Отчет о деятельности за 2015 г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет о деятельности за 2015 г.



В едином государственном реестре субъектов страхового дела на 1.01.2016 зарегистрировано 478 субъектов страхового дела: 334 страховые организации, 134 страховых брокера и 10 обществ взаимного страхования.

За 2015 год количество страховых организаций сократилось на 70 единиц, страховых брокеров – на 17 единиц, обществ взаимного страхования – на две единицы.

«Совокупный объем активов страховщиков на 31.12.2015 составил 1624,9 млрд. рублей (на 31.12.2014 – 1547,4 млрд. рублей). Совокупный размер капитала страховщиков составил 395,1 млрд. рублей (на 31.12.2014 – 389,9 млрд. рублей), общий объем страховых резервов – 972,9 млрд. рублей (на 31.12.2014 – 900,8 млрд. рублей). Чистая прибыль страховщиков составила 91,7 млрд. рублей (на 31.12.2014 – 50,7 млрд. рублей)» [7, с.58].

В 2015 году страховой рынок столкнулся с сокращением спроса, вызванным общим спадом в российской экономике: было заключено 129,4 млн. договоров страхования с физическими лицами, что на 10,0% меньше аналогичного показателя 2014 года; 14,0 млн. договоров страхования с юридическими лицами (снижение на 13,5%).

При этом совокупный объем страховых премий страховщиков за 2015 год возрос на 3,3% по сравнению с 2014 годом и составил 1023,8 млрд. рублей. Доля 20 крупнейших страховщиков по собранным за 2015 год премиям была равна 77,5% (за 2014 год – 72,6%), доля 100 крупнейших страховщиков – 96,2% (за 2014 год – 93,7%).

«Объем выплат страховщиков увеличился на 7,1%, составив по итогам 2015 года 509,2 млрд. рублей».

Сохранение положительной динамики роста суммы страховых премий в значительной степени было обусловлено повышением тарифов по обязательному страхованию ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО), которое привело к приросту данного сегмента на 44,2% относительно 2014 года. Суммарный объем собранных страховых премий по ОСАГО за 2015 год достиг 218,7 млрд. рублей.

Также в 2015 году сохранилась тенденция к росту рынка страхования жизни. Совокупный объем страховых премий по страхованию жизни в 2015 году составил 129,7 млрд. рублей, увеличившись на 19,1% по сравнению с 2014 годом. Объем выплат составил 23,7 млрд. рублей.

«В целом по рынку скользящий коэффициент выплат за 2015 год достиг 49,7%, что на 1,9 процентного пункта выше значения за 2014 год, в том числе: по добровольному медицинскому страхованию – 77,3% (увеличение на 0,5 процентного пункта), по страхованию средств наземного транспорта, кроме средств железнодорожного транспорта, – 76,9% (уменьшение на 1,7 процентного пункта), по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств – 56,5% (уменьшение на 3,3 процентного пункта)» [7,с.72].

На 1 января 2016 года участниками системы страхования вкладов являлись 842 банка (на 1 января 2015 года – 860 банков), в том числе 616 действующих банков; 226 банков находились в процессе ликвидации.

В 2015 году из системы страхования вкладов исключены 18 банков. Страховые случаи в 2015 году наступили в 77 банках.

На 1 января 2016 года размер фонда обязательного страхования вкладов физических лиц составлял 57 млрд. рублей.

В 2015 году Банком России осуществлялся контроль за возникновением у банков, являющихся участниками системы страхования вкладов, условий, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ

«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 177-ФЗ), для прекращения права банков, включенных в реестр банков, на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. В отчетный период такой запрет в отношении банков – участников системы страхования вкладов не вводился.

«В соответствии со статьей 27 Федерального закона № 177-ФЗ в целях установления дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов Банком России направлялись в агентство по страхованию вкладов (АСВ) сведения о банках, соответствующих критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки, предусмотренным статьей 36 Федерального закона № 177-ФЗ» [7,с.83].

«В целях совершенствования регулирования деятельности субъектов страхового дела, в 2015 году Банком России изданы нормативные акты, предусматривающие следующие изменения:

1. В части регулирования обязательных видов страхования:

- пересмотрены базовые тарифы и территориальные коэффициенты к базовым тарифам по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в связи с законодательным увеличением со 160 до 500 тыс. рублей страховой суммы, в пределах которой возмещается вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, изменением порядка определения размера страховой выплаты при причинении вреда здоровью в зависимости от тяжести причиненного вреда в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации нормативами, а также сложившимся высоким уровнем убыточности в данном виде страхования. Указанная мера позволила сбалансировать страховые портфели страховщиков и способствовала снятию напряженности в части доступности ОСАГО для владельцев отдельных категорий транспортных средств в большинстве регионов Российской Федерации;

- пересмотрены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте с учетом сложившегося уровня убыточности в данном виде страхования;

- в целях повышения доступности ОСАГО с июля 2015 года обеспечивается возможность заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов, что значительно повышает уровень доступности услуг по ОСАГО, делает заключение договора более быстрым и удобным как для страхователя, так и для страховщика. На конец 2015 года было заключено порядка 60 тыс. договоров ОСАГО в виде электронных документов;

2. В части развития информационного взаимодействия участников страхового рынка и противодействия мошенничеству в сфере страхования с 1 августа 2015 года функционирует единая автоматизированная система, содержащая информацию о договорах страхования каско и добровольного страхования автогражданской ответственности, а также о наступивших страховых случаях по договорам страхования указанных видов. По состоянию на 31 декабря 2015 года в единую информационную систему была передана информация о более чем 1,5 млн. договоров;

3. В части стандартизации страховых услуг:

- введен «период охлаждения»,  в течение которого, страхователь вправе отказаться от некоторых договоров добровольного страхования и получить назад уплаченную страховую премию полностью или пропорционально фактическому сроку действия страховой защиты, что стало существенным шагом по защите прав потребителей страховых услуг, в первую очередь являющихся заемщиками по договорам потребительского кредитования (в отношении навязывания страхования на невыгодных для заемщиков условиях);

- установлены минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления медицинского страхования, в части добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию и намеревающихся осуществлять или осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешения на работу или патента, в целях защиты интересов трудовых мигрантов, связанных с оплатой организации и оказания медицинской помощи;

4. В части регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций:

- введено ограничение на объем ответственности нетто-перестрахования, а также на необходимость докапитализации в случае превышения им установленной величины для страховщиков, осуществляющих страхование, сострахование, перестрахование ответственности туроператора и гражданской ответственности застройщика, а также определен порядок учета страховыми организациями субординированных займов, выданных независимых гарантий и поручительств.

5. Установлены порядок передачи обязательств страховой организации по договорам страхования и порядок согласования такой передачи с Банком России при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности, а также требования к содержанию договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи» [7,с.92].

В целях контроля Банком России финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций в 2015 году был проведен комплексный анализ деятельности страховых организаций (включая анализ бизнес - моделей), по результатам которого страховщики распределены по группам риска и установлены соответствующие принятым рискам режимы надзора. Решением Совета директоров Банка России от 21 сентября 2015 года определен список системно значимых страховых организаций. В отношении 118 страховых организаций назначены кураторы. Банком России оперативно применялись меры страхового надзора и меры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве), при выявлении нарушений требований к финансовой устойчивости.

В отношении деятельности страховых организаций,  концентрирующих риски в социально значимых сегментах, кроме обязательных видов страхования (страхование ответственности туроператоров, сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, страхование гражданской ответственности застройщиков), Банк России продолжил сбор данных о показателях деятельности страховщиков в указанных сегментах, определение степени концентрации рисков, анализ балансовых показателей деятельности страховщиков с целью оценки возможности покрытия указанных рисков.

«С 1 октября 2015 года на официальном сайте Банка России стал публиковаться список страховщиков, соответствующих требованиям части 1 статьи 152 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». По состоянию на 31 декабря 2015 года в список включены 18 страховых организаций и одно общество взаимного страхования»[7,с104].

Кроме того, начиная с апреля 2015 года на ежедневной основе проводится мониторинг деятельности страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Результаты мониторинга показывают значительное снижение в большинстве регионов России количества случаев нарушения страховщиками порядка заключения договоров ОСАГО в части отказов в заключении договоров или навязывания дополнительных услуг по сравнению с 2013–2014 годами.

В течение 2015 года в рамках реализации функции предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности страховых организаций назначены 79 временных администраций, из которых 56 действовали по состоянию на 31 декабря 2015 года. В рамках деятельности временных администраций проведен финансовый анализ 45 страховых организаций, реализовано два плана восстановления платежеспособности, приняты 28 решений об обращении временных администраций в суд по вопросу о признании страховых организаций несостоятельными (банкротами) и рассмотрено девять заявлений о признании страховых организаций банкротами. Деятельность 23 временных администраций в 2015 году была прекращена.

«В целях дальнейшего развития рынка страхования в 2015 году были определены правовые предпосылки для заключения договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в форме электронного документа  (Указание Банка России от 24.05.2015 № 3648-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»),  что позволит поднять на принципиально новый уровень качество услуг по заключению договоров ОСАГО. Кроме того, были изданы нормативные акты Банка России, призванные усовершенствовать тарифное регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» [7,с.112].

В связи со вступлением в силу с 1.07.2015 статьи 262 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» на страховом рынке внедрен институт специализированного депозитария, основной задачей которого является оперативное выявление нарушений страховщиком требований законодательства Российской Федерации средствами осуществления ежедневного контроля за соблюдением страховщиками ограничений на размещение средств страховых резервов и собственных средств (капитала), требований к составу и структуре всех активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика, правил размещения средств страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.014 с.)