Аспекты направления «Забвению не подлежит» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аспекты направления «Забвению не подлежит»



Занятие 2

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.

Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.

Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.

Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Аспекты направления «Забвению не подлежит»

«Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».

Через что можно раскрыть тему:

1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья).

2. Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.

3. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
4. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

Определения по направлению «Забвению не подлежит»

Забвение - забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то. Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить.

Синонимы и антонимы для направлению «Забвению не подлежит»

Синонимы: Беспамятность, игнорирование, пренебрежение, позор, бесславие.

Антонимы: Воспоминание, память, бессмертие, вечность.

 

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

объяснение ключевых слов темы или цитаты;

общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека;

ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Мы рассмотрим 5 основных видов вступлений, который вы можете использовать при написании итогового сочинения. Обращаем внимание, что варианты вступлений - универсальные и не зависят от направлений текущего года.

Вступления бывают:

Историческое

Биографическое

Аналитическое

Цитатное

Личностное

 

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли...» и т. д.,

тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,

тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.

Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.

Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.

Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!

Связка - это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

привести из литературных источников.

выделить в отдельный абзац.

в конце каждого аргумента написать микровывод.

к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.


4 способа закончить сочинение:

Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.

Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д..

Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.

Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

Вывод Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

Призыв В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Выражение надежды Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным выше требованиям, оценивается по 5 критериям:

«Соответствие теме»;

«Аргументация. Привлечение литературного материала»;

«Композиция и логика рассуждения»;

«Качество письменной речи»;

«Грамотность».

Литература для направления «Забвению не подлежит»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

А. Платонов «Котлован»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»

К.М. Симонов «Живые и мертвые»

В.А. Обручев «Земля Санникова»

Е.И. Замятин «Мы»

А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»

А. Ахматова «Реквием»

«Слово о полку Игореве»

И. Стоун «Жажда жизни»

Т. Кенэлли «Список Шиндлера»

Х.Л. Борхес «Цербер»

Литература для направления «Я и другие»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»

А. Островский «Гроза»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

В.В. Быков «Обелиск»

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»

Х. Ли «Убить пересмешника»

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»

Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

 

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

И. Гончаров «Обломов»

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»

А. Блок «Двенадцать»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Ю.Ф. Трифонов «Обмен»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

С. Есенин «Я усталым таким еще не был»

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»

А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»

А.Н. Островский «Гроза»

Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»

Литература для направления «Разговор с собой»

А.П. Чехов «Вишневыи сад»

Л. Леонов «Русский лес»

Л. Толстой «Война и мир»

B. Распутин «Прощание с Матёрой»

A. Блок «Двенадцать»

Литература для направления «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

А.П. Чехов «Ионыч», «Тоска», «Душечк», «Попрыгунья»

Стругацкие «Трудно быть богом»

К. Паустовский «Телеграмма»

М. Шолохов «Тихий Дон»

Т. Толстая «Кысь»

Е. Замятин «Мы»

Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Я. Вишневский «Одиночество в сети»

Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»

Д. Браун «Код да Винчи»

С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние»

Направление ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Бухарина Виктория Павловна

Нужны ли перемены обществу? Наверное, каждый человек хоть раз задумывался об этом, размышляя и о своей жизни в частности, и о судьбе человечества в целом. Я думаю, что человеческое общество по своей природе не может жить без перемен, ведь человек наделен разумом, а значит способностью мыслить, анализировать, развиваться, меняться; а иначе мы бы до сих пор жили в пещерах и охотились на мамонтов. Перемены – и есть развитие общества.

Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых авторы поднимают тему перемен. В своем произведении «Отцы и дети» И.С. Тургенев передает суть конфликта двух поколений через призму взаимоотношений Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Один – представитель аристократического дворянства, выступающий за сохранение традиций и старого уклада жизни; другой – представитель новой эпохи, «нигилист», единственной достойной целью жизни считает непрерывный труд и учение. Через речи своего героя, Базарова, Тургенев говорит о необходимости «место расчистить», то есть разрушить на корню старый режим, чтобы после строить новый.

А что же будет, если общество совсем перестанет меняться? Е. Замятин в своем романе «Мы» повествует читателям об обществе, в котором все, казалось бы, идеально. Вокруг царит порядок - все люди распределены строго по своим местам, у них нет имен, а есть упорядоченная нумерация, все носят одинаковую одежду и живут по одинаковому расписанию – нет никаких различий, а значит, нет никаких разногласий и конфликтов. Люди остановились в развитии, достигнув «совершенства». Но к чему это привело? Общество обезличилось, люди перестали быть людьми, с присущими им мыслями, чувствами, мечтами. Большинство людей превратились в «винтики» единой государственной системы, они довольны своим существованием и даже не задумываются о переменах, они не имеют собственных мыслей, идеи государства – это их идеи. Но находятся среди них такие, как I-330 и R-13, те, кто не хочет мириться с режимом, кто пытается добиться права на перемены, на свободную жизнь. И пока в обществе есть такие люди – у общества есть надежда.

Подводя итог, можем сказать, что перемены – это не просто необходимость, это неотъемлемая часть и даже сама суть развития общества. В каждую эпоху находились люди, стремящиеся изменить устоявшийся уклад, находились и те, кто был против перемен и пытался удержаться за старое, но, как говорил М.А. Булгаков: «Жить по-новому очень трудно. Жить прошедшим еще трудней».

 

Занятие 2

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.

Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.

Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.

Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Аспекты направления «Забвению не подлежит»

«Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах.

Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы».

Через что можно раскрыть тему:

1. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти (воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья).

2. Преемственность поколений. Забвение и ответственность.

Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.

3. Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
4. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.

Определения по направлению «Забвению не подлежит»

Забвение - забывание, исчезновение из памяти, утрата памяти о чем-то, о ком -то. Забвением также называется психическое состояние забытья, беспамятства, болезненного «выпадения» из памяти. Наконец, забвение – это пренебрежение кем-то и чем-то, забывание, например, основателей и подвижников. И тогда начинается упадок и запустение их памятников, памятных мест, заброшенными и безвестными становятся их могилы, сами имена людей, которые нельзя забывать, перестают помогать жить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.072 с.)