. Вопросно-ответная речь ____________________________________________________ 5. Пересказ прослушанного текста _____________________________________________ (с опорой и без опоры на сюжетную картинку)___________________________________
6. Рассказ по серии картинок, по картинке ______________________________________ 7. Самостоятельный рассказ __________________________________________________ 8. Для школьников: отражение заикания на письме (репродуктивное и самостоятельное письмо) ___________________________________________________________________ Проявление заикания при чтении _____________________________________________ (В выводе зафиксировать данные о сохранных речевых возможностях; частоту, силу, длительность и степень выраженности судорог, зависимость судорог от речевого материала: места во фразе, в слове; при произношении отдельных слов, звуков; зависимость судорог от звуко-слоговой структуры слов, длины фразы и др.; зависимость судорог от формы речи, от громкости речи)______________________________________________________________________ II. Форма судорог (тонические, клонические, смешанные)_________________________ Локализация судорог: — дыхательные (экспираторные, инспираторные, респираторные)__________________ — голосовые (смыкательные, размыкательные, вокальные) ________________________ — артикуляционные (губные, язычные, мягкого нёба)_____________________________ — смешанные_______________________________________________________________ III. Наличие непроизвольных движений тела, лица ______ Б. Внутренняя (психическая) симптоматика заикания I. Наличие или отсутствие логофобий (страх речи в определенных ситуациях, страх произнесения отдельных слов, звуков и др.) ____________________________________ а) произнесение отдельных звуков и междометий II. Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота и эффективность их использования: 1. Моторных _____________________________________________________________ 2. Речевых:_______________________________________________________________ б) произнесение слов и словосочетаний.______________________________________ 3. Изменение стиля речи___________________________________________________ III. Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная)_____________________________________________________________ Индивидуально-психологические особенности ребенка 1.Контактность с окружающими и характер общительности, взаимоотношений __________________________________________________________________________ 2.Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _______________ 3.Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
— активность или вялость психической деятельности, движений, речи (в игре, в учебной деятельности) _______________________________________________________ — устойчивость и преобладающий фон настроения ______________________________ — степень эмоциональной возбудимости _______________________________________ 4. Другие особенности: ______________________________________________________ 5. Другие нарушения речи ____________________________________________________ Логопедическое заключение Форма и локализация судорог _________________________________________________ Степень тяжести заикания ____________________________________________________ Выраженность внешней и внутренней симптоматики заикания _____________________ Степень фиксированности на заикании _________________________________________ Индивидуально-психологические особенности ребенка ___________________________ Другие нарушения устной и письменной речи ___________________________________ Дата окончания обследования. ________________________________________________
Материал для обследования.
Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И.Селиверстовым (1968, 1994), который особо подчеркивал необходимость индивидуализации при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе большое значение придается активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением. Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать внимание на собственных речевых ошибках и замечать их у других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т. п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач. Логопедические занятия с заикающимися строятся с учетом речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом разных речевых ситуаций. Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают развивать моторику, расширять словарный запас. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход. Тренировочный этап. Осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процессе логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «наступление на больные участки речи». Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности. Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. Логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду.
• Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3 - 4 месяца (32 - 36 занятий). Подготовительный этап – 7-8 занятий. В домашних условиях родители обеспечивают ребенку щадящий режим, который включает спокойную обстановку, четкий распорядок дня к по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На занятиях решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка активно работать над своей речью, чтобы достичь положительного результата. Дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях «красивая и правильная» речь. В эти понятия входят звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Очень важно, чтобы в общении ребенок вел себя спокойно, непринужденно и свободно. Речевые задания включают «зарядки», т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь. Тренировка речи проводится с учетом разных положений ребенка (сидя, стоя, в движении и т. п.), в процессе разнообразных занятий (лепка, рисование и т.п.), в дидактических играх. Тренировочный этап (20 - 22 занятия) - дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые для них трудны. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т. п. На этом этапе вводятся подвижные, ролевые и творческие игры. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка) и осуществляется при активном участии родителей. Заключительный этап (6 - 9 занятий) проходит в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи, как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий по развитию плавной речи завершается концертом, в котором участвуют все дети. На каждом этапе коррекционной работы, предлагаемой В. И.Селиверстовым, большое значение придается взаимодействию логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, с самого первого дня родители становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся и коллективно, и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.
Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е.Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А.Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова). Исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, в то же время они не всегда адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, не выдерживают логическую последовательность речи. В соответствии с этим для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи. В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, объединено с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. от ситуативной к контекстной речи. Н.А.Чевелева (1976) выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития связной речи. Пропедевтический этап - детям прививают навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи. Этап сопровождающей речи - допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях. Этап завершающей речи - дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию. Этап предваряющей речи - наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу. Заключительный этап - закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи. На основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для средней, старшей и подготовительной групп С. А. Миронова (1975) предложила систему воспитания и обучения, где ставятся коррекционные задачи. В коррекционных целях используется перестановка видов задач программы дошкольного воспитания и увеличиваются сроки усвоения детьми трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале занятий дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.
В коррекционные задачи первого квартала учебного года входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят логопед и воспитатели. Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь. В третьем квартале задачи развития речи становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу. В четвертом квартале продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета. Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свои специфику. Особенности логопедической работы с детьми такого возраста представлены Л.М.Крапивиной (1992). Логопедические занятия с детьми этого возраста проводятся условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3 - 5 человек. Реабилитационное воздействие комплексное, включает логопедические, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления. Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания. Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (как правило, в возрасте 3,5-4 лет) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания обращают внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление его организма (в особенности нервной системы), особое значение придают психотерапевтическому воздействию как части логопедической работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.034 с.) |