Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первый этап - сбор анамнестических данных
Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.
Наследственность:
- наличие алкоголизма у родителей;
- нервно-психические заболевания родителей;
- ускоренный темп речи у родителей или близких родственников;
- задержка речевого развития у родителей или близких родственников;
- заикание у родителей;
- заикание у сестер и братьев;
- заикание у деда или бабки по линии отца и матери
- характерологические особенности отца и матери
- обстановка в семье;
- жилищно-бытовые условия.
Беременность и роды у матери:
- от какой беременности родился обследуемый (ая);
- чем закончились предыдущие и последующие беременности матери;
- особенности внутриутробного развития;
- токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физические травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредоносные факторы;
- особенности течения родов (срочные, преждевременные, со стимуляцией и пр.);
- особенности течения послеродового периода (закричал сразу—не сразу, асфиксия синяя—белая, родовые травмы);
- приложен к груди (сразу; на... сутки);
- на грудном (искусственном) вскармливании
Период до года:
- условия воспитания; сон, аппетит;
- инфекционные заболевания; соматические заболевания;
- мозговые заболевания; мозговые травмы; спокойный, беспокойный; формирование навыка опрятности;
- время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.
Период дошкольного возраста:
- условия воспитания;
- инфекционные заболевания;
- соматические заболевания;
- мозговые заболевания;
- мозговые травмы;
- моторное развитие: отставание, норма, опережение;
- время выделения ведущей руки, наличие переучивания;
- адаптация в детских яслях, детском саду;
- основные черты характера (спокойный - возбужденный, подвижный - замедленный, уравновешенный - капризный и т.д.);
- основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).
Речевой анамнез:
- время появления гуления и лепета. Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций);
- время появления первых слов;
- время появления простой фразы;
- время появления развернутой фразовой речи;
- какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи;
- наличие и выраженность итераций;
- дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).
Условия воспитания ребенка:
- социальная среда (где ребенок воспитывался - в Доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой);
- особенности речевой среды: контакты с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия - какой язык преобладает в общении;
- особенности речевого общения с ребенком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребенка (в каком объеме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объеме);
- культурно-бытовые условия в семье.
Развитие заикания:
- возраст, в котором появилось заикание;
- предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.);
- наличие периода мутизма;
- как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет;
- в каких условиях облегчается/ухудшается речь;
- изменилось ли поведение ребенка с момента появления заикания, и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.); отношение ребенка к своему речевому дефекту;
- какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы народного образования - детский сад, школа);
- продолжительность и результативность лечения и обучения.
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений:
- случаются ли конфликты в семье и как часто; каков стиль общения с ребенком: чрезмерное заласкивание, излишняя строгость, неровность в обращении с ним; перегрузки ребенка впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.);
- отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требование к его речи и др.).
Дополнительные сведения для детей дошкольного возраста
- имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребенка;
- отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость);
- есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости;
- уровень развития игровой деятельности ребенка;
- склонность ребенка к определенным играм;
- комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча;
- предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей;
- проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками;
- как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше).
Для детей школьного возраста:
- было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении школу;
- адаптация в школе;
- как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный ответ и т. п.). Какой из способов ответа на уроке предпочитает ребенок. Наличие «трудных» звуков и страха перед речью;
- успеваемость;
- характер контактов со сверстниками;
- характер взаимоотношений с родителями. Для взрослых:
- наличие логофобии и возраст, в котором она появилась;
- какие меры принимались для коррекции заикания;
- какие приемы использовались в целях уменьшения речевых судорог и страха речи.
Анализ заключения специалистов:
|