Первый этап - сбор анамнестических данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап - сбор анамнестических данных



Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность:

  • наличие алкоголизма у родителей;
  • нервно-психические заболевания родителей;
  • ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;
  • задержка речевого развития у родителей или близких родственников;
  • заикание у родителей;
  • заикание у сестер и братьев;
  • заикание у деда или бабки по линии отца и матери
  • характерологические особенности отца и матери
  • обстановка в семье;
  • жилищно-бытовые условия.

Беременность и роды у матери:

  • от какой беременности родился обследуемый (ая);
  • чем закончились предыдущие и последующие беременности матери;
  • особенности внутриутробного развития;
  • токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вре­доносные факторы;
  • особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.);
  • особенности течения послеродового периода (закричал сра­зу—не сразу, асфиксия синяя—белая, родовые травмы);
  • приложен к груди (сразу; на... сутки);
  • на грудном (искусственном) вскармливании

Период до года:

  • условия воспитания; сон, аппетит;
  • инфекционные заболевания; соматические заболевания;
  • мозговые заболевания; мозговые травмы; спокойный, беспокойный; формирование навыка опрятности;
  • время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста:

  • условия воспитания;
  • инфекционные заболевания;
  • соматические заболевания;
  • мозговые заболевания;
  • мозговые травмы;
  • моторное развитие: отставание, норма, опережение;
  • время выделения ведущей руки, наличие переучивания;
  • адаптация в детских яслях, детском саду;
  • основные черты характера (спокойный - возбужденный, подвижный - замедленный, уравновешенный - капризный и т.д.);
  • основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

Речевой анамнез:

  • время появления гуления и лепета. Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций);
  • время появления первых слов;
  • время появления простой фразы;
  • время появления развернутой фразовой речи;
  • какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи;
  • наличие и выраженность итераций;
  • дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

Условия воспитания ребенка:

  • социальная среда (где ребенок воспитывался - в Доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой);
  • особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия - какой язык преобладает в общении;
  • особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме);
  • культурно-бытовые условия в семье.

Развитие заикания:

  • возраст, в котором появилось заикание;
  • предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.);
  • наличие периода мутизма;
  • как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет;
  • в каких условиях облегчается/ухудшается речь;
  • изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания, и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.); отношение ребенка к своему речевому дефекту;
  • какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования - детский сад, школа);
  • продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений:

  • случаются ли конфликты в семье и как часто; каков стиль общения с ребенком: чрезмерное заласкивание, излишняя строгость, неровность в обращении с ним; перегрузки ребенка впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подо­лгу смотреть телевизионные передачи и пр.);
  • отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требование к его речи и др.).

Дополнительные сведения для детей дошкольного возраста

  • имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка;
  • отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость);
  • есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости;
  • уровень развития игровой деятельности ребенка;
  • склонность ребенка к определенным играм;
  • комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча;
  • предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей;
  • проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками;
  • как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или про­является реже, чем раньше).

Для детей школьного возраста:

  • было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении школу;
  • адаптация в школе;
  • как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т. п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитает ребенок. Наличие «трудных» звуков и страха перед речью;
  • успеваемость;
  • характер контактов со сверстниками;
  • характер взаимоотношений с родителями. Для взрослых:
  • наличие логофобии и возраст, в котором она появилась;
  • какие меры принимались для коррекции заикания;
  • какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.

Анализ заключения специалистов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.006 с.)