Направления работы с неговорящими детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направления работы с неговорящими детьми



 

1) Формирование положительного эмоционального настроя.

2) Развитие артикуляционного аппарата посредством массажа (классического или зондового) и с помощью комплексов артикуляционной гимнастики.

3) Развитие дыхания, голоса.

4) Расширение понимания речи (вопросов, инструкций, пополнение пассивного словаря) -работа над пониманием обращенной речи.

5) Развитие тактильной чувствительности (познание свойства предметов).

6) Развитие речевой активности (вызывание звукоподражаний, желания что-то произнести).

7) Развитие слухового восприятия.

8) Развитие зрительного восприятия и ориентировки в окружающем

9)​ Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

10)​ Развитие чувства ритма;

11) Развитие высших психических функций – психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

12) Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, пространственно-временные отношения).

13) Развитие невербальных средств коммуникации (умения пользоваться жестами, взглядом, телодвижениями при общении или использовать пиктограммы).

 

У безречевых детей о сновное значение придается стимулированию речевой активности. Логопед должен сформировать мотивационный компонент речевой деятельности, развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира является одной из важных задач.

Детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни. Дети должны научиться выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Формирование импрессивной речи направлено на пополнение речевого запаса, на дифференциацию понятий лексических значений слов и грамматических форм. Необходимо развивать у детей сенсомоторные функции, формировать механизмы речевой деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

 

Логопедическая работа с детьми, имеющими, определенный словарный запас, направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. Необходимо совершенствовать сенсомоторные функции, формирование механизмов речевой деятельности. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий, дифференциации значения слов. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.

В ходе логопедической работы должны совершенствоваться импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговая структура слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения.

 

У детей владеющих фразовой речью, в процессе работы над активной речью большое внимание уделяется формированию умения пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ элементарными навыками пересказа, диалогической речи. Вместе с тем продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, качества и состояния, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания.

Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет создание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт со взрослыми и сверстниками. Задача логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова.

Одним из основных направлений логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе расширения возможностей участие детей в диалоге, формирование монологической речи.

Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с СНР планируется с учётом результатов логопедического обследования.

В основе планирования занятий с детьми с СНР лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

· развитие понимания речи;

· активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка в разных видах деятельности(преимущественно в игровой);

· развитие произносительной стороны;

· активация, вызывание и развитие самостоятельной фразовой речи.

организация, планирование и содержание логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

Характеристика содержания последовательных этапов обучения, расчитанных на индивидуальный темп прохождения в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка («индивидуальной траектории развития ребенка»):

 

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

 

Развитие экспрессивной речи

 

Развитие экспрессивного словаря Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов. Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам. Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой). Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они). Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно). Формирование и совершенствование грамматического строя речи Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот— коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла—кукчы, нога—ноги). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у). Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен~, -ят-). Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят). Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали). Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша). Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин). Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне. Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик!), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
Развитие фонематической системы речи Воспитывать внимание к звуковой стороне речи. Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о]. Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п. Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот—кит, бочка—точка, миска—киска). Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
Развитие фонетической стороны языка Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. Развивать подражание речевым звукам. Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п'], [т], [т'], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]. Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи Воспитывать потребность в речевом общении. Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях. Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам. Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий. Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда. Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Познавательное развитие

 

Сенсорное развитие Совершенствовать чувственный опыт детей. Формировать перцептивную деятельность. Обогащать чувственный опыт детей при обследовании предметов, объектов. Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов. Формировать умение узнавать и различать неречевые звуки. Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать контрастные по величине, цвету, форме игрушки, предметы. Формировать умение узнавать предметы на ощупь.
Развитие психических функций   Воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. Воспитывать слухоречевую память. Развивать зрительное внимание и память. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (игрушки, одежда, обувь, посуда).

 

Рекомендуемый методический и дидактический материал (игры)по разделам:

*Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

1. Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки.

2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).

*Формирование фонематического слуха и восприятия

1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков

2. Предметные картинки на дифференциацию звуков

3. Тексты на дифференциацию звуков

*Формирование лексического строя речи

Предметные картинки на лексические темы:

«Мебель» «Продукты питания» «Посуда» «Насекомые» «Профессии»

«Деревья» «Инструменты» «Игрушки» «Времена года» «Домашние и дикие

птицы» «Домашние и дикие животные» «Одежда, обувь, головные уборы»

«Новый год» «Грибы, ягоды» «Осень» «Весна» «Морские обитатели»

«Овощи» «Фрукты» «Космос» «Цветы» «Хлеб» «Животные жарких и

холодных стран» «Транспорт»

«Предметные картинки на подбор антонимов»

«Предметные картинки на подбор синонимов»

«Многозначные слова»

«Множественное число»

«Один – много»

«Словообразование»

*Формирование грамматический строй речи

1. Схемы предлогов

2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами

3. Пособия на согласование частей речи

4. Деформированные тексты

*Формирование связной речи

1. Серия сюжетных картинок

2. Сюжетные картинки

3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

*Развитие мелкой моторики

1. Бусы

2. Шнуровки

3. Счётные палочки

4. Мозаики

5. Разноцветные прищепки

6. Массажные мячики, мячи-ежи, эспандер, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су – джок»

7. Пластилин

8. Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

9. Цветные карандаши

*Формирование речевого дыхания

1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

3. Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с варежки», «Буря в коробке»

*Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

1. Парные картинки.

2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

3. Счетные палочки для выкладывания фигур.

4. Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.

*Развитие ориентировки во времени.

1. Картины-пейзажи разных времен года.

2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

*Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы.

2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

3. «Чудесный мешочек».

4. «Зашумленные» картинки.

5. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает?», «Что не дорисовал художник?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

7. Набор картинок «Нелепицы».

 

Содержание работы на каждом этапе:

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Лексические темы:

«Вот какие стали большие. Игрушки. Семья», «Овощи. Огород», «Подарки осени. Урожай. Фрукты», «Шагает осень по дорожке», «Цвета. Геометрические фигуры», «Домашние животные», «День Матери. Помогаю мамочке во всём»

1 блок Речь и интерес к общению -обучение пониманию, реагированию на слова педагога; -работа над пониманием однословных вопросов кто? что? где? -обучение выполнению поручения с использованием предметов; -работа над пониманием глаголов, односложных инструкций (дай, покажи, присядь, покачай куклу); -обучение пониманию двухступенчатых инструкций (возьми чашку и налей водичку)
2 блок Речь и потребность в общении -вызывание речевого подражания у детей;  -формирование первых форм слов: а) обучение воспроизведению частей некоторых слов по подражанию педагогу, называнию предмета или действия словом, а не звукоподражанием; б) отработка произношения названий близких ребёнку лиц (мама, папа, баба, деда, тётя) и имен кукол (Катя, Лёля, Нина); в) работа над расширением глагольного словаря, начиная с глаголов повелительного наклонения (иди, сиди, беги и т.д.) -расширение словаря за счёт прилагательных с оценочной семантикой (грязный -чистый); -работа над формированием фразовой речи; -работа над формированием фразы-просьбы (мама, иди; папа, дай); -работа над предложением сотрудничества или выражением желания (хочу пить, давай играть); - обучение умению составлять двухсловные предложения, состоящие из: а) вопросительного слова и существительного в форме И.п (Где Катя? Где мяч?); б) указательного слова и сущ. в форме И.п(Это Миша? Тут Ляля)
3 блок Фонетико-фонематическая сторона речи -развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки); -уточнение произношения гласных; -работа над спокойным и коротким выдохом (упражнения «Понюхаем цветок», «Душистое яблоко»и т.п.); -начало работы по воспитанию плавного выдоха через рот (на счёт 2-3); - работа над силой голоса (педагог. показывая куклу: «Ляля плачет: а-а-а». (Чередование тихого и громкого звукоподражания).
4 блок Речь и мимические средства общения -начало работы над выразительностью мимики лица («Улыбка», «Наморщим нос»); -обучение умению надувать и втягивать щёки (упражнение «Толстячки -худышки»).
5 блок Речь и моторное развитие -выполнение игровых действий с мячом; -развитие умения нанизывать кольца на стержень;  -развитие соотносящихся движений рук; -развитие хватательных движений; - упражнение «Перебираем крупу»; - упражнение «Волшебный мешочек»
6 блок Речь и познавательные процессы -развитие зрительного, слухового, обонятельного и осязательного восприятия; -обучение выбору изображений из множества картинок по просьбе педагога; -развитие умения сравнивать предметы по внешнему виду; -развитие умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

«Зима», «Встречай праздник чудес», «Игрушки, зимние забавы», «Дикие животные», «Одежда, обувь, головные уборы», «Семья. Папа может», «Неделя здоровья и спорта»

 

1 блок

Речь и интерес к

общению

-обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кому? чему? кого? и т. д.); -продолжение работы над пониманием двухступенчатых инструкций; -отработка понимания трёхступенчатых инструкций; -работа над пониманием грамматических форм слов: а) единственного и множественного числа существительных и глаголов (покажи, где мишка/мишки спит/спят); б) форм косвенного падежа существительных в конструкциях с предлогами на, под, в, из (положи кубик на коробку, под коробку, в коробку; возьми кубик из коробки). -работа над пониманием существительных с уменьшительно-ласкательным значением (покажи, где ведро/ведерко)  

2 блок

Речь и потребность в общении

-продолжение работы по активизации предметного словаря; - закрепление навыков употребления в речи глаголов неопределённой формы и повелительного наклонения; -обучение употреблению в речи глаголов в форме 3 лица ед.ч. изъявительного наклонения настоящего времени (сиди - сидит, лети -летит); -расширение словаря за счёт прилагательных мужского и женского рода, обозначающих величину (большой - маленький), цвет (красный, синий, жёлтый, зелёный); -обучение употреблению в речи повествовательного простого двусоставного предложения, в котором подлежащее стоит в форме И. п, ед.ч, а сказуемое - в форме настоящего времени, третьего лица ед.ч.(собака ест).  

3 блок

Фонетико-фонематическая сторона речи

-закрепление умения дифференцировать на слух три звучащие игрушки; -продолжение работы над длительным и плавным выдохом (на счёт до трёх); - обучение определению направления звучания игрушки; -обучение определению направления звучания игрушки; -закрепление правильного произношения гласных (а, о, у, и); -закрепление работы над силой голоса (тихо-громко); -работа над модуляцией голоса (низко-высоко) на материале звукоподражаний домашним животным; -отработка слитности гласных (2-3 звука на одном выдохе).    
4 блок Речь и мимические средства общения

-работа над выразительностью мимики

(упражнения: улыбка - «Зайка добрый»,

нахмурить брови - «Волк злой»,

поднять брови вверх - «Дети удивляются».

5 блок Речь и моторное развитие

-составление разрезных картинок (из 2-3 частей);

-составление фигурок из счётных палочек по образцу (из 2-3 штук);

 -развитие соотносящихся движений рук;

- упражнение «Бусы»; (нанизывание крупных бусин)

6 блок Речь и познавательные процессы

-развитие памяти;

-развитие умения выделять детали у знакомого предмета (ножки, сиденье, спинка и др.);

-развитие зрительного восприятия и представлений о свойствах предмета (форме, величине, цвете) путём использования внешних ориентировочных действий

       

3 период обучения (март, апрель, май)

Лексические темы:

«Женский день. Моя мама», «Весна (птицы, деревья, дикие животные), «Мамины помощники. Посуда. Повар», «Мой дом. Мебель», «Транспорт. Ребенок на дороге», «Все профессии важны, все профессии нужны», «День Победы», «Магазин (игрушки, продукты, одежда», «Скоро лето!»

1 блок Речь и интерес к общению -закрепление понимания речевых инструкций педагога с постепенным усложнением задания (возьми синюю машинку и поставь под синий стульчик; -работа над формированием навыка понимания предложений с предлогами (около, за, перед и др.); -развитие навыка понимания вопросов педагога по сюжетным картинкам; - отработка навыка понимания вопросов педагога по несложному рассказу или короткой сказке (сначала со зрительной опорой, потом без неё);
    2 блок Речь и потребность в общении -работа по уточнению, расширению и активизации словаря, развитие навыков использования в речи существительных, прилагательных и глаголов; -включение в активный словарь детей личных и притяжательных местоимений (я, он, она; мой, твой и др.); -работа над формированием навыка употребления простых повествовательных предложений из трёх слов; - расширение словаря за счёт употребления наречий места (там, вот, туда, здесь), времени (сейчас, скоро), количества (много, мало, ещё), модальности (надо, не надо, можно, нельзя), температуры (горячо, тепло, холодно), оценки (хорошо, плохо); -проговаривание и заучивание с детьми двустиший; -обучение использованию в речи предлогов;
3 блок Фонетико -фонематическая сторона речи -продолжение работы над длительностью и плавностью выдоха с использованием звуков речи (упражнения «Поезд гудит: у-у-у», «Подуем на ладошки: х-х-х»); -формирование умения правильно произносить согласные звуки в слогах, словах (без их дифференциации по мягкости - твёрдости и звонкости - глухости); -работа над модуляцией голоса (высоко - низко);
4 блок Речь и мимические средства общения -закрепление мимических упражнений 1 и 2 периодов; -учить прищуривать оба глаза (упражнение «Солнышко ярко светит»);
5 блок Речь и моторное развитие -активизация движений большого, указательного и среднего пальцев; -активизация всех пальцев руки;
6 блок Речь и познавательные процессы -работа по развитию зрительного восприятия и представлений о форме предмета путём использования внешних ориентировочных действий (примеривание, затем зрительное соотнесение); -развитие слухового внимания; -развитие воображения; -обучение группировке предметов или явлений по наиболее существенным признакам. Обращение к более широкому кругу предметов или явлений и их отображению в рисунках; -формирование обобщающих понятий;

 

2.2. Календарно-тематическое планирование.

Месяц Тема
Сентябрь Диагностика
Октябрь «Овощи.Огород» «Подарки осени. Фрукты» «Шагает осень по дорожке»
Ноябрь «Геометрические формы. Цвета» «Домашние животные» «День Матери. Помогаю мамочке во всем. Семья»
Декабрь «Зима» «Встречай праздник чудес! Новый год»
Январь «Зимние забавы. Игрушки» «Дикие животные»
Февраль «Одежда. Обувь. Головные уборы» «Семья. Папа может» «Неделя здоровья и спорта»
Март «Женский день. Моя мама» «Весна» (Птицы, деревья. дикие животные)
Апрель «Мамины помощники» (Профессия Повар, посуда) «Мой дом. Мебель» «Транспорт. Ребенок и дорога» «Все профессии важны, все профессии нужны»
Май «День победы» «Скоро лето»

Система мониторинга

Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка индивидуального развития детей.

Периодичность педагогической диагностики (мониторинга):сентябрь, май.

(при необходимости по результатам полугодия (январь)

 

Мониторинговая деятельность предполагает:

*Отслеживание динамики развития детей с СНР и эффективности обучения.

*Корректировку плана индивидуальной коррекционной работы;

*Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

 

Система мониторинга разработана на основе диагностического материала:

*С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос" 1995

*Практический материал для психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В Боровик, 2002)

*Забрамная С. Д., Исаева Т. Н Знаете ли Вы нас? (Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью), 2012

*Е.А. Стребелева «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

*Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития// Альманах института коррекционной педагогики PAO. - M., 2001 № 4

*Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

*Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008

*Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.071 с.)