МО «Завучи Верхнеуральского района» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МО «Завучи Верхнеуральского района»



МО «Завучи Верхнеуральского района»

Дата участия: 03.11.2020 г.

ФИО докладчика: Оглобличева С.В., заместитель директора по УВР МОУ «Межозерная ООШ»

Тема выступления: Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока

 

Лист анализа урока поможет заместителю директора определить, как учитель формирует УУД. Если эксперт во время анализа выявил 18 баллов, урок соответствует системно-деятельностному подходу. Самоанализ по листу анализа урока развивает самостоятельность и поисковую активность учителя.

Диагностировать универсальные учебные действия (далее – УУД) на уроках проблематично. Метапредметных и личностных результатов в примерных основных образовательных программах много, поэтому сложно выявить все на одном уроке. Чтобы вам было удобно определять, насколько урок соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) общего образования, предлагаем лист анализа урока, который поможет конкретизировать условия формирования УУД.

Какие концептуальные положения лежат в основе анализа урока

Основой для подбора критериев листа анализа урока стали концептуальные положения системно-деятельностного подхода, основанного на интеграции системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).

Учитель, который реализует системно-деятельностный подход:

- обеспечивает целостность учебной деятельности;

- ориентируется на зону ближайшего развития обучающихся;

- развивает самостоятельность, передает ответственность за учебную деятельность ученику;

- развивает теоретическое мышление;

- дает задания, которые помогают формировать эмоционально-ценностное отношение обучающихся;

- организует индивидуальное, фронтальное, групповое обучение;

- организует диалог;

- проблематизирует учебную задачу;

- предлагает искать способ решения, а не повторять действия по образцу;

- моделирует;

- определяет свою позицию как психологическую поддержку обучающегося;

- фиксирует индивидуальный прогресс обучающегося;

- использует ошибки, чтобы углубить знания школьников.

Как научить анализировать урок

    Учителям трудно диагностировать уровень развития своей педагогической деятельности. Рефлексия педагога – это способность входить в активную исследовательскую позицию к своей деятельности, анализировать ее и оценивать эффективность урока для ученика.

Чтобы учителя внедряли системно-деятельностный подход на уроке, продуктивно работали с листом анализа при подготовке и во время урока, а потом делали самоанализ, реализуйте 7 шагов в методической работе.

Первый шаг

Организуйте командное обучение и внедряйте техники критического мышления, чтобы учителя освоили принципы системно-деятельностного подхода, вспомнили его концептуальные положения, понятия, закономерности организации образовательной деятельности.

Второй шаг

Организуйте групповую дискуссию. Обсудите лист анализа, разберите на методическом объединении урок по критериям листа анализа.

Третий шаг

Спланируйте групповую работу внутри методического объединения. Проведите анализ нескольких уроков в разных группах. После групповой работы организуйте взаимопосещение уроков всеми учителями и разбор уроков по листу анализа.

Четвертый шаг

Проведите анализ ресурсов урока. Анализ помогает учителю выявить в опыте собственной педагогической деятельности методы и приемы, соответствующие требованиям ФГОС общего образования.

Пятый шаг

Помогите учителям составить конспекты уроков и проектировать продуктивные учебные ситуации, в которых педагоги формируют УУД учащихся.

Шестой шаг

Проведите групповое проектирование и моделирование урока по типу микропреподавания. Воссоздайте отдельные этапы урока в проектной группе педагогов. Это дает больше возможностей осмыслить условия решения развивающих задач урока.

Седьмой шаг

Организуйте мастер-классы. Они позволят создать более целостное представление об уроках учителей, которые освоили системно-деятельностный подход. Проанализируйте мастер-классы по листу анализа. Сравните мнения экспертов и самоанализ учителей.

Лист анализа урока

 

Класс _________ Дата _____________ Учитель ____________________________

Эксперт ______________________________________________________________

Тема _________________________________________________________________

Цель урока ___________________________________________________________

Параметры Баллы УУД Соответствие предметному содержанию урока

Ц елеполагание

1.1 Учитель преобразует педагогическую цель в проблемную ситуацию, которая ведет к целеобразованию 3 П, К, Л  
1.2 Учитель обсуждает с группами учащихся значения темы и цели урока, которые помогают решить жизненные задачи школьников 2,5 Р  
1.3 Учитель организует групповое интервью и выясняет у обучающихся значение темы и цели урока для изучения предмета 2 П, К, Л  
1.4 Учащиеся сопоставляют индивидуальные цели обучения с вариантом цели урока, которую предложил педагог или учебник 1,5 П, К  
1.5 Учащиеся в группах обсуждают то, что уже знают и что хотели бы узнать о теме урока 1,5 П, Р  
1.6 Учитель определяет значение темы и цели урока для усвоения знаний по предмету 0,5 П, Р  

Максимальный балл – 3

2. Обеспечение самостоятельности учащихся

2.1 Учащиеся формулируют цели и учебные задачи 0,5 Р, П, Л  
2.2 Учащиеся выбирают цели и учебные задачи 0,5 Р, Л  
2.3 Учитель предлагает дифференцированные задания с учетом требований примерной основной образовательной программы: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться». Ученики выбирают количество и уровень трудности заданий 0,5 Р, Л  
2.4 Учитель предлагает, а ученики выбирают способ выполнения и формы организации деятельности: индивидуальную, в группе или фронтально 0,5 П, Р, Л  
2.5 Учитель не ограничивается комментарием о том, что ответ неправильный. Педагог вместе с учениками анализирует разные варианты ответов 0,5 Р, Л  
2.6 Учащиеся оценивают свою работу и анализируют ответы одноклассников 0,5 Р, Л  

Максимальный балл – 3

Оценочная деятельность

6.1 Педагог побуждает к самооценке. Учащиеся оценивают свою деятельность как продвижение в освоении темы, переформулируют недостатки деятельности на уроке в позитивные цели 0,5 Л, Р, П  
6.2 Учитель организует обсуждение критериев выполнения задания 0,5 Л, Р, П  
6.3 Педагог отмечает продвижение ученика в теме урока, переформулирует недостатки работы ученика в позитивные цели 0,5 Л, Р, П  
6.4 Учитель объясняет критерии оценивания до выполнения задания 0,5 Л, Р, П  
6.5 Педагог приводит собственный вариант оценки задания по критериям, обсуждает варианты сходства или различия с ответами обучающегося 0,5 Л, Р, П  
6.6 Учитель обобщенно оценивает выполненные задания: правильно или неправильно 0,5 Л, Р, П  

Максимальный балл – 3

Формирование рефлексии

7.1 Ученики осмысливают продвижение в направлении поставленных целей и задач, формулируют оценку 0,5 Р, П, Л  
7.2 Обучающиеся выявляют причины ошибок, которые допустили в работе 0,5 К  
7.3 Учащиеся выполняют задания, в которых не срабатывает известный способ решения 0,5 П  
7.4 Школьники выполняют задания формата «как научить другого решать такие задачи» 0,5 П, К  
7.5 Учащиеся прогностически оценивают свои возможности 0,5 П, Р  
7.6 Ученики работают с картой знаний: составляют карты, определяют свое место в процессе изучения учебного материала, осуществляют итоговую рефлексию 0,5 П, Р  

Максимальный балл – 3

Обучение понятиям

9.1 Учитель соотносит с опытом учащихся новые понятия, которые объясняет на уроке 0,5 П, Л  
9.2 Педагог объясняет термины, непонятные слова и выражения 0,5 П  
9.3 Учитель вводит задачи, которые содержат существенные и несущественные признаки, и объекты, которые не относятся к усваиваемым понятиям 0,5 П  
9.4 Учитель выделяет существенные, необходимые и достаточные признаки понятия 0,5 П  
9.5 Педагог выясняет место нового понятия в системе понятий 0,5 П  
9.6 Учитель поощряет учащихся к объяснению понятий своими словами 0,5 П  

Максимальный балл – 3

 

 

Сокращения:

В столбце «УУД»: Л – личностные; Р – регулятивные; К – коммуникативные; П – познавательные.

В столбце «Соответствие предметному содержанию урока» напротив наблюдаемого показателя эксперт ставит один из трех знаков: «+» – соответствует; «+,-» – частично соответствует; «-» – не соответствует.

 

Обработка результатов. Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с ключом методики:

– если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий уровень соответствия урока требованиям ФГОС общего образования);

– если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход (средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС общего образования);

– если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень соответствия урока требованиям ФГОС общего образования).

 

 

МО «Завучи Верхнеуральского района»

Дата участия: 03.11.2020 г.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.01 с.)