Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные признаки невротической формы заикания.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема: Заикание Выполнил: Клочкова Юлия Михайловна Группа SZ-БХ 5 курс Проверил: Дмитриева Ольга Алексеевна старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики
г. Красноярск, 2020 Содержание 1. Основные признаки невротической формы заикания. 2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста. 3. Материал для обследования.
Основные признаки невротической формы заикания. Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз. Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.
Для невротической формы заикания характерны следующие особенности. 1. Тенденция к раннему речевому развитию до появления заикания. 2. Наличие развернутой фразовой речи до появления нарушения. 3. Характерологические свойства (впечатлительность, тревожность и т.п.). 4. Преимущественно психогенное начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация). 5. Заикание может появиться в возрасте от 2 до 6 лет. 6. Большая зависимость степени судорожных запинок от эмоционального состояния заикающегося и условий речевого общения. 7. Возможность плавной речи при определенных условиях (речь наедине с собой, в условиях эмоционального комфорта, при отвлечении активного внимания от процесса говорения и пр.).
2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста. Обследование должно быть комплексным. Оно включает психолого-педагогическое и логопедическое изучение заикающегося ребёнка, а также анализ результатов медицинского обследования. Обследование обычно состоит из трех этапов: 1) сбор анамнестических данных; 2) обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики; 3) изучение личностных особенностей заикающегося. Основным компонентом логопедического обследования является составление логопедом характеристики речевого состояния - так называемого речевого статуса. Логопед составляет эту характеристику перед началом коррекционной работы с заикающимися. Основы методики логопедического обследования заикающихся и способы регистрации его результатов можно представить по следующей схеме: 1. Фамилия, имя, отчество обследуемого. 2. Дата рождения (год, месяц, число). 3. Домашний адрес, телефон. 4. Где воспитывается или обучается ребенок: дома, в детском саду, школе (общеобразовательной или специальной), сроки пребывания в них. Место учебы или работы подростка и взрослого. 5. Фамилия, имя, отчество родителей, их возраст, профессия, место работы. 6. Состав семьи. 7. Жалобы, предъявляемые родителями (воспитателями, учителями или самими заикающимися). Второй этап - обследование состояния общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики Процедура обследования общих произвольных движений у детейдошкольного возраста Статическая координация Определяется возможность удержания заданной позы:
Динамическая координация
Одновременность движений
Анкетные данные Фамилия, имя_____________________________________________________________ Дата рождения ____________________________________________________________ Национальность ___________________________________________________________ Дата и № протокола________________________________________________________ Логопедическое заключение МПК____________________________________________ Сведения о семье Мать _____________________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________________ Наследственные заболевания _________________________________________________ Характеристика речи окружающих ребенка людей _______________________________ Материально-бытовые условия в семье _________________________________________ Общий анамнез Какая по счету беременность _________________________________________________ Особенности протекания беременности ________________________________________ Особенности течения родов __________________________________________________ Вес и рост ребенка при рождении _____________________________________________ После выписки из родильного дома: особенности сна ____________________________________________________________ особенности бодрствования __________________________________________________ Особенности грудного вскармливания _________________________________________ Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице: до одного года _____________________________________________________________ после одного года __________________________________________________________ Психомоторное развитие Стал держать голову с ______________________________________________________ сидеть ____________________________________________________________________ стоять ____________________________________________________________________ ходить ____________________________________________________________________ С какого времени стал раздеваться ____________________________________________ одеваться __________________________________________________________________ шнуровать ботинки _________________________________________________________ застегивать пуговицы _______________________________________________________ Особенности моторики: излишне подвижен _________________________________________________________ излишне заторможен ________________________________________________________ Развитее речи Время появления гуления ____________________________________________________ лепета __________________________________________________________________ первых слов _____________________________________________________________ фразы __________________________________________________________________ Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.) _____________________________________________________ Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________ Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года__________________________ Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________________ Бывают ли периоды плавной речи _____________________________________________ Ситуации, когда заикание наиболее выражено __________________________________ Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях: в семье ____________________________________________________________________ в общении со сверстниками __________________________________________________ в детском саду (или при ответе в классе)________________________________________ в незнакомой обстановке _____________________________________________________ Отношение ребенка к заиканию _______________________________________________ Есть ли страх речи __________________________________________________________ Отношение в семье, в ДОУ к заиканию ребенка Занятия с логопедом: где — когда _____________________________________________ по какой методике __________________________________________________________ Как долго занимался ________________________________________________________ Результат _________________________________________________________________ Причина рецидива _________________________________________________________ Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)___________________________________________________________________ Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы: — Где труднее говорить: в саду, в магазине и т.п.? — Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми? — Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке? — Как влияет волнение на речь? — Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? — Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? — Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами? ___________________________________________________________________________ Данные объективного обследования Состояние слуховой функции 1. Слуховое внимание ________________________________________________________ 2. Восприятие речи __________________________________________________________ Состояние моторных функций Общая моторика 1. Наблюдение за естественными движениями (а также за осанкой, походкой) ___________________________________________________________________________ 2. Выполнение заданий (ходьба, бег, прыжки, игра с мячом и др.) __________________________________________________________________________ (В выводе, характеризуя особенности общей моторики, отметить объем движений, точность, координацию, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательную активность ребенка.) Мелкая моторика 1. Кинестетическая основа движений пальцев (праксис «позы») ____________________ 2.Кинетическая основа движений пальцев (последовательно организованные движения)_________________________________________________________________ 3. Манипуляции с мелкими предметами ________________________________________ Конструктивный праксис ____________________________________________________ Навыки работы с карандашом; ручкой __________________________________________ 4.Наличие леворукости ______________________________________________________ Мимика и артикуляторная моторика 1. Мимические движения _____________________________________________________ (особенности мимики при речи _______________________________________________) 2. Одиночные движения и серии движений органов артикуляции ___________________ Состояние импрессивной речи 1. Пассивный словарь ________________________________________________________ 2. Понимание логико-грамматических конструкций ______________________________ Состояние экспрессивной речи 1. Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов ___________________________ 2.Активный словарь _________________________________________________________ 3. Грамматический строй речи ________________________________________________ Материал для обследования.
Комплексный подход к реабилитации заикающихся, проводимой медицинскими учреждениями преимущественно в условиях стационара и амбулаторно, разработан В.И.Селиверстовым (1968, 1994), который особо подчеркивал необходимость индивидуализации при разработке задач и сроков коррекционного воздействия. В его системе большое значение придается активному и сознательному участию детей в процессе работы над своей речью и поведением. Данная система логопедических занятий предусматривает регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми. Это позволяет детям активизировать внимание на собственных речевых ошибках и замечать их у других детей, правильнее оценивать свои достижения и недостатки и т. п. Родители становятся активными помощниками логопеда в решении коррекционно-воспитательных задач. Логопедические занятия с заикающимися строятся с учетом речевых возможностей ребенка, т. е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи. Речевые упражнения предлагаются в соответствии со степенью самостоятельности речи, ее подготовленности, структурной сложности, громкости, а также с учетом разных речевых ситуаций. Комплексное реабилитационное воздействие включает в себя три этапа. Подготовительный этап. Наряду с оздоровительными мероприятиями и щадящим речевым режимом, в этот период начинают развивать моторику, расширять словарный запас. Логопедическая работа ведется только с использованием тех видов речи, в которых заикающийся не проявляет речевых судорог, т.е. осуществляется сугубо индивидуальный подход. Тренировочный этап. Осуществляется целенаправленное развитие активного внимания, памяти и других психических функций. Логопедические занятия включают дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи. В процессе логопедической тренировки постепенно включаются те виды речи, в которых у ребенка ранее отмечались запинки, т. е. осуществляется «наступление на больные участки речи». Заключительный этап. Продолжается комплексное психолого-педагогическое воздействие на личность заикающегося в целом. Закрепляются навыки свободной речи в повседневной деятельности. Система логопедических занятий предусматривает также постепенное нарастание сложности речевых ситуаций. Логопедические занятия включают методический материал, в котором строго учитываются возрастные особенности детей и задачи программы воспитания в детском саду. • Курс амбулаторных занятий рассчитан на 3 - 4 месяца (32 - 36 занятий). Подготовительный этап – 7-8 занятий. В домашних условиях родители обеспечивают ребенку щадящий режим, который включает спокойную обстановку, четкий распорядок дня к по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На занятиях решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка активно работать над своей речью, чтобы достичь положительного результата. Дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. В процессе занятий внимание ребенка фиксируется на понятиях «красивая и правильная» речь. В эти понятия входят звучность, выразительность, неторопливый темп и плавность. Очень важно, чтобы в общении ребенок вел себя спокойно, непринужденно и свободно. Речевые задания включают «зарядки», т.е. произнесение гласных звуков и их сочетаний с согласными; стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, ответы на конкретные вопросы, беззвучное артикулирование, шепотную и ритмизированную речь. Тренировка речи проводится с учетом разных положений ребенка (сидя, стоя, в движении и т. п.), в процессе разнообразных занятий (лепка, рисование и т.п.), в дидактических играх. Тренировочный этап (20 - 22 занятия) - дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые для них трудны. Это предполагает постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой к громкой речи, от спокойных занятий к эмоциональным и т. п. На этом этапе вводятся подвижные, ролевые и творческие игры. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка) и осуществляется при активном участии родителей. Заключительный этап (6 - 9 занятий) проходит в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи, как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий по развитию плавной речи завершается концертом, в котором участвуют все дети. На каждом этапе коррекционной работы, предлагаемой В. И.Селиверстовым, большое значение придается взаимодействию логопеда с родителями. Так, в подготовительный период логопед проводит беседы с родителями о сущности заикания, о значении и целях логопедических занятий и определяет роль родителей в лечебно-педагогическом процессе, с самого первого дня родители становятся активными помощниками логопеда. Такие беседы проводятся и коллективно, и индивидуально. Родители регулярно посещают открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционной работы. Одно из направлений коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми связано с психологической школой Р.Е.Левиной. Плеяда ученых, воспитанных этой школой, разрабатывает целостную систему воздействия на заикающихся дошкольников и школьников (Н.А. Чевелева, А.В. Ястребова, С.А.Миронова, О. С. Бот, Л. Ф. Спирова). Исследователи исходят из представлений о том, что заикающиеся дети, как правило, обладают достаточным словарным запасом, иногда превосходящим возрастную норму, в то же время они не всегда адекватно используют словарный запас, неконкретно формулируют мысль, не выдерживают логическую последовательность речи. В соответствии с этим для нормального речевого общения детям, страдающим заиканием, необходимо корригировать не только речевые запинки, но и психическую деятельность (внимание, память, мышление), а также развивать планирующую функцию речи. В системах реабилитационного воздействия, разработанных данными авторами, обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, объединено с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов. Для коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. от ситуативной к контекстной речи. Н.А.Чевелева (1976) выделяет в работе с заикающимися дошкольниками пять этапов развития связной речи. Пропедевтический этап - детям прививают навыки организованного поведения. Вводится режим ограничения речи. Этап сопровождающей речи - допускается собственная речь детей только в ситуации совершаемых ими действий на логопедических занятиях. Этап завершающей речи - дети используют речь, которая сопровождает их действия, и описательную речь по отношению к выполненному действию. Этап предваряющей речи - наряду с формами речи, которые использовались ранее, у ребенка развивается умение вслух планировать предстоящую работу. Заключительный этап - закрепляются полученные ранее навыки самостоятельной развернутой конкретной речи. На основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» для средней, старшей и подготовительной групп С. А. Миронова (1975) предложила систему воспитания и обучения, где ставятся коррекционные задачи. В коррекционных целях используется перестановка видов задач программы дошкольного воспитания и увеличиваются сроки усвоения детьми трудного речевого программного материала. Кроме этого, в начале занятий дети повторяют речевой материал предыдущей возрастной группы. В коррекционные задачи первого квартала учебного года входят расширение словаря, уточнение значения слов, активизация пассивного словарного запаса. Все эти задачи реализуются при использовании простейших видов ситуативной речи на всех занятиях, которые проводят логопед и воспитатели. Во втором квартале заикающихся детей обучают конструированию простой и распространенной фразы, ее грамматическому оформлению, построению сложноподчиненных конструкций, умению составлять связный рассказ. Закрепляются навыки пользования ситуативной речью, вводится элементарная контекстная речь. В третьем квартале задачи развития речи становятся идентичными задачам массового детского сада. Заикающиеся обучаются составлению рассказов по наглядной опоре, по вопросам логопеда, пересказу и самостоятельному рассказу. В четвертом квартале продолжается работа по обогащению лексико-грамматического строя речи. Коррекционные задачи направлены на умение выстраивать логическую последовательность передаваемого сюжета. Для заикающихся детей преддошкольного возраста, 2-4 лет, система коррекционно-педагогических воздействий имеет свои специфику. Особенности логопедической работы с детьми такого возраста представлены Л.М.Крапивиной (1992). Логопедические занятия с детьми этого возраста проводятся условиях ясельной группы детского сада. Количество детей на логопедических занятиях должно составлять не более 3 - 5 человек. Реабилитационное воздействие комплексное, включает логопедические, логоритмические, музыкальные, физкультурные занятия и обучение детей элементам мышечного расслабления. Основными задачами коррекционного воздействия являются: развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, фонационного дыхания, интонационной стороны речи, развитие и уточнение словаря и грамматических конструкций, развитие диалогической речи. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей осуществляется дифференцировано, в зависимости от клинической формы заикания. Так, у детей с неврозоподобной формой заикания (как правило, в возрасте 3,5-4 лет) много времени уделяется нормализации звукопроизносительной стороны речи, развитию словаря. При невротической форме заикания обращают внимание на нормализацию отношений родителей к ребенку, общее оздоровление его организма (в особенности нервной системы), особое значение придают психотерапевтическому воздействию как части логопедической работы. Тема: Заикание Выполнил: Клочкова Юлия Михайловна Группа SZ-БХ 5 курс Проверил: Дмитриева Ольга Алексеевна старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики
г. Красноярск, 2020 Содержание 1. Основные признаки невротической формы заикания. 2. Схема обследования заикающегося ребенка дошкольного возраста. 3. Материал для обследования.
Основные признаки невротической формы заикания. Невротическое заикание — психологически обусловленная форма нарушения речи, выражающаяся в изменении ее ритма, появлении запинок и повторов. Как и другие виды заикания, она связана с тоническими и тоникоклоническими судорогами в дыхательно-вокальной и артикуляционной мускулатуре. Функциональный характер невротического заикания и его тесная связь с психотравмирующей ситуацией позволяют относить его к группе неврозов, или невротических состояний. В связи с этим невротическое заикание в неврологии и логопедии получило второе название — логоневроз. Наиболее часто логоневроз манифестирует в детском возрасте. По некоторым данным кратковременное заикание отмечается у 4 детей из 100. Наиболее подвержены заиканию дети 4-5 лет, поскольку в этот период происходит активное развитие речевой функции. Однако появление невротического заикания возможно практически в любом возрасте: и в период формирования речи (2-3 года), и у взрослых людей. У мальчиков и мужчин заикание наблюдается чаще, чем у девочек и женщин.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.) |