Развитие ветеринарии в древнем мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ветеринарии в древнем мире



Зачатки научных знаний о природе возникли у народов Древнего Востока за несколько тысячелетий до нашей эры. Это сопровождалось накоплением знаний в области медицины человека и животных, которые использовались многими членами первобытной общины. Функции врачевания постепенно сосредоточивались в руках жрецов, которые применяли таинственные моления, жертвоприношения, гадания. Врачевание приносило жрецам и храмам большие доходы. После возникновения письменности именно они стали хранителями знаний о лечении человека и животных.

1.1. Развитие ветеринарии в Древнем Китае. В период первобытно-общинного строя китайцами было приручено большое количество животных: собак, свиней, коз, овец, быков, буйволов, лошадей, кроме того слонов и оленей. Скотоводство занимало значительное место.

В Китае рабовладельческий строй укрепился в конце 3, начале 2 тыс. до н.э. В период рабовладения возникает иероглифическая письменность, сложность которой делала грамотность и образование доступными только жрецам и аристократам.

Лечением людей и животных занимались одни и те же люди - жрецы и лекари – практики, накопившие многовековой опыт народа. По мере усиления рабовладения, а вместе с ней и религии, преобладающая роль перешла к жрецам, которые наряду с реалистическими приемами и методами использовали религиозные наставления. Врачевание сосредоточилось в храмах и монастырях. Однако, сохранилось и народное врачевание лекарей практиков, доступный всем слоям населения. Китайские врачи применяли многие лекарственные вещества растительного (женьшень, лимонник, ревень, имбирь, чай, лук, чеснок и т.д.), животного (рога молодого оленя, мускус, печень, костный мозг, кровь тигра) и минерального происхождения (ртуть, сурьма, железо, сера, магнезия). Метод лечения «чженьцзютерапия» (иглоукалывание и прижигание) применялся для лечения как людей, так и животных. Довольно рано в Китае появились специалисты по изготовлению и торговле лекарствами.

С XI века до н.э. ветеринария упоминается как отдельный раздел врачевания. (Чжоуские ритуалы XI-VII вв. до н.э.). элементы ветеринарных знаний содержат тибетские источники (VII-VI вв до н.э.). В труде тибетского врача Джу-Джи предписывалось избегать проезда по местности, где убивают скот, рекомендовались методы профилактики некоторых гельминтозов, в частности бычьего солитера. Отмечена связь распространения чумы с крысами. Крупным памятником древней медицины Китая является книга «Хуан – ди Нейцзин» (О природе и жизни), переработанная в VIII веке.

1.2. Развития ветеринарии в Древней Индии. К концу IV – началу III тыс. до нашей эры в Индии лечением животных занимались знахари (бхишдж – изгоняющие бесов), которые постепенно превратились во врачей – целителей. Ветеринарные врачи Древней Индии принадлежали в высшему медицинскому сословию – Yaidya. Источником сведений о лечении людей и животных в Древней Индии является письменный памятник Аюрведа «Знание жизни», составление которого относят к IX-III веков до н.э. Эта книга представляет собой обширную энциклопедию медицинских знаний, где наряду с отражением жреческой медицины и ветеринарии имеются элементы народной ветеринарии, опирающейся на многовековой опыт народа. В Аюрведе описано 760 лекарственных растений, способы применения средств животного и минерального происхождения. В Индийском врачевании лекарства распределялись по их действию. Были известны рвотные, потогонные, слабительные, мочегонные, наркотические, и возбуждающие средства, которые применяли в виде порошков, пилюль, настоев, отваров, мазей и иглоукалывание. Описано более 10 хирургических инструментов и способов проведения хирургических операций.

Религия, сначала «брахманизм» и сменивший его «буддизм» оказала большое влияние на развитие ветеринарии. В Индии, как и в других странах Востока, рациональные формы борьбы с болезнями тесно переплетались с религиозными представлениями, о чем свидетельствуют Веды, в частности гимны Ригведы и Атхарваведы (III-II тыс. до н.э.), содержащие элементы врачевания животных, сопровождающиеся молитвами и заклинаниями.

 «Веды» - сборники бытовых и религиозных предписаний, содержат произведения народного эпоса, часто в художественной форме, и свод законов Ману, где освящены многие вопросы гигиены, рекомендации по питанию, ответственности врача за неудачное лечение и размеры штрафов. Имеющиеся описания некоторых болезней исключительно точны. В книгах Вед описаны болезни, подобные сибирской язве, бешенству животных, некоторым гельминтозам и кровопаразитарным болезням животных. Появление заразных болезней среди грызунов связывается в этих источниках с чумой людей.

1.3. Развитие ветеринарии в Персии (Иране). Иранские племена широко использовали в домашнем обиходе и сельском хозяйстве лошадей, овец, коров, которых приручали в огромном количестве. Основная порода коров - систани, была известна своей сопротивляемостью к болезням и мощью. Лошади имели огромное значение для воинствующих племен. Даже имя владельца зависело от возраста лошади: Пурушаб - старая лошадь, Питрасб- быстроходная лошадь и т.д.

Исторические документы свидетельствуют о том, что лечением домашних животных занимались кудесники. Они использовали для лечения различные колдовские и религиозные приемы и лекарственные травы. Кудесники, лечившие больных людей и животных были убеждены, что в голове больного имеется злой дух и его необходимо прогнать. Для этих целей они использовали иногда рассечение черепа как у людей так и у животных, о чем свидетельствуют археологические раскопки.

О лечении животных до нашего времени сохранилось 2 документа. Это Богакуйлская и Даканская клинопись, которые относят к 1360 г до н.э. В текстах этих документов говорилось о дрессировке, кормлении, содержании лошадей, о болезнях коров и способах их лечения.

 Большое место животным отведено в Священном писании - Авеста (IX - III вв. до н.э.), написанным иранским пророком Зороастром. Животные здесь распределены на 2 группы: полезные - лошадь, корова, овца, собака, птицы и бесполезные - волки, змеи, насекомые и т.д. Часть Авесты посвящена содержанию, кормлению животных и лечению некоторых болезней, части 10 и 49 - кормлению и содержанию собак, в частности щенков (собакам не разрешалось давать в пищу большие твердые кости и горячую пищу). Врачи должны были пользовать животных такими лекарствами, которыми лечат богатых людей.

Одним из первых ветеринарных врачей Персии, о чем свидетельствует Авеста, был Фрейдун (V век до н.э), который использовал в лечении нож, лекарства и имя бога. Фрейдун использовал для лечения животных лекарства, приготовленные из растений, он был первым, как отмечают иранские историки, кто скрестил лошадь и «получил» мула. 

Ветеринарные врачи Древней Персии получали плату за лечение животных. Если врач лечил крупное животное, то получал стоимость среднего животного, если среднее (кроме овцы), ему давали овцу, если врач лечил овцу, получал плату мясной пищей.

В книге «История медицины, фармакологии, стоматологии и ветеринарии» Гай Мазарс пишет, что успешно ветеринария развивалась в Персии, но большинство книг и документов того периода уничтожено армией.Александра Македонского, который приказал оставить по одной книге по астрономии и медицине, перевести их на греческий язык, а остальные сжечь. В начале III века н.э. при династии Сасанияна, после освобождения Персии, старые библиотеки были восстановлены и построены новые, где перевели греческие книги по медицине и ветеринарии на хлавский язык. В этот период создается Джондишапурский университет, где среди других дисциплин преподавалась ветеринария. При университете была построена ветеринарная клиника, где студенты изучали практическую ветеринарию. Сохранились имена ветеринарных врачей, которые преподавали в университете: Вихтину, Диоржиюс, Масершис, Шапур бен Сахл. Преподавание вели как персидские ученые, так и греческие. Официальный язык университета был пахлавский, но все ветеринарные и медицинские книги писались только на особом языке, производным от пахлавского. В этот период были написаны книги «Основы ветеринарии», «О лечении домашних животных». Упоминаются в различных источниках такие болезни как бесплодие, мастит, атония, бешенство, имевшие широкое распространение среди собак и мелкого рогатого скота.

В 551г. (20 год царства Ануширавана) в Джондишапуре состоялся первый в истории международный конгресс, на котором присутствовали как ветеринарные так и медицинские врачи (Хасан Таджбахил, 1993).

1.4. Развитие ветеринарии в Месопотамии. В Месопотамии разводили молочный и мясной скот. Коротконогих и длинноногих быков держали на подножном корме, подкармливая зерном. Рабочим скотом пользовались при орошении почвы, пахоте, молотьбе и перевозке грузов. Для нужд транспорта использовали ослов, иногда впрягали в плуг длинноногих антилоп. Широко был распространен мелкий рогатый скот - курдючные и тонкошерстные овцы.

 Во II в. до н.э. началось возвышение Вавилонского государства, где накопились к этому периоду основательные знания по ветеринарии. Вавилонским ветеринарам были известны болезни, по описаниям которых можно предположить, что это были сибирская язва, чума крупного рогатого скота, бешенство. Было известно, что отдельные болезни передаются от одного животного другому. Предпринимались первые попытки объективного изучения болезней и реальной борьбы с ними. Тексты описаний болезней содержат сведения о симптомах и методах лечения, для которого использовали различные, порой очень сложные лекарства.

В целях борьбы с заразными болезнями больных животных изолировали, животноводческие постройки сжигали, бешенных животных держали на цепи, потом убивали. Закрывали границы государств во время эпизоотии, знали связь эпизоотии и эпидемий. Вавилонские врачи умели готовить отвары из растений, делали мази для наружного применения. Им были известны компрессы, массажи, промывание, кровопускание. Были разработаны способы приготовления лекарств: растворение, кипячение и фильтрация. Для лечения животных широко использовали воду и масла. На широкое применение их указывает то, что слово врач, в том числе и ветеринарный, в буквальном переводе означает «знающий воду» и «знающий масло». Некоторые знания по анатомии животных были связаны с жертвоприношениями. Рассечения жертвенных животных давали некоторые анатомические познания и для постановки диагноза выделяли лишь сердце, желудок, легкие и печень.

 В жреческой ассиро-вавилонской культуре было широко распространенно представление, что жизнь и здоровье зависит от духов, а направляется в своем течении влиянием небесных светил. Широко были распространенны амулеты, талисманы, дощечки с молитвами, идолы добрых духов, которые должны были отпугивать злого демона. Большую роль играло гадание по внутренностям животных, главным образом овец. До нашего времени дошли глиняные и бронзовые модели печени, разделенные чертами на части. На каждой имелся текст, служащий руководством к предсказанию по состоянию данной части печени. По таким моделям печени обучались будущие жрецы-врачи в принадлежащих государству школах. Наряду с мистическими представлениями и магическими действиями врачи Вавилона и Ассирии признавали реалистические причины возникновения болезни и применяли в своей практике средства народной ветеринарии. Наряду с профессиональной ветеринарией в Вавилоне и Ассирии лечением животных занимались знахари, используя средства различные заговоры и средства народной ветеринарии. Они оказывали помощь малоимущему населению, которым услуги врачей были недоступны.

Ассиро-Вавилонские методы лечения были тесно связаны с астрологией, при прогнозе большое значение придавалось положению светил и специальному астрологическому календарю. С расположением светил связывалось возникновение и ход эпидемий и эпизоотии, часто поражавшие страны Древнего Востока. Ассиро-Вавилонская астрология перешла затем в обиход других народов и в последующие эпохи занимала большое место.

Покровителями медицины и ветеринарии считался «владыка врача» бог Нинаву и его сын бог Нингишзида, символ, которого - змея, обвивающая жезл, частично сохранился в качестве эмблемы ветеринарии наших дней. Этот символ древнего происхождения и восходит к первобытному тотемизму (культу животных), где змея и ворон у многих народов являлись символами мудрости (посох и змея вокруг него у Асклепия - бога врачебного искусства древних греков).

Важнейшим памятником Вавилонской истории и культуры является кодекс законов Хамурапии. Этот наиболее древний документ 18 в. до н.э., в котором упоминается о ветеринарных специалистах. В кодексе систематизированы и обобщены многочисленные еще более древние законы, регулирующие все стороны жизни. Ряд статей посвящен условиям деятельности врача и его судебной ответственности в разных случаях. В статье 224 этого свода сказано, что владелец животного, у которого врач пользовал быка или осла с тяжелым ранением должен уплатить этому врачу 1\6 часть серебренного шекеля. Статья 225 возлагает на врача обязанность в случае смерти, подвергнутого лечению, животного возместить 1/4 часть стоимости животного. В кодексе Хамурапии ветеринарные врачи упоминаются уже отдельно от медицинских врачей.

В знаменитой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (668-631 до н.э.) сохранились тексты по ветеринарии. В них рассказывается о приемах лечения животных, лекарствах и отдельных болезнях.

1.5. Развитие ветеринарии в Древнем Египте. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до нашей эры. Профессиональная ветеринария, которая вышла из недр народной ветеринарии обогатилась новыми представлениями о причинах болезней и мерах борьбы с ними и приняла облик жреческой или храмовой ветеринарии. Создание письменности обусловило появление специальных текстов по ветеринарии, которые составляли жрецы. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский (1850 г. до н.э.). который в 1889 г. перевел советский ученый В.В.Струве. Папирус, посвященный женским болезням - содержит так же трактат о парше птиц, бешенстве животных, чуме крупного рогатого скота и заболевании «шац», значение которого не расшифровано.

За 1550 лет до н.э. были составлены два самых обширных по размеру папируса: папирус Смита, посвященный хирургии, и папирус Эберса, посвященный заболеваниям по частям тела. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших текстов, не сохранившихся до нашего времени. Самые древние папирусы главное внимание уделяли эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержат религиозных мотивов. С течением времени «медицина в Египте все более погружается в колдовство и мистику», тексты папирусов пропитаны религиозными текстами и содержат много молитв и магических процедур. В остатках лечебника, который относят к Среднему царству (3-1,6 тыс. до н.э.) содержится около 300 названий птиц, животных, растений и сокращенное обозначение многих видов скота, а лечебники, которые относят к Новому царству (XVI -XII вв. до н.э.) содержат в основном религиозные тексты. Один из них, достигающий в длину 20 м кроме молитв и магических процедур содержит описание кровообращения у некоторых видов животных, описание способов лечения ран у домашних животных и людей.

По мере развития и укрепления рабовладельческого строя, и в связи с ним религии, усиливаются элементы храмовой, жреческой ветеринарии. Однако, продолжает существовать и развиваться народная ветеринария, обогащающаяся опытом народа и наблюдениями народных лекарей.

Способы и приемы лечения народной ветеринарии передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, дополнялись лечебными приемами и секретами приготовления лекарств. Кроме того, специальную подготовку по лечению животных получали юноши из вольноотпущенных и рабов в храмах Гелиополя, Саиса, Мемфиса и Фив. В 3 тыс. до н.э. в Египте существовало специальное учебное заведение «Дом жизни», где наряду с другими науками преподавалась ветеринария.

Египтяне достигли значительных успехов во врачевании животных. В стране существовали специалисты по лечению животных различных пород и видов. Египетские врачи знали рвотные, слабительные, мочегонные, потогонные средства. Применяли кровопускание и имели определенные знания в области хирургии. Умели перевязывать и лечить раны, останавливать кровотечение. Археологи обнаружили большое количество хирургических инструментов относящихся к рабовладельческому периоду (ланцеты, пинцеты, ножницы и т.д.). Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать и после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование, это способствовало приобретению знаний в области анатомии. Бальзамировали не только людей (в основном жрецов и фараонов), но и обожествленных животных. В Египте был культ быка и кошки, за нанесение вреда которым законодательством предусматривалось самое жестокое наказание. В Древнем Египте употреблялись ряд анатомических терминов, что свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии были незначительные.

1.6. Развитие ветеринарии в Древней Греции. В Древней Греции ветеринария во времена античности в меньшей степени находилась под влиянием религии. Религиозные и библейские учения не имели влияния на врачебную науку что следует из трудов античных авторов, дошедших до наших дней, в которых обобщены представления о болезнях. Постепенно, с развитием рабовладельческого строя и религии, лечение животных сосредоточилось в храмах и ветеринария стала храмовой, жреческой. Наряду с жреческой ветеринарией существовала и развивалась народная ветеринария.

В Древней Греции лечением животных занимались иппиаторы (hyppos - лошадь, iatros- врач). Под флагом гиппиатрики шло развитие ветеринарии в греческую и римскую эпохи далее через средние века, вплоть до 18 века. Греки оставили большое количество работ по ветеринарии (повальные болезни животных, кастрация, экстерьер), написанные разными авторами. Большинство их было собрано в 10 веке неизвестным автором в одно сочинение под названием «Гиппиатрика». Из 420 статей, содержащихся в этом сочинении 121 принадлежит наиболее известному из иппиатров Апсирту (4 век), бывшему ветеринарным врачом при римском войске во время походов на скифов и сарматов (319-321гг.) Последователь Апсирта, иппиатр Пеллагоний (2 половина 4 века) в своем «ветеринарном искусстве» детально изложил причины болезней и способы лечения животных при некоторых незаразных болезнях и отравлениях. Учение Апсирта значительно пополнил Гиерокл (3 век), юрист по образованию, но большой знаток врачевания животных. Греческие гиппиатры, так же как и медицинские врачи, руководствовались своей деятельности учением Гиппократа -великого «отца медицины», которому принадлежит старейшая теория происхождения болезней у человека и животных.

Гиппократ (460-356 гг. до н.э.) принадлежал к роду Асклепиадов и ближайшими предками имел врачей. Первоначальное медицинское образование получил от отца - врача Гераклида, затем много путешествовал изучая медицину разных стран. В частности, Гиппократу были известны медицинские знания скифов. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, впоследствии сделалось собирательным. Многие сочинения из огромного числа предписываемых ему, и написанных на ионическом наречии, принадлежат другим авторам. От имени Гиппократа до нас дошло большое количество сочинений, составляющих «Гиппократов сборник», где 70 наиболее важных частей принадлежит самому Гиппократу, часть его ученикам и последователям, в частности сыну и зятю. Это обстоятельство свидетельствует о том, что в своих взглядах Гиппократ не являлся одиночкой, но был главой целого направления, имел единомышленников, учеников и последователей.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречащих опытной, экспериментальной стороне дела. Своими в основе, материалистическими взглядами он отвергал положения жреческой медицины. Все его выводы построены на тщательных наблюдениях и строго выверенных фактах. Гиппократ делил причины болезней на два класса: общие вредные влияния - со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни, труда, питания, возраста и т.д. Изучал характер выделений (мокрота, экскременты и т.д.) при разных формах болезней, при исследовании больного пользовался уже такими приемами как постукивание (перкуссия), выслушивание (аускультация), ощупывание, хотя и в примитивной форме. Знал систему органов движения - кости, суставы, связки, мышцы и предложил методы лечения переломов, растяжений и вывихов. Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предвидению врача дальнейшего хода болезни, этому вопросу он посвятил особое сочинение «Прогностика», где получило отражение огромный врачебный опыт, накопленный греческими врачами и систематизированный им. Гиппократ указывал, что лечить следует больного, а не болезнь, то есть принимать во внимание индивидуальные особенности больного, среду, режим и данные болезни. Учение Гиппократа сыграло исторически положительную роль и на много веков определило развитие медицины и ветеринарии.

Другим видным ученым древности, внесшим определенный вклад в развитие ветеринарии, был Аристотель (384-322 до н.э.) Сочинения Аристотеля представляют собой систему сведений того времени о неорганической и органической природе. В «Истории животных» им излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» - строение органов животных и их функции, в работе «О происхождении животных» - трактовало начало эмбриологии. Аристотель описал 500 видов животных и сделал попытку их классифицировать. Весь животный мир он делил на бескровных и кровных, т.е. беспозвоночных и позвоночных. Он понимал роль надкостницы, знал о сосудах, отмечал нервы от сухожилий. Аристотелю были известны: диафрагма, крупные вены, роль сердца и почек, отсутствие желчного пузыря у лошади и что головной мозг управляет произвольными движениями тела. Описал четырехкамерный желудок жвачных, изучил развитие цыпленка.             

1.7. Ветеринария в Древнем Риме. Древнеримское государство объединяло большое число стран, поэтому ветеринария получила значительно большие возможности развития, чем в странах Востока, с более низким уровнем производительных сил, и чем в Древней Греции, раздробленной на мелкие города-государства. Высокий уровень развитости государственности, выразился в создании постоянной армии. Были созданы военные госпитали, выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.д. Начиная с 1 века н.э. в римской армии были ветеринарные врачи, которые обслуживали войсковых животных и лазареты для больных лошадей (veterinarium) Поскольку болезни животных в Древнем Риме наносили большой экономический ущерб, ветеринарную помощь животным оказывали кроме профессиональных ветеринарных врачей, медики и сельские хозяева животных. Врачеванием животных занимались обычно иноземцы -сначала рабы из военнопленных, затем вольноотпущенники и приезжие иностранцы из стран Востока, Малой Азии и Египта. Сущность представления о болезнях животных и мерах борьбы с ними римские ветеринары заимствовали главным образом из Греции. В Риме уже были элементы государственной врачебной деятельности и врачебного дела в отличии от Греции, где врачебная деятельность являлась делом личного соглашения больного и врача. Об этом свидетельствует то, что государство привлекало врачей к работе во время эпидемий, эпизоотии и войн. В Риме ветеринарная деятельность в значительной степени утратила связи религиозными установлениями и храмами.

Наиболее древние из дошедших до нас являются два римских сочинения по ветеринарии, написанные Катоном Старшим (234-149г до н.э.) и Марком Теренцием Варроном (116-27г до н.э.), оба под заглавием «De re rustica» и труд по ветеринарии Марка Порция Цензорина (234-179г до н.э.). В поэме о земледелии «Георгики» Публия Вергилия Марона (79-19 вв до н.э.) и Авл Корнелия Цельса (1 в. до н.э.) - автора обширной энциклопедии и трактата о медицине, отдельные разделы посвящены ветеринарии. Особенной известностью пользуются сочинение под таким же заглавием римского агронома Колумеллы (40 г н.э.).

Из позднейших римских трудов по ветеринарии наилучший и наиболее полный -«Vegeti Renati artis veterinarie sive mulomedicinae libri quattuor» Публия Вегеция Рената (450-510), главной заслугой которого является попытка установления основ диагностики при лечении животных и военного писателя Флавия Рената Вегеция (4 в. н.э.) в книге «Artis veterinaria, sive digistorum Mulomedicinae libri IV», где кроме заимствований из греческих иппологических сочинений, он поместил много очерков, основанных на личных наблюдениях и изучении. Он не ограничивался указанием на сходство болезней человека и животных, а действительно сравнивал их на основе данных физиологии и патологии.

У римлян, так же как и у греков, этиология и терапия инфекционных и многих незаразных заболеваний животных базировалась на суевериях- которые вели свое начало от астрологов, многие суеверные объяснения причин заболевания животных были занесены с римской колонизацией в Германию, Францию, Бельгию, а отсюда и в другие страны.

 Большое влияние на развитие ветеринарии оказал крупнейший врач Рима Гален (131-201 г н.э.). Гален обессмертил свое имя тем, что внес регламентацию в приготовление лекарств из растений. Он установил определенные весовые и объемные отношения при приготовлении настоек, экстрактов и отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений. В честь этого и в средние века и в наши дни такие лекарственные формы носят название галеновых препаратов. Гален первым ввел эксперимент в физиологию, где положил начало изучению различных систем организма. Главная заслуга Галена как врача состоит в разработке анатомии и физиологии, посредством которых он положил основание патологии.

Таким образом, развитие ветеринарии в Древнем мире происходило на фоне позитивного развития человеческого общества, в непрерывной связи с развитием общественно – экономических формаций, историей науки и культуры народов. На основе накопления знаний и опыта первых представителей медицинской и ветеринарной практики, разработки методов и средств лечения больных животных становилась народная, затем профессиональная ветеринария. К концу этого периода развития человеческого общества был обобщен уникальный опыт ветеринарной деятельности Древнего Китая, Индии, Персии, Месопотамии, Египта, Греции, Рима и на этой основе создано прогрессивное для того времени направление профессиональной ветеринарной деятельности.

Семинарское занятия

1. Возникновение зачаток научных знаний о природе у народов Древнего Востока.

2. Возникновение иероглифической письменности в Древнем Китае. Жрецы и лекари – практики. Лекарственные растения и минералы, применяемые китайскими лекарями.

3.  Знахари (бхишджи) в Древней Индии. Письменный памятник Аюрведа «Знание жизни». «Веды» - сборники бытовых, религиозных предписаний и свод законов Ману.

4. Кудесники в Персии. Первый ветеринарный врач Фрейдун. Первый международный конгресс в Джандишапире, где присутствовали медицинские и ветеринарные специалисты.

5. Борьба с заразными болезнями животных в Месопотамии. Ассиро – Вавилонские методы лечения животных. Кодекс законов Хамурапии.

6. Египетские папирусы, посвящение медицине и ветеринарии. Храмовая и жреческая ветеринария. Учебное заведение «Дом жизни»

7. Иппиаторы в Древней Греции. Аспирит, Гиерокл. Учение Гиппократа и Аристотеля.

8. Военная ветеринария в Древнем Риме. Сочинения Каптона, Варрона, Цензорина, Марона, Цельса, агронома Колумеллы. 


Глава вторая

РАЗВИТИЕ ВЕТЕРИНАРИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Развитие человечества в средние века характеризуется сменой рабовладельческого строя феодальным, созданием крупных городов, развитием различных ремесел и торговли, формированием феодальных государств. Наиболее интенсивно этот процесс происходил в Европе и Арабском мире, где одновременно с другими профессиями интенсивно развивалась ветеринария.

2.1. Развитие ветеринарии в Европе. В IV веке Европа вступила в эпоху средневековья. Создавались новые государства. Восточная римская империя трансформировалась в Византию, где формировалась новая цивилизация. Средние века характеризовались крупными эпизоотиями и эпидемиями из-за массового переселения народов с Востока на Запад с большими стадами лошадей и крупного рогатого скота, возникновением городов с большой скученностью людей и животных, теснотой и грязью, крестовых походов.

Эпидемии и эпизоотии средних веков описывались под общим наименованием «мор» (Loimos- дословно чума).

В период раннего средневековья (V - Х-Х1 вв.) чума крупного рогатого скота, сибирская язва, оспа овец и др. инфекционные болезни наносили огромный ущерб животноводству Европы, буквально опустошая целые страны. Кельтские и германские племена, победившие рабовладельческие государства Западной Европы, принесли с собой пережитки родового строя и прежде всего - натуральное хозяйство. Оно преобладало в раннем средневековья и возникающие эпизоотии нередко приводили к голодным эпидемиям. По данным Г. Турского, в Западной и Центральной Европе с 6 века непрерывно свирепствует чума крупного рогатого скота. В Греции и Италии периодически появляется заболевание, которое «не щадило ни одного существа: все стада поражались, дикие животные умирали в лесах, люди в городах и деревнях. С 801г. в пределах империи Карла 1 (Франция, Германия, Италия) свирепствовала повальная болезнь, поражавшая одновременно людей и животных. Период с 800 по 1316г. летописи большинства Европейских стран характеризуют как эпоху мрака ужасов и бедствий. За этот период зафиксировано свыше 20 тяжелейших эпизоотии, из них 5-6 среди крупного рогатого скота, 2 среди лошадей, 12 поражали различные виды скота, а 4 были губительны для животных и людей. Эпизоотии среди крупного рогатого скота длились недолго, т.к. в короткое время вызывали поголовную гибель животных.

Западная Европа в период раннего средневековья была во власти варварских племен и находилась в состоянии глубокого экономического и культурного упадка. Науке не позволено было выходить за пределы, установленные верой. Центрами средневековой медицины были университеты, в которых допускалось изучение некоторых античных авторов. В области медицины таким официальным признанным авторитетом был Гален. Кроме Галена изучались произведения Гиппократа. Эксперимент в естествознании и медицине был полностью отброшен. Вскрытие трупов было запрещено церковью. Некоторым университетам разрешалось вскрытие трупа один раз в 3-5 лет.

В учебных заведениях Европы раннего и развитого средневековья ветеринария не преподавалась. В средние века продолжалось, хотя и медленно, накопление ветеринарных знаний. Лечением домашних животных занимались знахари, пастухи, живодеры, а позже кузнецы, овчары, щталмейстеры (коновалы) и борейторы. Сведения по ветеринарии, судя по сохранившимся произведениям и документам были немногочисленные. Одно из них сочинение главного шталмейстера при дворе Фридриха 11 Джордано Руффо о лечении лошадей (1250г). Можно сказать, что это было первое в Европе руководство по ветеринарии. Джордано Руффо - превосходный практик и исследователь освободившийся от многих предрассудков своей эпохи. Его сочинения почти в течение четырех веков служило пособием по ветеринарии.

В период развитого средневековья (Х1-ХУвв) происходит рост городов, центров ремесла и торговли. Наряду с натуральным хозяйством получает развитие меновое хозяйство. Развивается торговля внутри стран и между странами. Развитие торговых отношений способствует заносу и распространению эпидемий и эпизоотии. Летописи отмечают, что в 1275г. в Англию было занесено заболевание, которое по описанию соответствует оспе овец. В результате этой эпизоотии в последующие 28 лет овцеводство в Англии было практически уничтожено. С 1301г. по 1313г. в Риме свирепствовала эпизоотия среди лошадей. Очевидцы свидетельствовали, что «больные лошади не поднимали головы, глаза у них слезились». Потери этой эпизоотии составили более 1000 лошадей. В 1411г. всю Европу охватила эпизоотия среди овец, для болезни было характерно появление лихорадки и сыпи на коже.  

Эпизоотии средних веков нередко сопровождались эпидемиями. Особую тяжелую память о себе оставила «черная смерть» - чума с присоединением к ней других болезней. Историки на основании данных летописей, церковных записей в погребальных книгах, городских хроник и других документов утверждают, что во время чумы середины XI У века многие крупные города Европы опустели.

С ХУ века в Европе стали отмечаться упадок и разложение феодализма, распад феодальных отношений и появление буржуазии. Формируется прогрессивная светская гуманитарная культура. Усиливается интерес к науке, распространяются знания, в том числе знания, полученные от античного мира, арабских и других восточных стран, пробуждается и развивается научная мысль.

Эпизоотии продолжают вспыхивать в странах Западной Европы. В Северной Италии, Франции, Англии в 1514г. гибнет скот от болезни, которую исследователи определяют как ящур. Это заболевание описывает в своей книге «О заразе и заразных заболеваниях» Джироламо Фракастро. Эта работа была им написана на основе обширных наблюдений не только над ящуром, но и рядом других «заразительных»(инфекционных) болезней. С 1515г. во Франции свирепствует чесотка овец, которая распространилась затем по всей Европе. В 1609г чума крупного рогатого скота отмечается в Центральной и Западной Европе, сначала в Богемии, а с 1610г. в Эльзасе, Саксонии, Баварии и Голландии.

Тридцатилетняя война 1618 -1649гг, заключительного этапа средневековья способствовала распространению чумы крупного рогатого скота по всей Европе. Во многих странах не осталось животных для обработки полей и перевозки грузов. В 1682 и 1683гг во Франции, а затем в Италии, Швейцарии, Германии и Польше появился ящур, который поражал и людей и животных. Доктор Дидерих, наблюдавший ящур в Германии, сделал такую запись: «Больные страдают слюнотечением, как сифилитики, в Гамбурге старухи лечат их ртутью». В 1690 -1692гг в Северной Италии было зарегистрировано заболевание овец «у которых болезнь выражалась в появлении сыпи, прыщей на шее и ногах. После нескольких дней недомогания большинство овец слепло, часть погибало от истощения».

Для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями создавали противоэпизоотические учреждения и разрабатывали особые мероприятия. В прямой связи с интересами торговли были созданы карантины (карантин дословно - сорокодневие). В ряде крупных городов были опубликованы специальные правила - регламенты, имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней. Так, в 1550 г. Филипп 1 (Франция) издал «Мандат о чесотке овец», применимый и к другим болезням. Этот документ является одним из первых регламентированных наставлений того времени. Мандатом предписывалось убивать больных овец или уводить их из данной местности. Запрещалось ввозить больных животных. Пастухи не должны были передвигаться с отарами больных животных. Необходимость предписаний мандата подтверждалась неоднократно. В 1539г во избежании заноса чумы крупного рогатого скота в Венецию и Падую, был запрещен ввоз крупного рогатого скота из Венгрии и Далмации,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.038 с.)