Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александр Александрович БлокСодержание книги
Поиск на нашем сайте
А. А. Блок. Фотография, 1907 г. 1880 – 1921
Александр Александрович Блок вырос в дворянской семье: детство проходило в доме дедушки, ректора Петербургского университета, а лето – в имении Шахматово. Писать стихи Блок начал очень рано. В дневниках его тети есть такое стихотворение пятилетнего Саши: Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, - Отчего – никто не знал, Котя это не сказал… В школе Александр стал издавать рукописный журнал «Вестник». Он очень любил игру в шарады (среди них была шарада на слово «шпаргалка»). В гимназические годы он участвовал в домашних постановках пьес, даже в таких серьёзных, как шекспировские трагедии. Особенностью поэтического стиля А. А. Блока является использование метафоры. Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни. Как же поэту, прошедшими «меж революций», не хватало воли! Последним воплем отчаяния стала прочитанная Блоком в феврале 1921 года речь на вечере, посвящённом памяти Пушкина. Эту речь слушали и Ахматова, и Гумилёв, явившийся на чтение во фраке, под руку с дамой, дрожавшей от холода в чёрном платье с глубоким вырезом (зал, как и всегда в те годы, был нетопленый, изо рта у всех явственно шёл пар). Блок стоял на эстраде в чёрном пиджаке поверх белого свитера с высоким воротником, засунув руки в карманы. Процитировав знаменитую строку Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» — Блок повернулся к сидевшему тут же на сцене обескураженному советскому бюрократу (из тех, которые по язвительному определению Андрея Белого, «ничего не пишут, только подписывают») и отчеканил: «Покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл». В этом году Блок умер.
Земное сердце стынет вновь...
Земное сердце стынет вновь, Но стужу я встречаю грудью. Храню я к людям на безлюдьи Неразделенную любовь.
Но за любовью - зреет гнев, Растет презренье и желанье Читать в глазах мужей и дев Печать забвенья иль избранья.
Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет. Покоя - нет.
https://www.youtube.com/watch?v=Dm4ekHDcS1Q 1. Вы слышите созвучие тому, о чём только что прочли? 2. Вы поняли, что, по Блоку, поэзия – удел избранных (именно так, как вы помните, считали поэты «чистого искусства»)? 3. Нужны ли лирическому герою (читай - Блоку) «красивые уюты»? 4. Чем, по признанию поэта, переполнена его душа? Проследите динамику этого чувства. Выдвинете свою версию этой метаморфозы. Ответьте словами стихотворения.
*** Я вам поведал неземное. Я всё сковал в воздушной мгле. В ладье – топор. В мечте – герои. Так я причаливал к земле. Скамья ладьи красна от крови Моей растерзанной мечты, Но в каждом доме, в каждом крове Ищу отважной красоты. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор! И скоро я расстанусь с вами, И вы увидите меня Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня! 1. Принимает ли лирический герой этого стихотворения действительность? Что он не принимает в своих современниках? Почему он уверен, что им «нужен бич, а не топор»? (Обратите внимание, что деталь – ТОПОР – повторяется в 1 и 3-ей строфах). 2. О чём вам говорит поэтическая самооценка: «Я вам поведал неземное. / Я всё сковал в воздушной мгле»? 3. Смысл строки: «Ищу отважной красоты»? Попробуйте выдвинуть свою версию. 4. «Летящий в облаке огня» и земные девы и юноши. Проследите противопоставление.
Обрати внимание А.А. Блок на рубеже веков выполнил ту же роль, что и А.С. Пушкин столетие до этого. Л. Гинзбург, говоря о творчестве поэта, отмечает, что он «воскрешает давно забытое нами слово о Поэте — Эхо и ведет перекличку со всем миром»[1].
Борис Леонидович Пастернак
1890 -1960
Тонко подмечено, что быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия. Это не то, что человек может добровольно избрать. Наоборот, поэзия – это судьба, которая сама определяет избранников. Так случилось и с Пастернаком. Он родился в творческой семье: пробовал себя в живописи, долго занимался музыкой, за свою жизнь Пастернак написал 2 прелюдии и 1 сонату для фортепьяно. Любопытно, что изначально Пастернак хотел поступить в консерваторию, чтобы стать профессиональным музыкантом. Однако в последний момент парень передумал, отдав предпочтение философии. Учился на философском факультете. Но в начале 1910-х годов Пастернак неожиданно бросает все свои увлечения и занятия, и уходит, можно сказать, в никуда – в поэзию. Вспоминая впоследствии свои метания, Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха…». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: «Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным». Одним из первых оценил его поэтический талант С. Н. Дурылин. Позднее Пастернак написал, что именно «он переманил меня из музыки в литературу, по доброте своей сумев найти что-то достойное внимания в моих первых опытах». О, знал бы он, что так бывает… Ставший лауреатом Нобелевской премии, поэт был подвергнут травле со стороны советского правительства, партийного аппарата и послушной ей интеллигенции. Поэту пришлось отказаться от премии.
Определение поэзии
Это — круто налившийся свист, Это — щелканье сдавленных льдинок. Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках, Это — с пультов и с флейт — Figaro Низвергается градом на грядку.
Всё. что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях, И звезду донести до садка На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде — духота. Небосвод завалился ольхою, Этим звездам к лицу б хохотать, Ан вселенная — место глухое.
https://www.youtube.com/watch?v=bYq5Jrk_9OQ 1. Вы видите в стихотворении анафору? /Вспомните: анафора – единоначалие. Это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций./. Какова её роль в этом поэтическом тексте? 2. Попробуйте сформулировать обобщающим словом или словосочетанием авторское понимание поэзии. 3. Как вы чувствуете цветопись и звукопись стихотворения? 4. Аллитерация – нагнетание согласных звуков в поэтической строке. Найдите её в этом стихотворении. Зачем поэт использовал такой приём? 5. Обратите внимание на антитезу высокого и низкого в тексте. Приведите примеры. 6. А вы поняли строчки стихотворения: Это — сладкий заглохший горох, Это — слезы вселенной в лопатках? Сверьте своё восприятие с предложенной информаций. Авторское пояснение Пастернаку пришлось даже объяснять читателям суть столь вычурных метафор. Дело в том, что в старину лопатками именовали стручки молодого гороха. ни рано или поздно раскроются, а горошины рассыпятся, будут выплаканы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.007 с.) |