Модель совершенной конкуренции. Максимизация прибыли совершенно-конкурентной фирмы. Модель чистой монополии. Максимизация прибыли монополистом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель совершенной конкуренции. Максимизация прибыли совершенно-конкурентной фирмы. Модель чистой монополии. Максимизация прибыли монополистом.



Чистая (совершенная) конкуренция — это рыночная структура, при которой на рынке присутствует множество продавцов и покупателей, предлагающих и покупающих однородную (стандартизированную) продукцию.

_ Совершенная (чистая) конкуренция (риге competition) -

конкуренция между продавцами товаров, имеющая место на так называемом идеальном рынке, где представлено неограниченное количество

продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающихся между собой.

В условиях совершенной конкуренции рыночное предложение складывается из продукции многих мелких продавцов. В силу малого объёма производства ни один из них не может повлиять на общий объём рыночного предложения и уровень рыночной цены. Только одновременное и однонаправленное действие со стороны всех продавцов может оказать влияние на рыночное предложение и вызвать сдвиг его кривой. Например, низкая рыночная цена на картофель в данном году может вызвать сокращение его посевов всеми фермерами в следующем году. Рыночный спрос также складывается из суммы спросов всех покупателей, причём ни один из них не является достаточно крупным, чтобы повлиять на его объём и сформировавшийся уровень цены. Только одновременное и однонаправленное действие со стороны всех покупателей может привести к сдвигу функции спроса. Так, в конце августа заметно увеличивается спрос на школьные принадлежности.

Малый размер и множественность субъектов рынка исключают возможность соглашений по объёмам и уровню цен. Таким образом, рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и всех продавцов. В связи с тем, что совершенно конкурентная фирма не может повлиять на уровень рыночных цен

Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж.

ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) доходом (ТR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - ТС.

Валовой доход— это цена (Р) проданного товара, умноженная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на | ной доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокупных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов про- изиодства, использованных фирмой при производстве данного объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (ТИ) в наибольшей степени превышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (МR) равен предельным издержкам (МС).

Предельный доход (МR) — это изменение в валовом доходе

получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

МR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой р.1 чищу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = МR - МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, приводящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Предельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняется предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необходимо установить равновесный выпуск продукции, максимизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие — это такое положение фирмы, при котором объем предлагаемых благ определяется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = МR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совершенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.

Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в миду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, отнюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекается самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве критерия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на единицу произведенной продукции; равны общим издержкам

определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); cрeдние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек производства может иметь несколько вариантов:

· цена больше, чем средние издержки производства, максимизирующие прибыль. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превышают все ее издержки (рис. 26.2);

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

· цена равна минимальным средним издержкам производства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей возможность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

· цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

· цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5);

· цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки

Рис. 26.5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

Рис. 26.6. Прекращение производства конкурентной фирмой

Монополией в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара.

Монополия(от греч. monos – один и poleo – продаю)крайняя форма несовершенной конкуренции.

Монополия (чистая монополия) существует когда одна фирма является единственным производителем продукта у которого нет близких заменителей.

При этом понятия «отрасль» и фирма» равнозначны.

Фирма является ценодателем. Доступ в отрасль для других заблокирован, что достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами.

Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех

потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска.

Модель монополии, как и модель совершенной конкуренции, основана на ряде допущений.

1 Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны.

Максимизация прибылей монополистом

Чтобы максимизировать прибыль, фирма выбирает такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (МК = МС).

Специфическая особенность конкурентной фирмы состоит в том, что предельный доход равен цене. Продажа дополнительной единицы продукции не ведет к снижению цен и не уменьшает доход, полученный при выпуске предыдущих единиц товара.

В противоположность этому кривая спроса монополиста (она совпадает с кривой спроса отрасли) имеет наклон сверху вниз направо (рис. 6.5). Чтобы продать дополнительное количество товара, монополист должен уменьшить цены.

Поскольку увеличить сбыт товаров монополия может только при условии снижения цен, то по мере увеличения производства предельный доход будет

уменьшаться, а предельные издержки увеличиваться. Пока предельный доход превышает предельные издержки, объем прибыли возрастает. Превышение предельных издержек над предельным доходом ведет сначала к уменьшению объема прибыли, а затем к ее полному исчезновеТаблица 6.4

Максимизация прибыли монополистом

Количество товаров Q Цена Р Совокупный доход TR Предельный доход MR Совокупные издержки ТС Предельные издержки МС Прибыль

1 10 10 10 11 11 -1

2 8 16 7 12 1 4

3 7 21 5 16,7 4,7 4,3

4 6 24 3 22 5,3 2

5 5 25 1 30 8 -5

нию. Поэтому важно уловить момент, когда прибыль достигает максимума. Это имеет место при равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Максимизацию прибыли монополистом иллюстрирует табл. 6.4.

Как видно из табл. 6.4, прибыль максимизируется при производстве трех единиц продукции. Предельный доход по величине очень близок предельным издержкам. При производстве четвертой единицы предельный доход становится меньше предельных издержек; совокупная прибыль уменьшается. Максимальный уровень прибыли можно установить также путем сравнения совокупного дохода и совокупных издержек.

Графически процесс максимизации прибыли монополистом отражен на рис. 6.5.

Монополист производит Qj товаров. Объем выпуска определяется исходя из необходимости максимизировать прибыль. При этом используется критерий MR = МС. Точка пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек используется для определения объема производства и уровня цены. Заметим, что цена Р не является самой высокой ценой, которую мог назначить монополист. Установив цену Р2, он смог бы произвести

лишь Q2, а его прибыль в связи с этим уменьшилась бы. Монополия не стремится устанавливать самую высокую цену на единицу товара. Она стремится к максимизации не прибыли на единицу товара, а совокупной прибыли. Точки А и В определяют разность между ценой и средними издержками. Весь объем прибыли представлен заштрихованным прямоугольником NP^AB.

24. Рынок монополистической конкуренции. Максимизация прибыли на этом рынке. Олигополия: модели ценообразования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.011 с.)