Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Афанасий Афанасьевич Фет, Фёдор Иванович Тютчев

Поиск

 

1803 – 1873 1820 – 1892

А. А. Фет «Музе»

 

Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.

 

https://www.youtube.com/watch?v=uwJu9IQsaR4

 

1. Кому, по убеждению поэта, должна служить поэзия?

2. Как понимает Фет свободу творчества? Свободу от чего?

3. Опишите черты и красоты, которыми Фет наделил образ своей музы.

 

Ф. И. Тютчев «Поэзия»

 

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам —

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

 

https://www.youtube.com/watch?v=2T89yJ7K3VY

 

1. Для чего, по мнению Тютчева, спускается на землю поэзия и чему она служит. Попробуйте включить в свой ответ цитаты.

2. Придумайте ключевое слово к образу тютчевской поэзии в этом стихотворении.

3. Что роднит образ поэзии в стихотворении А. Фета «Музе» со стихотворением Ф. Тютчева «Поэзия»?

 

Некрасов Н. А. «Блажен незлобивый поэт»   Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства; Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Фет А. А. «Псевдопоэту» / авт.: читай - Н. А. Некрасову/   Молчи, поникни головою, Как бы представ на страшный суд, Когда случайно пред тобою Любимца муз упомянут.
Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа; Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкого сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой. Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят... Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья. И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, — И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых. Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!   https://teatr.audio/nekrasov-nikolay- blazhen-nezloblivyy-poet На рынок! Там кричит желудок, Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок Безумной прихоти певца. Там сбыт малёванному хламу, На этой затхлой площади, Но к музам, к чистому их храму, Продажный раб, не подходи. Влача по прихоти народа В грязи низкопоклонный стих, Ты слова гордого: свобода Ни разу сердцем не постиг; Не возносился богомольно Ты в ту свежеющую мглу, Где беззаветно лишь привольно Свободной песне да орлу.

 

Искусствоведческая справка

Стихотворение Некрасова - своеобразный манифест гражданского писательского направления против направления «чистого искусства». Это размежевание по вопросам роли творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, это соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

Некрасов и его единомышленники, поэты реалистического направления, доказывали, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинный поэт. В концепции поэтов «чистого искусства» - утверждение самоценности художественного творчества, независимости искусства от политики, общественных требований, воспитательных задач. Их характерная особенность в том, что выступая в защиту вечных норм красоты, представители чистого искусства нередко определяют современную реальность как грубую и жестокую.

1. Найдите первую часть стихотворения Некрасова, посвященную «незлобивому поэту». Обратите внимание на синтаксическую конструкцию этой части. Вы можете выдвинуть версию, почему она такая?

2. Сравните с первой конструкцию второй части стихотворения.

3. Нарисуйте устно словесные образы двух поэтов, созданных Некрасовым.

4. Вчитайтесь в строки Фета. Вы понимаете, что это упрёк, вызов Некрасову как поэту демократического крыла? Как оценивает А. Фет поэзию для народа? Найдите в тексте выразительный образ, проявляющий авторскую позицию. На чем это убеждение основано?

 

 

Валерий Яковлевич Брюсов

 

Искусствоведческая справка

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века, данное по аналогии с золотым веком (первая треть XIX века). Поэзия «серебряного века» отмечена беспримерным в истории культуры духовным всплеском. Поэты и философы «серебряного века» стремились к овладению всеми пластами мировой культуры. Поэзия «серебряного века» трагична, пропитана ощущением вселенской катастрофы, мотивами гибели, разрушения, увядания – отсюда термин «декаданс». Поэты создавали свои поэтические миры, поэтому единения не было, а создавались многочисленные модернистские направления.

 

 

М. А. Врубель. Портрет В. Я. Брюсова [1906] 1873-1924

В. Я. Брюсов - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма, литературного направления, которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ. Он и его единомышленники искали прекрасное не в земном, в иных мирах, созданных воображением. Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией.

Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался среди литературной молодёжи большим авторитетом, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры.

Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре, как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения.

Обратите внимание на мысль Брюсова о том, что поэзии «можно и должно» учиться, ибо она — ремесло, имеющее важное воспитательное значение. Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др.). Многие стихотворения поэта положены на музыку.

 

«Творчество»

 

Тень несозданных созданий Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

 

https://www.youtube.com/watch?v=fMx_f38-6EY

*

 

1. Ваше первое впечатление от знакомства со стихотворением? Оно у многих подобное.

2. Теперь перечитайте вторично, задумавшись, как своеобразно видение протекания творческого процесса поэтом символистом.

3. Проследите, как зарождение идеи творца происходит с помощью размытых образов, влекущих, загадочных, не совсем понятных на первый взгляд. Попытайтесь вспомнить, как у вас намечался, определялся некий художественный образ.

4. Есть ли динамика в стихотворных строках? Не вспоминается ли при этом:

«Остановись, мгновенье!»?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.009 с.)