Программа составлена для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа составлена для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью.



Дети с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с не­которой задержкой, большинство из них овладевают способностью использо­вать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность сло­варного запаса, недостаточность понимания слов («слова-клички»), значение употребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как сред­ство общения. Обнаруживается отставание активного словаря от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одни­ми и теми же словосочетаниями). Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечают­ся признаки общего речевого недоразвития.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адек­ватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприя­тия не позволяет получить правильное представление о том, что находится во­круг умственно отсталого ребенка и что такое он сам.

Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явле­ниями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характери­зуется повышенной отвлекаемостью. Это создает умственно отсталому ребен­ку большие трудности и даже препятствия при овладении не только школьной программой, но и элементами самообслуживания.

Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необ­ходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследователь­ное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в по­ведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается за­ранее предвосхитить последствия.

Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быст­ротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым ока­зывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механичес­кая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вы­зывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.

Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответ­ствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим умствен­но отсталым человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться.

С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эс­тетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные пере­живания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возника­ющая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладос­тей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое.

Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается сла­бостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуж­дений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мо­тивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсут­ствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданны­ми и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспо­собление умственно отсталого человека к жизни.

Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообраз­ности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливо­сти. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сфор­мированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

У детей с умеренной умственной отсталостью медленно (запаздывание на 3-5 лет) развиваются по­нимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области огра­ничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недо­статочно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаружива­ется в 90— 100% случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. У них возникают большие сложности при переклю­чении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недораз­витие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеле­направленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефек­тах моторного развития исключается возможность формирования этих уме­ний. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующи­ми тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые дети нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

Мышление конк­ретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий.

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неус­тойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует дос­тижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена.

У лиц с умеренной умственной отсталостью запас сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.

Незначительная часть таких детей (главным образом, за счет неплохой меха­нической памяти) добивается ограниченных школьных успехов, осваивая ос­новные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Спе­циальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как за­ученные штампы.

В связи с этим программа составлена с учетом принципа «от простого к сложному», с опорой на сохранные психические функции. Материал программы расположен таким образом, чтобы постепенно в процессе коррекции познавательных процессов, знания и понятия становились прочными, систематизировались, а затем проявлялись в более сложной структуре умений и навыков.

Целостность программы достигается не только распределением всего программного материала по блокам, но и благодаря их тесной связи друг с другом. Как все блоки программы в совокупности, так и каждый блок в отдельности создают возможность для решения основных коррекционных задач.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий составлено с учетом образовательных потребностей ребенка. Все задания предусматривают индивидуальные особенности детей и лежат в зоне умеренной трудности, так как на первых этапах коррекционных занятий необходимо обеспечить ученику субъективное переживание на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий увеличивается прямо пропорционально возрастающим возможностям детей.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Формы организации дефектологических занятий: индивидуальные и групповые

Количество часов в неделю групповых занятий:

1 класс- 3 часа

2 класс-2 часа

3 класс-2 час

4 класс-2 часа

5 класс-2 часа

Содержание коррекционно-развивающей программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.005 с.)