Теоретические основы рыночных отношений. Сущность, условия и причины возникновения рынка, функции, которые он выполняет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы рыночных отношений. Сущность, условия и причины возникновения рынка, функции, которые он выполняет.



ную куплю-продажу. Рынок-это обмен товарами и услугами, организованный по закону товарного производственного обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения.

Объектом рынка является товар.

Субъектами рынка являются:

1)Производители (продавцы)

2) Посредники

3) Потребители (покупатели).

Условия возникновения рынка

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Второе условие - самостоятельность экономических агентов, обособленность хозяйственных субъектов.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

· функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

· стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

· регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

· функция санации (очищения). С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

11. Структура и инфраструктура рынка. Виды и сегментация рынка.

 

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка и взаимодействие всех его компонентов.

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура рынка определяется:

1) формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);

2) структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;

3) особенностями сферы товарного обращения;

4) уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений хозяйства;

5) видами торговли, используемыми в стране.

Инфраструктура рынка- это совокупность организаций и предприятий, обслуживающих различные виды рынков. К рыночной инфраструктуре относятся биржи, банки, страховые и инвестиционные компании, транспорт etc.

 

Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков.


 

12. Теория спроса и предложения. Неценовые факторы спроса и

предложения. Рыночное равновесие. Используйте основы экономических

знаний, покажите с помощью графического анализа нарушение равновесного

состояния, проанализируйте исходные данные для расчета равновесного

объема и равновесной цены.

Предложение – это количество товара, которое может быть произведено фирмами за определённый период времени при существующей цене. Предложение можно рассмотреть как минимальную цену, по которой фирмы согласны продавать свою продукцию, что бы компенсировать затраты на её производство. Существует прямая зависимость между ценой и объёмом предложения, это объясняется законом увеличения альтернативных издержек.

Рис. 4.3 Предложение товара

Предложение может изменяться под воздействием неценовых факторов, которые приводят к параллельному сдвигу кривой. К ним относят: а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения цен на ресурсы (С); б) Ps; в) Рс; г) налоги и субсидии (Т); д) Е; е) N).

Если учесть, что денежные средства у предпринимателей неизменны, то рост цен на факторы производства сокращает возможности их покупки и, следовательно, производства товаров и услуг. Следовательно, предложение товара сократится даже, если цена его останется неизменной. Совершенствование технологии позволяет произвести большее количество товаров из тех же ресурсов, что означает рост предложения.

Ресурсы могут использоваться на производство товаров, удовлетворяющих разные потребности. Например, молоко может использоваться для изготовления творога и для производства масла. Если цена масла на рынке возрастает, то очевидно, молокозаводу будет выгодно направить молоко на производство масла и предложение творога на рынке при неизменной цене сократится.

В условиях безотходного производства или комплексного использования сырья рост производства одного товара вызывает увеличение предложения дополняющих товаров. Если, например, растет цена на мясо, то это приведет к необходимости убить большее количество скота и увеличит предложение шкур для производства кожи.

Каждое предприятие платит налоги, которые рассматриваются как издержки производства. Поэтому, если налоги растут, то это вызывает сокращение производства и предложения товаров. Субсидии рассматриваются как уменьшение издержек предприятия. Поэтому, если субсидии растут, то издержки снижаются и при неизменных средствах можно увеличить предложение.

Ожидания изменения цен на товары в будущем могут повлиять на желание производителей поставить товар на рынок в настоящем или придержать его на складе. Обычно ожидание роста цен приводит к сокращению предложения.

Объективные условия в виде обычаев, традиций, климатических особенностей складывается на производстве и предложении. Так, если лето оказывается дождливым, то спрос на солнцезащитные очки сократится, и производство целесообразно снизить. А производство и предложение зонтов увеличится.

С учётом этого функция предложения принимает вид:

Совокупность кривых индивидуального предложения в рамках данного рынка дает кривую рыночного предложения, которая отражает ту минимальную цену, на которую согласны все производители при каждом данном объеме производства.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к тому, что на рынке устанавливается такая цена, что потребители полностью удовлетворяют свой платёжеспособный спрос, а фирмы полностью реализуют все произведённые товары.

Рис. 4.4 Равновесие спроса и предложения

 

Принято считать, что в рыночной экономике равновесие устанавливается автоматически в результате конкуренции и перемещении капитала с одного рынка на другой. В краткосрочном периоде фирмы будут снижать цену до тех пор, пока не смогут продать всю произведённую продукцию, то есть до формирования равновесия, а в долгосрочном периоде – приспосабливать объем производства к потребностям общества в данной продукции.

Если цена будет выше равновесия (Р1), то предложение будет превышать спрос и на рынке возникнет излишек продукции. Фирмы, столкнувшиеся с проблемой реализации, начнут снижать цену, а снижение цены вызовет снижение объёма производства (действие закона роста альтернативных издержек). В то же время снижение цены на рынке увеличивает количество желающих приобретать данный товар в силу действия закона спроса.

Если цена окажется ниже равновесия (Р2), то на рынке возникнет дефицит товаров, так как фирмам невыгодно производить дешёвые продукты в большом объёме, а объём спроса большой, так как многие желают покупать дешёвые продукты. Существование дефицита позволяет фирмам поднять цену. Рост цены стимулирует увеличение производства продукции, а с другой стороны сокращает количество желающих приобрести продукцию. Цена будет подниматься до тех пор, пока объём спроса не будет равен объёму предложения – равновесие. Реализация товаров по равновесной цене – идеальный случай.

На рисунке 4.3 сегмент I отражает соотношение цены и количества продукции, которое не устраивает ни продавца, так как он не окупит затрат на производство, ни покупателя, так как выгоды от потребления меньше затрат на приобретение товара. Поэтому сделки при этих условиях невозможны. Во втором сегменте сделки устраивают покупателей, но не устраивают продавцов. Поэтому сделки при таких условиях осуществляются крайне редко. В третьем сегменте ситуация устраивает продавцов, так как они полностью компенсируют издержки производства, но не устраивают покупателей. Поэтому сделки будут осуществляться редко. Четвертый сегмент представляет условия, которые устраивают и продавцов и покупателей. Поэтому сделки будут заключаться и будут взаимовыгодными.

Равновесие может изменяться под воздействием неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение:

А) Если спрос растет, а предложение неизменно, то равновесная цена растет, равновесное количество реализуемого товара растет.

 

 

Б) Если спрос падает, а предложение неизменно, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара падает.

В) Если спрос не меняется, а предложение растет, то равновесная цена падает, равновесное количество реализуемого товара растет.

Г) Если спрос не меняется, а предложение падает, то равновесная цена увеличивается, а равновесное количество реализуемого товара падает.

Д) Если спрос и предложение растут в одинаковой степени, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

Е) Если спрос растет, а предложение падает в одинаковой степени, то равновесная цена растет, равновесное количество

Ж) Если в одинаковой степени спрос падает, а предложение растет, то равновесная цена не меняется, равновесное количество реализуемого товара растет.

З) Если в одинаковой степени спрос и предложение падают, то равновесная цена не меняется, а равновесное количество реализуемого товара снижается.


 

Развитие обмена и возникновение денег. Сущность и функции денег. Теории денег. Закон денежного обращения. Используйте основы экономических знаний, покажите реализацию закона денежного обращения в обществе.

https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/Kafedra-Finansovye-rynki/Documents/%D0%AD%D0%9A%D0%94%D0%9A%D0%91__%D1%821_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,%20%D1%81%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C,%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B3.pdf

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. У древних народов деньгами служили разные товары, благодаря их особой общепризнанной ценности и полезности: продовольствие, скот, украшения, орудия труда и др. Товарные формы денег, как эквивалента товарной стоимости, различались в зависимости от местных условий. В Древнем Вавилоне – деньгами были мерки ячменя. У американских индейцев – деньгами служили связки ракушек. Бочонки рома являлись денежными эквивалентами стоимости – в английских колониях 17 века. Даже меха ценных пушных зверей - белки, куницы, лис, соболей, являлись деньгами у народов Северо-восточной Европы. До сих пор в Югославии и Венгрии деньги называют кунами – производное от шкурок куницы. Постепенно роль денег перешла к драгоценным металлам. Первыми формами металлических денег были слитки, разной формы – бруски, проволока, пластины и т. д. Уже в 8 веке до нашей эры обращались слитки с отличительными знаками, удостоверявшими их вес и состав. 2 Наименования многих денежных единиц соответствуют названиям весовых единиц – английский фунт стерлингов, рубль и т. д. Роль всеобщего эквивалента закрепилась за благородными металлами – золотом и серебром, и в течение примерно 400 лет золото вытесняло серебро. Позже из драгоценных металлов начали чеканку монет. Название «монета» ходившие в обращении деньги получили от одного из прозвищ Юноны (Юно Монета – Юнона Предостерегающая), при храме которой на Капитолийском холме в Риме находился новый монетный двор этого античного государства. Впервые бумажные деньги появились в Китае в конце 1, начале 2 тысячелетия новой эры (100 год н.э. - изобретена бумага, в 50 году - печатный станок), затем - в Персии (13 век), Японии (14 век). При капитализме бумажные деньги стали выпускаться в 1641 г. в Швеции, в североамериканской колонии Англии Массачусетсе в 1690 г., во Франции (1701 г.), в конце 18 в. – в Англии. В России бумажные деньги впервые были введены при Екатерине II в 1779 г. (ассигнации). Первоначально бумажные деньги беспрепятственно обменивались на золотые монеты и имели равную платежную силу. С увеличением количества бумажных денег правительство стран стали вводить ограничение по их обмену на золотые монеты. Появление денег было обусловлено: - развитием производительных сил (средств производства и материальных благ); - развитием производственных отношений (отношения собственности на средства производства). Разделение труда подтолкнуло формирование и историческую эволюцию денежных отношений, обусловили развитие обмена между общинами, повышение производительности труда, появление товарных излишков. Товарное производство не может быть без денег, а деньги не могут возникнуть вне товарного производства. К непосредственным предпосылкам появления денег относятся: 3 • переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами; • имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции. Сформированы два подхода к вопросу о возникновении денег (см.рис.1): - рационалистический (субъективный); - эволюционный (объективный).

Рационалистическая теория возникновения денег сформировалась в конце 17 века. Представителями рационалистической теории денег являются П. Самуэльсон, который назвал деньги «социальной искусственной условностью», Дж. К. Гелбрейт, который считал, что закрепление за благородными металлами денежных функций – это продукт соглашения между людьми. Эволюционная теория возникновения денег считает, что экономический рост и формирование системы товарообмена послужили причинами возникновения денег. Разновидностью эволюционного подхода является трудовая теория происхождения денег

Сущность денег проявляется в их функциях и той роли, которую они играют в общественных отношениях, распределении ВВП и определении цен.

Сущность денег характеризуется также их участием в: • различных видах и формах общественных отношений; • перераспределении валового национального продукта (ВНП), в приобретении недвижимости, земли. • определении цен, выражающих стоимость товаров. Товары обладают стоимостью, которая определяется совокупным объемом общественно необходимого труда. Существует множество определений денег, характеризующих сущность денег, которые в основном сводятся к тому, что деньги — это всеобщий эквивалент, с его помощью определяется мера стоимости - цена других товаров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.016 с.)