Основные признаки невротической формы заикания. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные признаки невротической формы заикания.



Тема: Заикание

                                                                                                    Выполнил:

Клочкова Юлия Михайловна

                                                                                                        Группа SZ-БХ

                                                                                                             5 курс

Проверил:

Дмитриева Ольга Алексеевна

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

 

                                           

                                  г. Красноярск, 2020

Содержание

1. Основные признаки невротической формы заикания.

2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста.

3. Материал для обследования.

 

Основные признаки невротической формы заикания.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

 

Для невротической формы заикания характерны следующие особенности.

1. Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания.

2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения.

3. Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т.п.).

4. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).

5. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет.

6. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения.

7. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).

 

2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста.

Обследование должно быть комплексным. Оно включает психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребёнка, а также анализ результатов медицинского обследования.

Обследование обычно состоит из трех этапов:

1) сбор анамнестических данных;

2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики;

3) изучение личностных особенностей заикающегося.

Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом характеристики речевого состояния - так называемого речевого статуса. Логопед составляет эту характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися.

Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить по следующей схеме:

1. Фамилия, имя, отчество обследуемого.

2. Дата рождения (год, месяц, число).

3. Домашний адрес, телефон.

4. Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пре­бывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого.

5. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы.

6. Состав семьи.

7. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учите­лями или самими заикающимися).

Второй этап - обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений у детейдошкольного возраста

Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

  • стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; неудержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места;
  • стоять на «цыпочках». Отмечается: удержание позы, схождение с места; балансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

Динамическая координация

  • Определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах). Отмечается: свободно ли прыгает на одной ноге или касается пола другой ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге.
  • Определяется возможность прыгать с места через веревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свободно; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться двумя ногами; прыжок не удается.

Одновременность движений

  • Определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно. Справа и слева по бокам спичечной коробки располагают по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, рав­ном длине спички), ребенку предлагают уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; движения не всегда одновременные; одно­временные движения не удаются.
  • Определяется возможность одновременных движений рук и ног. Ребенку предлагают катушку ниток: маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одновременно; движения не всегда одновременные; одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий, пластичный, неуклюжий.

Анкетные данные

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Национальность ___________________________________________________________

Дата и № протокола________________________________________________________

Логопедическое заключение МПК____________________________________________

Сведения о семье

Мать _____________________________________________________________________

Отец _____________________________________________________________________

Наследственные заболевания _________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________

Материально-бытовые условия в семье _________________________________________

Общий анамнез

Какая по счету беременность _________________________________________________

Особенности протекания беременности ________________________________________

Особенности течения родов __________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________

После выписки из родильного дома:

особенности сна ____________________________________________________________

особенности бодрствования __________________________________________________

Особенности грудного вскармливания _________________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице:

до одного года _____________________________________________________________

после одного года __________________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с ______________________________________________________

сидеть ____________________________________________________________________

стоять ____________________________________________________________________

ходить ____________________________________________________________________

С какого времени стал раздеваться ____________________________________________

одеваться __________________________________________________________________

шнуровать ботинки _________________________________________________________

застегивать пуговицы _______________________________________________________

Особенности моторики:

излишне подвижен _________________________________________________________

излишне заторможен ________________________________________________________

Развитее речи

Время появления гуления ____________________________________________________

лепета __________________________________________________________________

первых слов _____________________________________________________________

фразы __________________________________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________

Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье ____________________________________________________________________

в общении со сверстниками __________________________________________________

в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________

в незнакомой обстановке _____________________________________________________

Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________

Есть ли страх речи __________________________________________________________

Отношение в семье, в ДОУ к заиканию ребенка

Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________

по какой методике __________________________________________________________

Как долго занимался ________________________________________________________

Результат _________________________________________________________________

Причина рецидива _________________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

— Где труднее говорить: в саду, в магазине и т.п.?

— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми

людьми?

— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

— Как влияет волнение на речь?

— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________

Данные объективного обследования

Состояние слуховой функции

1. Слуховое внимание ________________________________________________________

2. Восприятие речи __________________________________________________________

Состояние моторных функций

Общая моторика

1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________

2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________

(В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.)

Мелкая моторика

1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________

2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________

3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________

Конструктивный праксис ____________________________________________________

Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________

4.Наличие леворукости ______________________________________________________

Мимика и артикуляторная моторика

1. Мимические движения _____________________________________________________

(особенности мимики при речи _______________________________________________)

2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________

Состояние импрессивной речи

1. Пассивный словарь ________________________________________________________

2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________

Состояние экспрессивной речи

1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________

2.Активный словарь _________________________________________________________

3. Грамматический строй речи ________________________________________________

Материал для обследования.

 

Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И.Селиверстовым (1968, 1994), который особо подчеркивал необходимость индивидуализации при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе большое значение придается активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением.

Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать внимание на собственных речевых ошибках и замечать их у других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т. п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач.

Логопедические занятия с заикающимися строятся с учетом речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом разных речевых ситуаций.

Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа.

Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают развивать моторику, расширять словарный запас. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход.

Тренировочный этап. Осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процессе логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в кото­рых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «наступление на больные участки речи».

Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности.

Система логопедических занятий предусматривает также посте­пенное нарастание сложности речевых ситуаций. Логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы вос­питания в детском саду.

• Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3 - 4 месяца (32 - 36 занятий).

Подготовительный этап – 7-8 занятий. В домашних условиях родители обеспечивают ребенку щадящий режим, который включает спокойную обстановку, четкий распорядок дня к по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На занятиях решаются несколько задач: логопед стимулирует ре­бенка активно работать над своей речью, чтобы достичь положительного результата.

Дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях «красивая и правильная» речь. В эти понятия входят звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Очень важно, чтобы в общении ребенок вел себя спокойно, непринужденно и свободно.

Речевые задания включают «зарядки», т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь.

Тренировка речи проводится с учетом разных положений ребенка (сидя, стоя, в движении и т. п.), в процессе разнообразных занятий (лепка, рисование и т.п.), в дидактических играх.

Тренировочный этап (20 - 22 занятия) - дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые для них трудны. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т. п. На этом этапе вводятся подвижные, ролевые и творческие игры. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка) и осуществляется при активном участии родителей.

Заключительный этап (6 - 9 занятий) проходит в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи, как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий по развитию плавной речи завершается концертом, в котором участвуют все дети.

На каждом этапе коррекционной работы, предлагаемой В. И.Селиверстовым, большое значение придается взаимодействию логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед про­водит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, с самого первого дня родители становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся и коллективно, и индивидуально. Родители регулярно по­сещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы.

Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е.Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А.Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова). Исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети, как правило, обладают достаточ­ным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную нор­му, в то же время они не всегда адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, не выдерживают логическую последовательность речи.

В соответствии с этим для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи.

В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, объединено с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. от ситуативной к контекстной речи.

Н.А.Чевелева (1976) выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития связной речи.

Пропедевтический этап - детям прививают навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи. Этап сопровождающей речи - допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях.

Этап завершающей речи - дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию.

Этап предваряющей речи - наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу.

Заключительный этап - закрепляются полученные ра­нее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи.

На основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для средней, старшей и подготовительной групп С. А. Миронова (1975) предложила систему воспитания и обучения, где ставятся коррекционные задачи. В коррекционных целях используется перестановка видов задач программы дошкольного воспитания и увеличиваются сроки усвоения детьми трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале занятий дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы.

В коррекционные задачи первого квартала учебного года входят расширение словаря, уточнение значения слов, активиза­ция пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят логопед и воспитатели.

Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь.

В третьем квартале задачи развития речи становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу.

В четвертом квартале продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета.

Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свои специфику. Особенности логопедической работы с детьми такого возраста представлены Л.М.Крапивиной (1992).

Логопедические занятия с детьми этого возраста проводятся условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3 - 5 человек. Реабилитационное воздействие комплексное, включает логопедические, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления.

Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания.

Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (как правило, в возрасте 3,5-4 лет) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания обращают внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление его организма (в особенности нервной системы), особое значение придают психотерапевтическому воздействию как части логопедической работы.

Тема: Заикание

                                                                                                    Выполнил:

Клочкова Юлия Михайловна

                                                                                                        Группа SZ-БХ

                                                                                                             5 курс

Проверил:

Дмитриева Ольга Алексеевна

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

 

                                           

                                  г. Красноярск, 2020

Содержание

1. Основные признаки невротической формы заикания.

2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста.

3. Материал для обследования.

 

Основные признаки невротической формы заикания.

Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз.

Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)