Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Александр Александрович Блок

Поиск

 

А. А. Блок. Фотография, 1907 г.

1880 – 1921

 

Александр Александрович Блок вырос в дворянской семье: детство проходило в доме дедушки, ректора Петербургского университета, а лето – в имении Шахматово. Писать стихи Блок начал очень рано. В дневниках его тети есть такое стихотворение пятилетнего Саши:

Жил на свете котик милый,

Постоянно был унылый, - Отчего – никто не знал,

Котя это не сказал…

В школе Александр стал издавать рукописный журнал «Вестник». Он очень любил игру в шарады (среди них была шарада на слово «шпаргалка»). В гимназические годы он участвовал в домашних постановках пьес, даже в таких серьёзных, как шекспировские трагедии.

Особенностью поэтического стиля А. А. Блока является использование метафоры. Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни.

Как же поэту, прошедшими «меж революций», не хватало воли! Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил: «Покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем:

жизнь для него потеряла смысл». В этом году Блок умер.

 

Земное сердце стынет вновь...

 

Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью. Храню я к людям на безлюдьи Неразделенную любовь.

 

Но за любовью - зреет гнев,

Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев

Печать забвенья иль избранья.

 

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет.

 

https://www.youtube.com/watch?v=Dm4ekHDcS1Q

1. Вы слышите созвучие тому, о чём только что прочли?

2. Вы поняли, что, по Блоку, поэзия – удел избранных (именно так, как вы помните, считали поэты «чистого искусства»)?

3. Нужны ли лирическому герою (читай - Блоку) «красивые уюты»?

4. Чем, по признанию поэта, переполнена его душа? Проследите динамику этого чувства. Выдвинете свою версию этой метаморфозы. Ответьте словами стихотворения.

 

***

Я вам поведал неземное.

Я всё сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле.

Скамья ладьи красна от крови

Моей растерзанной мечты, Но в каждом доме, в каждом крове Ищу отважной красоты.

Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор.

Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор!

И скоро я расстанусь с вами,

И вы увидите меня

Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня! 1. Принимает ли лирический герой этого стихотворения действительность? Что он не принимает в своих современниках? Почему он уверен, что им «нужен бич, а не топор»? (Обратите внимание, что деталь – ТОПОР – повторяется в 1 и 3-ей строфах).

2. О чём вам говорит поэтическая самооценка: «Я вам поведал неземное. / Я всё сковал в воздушной мгле»?

3. Смысл строки: «Ищу отважной красоты»? Попробуйте выдвинуть свою версию.

4. «Летящий в облаке огня» и земные девы и юноши. Проследите противопоставление.

На прощание …И ветер с залива. А там, между строк, Минуя и ахи и охи, Тебе улыбнется презрительно Блок — Трагический тенор эпохи…   Как памятник началу века, Там этот человек стоит — Когда он Пушкинскому Дому, Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой. А. А. Ахматова

Обрати внимание

А.А. Блок на рубеже веков выполнил ту же роль, что и А.С. Пушкин столетие до этого. Л. Гинзбург, говоря о творчестве поэта, отмечает, что он «воскрешает давно забытое нами слово о Поэте — Эхо и ведет перекличку со всем миром»[1].

 

Борис Леонидович Пастернак

 

 

1890 -1960

 

Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то, что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама определяет избранников. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, за свою жизнь

Пастернак написал 2 прелюдии и 1 сонату для фортепьяно. Любопытно, что изначально Пастернак хотел поступить в консерваторию, чтобы стать профессиональным музыкантом. Однако в последний момент парень передумал, отдав предпочтение философии. Учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию.

Вспоминая впоследствии свои метания, Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Одним из первых оценил его поэтический талант С. Н. Дурылин. Позднее Пастернак написал, что именно «он переманил меня из музыки в литературу, по доброте своей сумев найти что-то достойное внимания в моих первых опытах». О, знал бы он, что так бывает… Ставший лауреатом Нобелевской премии, поэт был подвергнут травле со стороны советского правительства, партийного аппарата и послушной ей интеллигенции. Поэту пришлось отказаться от премии.

 

Определение поэзии

 

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.

 

Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.

 

Всё. что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

 

Площе досок в воде — духота.

Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое.

 

https://www.youtube.com/watch?v=bYq5Jrk_9OQ

1. Вы видите в стихотворении анафору? /Вспомните: анафора – единоначалие. Это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций./. Какова её роль в этом поэтическом тексте?

2. Попробуйте сформулировать обобщающим словом или словосочетанием авторское понимание поэзии.

3. Как вы чувствуете цветопись и звукопись стихотворения?

4. Аллитерация – нагнетание согласных звуков в поэтической строке. Найдите её в этом стихотворении. Зачем поэт использовал такой приём?

5. Обратите внимание на антитезу высокого и низкого в тексте. Приведите примеры.

6. А вы поняли строчки стихотворения:

Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках?

Сверьте своё восприятие с предложенной информаций.

Авторское пояснение

Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. ни рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.007 с.)