Тема 1: Введение. Предмет и задачи курса. Межпредметные связи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Введение. Предмет и задачи курса. Межпредметные связи.



Тема 1: Введение. Предмет и задачи курса. Межпредметные связи.

План:

1. Особенности школьной библиотеки.

2. Особенности Вузовской библиотеки

3. Основные задачи библиотеки Вуза

Школьные библиотеки

Среди современных моделей трансформации школьной библиотеки наибольшее внимание вызывает модель «библиотека - информационный центр». Модель «школьная библиотека - информационный центр» как типовое решение организации деятельности современной школьной библиотеки наиболее полно отвечает целям и задачам, которые в «Манифесте школьных библиотек» ИФЛА / ЮНЕСКО определены как миссия школьной библиотеки, а именно: «Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами».

Главными задачами библиотечно-информационных центров является создание максимально комфортных условий для доступа пользователей к информации в различных форматах, а также обучение работе с ней. Такой подход предполагает: - возрастание роли библиотеки в качестве посредника между информацией и ее потребителем (между мировым информационным пространством и коллективом учеников и работников школы), - то есть в накоплении, распространении, популяризации различных по форме представления информации документов, предоставление справочной информации; - Помощь учащимся и педагогам в определении релевантных ресурсов и в использовании информации, в разработке стратегий самостоятельной работы с информацией для тех из пользователей, которые в этом нуждаются; - Квалифицированные консультации и рекомендации для пользователей, которые помогут им эффективно находить и обрабатывать полученную информацию; - Создание и ведение библиотекарем современной справочно-поисковой системы, которая позволяла бы оперативно и полно находить необходимую информацию (электронный каталог школьной библиотеки); - Создание и ведение банков данных по методике преподавания школьных предметов и организации образовательно-воспитательного процесса; - Развитую систему формирования информационной и медийной культуры школьников (библиотечная медиаобразование).

Главной задачей школьной библиотеки является информационное обеспечение учебного процесса для достижения надлежащего уровня знаний.

В этом тезисе применено понятие «информационное обеспечение учебного процесса», которое представляется более широким по отношению к понятию «библиотечно-информационное обслуживание пользователей». Новое понятие сразу указывает на содержание главной задачи, накладывает на библиотеку ответственность за формирование, сохранение и использование информационного фонда учебного заведения, обязывает постоянно его пополнять и актуализировать, вести обслуживание учеников направлено на повышение уровня знаний. Библиотека, таким образом, становится активным участником учебного процесса в достижении главной цели учебного заведения.

Такой подход соответствует потребностям ближайшего будущего, позволяет создать ресурсный резерв для решения задач завтрашнего дня. Единственным критерием оценки эффективности функционирования библиотеки становится уровень знаний детей, их успехи в учебной работе.

Вузовские библиотеки

Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений вуза, обеспечивающих документами и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.

Высшее учебное заведение как учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных уставом (положением) и действующим законодательством.

Основные задачи:

· Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий контингента вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам.

· Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза, образовательными программами и информационными потребностями читателей.

· Организация и ведение справочно-поискового аппарата: каталогов, картотек и баз данных.

· Участие в воспитательной и гуманитарно-просветительской деятельности высшего учебного заведения, формировании у обучающихся социально-необходимых знаний и навыков, гражданской позиции, профессиональных интересов.

· Воспитание библиотечно-информационной культуры, обучение читателей современным методам поиска информации.

· Совершенствование работы библиотек на основе внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

· Проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

· Координация и кооперация деятельности с библиотеками, органами научно-технической информации и другими учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в документах и информации.

· Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизации библиотечного обслуживания.

 

Примерное положение о библиотеке высшего учебного заведения (утв. Центральной библиотечно-информационной комиссией Госкомвуза РФ 6 декабря 1995 г.)

Общие положения

1. Библиотека является одним из ведущих структурных подразделений вуза, обеспечивающих литературой и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры. Высшее учебное заведение как учредитель библиотеки финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством. Учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев, предусмотренных уставом (положением) и действующим законодательством.

2. Библиотека в своей деятельности руководствуется федеральными законами о библиотечном деле и об информации, информатизации и защите информации, постановлениями, приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления высшими учебными заведениями, уставом вуза.

3. Библиотека в своей деятельности отражает сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие; не допускается государственная или иная цензура, ограничивающая право читателей на свободный доступ к библиотечным фондам.

 4. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой.

5. Общее методическое руководство библиотекой, независимо от ведомственной подчиненности, осуществляет Центральная библиотечно-информационная комиссия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию.

Республиканским методическим центром для библиотек высших учебных заведений является Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

 

Примерные правила пользования библиотекой образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения)

1. Примерные правила пользования библиотекой высшего учебного заведения разработаны в соответствии с Примерным положением о библиотеке образовательного учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведения) и распространяются на библиотеки государственных высших учебных заведений, независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Примерные правила пользования библиотекой регламентируют общий порядок организации обслуживания читателей высших учебных заведений, права и обязанности библиотеки и читателей.

 

ПРИМЕРНОЕ

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО,ЗАВЕДЕНИЯ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение определяет содержание работы библиотеки по комплектованию и организации ее фонда с целью оперативного и полного обеспечения учебно-воспитательного процесса в среднем специальном учебном заведении (далее - ссуз) изданиями, другими документами и информацией о них.

1.2. Фонд библиотеки создается как единый библиотечный фонд ссуза.

1.3. Единый фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами, картотекой книгообеспеченности образовательного процесса и информационными запросами читателей.

 1.4. При формировании фонда библиотека ссуза координируют свою деятельность с другими библиотеками региона.

 

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА

Общие положения

Библиотека является структурным подразделением высшего учебного заведения III-IV уровней аккредитации, который обеспечивает литературой и информацией учебно-воспитательный и научный процесс высшего учебного заведения и действует на основании Положения о библиотеке, что утверждается руководителем высшего учебного заведения.

В своей деятельности библиотека руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины "Об образовании", "О высшем образовании", "О библиотеках и библиотечном деле", "О национальной программе информатизации", подзаконными нормативно-правовыми актами, уставом и правилами внутреннего распорядка высшего учебного заведения и Положением о библиотеке.

Своей деятельностью библиотека способствует реализации государственной политики в области образования и культуры, следуя принципам гуманизма и демократизма, приоритета общечеловеческих ценностей и морали.

Высшее учебное заведение обеспечивает правовые, организационные, финансовые и материальные условия, необходимые для функционирования библиотеки, в частности, надлежащее хранение, использование и пополнение ее фондов, компьютеризацию и техническое оснащение библиотеки.

Общее методическое руководство библиотекой вуза осуществляет Научно-методическая библиотечная комиссия Министерства образования и науки Украины.

Порядок доступа к библиотечным фондам и информационных ресурсов, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются правилами пользования библиотекой, которые утверждаются ректором высшего учебного заведения и складываются на основе Типовых правил пользования библиотекой.

Положение определяет уровень базисных требований к библиотеке вуза (далее - библиотека) и подлежит конкретизации относительно профильных, региональных, организационных особенностей и содержания работы библиотеки каждого конкретного вуза.

Основные задачи

Обеспечение полного, качественного и оперативного библиотечно-библиографического и информационного обслуживания студентов, аспирантов, научных и научно-педагогических работников, сотрудников вуза согласно их информационными запросами на основе широкого доступа к библиотечным и информационным ресурсам.

Формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационных потребностей всех категорий пользователей.

Содействие воспитанию гармоничной, морально совершенной личности, сознательной В свое гражданского и открытой к интеллектуальному и творческому развитию.

Пропаганда и раскрытие с помощью всех библиотечно-информационных средств содержания общечеловеческих ценностей, культурно-исторической, духовной и научной наследия, идеи национального государства.

Расширение номенклатуры библиотечно-информационных услуг, совершенствование традиционных и внедрение новых библиотечных форм и методов работы на основе новейших информационных технологий и компьютеризации информационно-библиотечных процессов.

Создание электронных баз данных, организация и ведение справочно-библиографического аппарата с использованием как традиционных, так и новейших информационных технологий.

Ведения самостоятельной и совместной с другими организациями и учреждениями научно-исследовательской, учебной и организационно-методической работы по вопросам информатики, библиотековедения, библиографии и книговедения.

Воспитание информационной культуры пользователей, привитие им навыков работы с информационными ресурсами как на традиционных, так и на электронных носителях.

Координация и кооперация деятельности библиотеки со структурными подразделениями вуза, общественными организациями, сотрудничество и взаимодействие с библиотеками других систем и ведомств.

Налаживание прямых связей с библиотеками других стран, сотрудничества с образовательными благотворительными фондами, организациями, учреждениями и тому подобное.

Осуществление хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение и оптимизацию информационного и библиотечно-библиографического обслуживания пользователей с использованием элементов хозрасчета согласно действующему законодательству.

Основные функции

Библиотека:

· Осуществляет информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей.

· Организует дифференцированное (индивидуальное и групповое) обслуживание пользователей на абонементах, в читальных залах и других пунктах выдачи литературы.

· Бесплатно предоставляет пользователям библиотеки основные библиотечные услуги.

· Реализует возможности взаимоиспользования библиотечных фондов с помощью межбиблиотечного и международного абонементов, внутреннего и международного книгообмена, электронной доставки документов и тому подобное.

· Изучает информационные потребности пользователей и осуществляет оперативное обеспечение информационных запросов ученых и студентов вуза, используя различные формы и методы индивидуального, группового и массового информирования. Проводит социологические опросы и исследования читательских интересов с целью оптимизации их удовлетворения.

· Повышает эффективность информационного обеспечения пользователей за счет взаимодействия с всеукраинскими и отраслевыми информационными центрами. Обеспечивает пользователям доступ к информационным ресурсам как в Украине, так и за ее пределами.

·

· Организует работу общественных информаторов кафедр и научных подразделений вуза, оказывает им необходимую методическую помощь.

· Заключает и готовит к изданию библиографические указатели, списки литературы, создает электронные базы данных в помощь научной и учебно-воспитательной работе вуза, выполняет все виды библиотечных справок, проводит библиографические обзоры, организует книжные выставки и тому подобное.

· Организует для студентов занятия по основам информационной культуры, библиотековедения и библиографии. Пропагандирует библиотечно-библиографические знания путем проведения индивидуальных бесед, консультаций, организации книжных выставок и тому подобное.

· Предоставляет пользователям дополнительные платные услуги согласно действующему законодательству.

· Формирует библиотечные фонды согласно учебным планам, программам и тематике научных исследований вуза путем приобретения научной, учебной, справочной, художественной литературы, периодических, аудио-, видео- изданий, СD-, DVD- дисков и электронных баз данных, произведенных как в Украина, так и за рубежом.

· Осуществляет организацию, рациональное размещение и учет основных и подсобных библиотечных фондов, их хранение, реставрацию, консервацию, копирование и оцифровку.

· Систематически анализирует использование библиотечных фондов с целью их оптимизации. Вносит в Министерство образования и науки Украины предложения относительно издания учебной литературы.

 

· Изымает из библиотечных фондов документы, утратившие актуальность, научную и производственную ценность, изношенные, дефектные и дублетные экземпляры в соответствии с действующими законодательными актами. Изъятие документов по идеологическим или политическим признакам запрещается.

· Создает и ведет систему библиотечных каталогов, библиографических картотек и БД на традиционных и электронных носителях информации с целью многоаспектного раскрытия библиотечно-информационных ресурсов.

· Участвует в создании отраслевых, региональных и общегосударственных баз данных.

· Проводит работу по пропаганде и раскрытия библиотечно-информационных ресурсов как традиционными методами, так и с применением компьютерных технологий.

· Совместно с ответственными за воспитательную работу в высшем учебном заведении преподавателями и представителями общественных организаций проводит читательские конференции, литературные, музыкальные вечера, диспуты, другие массовые мероприятия.

· Проводит хозяйственную деятельность, направленную на улучшение условий труда пользователей и сотрудников библиотеки на основе данных полномочий.

· Организует информационное и библиотечное обслуживание сторонних организаций и граждан на компенсационной основе, определенной договором и действующим законодательством.

· Принимает участие в международных библиотечных программах и проектах.

· Проводит научные исследования в области библиотековедения, информатики, библиографии, истории книги и др.

· Изучает и внедряет в практику работы передовой библиотечный опыт и результаты научно-исследовательских работ. Осуществляет переход на новейшие библиотечные технологии.

· Проводит научно-методическую работу (аналитическую, организационную, консультативную) по совершенствованию всех направлений деятельности библиотеки.

· Обеспечивает непрерывное образование, повышение профессионального, общеобразовательного и культурного уровня работников библиотеки.

 

Состав фонда библиотеки.

Основной фонд - часть единого фонда, которая представляет собой наиболее полное собрание отечественных и зарубежных изданий учебной и научной литературы, нот, неопубликованных, аудиовизуальных и электронных документов.

Подсобный фонд - часть единого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается при отделах обслуживания библиотеки (читальном зале, абонементе). Подсобные фонды могут быть специализированными, состоящими из документов, отобранных по какому-либо из признаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобным фондам может быть организован открытый доступ.

Учебный фонд - специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимо от вида и экземплярности, рекомендованные кафедрами Консерватории для обеспечения учебного процесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами вуза и нормами книгообеспеченности.

Фонд научной литературы - представлен монографиями, сборниками научных трудов, диссертациями и авторефератами. В приобретении научных изданий библиотека стремится к расширению перечня приобретаемых документов для поддержки обучающих и исследовательских программ консерватории, удовлетворения научных и учебных запросов. Предпочтение отдается фундаментальным, обладающим повышенной актуальностью, выпущенным авторитетным автором или издательством.

РЕЖИМ ХРАНЕНИЯ

Под режимом хранения понимается создание и поддержание оптимальных условий хранения документов. Он обеспечивается соблюдением норм и основных параметров хранения, выбором средств и проведением мероприятий по поддержанию благоприятных для обеспечения сохранности факторов.

ГОСТом 7.50-2002 "СИБИД. Консервация документов. Общие требования" предусмотрено три режима хранения документов: световой, температурно-влажностный и санитарно-гигиенический.

СВЕТОВОЙ РЕЖИМ

Основным фактором, вызывающим быстрое разрушение материалов основы документа, является нарушение светового режима, что проявляется в продолжительном фотохимическом воздействии светового потока. Он разрушает химические основы документа. Наиболее губительны для бумаги прямые солнечные лучи с их ультрафиолетовой и инфракрасной составляющими.

Освещение помещений для хранения библиотечных фондов может быть естественным и искусственным.

Не допускается попадания на издания прямых солнечных лучей. Для рассеивания солнечных лучей применяются металлические жалюзи или шторы. В книгохранилище значительную роль играет отраженный свет, для усиления которого все поверхности помещения (потолки, полки) рекомендуется окрашивать в светлые тона. Стеллажи должны быть размещены перпендикулярно к окнам на расстоянии не меньше 60-ти см.

При искусственном освещении следует использовать лампы с фильтром, защищающим от ультрафиолетового излучения и поглощающим тепло. Применение люминесцентных ламп в книгохранилище нежелательно. Свет люминесцентных ламп вызывает примерно в 3 раза более сильное повреждение бумаги, чем свет от ламп накаливания. В целях обеспечения сохранности книг не следует превышать нормы освещенности: электрическое освещение в хранилище обеспечивают лампы накаливания в 40-60 Вт на каждые 2 м межстеллажных проходов и по 75 Вт на каждые 4-5 м в главном проходе, на рабочих местах - 100 Вт.

Расстояние от светильников до поверхности документов не менее 0,5 м. Конструкция светильников должна быть пожаробезопасной и предохранять лампы от выпадения и механического повреждения. При экспонировании документов не допускается устанавливать световые приборы внутри витрин.

ПОВРЕЖДЕНИЕ КНИГ ВОДОЙ

Случаи повреждения книг водой из-за аварии водопроводной или отопительной системы бывают в библиотеках довольно часто. Книги могут намокать полностью или частично.

Мокрые книги быстро поражаются плесенью, переплеты отклеиваются, образуются затеки на бумаге, книги при сушке деформируется. Поэтому сушку следует проводить так, чтобы по возможности предотвратить деформацию и поражение книг плесенью, а в тех случаях, когда издания напечатаны на мелованной бумаге - предотвратить слипание листов. Ценные книги сушат в первую очередь, сушка должна быть произведена в максимально короткие сроки, так как известны случаи развития плесени в течение 52 часов после намокания книги.

Существует несколько способов сушки книг:

- перекладывание изданий листами с высокой гигроскопичностью (диффузный);

- обдув потоками воздуха;

- контактный (с помощью утюга);

- радиационный (нагрев инфракрасными излучателями).

Выбор способа сушки зависит от масштабов аварии и возможностей библиотеки. В случае попадания воды на книги их разбирают на группы. Выделяя издания на мелованной бумаге, на цветной бумаге, брошюры и т.д.

Самой доступной, но непроизводительной является диффузная сушка: между влажными листами книги прокладывают листы гигроскопичной бумаги. Можно использовать любую, хорошо впитывающую воду бумагу без текста типа писчей, газетной.

Особая осторожность необходима при сушке мокрых книг или журналов на мелованной бумаге. Поверхностный слой мелованной бумаги состоит из каолина и крахмала. Последний сильно набухает в воде, из-за чего листы в книге слипаются. При разделении листов возможно отслаивание покрытия вместе с текстом от бумаги. Склеившиеся листы осторожно разъединяют, погрузив книгу в воду. В том случае, если листы в книге не слиплись, прокладывают между мокрыми листьями фильтрованную бумагу и тут же после ее увлажнения заменяют сухой. Замену бумаги производят часто, чтобы избежать прилипания ее к мокрой мелованной бумаге. По мере того, как мелованная бумага высыхает и перестает липнуть, замену влажной бумаги на сухую производят через более длительные промежутки времени.

Возможна конвективная сушка - обдув документов нагретым воздухом. Для этого с помощью приборов (тепловентиляторов в пожаробезопасном исполнении, промышленных фенов и т.п.) обеспечивают циркуляцию теплого воздуха в зоне сушки. Оборудование должно находится на таком расстоянии от документов, чтобы поток воздуха не мог их повредить. Разновидностью конвективной сушки является так называемая пространственная сушка, которая возможна в том случае, если документы только увлажнены. Они остаются свободно размещенными на стеллажах (не должны быть плотно прижаты друг к другу). Сушку помещения со всем его содержимым осуществляют путем циркуляции больших объемов воздуха, нагретого мощными калориферами.

Реже применяют сушку радиационную (инфракрасными излучателями) и радиационно-конвективную.

Просушка прочих изданий организуется с помощью вентиляторов. Издания расставляются в веерообразном положении, листы перекладываются влагопоглащающей бумагой. Особое внимание обращается на состояние корешка издания.

Брошюры, листовые издания можно временно развесить на веревках.

Категорически запрещается сушить издания на поверхности нагревательных приборов, батарей центрального отопления, так как это способствует их деформации. В помещении важно обеспечить быстрое удаление влаги с помощью подогрева и перекрестной вентиляции. Следует хорошо просушить стеллажи и стены, исправить дефекты штукатурки и окраски.

Когда повреждено водой большое количество книг, трудно обеспечить быстрое высушивание из-за недостатка площадей, технических средств и рабочей силы. В этом случае наиболее целесообразно обеспечить стабилизацию пострадавшего фонда, чтобы предотвратить или приостановить развитие микроскопических грибов. Наиболее эффективным способом стабилизации документов считают замораживание. Основное условие для достижения оптимальных результатов - быстрота замораживания. Замораживать рекомендуется сразу после аварии при температуре -30оС и очень быстро.

Удаление воды из замороженных книг можно выполнять различными способами.

При атмосферном способе сушки процесс состоит из 3 этапов:

- размораживание;

- сушка;

- стабилизация.

После размораживания сушку книг можно производить любым ручным способом.

При правильной сушке в книгах среднего размера бумага практически не деформируется. Однако во многих случаях наблюдается деформация бумаги. Ее можно устранить следующим образом: книгу выдерживают не менее суток в атмосфере 100 % -ой влажности. Затем книгу помещают на стол. На заднюю переплетную крышку с внутренней стороны кладут лист ровного плотного картона (2, 5 мм). Удерживая книжный блок в вертикальном положении, примерно 10 листов последних тетрадей блока помещают на картон и проглаживают через фильтровальную бумагу горячим утюгом, как при глажении хлопка. Затем проглаживают следующие 10 листов и т.д.

РАЗМЕЩЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Документы размещают так, чтобы их можно было легко снять с полки. При свободной расстановке используют книгодержатели. Расстояние от документа до полки - не менее 0, 02 м. Документы хранят в вертикальном или горизонтальном положении на стеллажах, в шкафах и сейфах. Газеты размером по ГОСТ 9254 - 77 "Газеты. Размеры" и документы нестандартных размеров, превышающие по высоте 0, 41 м, хранят в горизонтальном положении. Высота стопы не более 0, 20 м. Документы не должны выступать за пределы полок стеллажа. На передвижных стеллажах компактного хранения документы размещают по формату. Ширина документа не должна превышать 0, 20 м при односторонней расстановке и 0, 42 м - при двухсторонней. Документы небольшого объема или формата, а также, свитки, документы, не подлежащие подшивке, редкие, пергаментные рукописи хранят в контейнерах разных видов, форм и размеров. Недопустимо хранить документы в транспортной таре, в штабелях, складывать на полу, подоконниках, лестничных площадках и в других местах, не предназначенных для этих целей.

Структура и функции СБА

 

Справочно-библиографический аппарат библиотеки по праву считается ключом к фонду документов, раскрывая его состав и содержание в различных аспектах. Однако этим не ограничивается назначение СБА. Соответствующие его части служат таким же ключом к источникам, находящимся в фондах других библиотек или же вообще к мировым информационным ресурсам, независимо от места их хранения. Этим определяется значение СБА в деятельности библиотек всех типов и в первую очередь крупных научных библиотек.

Состав СБА сформировался в результате эволюционного развития под воздействием усложнявшихся задач библиотек по удовлетворению разнообразных информационных потребностей читателей.

На протяжении длительного времени СБА определялся как совокупность входящих в него частей - справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек. Помимо раскрытия состава и содержания фонда документов библиотеки отмечались и другие его функции, в том числе идеологического характера (идейно-воспитательная, пропагандистско-педагогическая и т. п.). Это было закреплено в начале 80-х годов в терминологическом ГОСТе по библиотечному делу. Одновременно с введением этого стандарта был принят ГОСТ по научно-информационной деятельности, в котором имелось определение близкого по значению термина - справочно-поискового аппарата (СПА). Стандартизация этих терминов и повсеместное их использование в литературе и практической деятельности привели к необходимости разграничить обозначаемые ими понятия, уточнить функциональное назначение термина СБА. В определении обоих терминов имелось как общее, так и различие. Общее состоит в том, что в обоих стандартах составной частью признается совокупность вторичных документов, поскольку библиотечные каталоги, картотеки и библиографические издания и есть «совокупность упорядоченных массивов вторичных документов», названная в определении СПА. А различие заключается, во-первых, в отсутствии справочных изданий в СПА, а во-вторых - и это главное - в функциональном назначении. В определении СПА приводится только одно назначение - поиск научно-технической информации, т. е., иначе говоря, налицо одна функция - поисковая. Составители стандарта по библиотечному делу почему-то не включили эту функцию в определение СБА, а вместо нее названы были другие функции с их ярко выраженной идеологической окраской (пропаганда произведений печати и целенаправленное руководство чтением).

Попытки дать более точное определение СБА и уточнить его функциональное назначение нашли отражение в дискуссии на страницах специальной печати. В итоге этой дискуссии было признано, что как СБА, так и СПА являются одной из разновидностей более широкого понятия - информационно-поисковой системы (ИПС). Последняя в ГОСТе по научно-информационной деятельности имела следующее определение: ИПС - «предназначенная для информационного поиска совокупность информационно-поискового массива, информационно-поискового языка, правил его использования, критерия выдачи и технических средств». Все названные пять элементов присутствуют и в СБА, а именно:

Информационно-поисковым массивом являются все составные части СБА, а именно - справочные и библиографические издания, библиотечные каталоги и картотеки.

Информационно-поисковые языки (ИПЯ) в библиотечной технологии представлены набором как иерархических языков (ББК, УДК и др.), так и другими лексическими единицами, в которых выступают слова (включая, между прочим, и язык библиографического описания). Правила использования имеются практически ко всем ИПЯ. Особенно наглядно они представлены в схемах - алгоритмах поиска информации в каталогах, картотеках, библиографических указателях и даже в справочных изданиях.

Критерий выдачи информации в явном, а иногда и в скрытом (латентном) виде имеет место при поиске как библиографической, так и фактографической информации. На основании этого критерия мы судим о качестве библиографического обслуживания, о состоянии и качестве СБА и/или отдельных его частей.

Технические средства во многих библиотеках представлены каталожными шкафами и книжными полками. Однако с каждым годом возрастает число библиотек (включая муниципальные публичные), владеющих компьютерами и переводящих каталоги и картотеки в электронную форму. Больше того, возрастает количество библиографических баз данных, справочных и иных изданий, ставших составной частью СБА. Из этого следует единственный вывод, что определение ИПС вполне применимо как к СПА, так и к СБА. Введение представителями информатики термина СПА было направлено на то, чтобы подчеркнуть различие двух смежных областей деятельности - библиотечной и научно-информационной. В свою очередь подчеркивание идеологической направленности назначения СБА в те годы вытекало из признания библиотек идеологическими учреждениями, на которые возлагалась задача воздействовать всеми средствами на сознание человека в угодном партийно-бюрократическому аппарату направлении. Отсюда и провозглашались пропагандистские, идейно-воспитательные и подобные им функции, свойственные якобы СБА библиотеки.

В настоящее время наблюдается сближение библиотечного дела с научно-информационной деятельностью. Во всех зарубежных странах эти две области деятельности и соответствующие им области научного знания уже интегрировались. Следовательно, в единой терминологической системе для обозначения одних и тех же понятий должны использоваться единые термины. В нашем случае термин СБА аналогичен термину СПА. Оба они выполняют одну и ту же функцию - единственную - способствовать поиску не только научно-технической, но и любой другой информации, содержащейся в документах.

Иначе говоря, СБА есть не что иное, как справочно-поисковый аппарат, выполняющий поисковую функцию. Из определения следует также, что состав СБА ограничен только библиографическими пособиями. Под последними следует понимать не только пособия в традиционной книжной форме, но и все другие библиографические источники, в том числе карточные каталоги и картотеки, а также библиографические базы данных на разных машиночитаемых носителях.

Между тем как в литературе, так и в практике работы всех типов библиотек в состав СБА принято включать не только библиографические пособия, но и различные справочные издания и даже отдельные виды первичных документов (так называемых основополагающих материалов). Все эти документы, как и библиографические пособия, являются органической частью общего фонда библиотеки. Они выделяются в отдельную (локальную) часть (в так называемый подручный фонд библиографического отдела) исключительно из удобств практического использования в повседневной работе сотрудников библиографического отдела. Обозначить всю эту совокупность документов каким-либо иным термином оказалось весьма затруднительно, поскольку основополагающие материалы по своему содержанию и назначению ни к справочным, ни тем более к библиографическим изданиям не относятся. Поэтому при последующем изложении, несмотря на ограничение состава, только библиографическими пособиями, термин СБА будет использоваться с более широким составом входящих в него частей. Этими частями являются:

· справочно-библиографический фонд;

· библиотечные каталоги;

· библиографические картотеки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.093 с.)